Реферат по предмету "Разное"


«Теория, методика и практика социальной работы»

Министерство общего и профессионального образования свердловской областиСвердловский областной педагогический колледжТеория, методика и практика социальной работыдля специальности 04010152 «Социальная работа»Повышенный уровень обученияЕкатеринбург2008Пояснительная запискаНепременным условием и важным фактором развития социального работника - профессионала является глубокое изучение теории и методики социальной работы. Предлагаемый курс «Теория, методика и практика социальной работы» охватывает широкий круг проблем как теории, так и практики социальной работы: закономерности и принципы; философоантропологические и нравственно – гуманистические основы социальной работы, основные современные концепции и модели социальной работы; Для этого предмета характерны также актуальные проблемы социальной работы: социальная защита семьи и детей; социальные технологии: диагностика и терапия взаимоотношений в обществе; технологии надзора и профилактики в социальной работе, профилактика девиантного поведения; организация и финансирование социальной работы. Интерес представляет также изучение исторических аспектов развития социальной работы в России и за рубежом: обеспечение преемственности отечественной традиции взаимопомощи, определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. Сегодня идёт критическая переоценка ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей. Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб. В современном обществе активно развивается такая отрасль деятельности как социальная защита населения, в том числе инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для её организации и проведения. Эти обстоятельства вызывают к жизни острую потребность технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условие систематизации практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студенческой скамье. Программа курса учебной дисциплины «Теория, методика и практика социальной работы» предназначена для студентов педагогических колледжей по специальности 04010152 «Социальная работа».^ Цель курса: Формирование у студентов системы знаний о способах и средствах и качественного преобразования объектов социальной работы.Задачи курса:- овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятии;- развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;-формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях. По структуре программа имеет 5 разделов. Первый раздел «Теория социальной работы» - имеет девять тем, раскрывающих сущность понятия «социальная работа», основные тенденции и проблемы социальной политики государства, современные концепции и модели социальной работы, профессиональную деятельность специалиста по социальной работе. Второй раздел «Основные направления социальной работы» включает в себя пять тем о работе с различными группами населения: с семьёй и детьми, с молодёжью, с престарелыми и одинокими, с лицами без определённого места жительства, с безработными и мигрантами. Раздел третий «Методы социальной работы» имеет девять тем и рассматривает такие методы как организационно – распределительные, социальной терапии, медико – социальные, педагогические и психологические методы в социальной работе. Четвёртый раздел «Общие технологии социальной работы» учитывает накопленный обществом опыт по технологизации социальной работы. Содержанием этого раздела стали технологии социальной диагностики, методики социальной адаптации, технологии социальной реабилитации, опеки и попечительства, технологии консультирования и посредничества. Пятый раздел рассматривает социальный опыт и практику социальной работы в России и за рубежом в её историческом развитии. Курс рассчитан на 260 часов и реализуется в лекционных, практических и семинарских занятиях и самостоятельной работе студентов. Программа учебной дисциплины «Теория, методика и практика социальной работы» составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 04010152 «Социальная работа», а также Регионального компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области, где установлены нормативные требования освоения выпускниками следующих ключевых компетенций: - работа с профессионально – ориентированной информацией; - организация профессиональных коммуникаций; - решение профессиональных проблем; -проектирование профессиональной карьеры; - осуществление социально – профессионального саморазвития.^ Тематический план Содержание предмета Общеекол-во Лекции Практ. Сам.раб. ВведениеПредмет, задачи курса и его основные понятия 2 Раздел 1. Теория социальной работы 36 18 12 6 Тема 1.1.Социальная работа как феномен современного мира. 2 2 Тема 1.2. Социальная политика государства в Российской федерации 2 2 Тема 1.3.Основные современные концепции и модели социальной работы. 2 2 - Тема 1.4.Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России. 2 2 2 Тема 1.5.Современные тенденции развития опыта социальной работы за рубежом. 2 2 - Тема 1.6.Категории теории социальной работы. 