Реферат по предмету "Психология"


теория Фрейда

Содержание Введение 1. Взаимодействие личности и общества в теории Фрейда. 1.З.Фрейд и школа психоанализа. 2.Уровни сознания. 3.Структура личности. 4.Принцип удовольствия и реальности. 5.Проблема столкновения Оно и Я. 6. Проблема взаимодействия человека и общества. 7.Вывод. 2.Научающе-бихевиоральное направление в теории личности по

Скиннеру. 1.Научение 2.Теория оперантного научения. 3.Подход Скиннера к психологии. 4.За пределами автономного человека 5.Наука о поведении. 6.Личность в бихевиористском научении. 7.Респондентное и оперантное поведение. 8.Режимы подкрепления. 9.Условное подкрепление. 10.Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. 11.Основные положения Скиннера относительно природы человека.

12.Заключение. 3.Список использованной литературы. Введение НАУЧЕНИЕ. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Личность, с точки зрения научения это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его

жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над процессами, скрытыми в разуме. Напротив, они считают, что именно окружение, а не внутренние психические явления, формируют человека. Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. Работа

Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в

Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно раздосадован некоторыми требованиями курса обучения например, ежедневным богослужением. Его участие в нескольких проделках, привело к угрозе исключения, но президент колледжа разрешил ему

закончить обучение. По иронии судьбы Скиннер не посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем. Но, это не привело ни к чему хорошему. В конце концов, Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. Он установил для себя жесткое учебное расписание и

придерживался его почти два года. Он был удостоен степени доктора наук в 1931 году. С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг Поведение организмов 1938 Уолден-1948 Наука и поведение человека 1953

Технология обучения 1968 Портрет бихевиориста 1979. Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией. Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда В 1902 году было основано общество Психологические среды The Psychological Wednesday Society , которое посещал только избранный круг интеллектуальных последователей

З.Фрейда. В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками. Зигмунд Фрейд, врач психиатр, во второй половине XIX века, когда психология стала самостоятельной научной дисциплиной, поставил сознание не в центр жизни человека, а сравнил е с айсбергом.

Он выдвинул теорию люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта , истоки которой лежат в другой , более обширной сфере психической жизни в неосознаваемых побуждениях . И поле боя , назвал психику. Термин Психоанализ рассматривается, как соединение теории с терапией и с оценкой личности, пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всем этим лежит подход

З.Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, уровни сознания. В психической жизни можно выделить 3 уровня сознание, предсознательное и бессознательное. 1 Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознам в данный момент времени. З.Фрейда настаивал, что незначительная часть психической жизни мысли, восприятие, чувства, память входят в сферу сознания. Что бы в данный момент времени не переживалось в сознании человека.

Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами. Более того, определнное содержание осознатся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации , хранящейся в мозге . 2. Область предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознатся в

данный момент, но может легко вернуться в сознание. Предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического . 3. Самая глубокая и значительная область человеческого разума это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания , которые настолько угрожают сознанию , что были подавленны и вытеснены в область бессознательного .

Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование . Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности он подчркивал , что бессознательное следует рассматривать , как реальность , которую можно продемонстрировать и проверить . Действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями , всецело находящимися вне сферы сознания .

Если начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении , это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума . Позже Фрейд ввл в анатомию личности три основных структуры Ид, Эго и Суперэго. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания изображены в виде диаграммы . Показал, что сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трх уровнях сознания.

Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид. Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врожднные аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид нечто тмное , не знающее законов , не подчиняющееся правилам . Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни немедленную разрядку психической энергии ,

производимой биологически обусловленными побуждениями особенно сексуальными и агрессивными . Последние , когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели, этот факт, как полагал Фрейд, может представлять опасность для индивидуума и для общества. Эго это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром . Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма . В борьбе за выживание как против внешнего социального мира , так и инстинктивных потребностей Ид . Эго должно дифференцировать между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире . Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов

и решения проблем. Суперэго это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе социализации. Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Психоаналитическая теория основывается на представлении того, что поведение человека активизируется единой энергией. То есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество е остатся

