Реферат по предмету "Разное"


«Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Cредняя общеобразовательная школа №5 городского округа Стрежевой Томской областиИнновационный педагогический проект «Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка»авторы: О.Н.Гребенюк, учитель начальных классов, О.Н. Лешкова, учитель начальных классовконсультант: О.И. Аладко, канд. пед. наук, зам. директора по ВР Стрежевой – 2010 СОДЕРЖАНИЕ: ^ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ (I этап проекта – подготовительный. Фаза проектирования)……………………………………………... 3 Актуальность……………………………………………………………………….. 3 Аппарат педагогического проекта (противоречие, проблема, гипотеза, цель, объект, предмет, задачи)…………………………………………………………………... 4 Степень научной разработанности темы инновационного педагогического проекта «Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка»……………. 5 Методы, экспериментальная база и этапы реализации педагогического проекта………………………………………………………………………………………. 6 Инновационность и новизна данного педагогического проекта………………... 6 Анализ исходного состояния образовательной среды и социальных условий на 2007-2008 учебный год (финансовых, кадровых, инновационных, материально-технических)……………………………………………………………………………… 7 Результативность системы воспитательной работы……………………………... 10 Выводы по анализу исходного состояния………………………………………… 14 ^ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (II этап проекта – основной, технологическая фаза)………………………………………………………………… 15 2.1. Модель Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка………… 15 2.2. Управление функционированием Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка…………………………………………………………………………….. 19 2.3. Мониторинг эффективности деятельности Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка……………………………………………………………….. 20 2.4. Планирование деятельности по реализации проекта. Временной график (диаграмма Ганта)………………………………………………………………………….. 22 2.5. Баланс задач и условий реализации инновационного педагогического проекта…. 24 2.6. Перспективный план работы по реализации инновационного педагогического проекта «Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка»…………….. 27 ^ ИТОГОВЫЙ РАЗДЕЛ (III этап проекта – итоговый, рефлексивная фаза) 31 3.1. Анализ результатов деятельности по проекту……………………………………..... 31 3.2. Обобщение и распространение позитивного опыта……………………………….... 37 3.3. Оформление результатов в форме конкретной продукции…………………………. 38 ^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………. 40 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О.Н. Гребенюк Методические рекомендации классному руководителю «Изучение интересов, мотивов, потребностей и возрастных особенностей школьников, при выборе форм социально значимой деятельности»…... 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Лешкова О.Н. Программа «Межведомственный координационный Центр социальной адаптации и социально-педагогической поддержки семьи и ребенка группы риска»……………………………………………… 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Научно-практическая статья Атрашенко А.Н., Аладко О.И. «Массовое вовлечение учащихся в активную деятельность как фактор повышения их социализации»……………………………………………………………………………… 80 I этап проекта – подготовительный. (Фаза проектирования)^ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛАктуальностьСложная, стремительно меняющаяся социальная среда требует от общеобразовательного учреждения создания условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными умениями и навыками, обладающего управленческими качествами, позволяющими самоорганизовываться в этой среде, быть полноценным членом общества, гражданином своей страны. Современное образование меняется, постепенно происходит переориентация с сугубо обу­чающих (дидактических) технологий на более глубокое внимание к воспитательной работе, без организации которой невозможно эффективное развитие личности школьника. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести знания, умения, навыки, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества [21]. Одними дидактическими технологиями подобные социальные запросы семьи и личности не удовлетворить, для формирования целостного образовательного пространства (взаимосвязанного обучения, воспитания и развития) необходимо привлечение ресурсов внеурочной деятельности и воспитательной работы. Если школа не готова организовать эффективное образовательное пространство, а ребенок не умеет самоорганизовываться, противостоять негативным окружающим воздействиям, то бесцельное времяпровождение «на улице» может привести его к асоциальному поведению [19, С.77]. Нельзя не согласиться с мнением С.