2 2 - Тема 1.7. Социальная работа в системе общественных наук 2 - - Тема 1.8.Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности 2 2 - Тема 1.9. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника 2 2 - Раздел 11.Основные направления социальной работы. 32 18 10 4 Тема 2.1 Социальная работа с семьёй. 4 2 - Тема 2.2.Социальная работа с молодёжью. 4 2 - Тема 2.3. Социальная работа с престарелыми и одинокими людьми. 2 2 - Тема 2.4. Социальная работа с безработными. 4 2 2 Тема 2.5. Социальная работа с мигрантами. 4 2 2 Раздел 111.Основные методы социальной работы. 58 26 20 12 Тема 3.1. Методы в социальной работе и их классификацияТема 3.2.Организационно – распорядительные методы в социальной работеТема 3.3.Социальная терапия и методы её осуществления.Тема 3.4. Коммуникативная техника в социальной работе. 2222 2222 --22 Тема 3.5. Правовой инструмент в социальной работе 4 2 2 Тема 3.6. Медико – социальные методы в социальной работе. 4 2 2 Тема 3.7. Социально – психологические методы в социальной работе 4 2 2 Тема 3.8.Педагогические методы в социальной работе 4 2 2 Тема 3.9.Условия успешности выбора методов социальной работы 2 4 - ^ Содержание предмета Общеекол-во Лекции Практ.зан. Сам.раб Раздел1V.Общие технологии социальной работы. 96 48 34 14 Тема 4.1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологийТема 4.2.Типология социальных технологий Тема 4.3. Социальная диагностика в социальной работе. 224 222 --2 Тема 4.4. Адаптационные процессы в социальной работе и методика их регулирования.Тема 4.5.Технология социальной работы по регулированию адаптационных процессов. 42 22 -- Тема 4.6. Социальная реабилитация в социальной работе 4 4 2 Тема 4.7. Социальная опека и попечительство 4 4 2 Тема 4.8. Социальное консультирование 6 4 2 Тема 4.9. Психотехника в социальной работе 6 4 - Тема 4.10. Социальное прогнозирование, проектирование и исследование 6 4 2 Тема 4.11. Инновации в социальной работеТема 4.12. Технологии консультирования и посредничества. 44 22 22 Раздел V.Практика социальной работы в России. 38 16 16 6 Тема 5.1.История Российского милосердия 2 2 2 Тема 5.2.Эволюция государственного строя и изменение характера благотворительности 2 2 - Тема 5.3.Становление системы государственного призрения и обеспечения в России во второй половине XV111 – первой половинеx1xв. 2 2 - Тема 5.4.Либеральные реформы 60 – 70-хX!X в. и развитие системы призрения в России. 2 2 - Тема 5.5. Социальная помощь в России начала XXв. (до 1917г.). 2 2 2 Тема 5.6.Развитие социальной помощи в России в период становления новой общественной системы.(февраль 1917 – первая половина 1940-хгг.). 2 2 - Тема 5.7. Социальная политика и социальная работа во второй половине 1940 – х – первой половине 1980 – гг.). 2 2 - Тема 5.8.Развитие социальной работы в современных условиях (вторая половина 1980 – х – начало XX1в.). 2 2 2 И Т О Г О 260 126 92 42 Содержание программыВведение.Предмет, задачи курса, его основные понятия Современные подходы к пониманию сущности социальной работы.Раздел 1. Теория социальной работы.Тема 1.1. Социальная работа как феномен современного мира. Теория и методика социальной работы как наука и учебная дисциплина. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества. Основные понятия курса.^ Тема 1.2.Социальная политика в Российской Федерации. Специфика современного российского государства как основного социального института общества. Основные направления социальной Российского государства. Понятия: право, справедливость, равенство, неравенство. Основные задачи социальной политики современного государства.^ Тема 1.3. Основные современные концепции и модели социальной работы. Основные группы теорий: психолого – ориентированные; социально – ориентированные; комплексно – ориентированные.»Модель жизни»экологической теории. Социально – радикальная модель. Марксистская модель. Психолого – ориентированные социальные модели. Экзистенциальная модель. Гуманистическая модель. Комплексно – ориентированные теории социальной работы.^ Тема 1.4. Основные проблемы и тенденции развития социальной работы в России. Социально – философские проблемы социальной работы. Теория систем как методология социальной работы.Систмнй подход и системный анализ в социальной работе. ^ Тема 1.5. Современные тенденции развития опыта социальной работы за рубежом. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы. Социальная работа в США. Развитие социальной работы в Германии. Социальная работа в Норвегии. Система социального обеспечения в Исландии.Тема 1.6. Категории теории социальной работы. Категории и закономерности социальной работы. Сущность социальной работы как принципиально нового вида помощи. Основные принципы социальной работы.Тема 1.7. Социальная работа в системе общественных наук. Взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными ) системами. Социальная работа как вид деятельности и социальной системы Социальная работа как наука..^ Тема 1.8. Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности. Профессиограмма специалиста по социальной работе. Профессиональные функции специалиста по социальной работе. Субъект и объект социальной работы.