при этом тем же самым. Мотивация человека, полностью основанная на энергии возбуждения, производимой телесными потребностями, выраженной в виде желаний, называется инстинктом. Фрейд назвал две основные их группы инстинктов жизни и смерти .1 Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов это определнное количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном

поведении . 2 Вторая группа лежит в основе всех проявлений жсткости и агрессии. Он полагал , что инстинкты подчиняются принципу энтропии , согласно которой любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия . В психоаналитической теории немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия, его господство может быть отмечено в том, что психический аппарат удерживает имеющееся в нм количество

напряжения. Но если бы принцип удовольствия управлял течением психического процесса, то большинство наших психических процессов вели к удовольствию, в том время как, наш опыт противоречит этому. Следовательно, в душе имеется тенденция к господству принципа удовольствия, которому противоречит принцип реальности, который не оставляя конечной цели, достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие. Но потребность может быть вытеснена или удовлетворена окольными путями.

Но вопреки принципу константности возбуждение удерживается. Как правило, оно проявляться различными способами, например во снах, именно из-за этого они рассматриваются, как проистекание от психических возбуждений и тех душевных сил, которые не могут свободно проявляться. Мы получаем общее представление о взгляде Фрейда на личность, он показывает, что человек в основе своей биологическое существо и вся его деятельность направлена и организована внутренним возбуждением на удовлетворение

своих инстинктов. Но общество, его взаимодействие и организация основано на социальных нормах, принципах и правилах, и для того чтобы сосуществовать в обществе, личность должна заменить принцип удовольствия принципом реальности, что в последствии может привести к неудовлетворнности и расстройству психики. А, зная, что энергия никуда не пропадает, а просто переходит в е другие виды, мы можем получить проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви. Проблема взаимодействия личности и общества существует

в наши дни, и я думаю, будет актуальной, пока есть понятие общество. НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ПО Б.Ф. СКИННЕРУ. ПОДХОД СНИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ. Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях обязательное изучение устойчивых различий между людьми и опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны,

и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным,

если вообще их можно измерить, в разных величинах. Я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиком. Таким образом, Скиннер посвятил себя задаче создания теории поведения человека. За пределами автономного человека. Как радикальный бихевиорист

Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов например, черт личности. Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением. Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою автономность

по мере того, как мы все больше узнаем о поведении Возражение Скиннера против интрапсихических причин состоит в том, что они окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения. Таким образом, если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, релевантные экспериментальным действиям, применяющимся в исследовании и измерениях. Скиннер возлагал ответственность за действия человека на

обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека. Для Скиннера окружение - все и объясняет все. Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только

для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения. По Скиннеру, адекватные толкования можно сделать, не обращаясь к каким-либо иным объяснениям, кроме тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами и поведенческими реакциями, открыто проявляемыми человеком. Он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить.

Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений. Скиннер не подчеркивал важность нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Это пренебрежение было основано на убеждении, что нельзя экспериментальным путем определить их влияние на поведение. Скиннер не отрицал важность биолого-генетических элементов поведения, а скорее

игнорировал их, потому что они не поддаются изменению посредством контролируемого воздействия. Более того, он настаивал на том, что даже если ученые, изучающие мозг, в конце концов, откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных. наука о поведении. Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения.

Понять поведение значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого сознательного явления. Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины. Скиннер утверждал, что, так как наука развивается от простого к сложному, логично изучить существа, находящиеся на более низкой ступени развития, прежде чем изучать самого человека - это позволит психологу

легче раскрывать основные процессы и принципы поведения. Еще одним преимуществом является то, что в этом случае исследователь сможет осуществлять более точный контроль над параметрами окружения, в котором находится животное, и собирать данные в течение более длительного периода времени. Конечно, проблема в том, сколько данных, полученных при изучении одного вида, действительно применимо к другим видам. Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих

на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. Скиннер придавал особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их изучение необходимо, так как все организмы развиваются по одним и тем же законам. Скиннер полагал, что, изучая одну особь, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении

несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то, говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно подытожить его заявлением, в котором он цитирует

Павлова Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности. Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма. Он устанавливает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением организма и условиями окружающей среды, контролирующими их. Личность в бихевиористском направлении. Скиннер не принял идею о личности, которая стимулирует и направляет поведение.