Т. Шацкого, который считал: худшее, что дает улица, – это «беспорядочность впечатлений, невозможность получить навыки основательно что-либо сделать… Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов любопытства и детской подражательности» [32, С.123]. Достаточно вспомнить период 1980 – 1990 годов. С разрушением системы пионерской организации и отказом школы от воспитательной работы возник вакуум, который очень быстро заполнила уличная субкультура, негативное влияние СМИ и неформальные детские объединения, что привело к резкому росту детской преступности, бродяжничеству и беспризорности. Более того, в аналитическом докладе ГосНИИ семьи и воспитания (2008) отмечается снижение социального здоровья семьи, что также приводит к безнадзорности, росту числа правонарушений среди детей [4, С.254 – 255]. Ежегодно в стране растёт число конфликтных семей, каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака. 274,8 тысяч российских семей находится в социально опасном положении, в них проживает 489,5 тысяч детей [18, С.21 – 24]. Актуальность таких проблем как: оказание социально-педагогической поддержки семьям и обучающимся; создание условий для реализации разносторонних способностей детей в режиме массовой школы очевидна, так как «если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против «улицы», против того, что ожесточает, создавая из них грозную опасность для культуры» [32, С. 126]. Возникает необходимость вовлечения все большего числа учащихся, педагогов и родителей в совместную жизнедеятельность. Одну из возможностей создания образовательного пространства, которое способно отвлечь школьников от асоциальных воздействий, мы видим в массовом их вовлечении во внеурочную социально значимую деятельность через организацию новой структурной единицы в воспитательной системе школы – Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка. И.М. Реморенко в докладе «Образование и развитие инновационной экономики», который был заслушан на коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации второго сентября 2008 года одними из основных направлений внедрения современной модели развития образования до 2012 года выделил: социализацию, массовое повышение квалификации управленцев и учителей, «восстановление в правах внеклассной и внешкольной воспитательной работы», более пристальное внимание к вопросам организации практикоориентированной системы дополнительного образования. Рассмотрение возможных форм массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность позволяет выделить наиболее используемые в практике общеобразовательных школ организационные формы внеурочной деятельности школьников, такие как ученическое самоуправление, детская общественная организация, клубы, кружки, секции дополнительного образования и массовые внеурочные мероприятия годового круга школьных дел, с помощью которых каждый ребенок в процессе социально значимой деятельности может овладеть набором компетентностей, знаний, умений, навыков в области социализации, самоуправления, самореализации, наиболее полно развить свои способности и таланты. Возникает необходимость создания в общеобразовательном учреждении такого Центра, который поможет ребёнку выявить и реализовать свои способности и таланты, раскрыть творческий, лидерский потенциал, научится умело управлять своей жизнью, сформирует активную гражданскую позицию. Данный проект разработан и реализуется в рамках ^ Программы развития МОУ СОШ №5 «Школа развития личности», основой которой является «социализация образовательного процесса» – комплекс действий, направленных на включение молодого поколения в социальную жизнь, формирование актуальных компетентностей для успешной адаптации в современном социуме. Эти параметры социализации определили направления инновационной образовательной программы МОУ СОШ № 5, модели и механизмы её реализации и, в конечном итоге, миссию школы. Миссия МОУ СОШ № 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!» Проект направлен на организацию в школе структуры, вовлекающей школьников, педагогов и родителей во внеурочную социально значимую деятельность. Под социально значимой деятельностью мы понимаем: 1) общественно полезную деятельность; 2) активную деятельность, направленную на приобретение опыта социализации, социальных компетентностей, знаний, умений, навыков (предметных, коммуникативных, познавательных, творческих и пр.). ^ Научный аппарат инновационного педагогического проекта В воспитательных системах многих российских общеобразовательных школ нами обнаружены следующие противоречия: между необходимостью занятости всех школьников во внеурочное время социально значимой деятельностью и незначительным количеством школьников, вовлеченных в такую деятельность в практике общеобразовательных учреждений; между необходимостью формировать в школе единую образовательную среду и разрозненностью структурных элементов учебно-воспитательной системы: школьное самоуправление, дополнительное образование и др. структуры существуют отдельно друг от друга, в лучшем случае пересекаясь при подготовке традиционных мероприятий.