^ Тема 1.9. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника. Личностная проблема, её истоки, субъективный характер.Виды личностных проблем. Изменения личностной ситуации клиента социальной службы. Клиент как объект познания.Раздел 11. Основные направления социальной работы.Тема 2.1. Социальная работа с семьёй. Семья как объект социальной работы. Функции семьи в различных средах деятельности. Сущность и содержание социальной работы с семьёй. Особенности социальной работы с разными категориями семей.^ Тема 2.2. Социальная работа с молодёжью. Положение молодёжи в обществе. Молодёжь как особая социально – демографическая группа общества. Содержание социальной работы с молодёжью.Нормативно – правовая основа социальной работы с молодёжью. Структура и задачи социальной работы с молодёжью.^ Тема 2.3. Социальная работа с престарелыми и одинокими людьми. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей. Пожилой человек в семье. Медико – социальная реабилитация пожилых людей. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей. Социальное попечительство пожилых людей.Тема 2.4. Социальная работа с безработными. Социально – экономическая сущность безработицы в условиях рыночной экономики. Виды и формы безработицы. Методы и формы безработицы.Тема 2.5. Социальная работа с мигрантами. Сущность современных миграционных процессов. Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам. Социальная помощь переселенцам с Севера и приравненных к нему территорий.Раздел 111.Основные методы социальной работы.Тема 3.1. Методы в социальной работе и их классификация. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы. Понятие «метод» Классификация социальных методов, их единство и многообразие в социальной работе. Интегративный характер методов социальной работы. Социальные технологии. Соотношение методов и принципов социальной работы.^ Тема 3.2. Организационно – распорядительные методы социальной работы. Сущность управления в социальной работе. Характеристика основных методов управления. Роль методов управления в социальной работе.Тема 3.3. Социальная терапия и методы её осуществления. Сущность и содержание социальной терапии. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе.Тема 3.4. Коммуникативная техника в социальной работе. Коммуникативная техника – основа профессиональной деятельности Техника вербальной и невербальной коммуникации.Тема 3.5. Правовой инструмент в социальной работе. Государственно – правовые основы социальной работы. Социальная работа как показатель развития правового социального государства. Основные направления государственно – правовой поддержки социальной работы. Основные направления развития законодательно – правовой базы социальной работы^ Тема3.6. Медико – социальные методы в социальной работе. Медико – психологические методы социальной работы Санитарно – гигиенические методы и их взаимосвязь. Социально – медицинские услуги населению. Социально – медицинские аспекты социальной работы. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы.^ Тема 3.7. Социально – психологические методы в социальной работе. Функции психологии в социальной работе и психологическая модель социализации личности. Психологическое обеспечение социальной работы. Система психологического знания в социальной работе. Психологические методы социальной работы. Сущность и содержание психологических методов социальной работы. Классификация психологических методов.^ Тема 3.8. Педагогические методы в социальной работе. Роль педагогики в социальной работе. Педагогические принципы в социальной работе. Педагогическое содержание социальной работы. Педагогические методы решения задач социальной работы. Сущность и классификация педагогических методов в социальной работе. Характеристика педагогических методов. Условия успешности выбора и использования педагогических методов в социальной работе. Педагогические пути и средства социального развития личности. Педагогическое мастерство социального работника.^ Тема 3.9. Условия успешности выбора методов социальной работы. Необходимость учёта целей, задач и характера деятельности. Учёт возрастных особенностей клиента. Анализ условий, в которых специалист реализует те или иные методы. Умение специалиста предвидеть результаты воздействия разноплановых методов. ^ Раздел 1V.Общие технологии социальной работы.Тема 4.1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий. Сущность и структура технологического процесса. Содержание технологического процесса.Тема 4.2.Типология социальных технологий. Многообразие социальных технологий. Классификация социальных технологий. Целеполагание и его место в социальной технологии.Тема 4.3. Социальная диагностика в социальной работе. Цели, этапы и способы проведения социальной диагностики. Сущность и характеристики социальной диагностики. Социально – диагностические методы в социальной работе.^ Тема 4.4.Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования. Сущность и содержание социальной адаптации в социальной работе. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Особенности социальной адаптации клиентов в учреждениях социального обслуживания.^ Тема 4.5. Социальная реабилитация в социальной работе. Сущность социальной реабилитации. Особенности проведения социально – средовой ориентации и социально- бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения.^ Тема 4.6. Социальная опека и попечительство. Сущность социальной опеки и попечительства. Технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетним. Технология усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Технология установления опеки и попечительства относительно совершеннолетних граждан.^ Тема 4.7Т. Социальное консультирование. Консультирование как метод социальной помощи. Особенности консультирования в социальной работе. Процесс консультирования. Технологии социального консультирования в социальной работе. Профессионально значимые качества и умения специалиста по социальной работе, определяющие эффективность консультирования.^ Тема 4.8. Психотехника в социальной работе. Принципы применения психотехнологий в социальной работе. Конструирование психосоциальных технологий. Оценка эффективности психотехнологий в социальной работе.Тема 4.9. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование Основы прогнозирования в социальной работе. Сущность социального проектирования. Сущность, виды и функции моделй и моделирования.Тема 4.10. Инновации в социальной работе. Общее понятие об инновации. Характеристика инновационного процесса. Этапы инновационного процессРаздел V. Практика социальной работы в России.Тема 5.1.История Российского милосердия. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племён как отражение общинных принципов жизнедеятельности. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах. Церковно – монастырская система благотворительности Идеи милосердия в переводной литературе и первых древнерусских сборниках. «Теория милосердия» в подходах древнерусских книжников.^ Тема 5.2. Эволюция государственного строя и изменение характера благотворительности. Церковно – монастырская система благотворительности. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности.Тема 5.3. Становление системы государственного призрения и обеспечения в России во второй половине XV111 – первой половине X1Xв. Становление и развитие системы общественного и частного призрения в Российском государстве. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению.^ Тема 5.4. Либеральные реформы 60 – 70 –х X1Xстолетия и развитие системы призрения в России. Влияние российских реформ на развитие государственного, общественного и частного призрения. Развитие теоретических подходов к общественному и частному призрению на рубеже X1X – XXв.в.^ Тема 5. 5. Социальная помощь в России начала XX века (до 1917г.) Социальное призрение взрослых в дореволюционной России. Деятельность церковно – приходских попечительств России. Специфика помощи детям в России начала xxв.^ Тема 5.6.Развитие социальной помощи в России в период становления новой общественной системы (февраль 1917 – первой половине 1940 – х г.г.). Социальные программы Временного правительства. Мероприятия Советского правительства по реорганизации социальной помощи населению. Основные направления социальной работы в 1930 – е годы. Состояние социального обеспечения в условиях военного времени. Социальная политика государства в отношении детей.^ Тема 5.7. Социальная политика и социальная работа во второй половине 1940 – х годов перовой половине 1980 –г.г.. Трудности восстановительного периода в социальном обеспечении населения.Социальные реформы «оттепельного» периода. Специфика социальной политики во второй половине 1960 – х, первой половине 1980 – хг.г..Социальная защита детства в рассматриваемый период.^ Тема 5.8. Развитие социальной работы в современных условиях (вторая половина 1980 – х – начала XX1в.). Основные этапы социально – экономических реформ и их социальные последствия. Формирование новой государственной системы социальной защиты населения в условиях экономического кризиса. Основные направления, формы и приёмы социальной работы в новых условиях. Возрождение благотворительности и меценатства. Церковь в системе социальной помощи. Особенности поддержки детей, нуждающихся в социальной помощи.Литература Басов Н.Ф. История социальной работы (практикум). – М., 2008. Бестужев – Лада И.В., Наместников Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2001. Бжилянская Л.И. Инновационная деятельность.//Экономист. – 1996 -№3 Глушков В.В. Прогнозирование. – М.,2002. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. – М.,22004 Крючков Ю.А. Теория и методика социального проектирования. – М.,1992. Основы социальной работы./под ред.Н.Ф.Басова/.М., ACADEMA? 2008/ Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. – М., 200 Теория социальной работы./под ред. Холостовой Е.И./.,М., «Юрист», 1998. Технология социальной работы. /под ред.Зайнышева И.Г., М., 2002. Холостова Е.И.Социальная работа. – М.,2006. Фирсов М.В. История социальной работы в России. –М-., «Владос».,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.