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций Никто другой если у него нет идентичного близнеца не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не ведет себя таким же образом.

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. РЕСПОНДЕНТНОЕ И ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения респондентное и оперантное. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний

всегда предшествует первой во времени. Хорошо знакомые примеры - это дрожь при холоде. Здесь взаимоотношение между стимулом и реакцией невольное и спонтанное, это происходит всегда. Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить. Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным.

Он назвал это, безусловный рефлекс БР. Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом БС. Великое открытие Павлова состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то, в конце концов, нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. В более поздних трудах Павлов отмечал, что подкрепление пища значимо как для приобретения, так и для сохранения респондентного

научения, а иначе, происходит угасание. Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или классического обусловливания. Он также называл его обусловливание типа с. Но существует и другой тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа р чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнда в будущем усиливается. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены,

тогда вероятность получить операнд уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Режимы подкрепления. Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном

этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве случаев социальное поведение человека подкрепляется только иногда. Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. Хотя возможны многие различные режимы подкрепления, их все можно классифицировать в соответствии с двумя основными параметрами 1 подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный

или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления так называемый режим временного подкрепления 2 подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций режим пропорционального подкрепления. В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления. 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением ПС.

В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или постоянного числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим. Режим ПС обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает. 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом ПИ. В этом режиме организм подкрепляется после того, как твердо установленный или постоянный временной интервал

проходит с момента предыдущего подкрепления при выплате зарплаты за работу 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением ВС. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций захватывающая азартная игра. Угасание поведения, приобретенного в соответствии с режимом ВС, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкрепление.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом ВИ. В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии зависит от времени. Однако время между подкреплениями по режиму ВИ варьирует вокруг какой-то средней величины, а не является точно установленным. Как правило, скорость реагирования при режиме

ВИ является прямой функцией примененной длины интервала короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при подкреплении в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость реагирования, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно. В конечном итоге, организм не может точно предвидеть, когда будет следующее подкрепление родитель может хвалить поведение ребенка произвольно, рассчитывая, что он будет продолжать вести себя

соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени. Как правило, режим ВИ порождает более высокую скорость реагирования и большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ. Условное подкрепление. Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления - первичное и вторичное. Первичное подкрепление - это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом, они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями,

чтобы удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей - это пища, физический комфорт и секс. Их ценностное значение для организма не зависит от научения. Условное подкрепление- это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма привязанности и хорошие оценки. Скиннер доказывал, что фактически любой нейтральный стимул может стать подкрепляющим,

если он ассоциируется с другими стимулами, ранее имевшими подкрепляющие свойства. Если бы все, чему мы научились, было пропорционально первичному подкреплению, то возможности для научения были бы очень ограничены, и деятельность человека не была бы столь разнообразна. Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги - особенно показательный пример.

Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Все же благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множества удовольствий. Внимание значимого другого - родителей, учителя, возлюбленного - особенно эффективный генерализованный условный стимул, который может содействовать ярко выраженному поведению привлечения внимания. Хорошие отметки в колледже - тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это

получали похвалу и одобрение родителей. Будучи мощным условным подкрепляющим стимулом, удовлетворительные оценки также способствуют поощрению учения и достижению более высокой академической успеваемости. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Он также отмечал, что каждый человек проходит уникальную науку научения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными неприятными или болевыми стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление. Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от появления какой-то оперантной реакции. Вместо того чтобы усиливать реакцию, которую оно сопровождает, наказание уменьшает, по крайней мере,

временно, вероятность того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер заметил, что это наиболее общий метод контроля поведения в современной жизни. По Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание. Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет

к аверсивному исходу если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, их исключают из вуза. Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение возможного позитивного подкрепляющего стимула детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения. Широко используемый подход к негативному наказанию - методика приостановки. В соответствии с этой методикой человека моментально удаляют из ситуации, в которой доступны определенные

подкрепляющие стимулы. Негативное подкрепление. В отличие от наказания, негативное подкрепление - это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом, чаще повторяется и является негативно подкрепленным. Поведение ухода - это тот самый случай. Скажем, человек, который прячется от палящего солнца, уходя в помещение, скорее всего снова пойдет