Поиск разрешения данных противоречий позволил сформулировать основную проблему инновационного педагогического проекта: каковы пути совершенствования структуры воспитательной системы школы? Предлагаемый вариант решения проблемы заключается в создании нового структурного элемента в воспитательной системе школы, позволяющего организовать процесс вовлечения большого количества обучающихся во внеурочную социально значимую деятельность. Такой структурой может стать Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка. Необходимость решения данной проблемы определила тему инновационного педагогического проекта «Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка». ^ Цель проекта: разработка, внедрение и экспериментальная проверка модели Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка в условиях общеобразовательного учреждения. Объектом стал воспитательный процесс в общеобразовательной школе.^ Предметом проектного исследования является структура воспитательной системы школы. Гипотеза проекта заключается в том, что Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка будет эффективной частью структуры воспитательной системы школы если: содержание деятельности Центра позволит создать единое, интегрированное поле социально-значимой деятельности для детей, педагогов и родителей общеобразовательного учреждения и будет способствовать обеспечению всех школьников внеурочной социально значимой деятельностью; 2) школой будут получены такие образовательные результаты как: успешность и социальная устойчивость ребенка; высокий уровень социализации; уменьшение количества детей «группы риска»; высокий уровень мотивации к социально значимой деятельности; высокий уровень освоения социальных компетентностей. ^ Задачи инновационного педагогического проекта Проанализировать научно-методическую литературу, передовой педагогический опыт по организации социально значимой деятельности школьников, по созданию структуры, подобной Центру социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка. Проанализировать исходное состояние ресурсов и условий МОУ СОШ №5, необходимых для реализации инновационного педагогического проекта. Спланировать деятельность по реализации проекта. Разработать модель Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка. Экспериментально проверить эффективность модели Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка. Представить и обобщить результаты деятельности по проекту. Опубликовать опыт реализации инновационного педагогического проекта.Степень научной разработанности темы инновационного педагогического проекта «Центр социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка» Процесс инновационного педагогического проектирования не может осуществляться без преемственной опоры на прошлый педагогический опыт, на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного и зарубежного образования и педагогической мысли. В основу проекта легли концептуальные положения воспитания и педагогической поддержки личности ребенка С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, В.М. Коротова, Н.Е. Щурковой, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.Н. Тубельского. По изучению возрастных особенностей, интересов, потребностей школьников и принципов деятельностного подхода к изучению психики человека, резервных возможностей личности и раннего развития школьников мы опирались на психолого-педагогические концепции развития личности Л.С. Выготского, Г.С.Абрамовой, A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, А.В. Мудрика, Р.С. Немова, С.И. Поздеевой, А.А.Вострикова. По вопросам построения, управления воспитательной системой, использования методов моделирования, мы обращались к работам Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Л.И. Маленковой, В.А. Караковского, А.С. Прутченкова, В.И. Бочкарева, В.А. Дмитриенко, А.Н. Атрашенко, Д.В. Рогаткина, В.К. Загвоздкина, Г.И. Прозументовой. Также мы обращались к теории социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой. При подготовке проекта мы использовали теории управления и системный подход разработанные А.И. Уемовым, И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, М.М. Поташником, В.С. Лазаревым, В.А. Дмитриенко, А.М. Моисеевым, А.Н. Атрашенко, М.Л. Портновым. На основе анализа теоретических источников мы пришли к выводу о том, что проблема массового участия школьников во внеурочной социально значимой деятельности освещена недостаточно и пока не стала предметом всестороннего исследования ученых. ^ Методы, экспериментальная база и этапы реализации педагогического проектаМетоды исследования определялись целью проекта, решением теоретических и практических задач и включали в себя теоретический анализ предмета и проблемы проектного исследования на основе педагогической, социологической, психологической, управленческой и философской литературы; анализ передового и массового педагогического опыта, моделирование. Использовались частные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы; методы изучения предпочтений: ранжирование, бальные оценки; документы официальной отчетности, экспериментальная работа.^ Экспериментальной базой исследования выступила МОУ СОШ №5. Всего в эксперименте приняли участие 1256 обучающихся 1 – 11 классов, 70 педагогов. Исследование осуществляется в период с 2007 г. по 2010 г. в несколько этапов. ^ Первый этап: с 2007 г. по 2008 г. – анализ литературы, изучение теоретического и практического опыта по построению и внедрению различных воспитательных систем в общеобразовательное пространство, формирование эксперимента на уровне идеи. Определены цель, объект, предмет, сформулирована рабочая гипотеза, определены задачи, выбраны методы педагогического исследования и реализации проекта. ^ Второй этап: основной, с 2008 г. по 2009 г. включает в себя период разработки и построения модели Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка, проведение экспериментальной работы. Распространение опыта через публикации, выступления на городских, областных, всероссийских конференциях. ^ Третий этап: итоговый, с 2009 г. по 2010 г. – анализ полученных данных, распространение опыта экспериментальной работы, обработка и оформление результатов исследования, выводов в третью часть проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта. ^ Инновационность и новизна данного педагогического проекта Разработан авторский вариант модели Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка, суть которого заключается в организации внеурочной занятости школьников социально значимой (полезной) деятельностью. В деятельности Центра применяются инновационные интерактивные воспитательные технологии. На основе деятельностного подхода специалистами Центра совмещены две технологии: технология совместной деятельности и технология проектной деятельности, в следствии такой интеграции получилась новая воспитательная технология активного воспитания – технология совместной проектной деятельности. ^ Анализ исходного состояния образовательной среды и социальных условий на 2007-2008 учебный годМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 городского округа Стрежевой (далее – МОУ СОШ №5) за 19 лет функционирования и развития достигла значительных успехов и образовательных результатов. Мы открыто делимся накопленным опытом, оформляем и распространяем опыт, печатая сборники и издаваясь в периодической печати. ^ Статистические показатели Таблица 1 Количество обучающихся 1259 человек Количество учителей из них совместителей 81 человек11 человек Затраты общего бюджета (включая доходы от оказания платных образовательных услуг и благотворительную помощь) на 1 учащегося за прошедший финансовый год (в рублях) 31 489 рублей Количество учеников, охваченных бесплатным или дотированным обедом на момент заполнения анкеты (в процентах) 47 чел. (3,73%) Средняя зарплата учителя без учета управленческого и вспомогательного персонала за прошедший финансовый год (в рублях) 17 548 рублей Количество учебной литературы в фонде библиотеки на 1 ученика 17,9 учебника на 1 ученика Количество компьютеров на 1 ученика на момент заполнения анкеты (в штуках) 0,038 Количество компьютеров, подключенных к интернету (в процентах) 57,6% Количество компьютеров в двух локальных сетях (в процентах) 86,4 % Количество учеников, занятых всеми формами дополнительного образования (в процентах) 89 % Средний возраст педагогического коллектива 43 года ^ Краткая характеристика контингента и микрорайона Макросоциум микрорайона, в котором расположена школа, благоприятен для развития каждого учащегося и выполнения социального заказа школой. В пределах шаговой доступности от школы находятся Центр экологического воспитания детей, Центр дополнительного образования детей, Детская школа искусств, спортивно-оздоровительный комплекс «Нефтяник». Более 70 % родителей учащихся имеют высшее и среднее специальное образование, ниже среднего – 1%. Полные семьи составляют 76% от общего числа. На 44% по сравнению с 2003 годом сократилось число малообеспеченных семей. Национальный состав обучающихся школы: 70,5% - русские, 11% - татары и башкиры, 7% - украинцы, 3 % - белорусы, 8,5 % - азербайджанцы, чеченцы, абхазы, телеуты, ханты, поляки, немцы и … – представители 25 национальностей. ^ Социальный паспорт МОУ СОШ № 5 за 