туда, когда солнце вновь станет палящим. Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что избегание его, поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой способ бороться с неприятными условиями - научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение избегания наркоманы разрабатывают искусные планы, с тем чтобы сохранить свои привычки, но не довести дело до аверсивных

последствий - тюремного заключения. Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности - это только некоторые

возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально наказали. Так как наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там,

где отсутствует тот, кто может наказать. Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека. Очевидно, что большинство попыток реабилитировать преступников провалились, это подтверждает высокий

уровень рецидивов или повторных нарушений закона. Применив подход Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения в тюрьме, чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, позитивно подкреплялось например, научение навыкам социальной адаптации, ценностям, отношениям. Подобная реформа потребует привлечения экспертов по поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и психопатологии. С точки зрения

Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить, используя уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам бихевиоральной психологии. Генерализация и различение стимулов. Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это было не так, то наш поведенческий набор был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы

бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула. Этот феномен легко наблюдать в повседневной жизни. Например, ребенок, которого похвалили за утонченные хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома, такого ребенка не нужно учить, как прилично вести себя в новой

ситуации. Обобщение стимула также может быть результатом неприятного жизненного опыта. Молодая женщина, изнасилованная незнакомцем, может генерализировать свой стыд и враждебность по отношению ко всем лицам противоположного пола, так как они напоминают ей о физической и эмоциональной травме, нанесенной незнакомцем. Подобно этому, единственного случая испуга или аверсивного опыта, причиной которого явился человек, принадлежащий к определенной этнической группе белый, черный, латиноамериканец, азиат,

может быть достаточно для индивида, чтобы создать стереотип и таким образом избежать будущих социальных контактов со всеми представителями данной группы. Хотя способность обобщать реакции - важный аспект многих наших повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью, делать различия в разных ситуациях. Различение стимула, составная часть обобщения это процесс научения реагировать адекватным образом в

различных ситуациях окружения. Примеров множество. Автомобилист остается в живых в час пик благодаря тому, что различает красный и зеленый цвета светофора. Ребенок учится различать домашнюю собачку и злобного пса. Подросток учится различать поведение, находящее одобрение у сверстников, и поведение, раздражающее и отчуждающее других. Диабетик сразу обучается различать пищу, содержащую много и мало сахара.

В самом деле, практически все разумное поведение человека зависит от способности делать различение. Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы, таким образом, дают нам возможность предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной реакции в различных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации различительной способности зависят от уникального прошлого

опыта различных подкреплений. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СКИННЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА. Свобода-детерминизм. По Скиннеру, мы, люди, абсолютно зависимы от нашего прошлого опыта.

Наше поведение есть продукт предшествующих подкреплений, мы делаем то, что уже было подкреплено в прошлом. Индивидуальные различия в поведении происходят исключительно в результате различного прошлого подкрепления, так как свобода в принципе не допускается в экспериментальном анализе поведения. В системе Скиннера ребенок обладает бесконечным числом возможностей для усвоения поведения. Именно родители первыми подкрепляют и таким образом формируют развитие в определенных направлениях,

ребенок будет вести себя соответственно их поощрениям. Поведение, после которого отсутствует подкрепление, не будет прочным. По мере того как социальный мир ребенка расширяется, существенное влияние на формирование поведения приобретают другие источники подкрепления. Школа, мнение подростков становятся особенно важными и обычными источниками подкрепления. Принцип бихевиоральной детерминации посредством подкрепления остается тем

же самым - меняются только виды и источники подкрепления. Никто не имеет свободы выбора собственного поведения - напротив, поведение формируется исключительно внешними подкреплениями. Рациональность-иррациональность. Скиннер рассматривал организм человека как черный ящик. То, что в ящике могут протекать рациональные и иррациональные процессы, может быть интересной гипотезой

- но ни та, ни другая возможности не имеют ничего общего с объяснением поведения человека. Холизм-элементализм. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нам нужно только понять опыт прошлого научения человека. В системе Скиннера поведение состоит из специфических элементов оперантные реакций. Приверженность элементализму также проявляется в подходе