2007-2008 учебный год Всего обучающихся в школе – 1259, из них обучается: в 1 – 4 классах – 415 человек; в 5 – 9 классах – 601 человек; в 10 – 11 классах – 243 человека. Таблица 2 № Категории Всего семей Детей в школе 1 Многодетные полные (3 и больше детей) 124 484 2 Многодетные неполные(3 и больше детей) 21 68 3 Малообеспеченные семьи (по питанию) 40 42 4 Неблагополучные семьи, состоящие на школьном учете 6 9 5 Неблагополучные семьи, состоящие на учете в КЦСОН, КДН и ЗП, ОДН 4 5 6 Опекаемые дети 13 14 7 Дети, состоящие на внутришкольном учете 21 8 Дети, состоящие на учете в ОДН 4 9 Дети, состоящие на учете в КДН 7 В школе сложилась целостная система социально-психологического взаимодействия. Стиль отношений направлен на создание атмосферы успешности, личностного роста и творческого развития участников учебно-воспитательного процесса. В МОУ СОШ №5 постоянно проводятся опросы общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни через анкетирование учащихся, родителей, педагогов. В сентябре, апреле проведены Дни открытых дверей для родителей, в сентябре директор школы выступала с отчётом об итогах прошедшего учебного года перед родительской общественностью. Для успешного решения задач учебно-воспитательного процесса в управление школьной жизнью включены все участники образовательного процесса: учащиеся (Школьная Дума, Совет детской общественной организации «Пилигрим», Совет детской общественной организации «Фантазия»), родители (общешкольный родительский комитет, родительские комитеты классов), педагоги (Педагогический совет, Методический совет, Профсоюзный комитет). Создан и работает Совет школы, в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители, представители общественности. ^ Финансовые ресурсы Основным источником финансирования школы являются средства регионального и муниципального бюджетов. За 2007 на функционирование и развитие МОУ СОШ №5 было израсходовано 27 202 000 рублей из регионального и 9 321 600 рублей из муниципального бюджетов. Для привлечения дополнительных денежных средств учителя нашей школы оказывают платные образовательные услуги: обучение водителей категорий «В», «ВС» для населения; учебные комплексные группы; пользователь персонального компьютера для обучающихся начальных классов; предметный курс сверх учебной программы; школа раннего развития; английский язык для обучающихся начальных классов; английский язык «+»; пользователь персонального компьютера с изучением программ Windows, Excel и др.; организация и проведение открытой региональной межвузовской олимпиады; организация и проведение дискотек для обучающихся; развитие творческих способностей; группы продлённого дня. Также школа предоставляет в аренду недвижимое муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении. ^ Кадровые ресурсы В штат школы входят: Административный персонал - 9 ставок: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 6 ставок, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, заведующий библиотекой;Педагогический персонал – 103,3 ставки: учитель – 90,8 ставок,(1 педагог на 13 обучающихся), педагог дополнительного образования – 2,5 ставки, педагог-психолог – 2,5 ставки, тренер-преподаватель – 3,5 ставки, мастер производственного обучения – 1 ставка, учитель-логопед – 1 ставка, педагог-организатор – 1 ставка, преподаватель – 1 ставка;Учебно-вспомогательный персонал – 7 ставок: секретарь учебной части, библиотекарь, ведущий инженер по ОТ и ТБ, ведущий электроник, заведующий видеозала, лаборант; Хозяйственный отдел – 54,9 ставки: заведующий столовой, буфетчик, грузчик, водитель, экспедитор, уборщик территорий, повар – 5 ставок, кондитер – 2 ставки, мойщик посуды – 4 ставки, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий – 2,5 ставки, дежурный – 3 ставки, уборщик помещений – 29,4 ставки, сторож – 3 ставки.Квалификация. Высшую квалификационную категорию имеют 17 педагогов (24,3%), I категорию – 20 педагогов (28,6%), II категорию – 21 педагог (30,0%), без категории – 12 человек (17,1%). Награды: Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени – 1 человек, Нагрудный знак «Отличник народного образования» – 6 человек, Нагрудный знак «Почётный работник общего образования» – 7 человек, Грамота Министерства образования и науки РФ – 9 человек.Инновационные ресурсы Одним из ключевых направлений Программы развития школы является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно-ориентированных средствах обучения и воспитания (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ). Модели и механизмы реализации данного направления таковы: апробация методик, основанных на проблемно-диалогическом подходе к обучению (экспериментальная работа в рамках внедренческой площадки «Школа-2100»); внедрение метода проектов в учебно-воспитательный процесс, развитие поисковых форм внеурочной деятельности (исследовательская, проектная, диагностическая работа в рамках творческой группы педагогов и кафедры инновационных методов обучения и воспитания); освоение интерактивных технологий обучения и воспитания (технологии игрового моделирования, «кейс-стади», модерации, творческих мастерских); развитие информационно-коммуникативных технологий обучения (создание авторских программных продуктов); апробация технологии портфолио (исследовательская, диагностическая работа в рамках школьной творческой группы педагогов и кафедры инновационных методов обучения). МОУ СОШ №5 является лидером по многим инновационным направлениям в г. Стрежевой. С 2005 года школа – экспериментальная площадка ИРОС РАО первой модели. В 2006 году деятельность школы проходила в рамках Комплексной программы РАО «Научное обеспечение стабилизации развития образования Сибири, Дальнего Востока и Севера» и была включена в экспериментальную часть темы «Теоретико-методологические основания управления и самоуправления в общеобразовательной школе». В 2007 году школа стала победителем Всероссийского конкурса лучших образовательных учреждений в рамках ПНПО. ^ Материально-технические ресурсы На 63,6 % учебные кабинеты оснащены новой мебелью. Технические средства обеспечения деятельности школы, имеющиеся в наличии: 51 компьютер, 21 принтер, 8 ксероксов, 6 сканеров, 7 мультимедийных проекторов, 25 ноутбуков, 3 цифровые видеокамеры, 25 телевизоров, 16 видеомагнитофонов, 9 DVD плейеров, 23 магнитофона, 5 интерактивных досок. В кабинетах информатики 30 рабочих мест ученика. Школьные помещения: общая площадь всех помещений – 9 687,8 кв. м. Количество учебных кабинетов - 44, из них: 1 кабинет химии, 1 кабинет биологии, 2 кабинета физики, 5 кабинетов английского языка, 3 кабинета информатики, 1 кабинет логопеда, 1 кабинет музыки, а так же - 2 кабинета социально-психологической службы, столовая на 120 мест, 3 спортивных зала, танцевальный класс, тренажерный зал, библиотека, швейный цех, кабинет кулинарии, токарный, столярный, слесарный цеха, автокласс, гараж, медицинский и стоматологический кабинеты, кабинет, оснащенный компьютерами и копировальной техникой, 5 кабинетов оборудованы интерактивными досками, комната Воинской Славы, музей Истории школы.^ Результативность системы воспитательной работы Высокие результаты воспитательной работы позволяет получать четко выстроенная структура воспитательной системы. Воспитательная система МОУ СОШ №5 имеет все условия и широкий спектр возможностей развития интересов и способностей ребенка (см. рисунок 1).Рис. 1. Структура воспитательной системы МОУ СОШ №5 Все подсистемы взаимосвязаны между собой, построены на преемственности и учете возрастных особенностей, данная целостность и позволяет создавать все необходимые условия и возможности для разностороннего развития обучающихся. ^ З 90% -доля конкурсов с призовыми местами, 40%-доля конкурсов с дипломами победителейадачи воспитательной системы в МОУ СОШ №5 реализуются через деятельность детских общественных организаций (ДОО) «Фантазия», «Пилигрим», демократической республики «Атлантида» и широкой сети разнообразных форм дополнительного образования. Внутришкольные мероприятия. В рамках гражданско-патриотическое направления воспитательной работы в школе были проведены 7 крупных мероприятий («рыцарский турнир», конкурс стихов о войне, смотр строя и песни, встреча с ветеранами, игра «Защита», экскурсии в комнату Воинской и трудовой славы, музей истории школы), задействовано – 89,7% обучающихся. В рамках экологического направления - Праздник «Земля – наш дом, месячник «Мир вокруг нас», задействовано – 77,6% обучающихся. Мероприятия эстетической направленности были самыми массовыми (ярмарка «Осенняя лужайка», театральный конкурс «Сказочный город», «Мисс Дюймовочка», «Хозяюшки», выставка декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп», Фестиваль национальных культур «Радуга», «Школьная звезда»), задействовано – 92,3% обучающихся. В рамках спортивно-оздоровительного направления проходили: весёлые старты «Город Чистюль», День здоровья «Стрежевой спортивный», месячник «Мы за здоровый образ жизни», конкурс «Наш стиль жизни», конкурс социальных реклам, Пилигрим – Олимп, городские соревнования по баскетболу (1 место), волейболу (1 место), футболу (3 место), лыжным гонкам (2 место), легкой атлетике (1место), лапте (1 место), Президентские состязания (7 кл.- 2 место; 5 кл.- 1 место). Задействовано – 90,6% обучающихся. В рамках социально-педагогического направления: «Остров З^ II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (II этап проекта – основной, технологическая фаза)2.1. Модель Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнкаЕсли декомпозировать систему образования школы на две составляющие: подсистему обучения и подсистему воспитания, то обнаруживается противоречие, вносящее дисбаланс в целостность и гармонию образовательного процесса: в реальности получится, что количество школьников, включенных в процесс воспитания и социализации меньше количества школьников, включенных в процесс обучения (см. рисунок 2). То есть для большого количества учеников «целостность образовательного процесса нарушается, для них воспитывающая компонента в значительной степени урезана или имеет отрицательный вектор... В лучшем случае их внеурочное времяпровождение неэффективно, и в результате наблюдается низкая социализация, инфантильность» [3, С. 38-48].Рис 2. Внеурочная деятельность в общеобразовательном учрежденииВ практике общеобразовательных учреждений внеурочная деятельность выстраивается на основе следующих форм социализации школьников: ученическое самоуправление, детские общественные организации, клубы, кружки, секции дополнительного образования, массовые внеурочные мероприятия. Дисбаланс в целостность образовательного процесса вносит разрозненность данных форм социально значимой деятельности или отсутствие той или иной формы (например, детская общественная организация в школе явление редкое). По отдельности каждая форма вовлекает во внеурочную деятельность сравнительно небольшое количество школьников. Разрешить вышеуказанное противоречие позволяет модель Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка, включающая в себя следующие компоненты: цели и задачи; принципы; функции системы; деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъекты-объекты деятельности; содержание – традиционные и инновационные методы и технологии; условия (образовательная среда и окружающий социум, ресурсы, культура управления и взаимоотношений, психологический климат, традиции и престиж образовательного учреждения); управление, обеспечивающее эффективное функционирование Центра. Центр создается на следующих принципах: принцип целостности образования; принцип сотрудничества; культивирование субъектного обучения через деятельностный подход; принцип развивающего обучения; принцип выбора форм образования, обеспечивающих самостоятельность и творчество; принцип разновозрастного единства учащихся; принцип самоуправляемости школы. Эффективность данной модели Центра обеспечивают следующие функции воспитательной системы [33, С. 5–10]: развивающая – система поддерживает любые положительные изменения, происходящие с её элементами, компонентами, подсистемами; регулирующая – система способна регулировать, систематизировать и управлять педагогическим процессом; защитная – система дает комфорт и безопасность, «среду, искусственно очищенную от социальных катаклизмов»; своим воздействием система противостоит негативному влиянию СМИ, вытесняет недостатки стихийного уличного общения, родительской некомпетентности в вопросах воспитания детей; интегрирующая – система состоит из множества отдельных частей органично взаимосвязанных между собой. Школой создаётся такое количество «мест» социально значимой деятельности, участия в постоянных мероприятиях, которое позволяет включить всех учеников школы в такую деятельность. Дальнейшая задача педагогического коллектива состоит в поддержании функционирования и открытости системы и её связей с постоянно изменяющейся внешней и внутренней средой [22, С. 129–132]. Предполагаемый качественный результат функционирования Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнка: 1) качественное изменение содержательной части образовательного процесса во внеурочное время (внедрение новых программ, методик, технологий, в том числе инновационных и авторских); 2) возможности и условия для 100% вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность; 3) сокращение количества детей «группы риска»; 4) высокая мотивация развития в себе способностей к разного рода активной деятельности: управленческой, спортивной, творческой, лидерской, прикладной и другой у каждого участника образовательного процесса (ученика и учителя).^ 2.1.1. Основные направления деятельности Центра социально-педагогической поддержки семьи и ребёнкаДля обучающихся: помощь в выборе интересной им социально значимой деятельности среди широкого спектра предлагаемых форм; целенаправленный комплекс мер, усилий, прилагаемых Центром, совместно с классными руководителями и родителями для того, чтобы все ее ученики были заняты полезной деятельностью во внеурочное время; банк информации о школьной и городской системах дополнительного образования; диагностическая помощь школьникам в выявлении интересов, способностей к определённому роду деятельности; организация и проведение социально знач


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.