Скиннера к изучению поведения. Он методически изучал условия, при которых отдельные реакции приобретаются и модифицируются. Единицей анализа в экспериментальной работе Скиннера является отдельная реакция. В основе такого подхода, несомненно, находится положение элементализма, из которого вытекает, что поведение можно понять только при детальном анализе составляющих его частей. С точки зрения Скиннера, каждая личность строится во времени - элемент за элементом - и люди отличаются

друг от друга только потому, что опыт их прошлого научения разный. Эта элементалистская точка зрения резко отличается от холистических концепций, которые описывают уникальность индивида в терминах некоего единого унифицированного и синкретического фактора, лежащего в основе поведения человека. Конституционализм-инвайронментализм. Тот факт, что Скиннер посвятил свою профессиональную жизнь изучению модифицикации поведения под воздействием окружения,

ясно показывает его искреннюю приверженность инвайрон-ментализму. Хотя он признавал, что конституциональные факторы ограничивают человека, он пренебрегал ими при объяснении поведения. Объясняя, как люди отличаются друг от друга, Скиннер обошел роль конституциональных изменений. Следуя примеру более ранних бихевиористов, он полагал, что различие среды является основной причиной

индивидуальных различий. Изменяемость-неизменность. По Скиннеру, в течение жизни поведение людей может меняться под воздействием меняющегося окружения - так как подкрепляющие особенности в окружении разные, то под их прямым контролем формируется разное поведение. Скиннер объяснял жизненные кризисы изменением окружения, ставящим индивида в ситуацию, когда его набор поведенческих реакций оказывается неадекватным для получения подкрепления в новой ситуации.

С этой точки зрения, возрастные перемены отражают изменения вероятности получения подкреплений в течение жизни. Таким образом, оказывается, что приверженность Скиннера положению изменчивости очень сильна и лежит в основе всей его научной работы. Субъективность-объективность. Сообразно с теорией бихевиоризма, Скиннер доказывал, что деятельность человека можно объяснить только с позиций объективных отношений

стимул-реакция. Происходит ввод информации, далее следует результат, а то, что происходит или не происходит потом подкрепление, определяет вероятность повторения подобной реакции вслед за подобным вводом информации в будущем. Размышления или чувства человека по поводу входящих стимулов или исходящих реакций не важны при объяснении его поведения. Субъективный опыт не всегда неуместен в системе Скиннера, но ссылки на него являются основным источником недоразумений в понимании причин наших действий.

Эти менталистические концепции - поясняющая выдумка, наложенная на реальные внешние причины, заставляющие человека действовать. И наиболее значительной из этих выдумок является сама концепция личности ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЕРАНТНОМ НАУЧЕНИИ. Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение

образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе психолингвистика и формирование вербального поведения промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих терапевтическое лечение психологических проблем например, алкоголизм, умственная отсталость, фобии. В этом разделе я ограничусь описанием двух методов лечения, которые непосредственно основываются на оперантных принципах обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.

Обучение навыкам общения. Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Особые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее решительно

не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для налаживания возможных дружеских и интимных отношений. Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Не существует единого метода обучения социальному общению.

Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе. Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце - человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных

эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т. д. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота - он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя.

Между этими двумя крайностями - уверенный наученный общению человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения путем репетиции поведения и самоконтроля.

В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Бекер рекомендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями 1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить. 2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации. 3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал.

Роль нужно представить открыто в действии или скрыто мысленно повторить действие. 4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить. 5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры. Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть застенчивость и более

успешно отстаивать свои права, когда это необходимо. Такое обучение полезно для людей, которые не могут выразить или проконтролировать гнев. Очевидно, что обучение навыкам общения положительно влияет на того, кто хочет более эффективно общаться с другими людьми, будь то сосед по комнате, начальник, супруг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в достижении социальных и материальных вознаграждений,

ведущих к получению большего удовлетворения от жизни. Биологическая обратная связь. Биологическая обратная связь - это другой способ использования концепции оперантного научения для терапевтического изменения поведения. Здесь применение оперантных принципов позволяет приобрести контроль над непроизвольными функциями тела такими как частота сердечных сокращений, артериальное давление, мышечное напряжение.

Метод биологической обратной связи основан на допущении, что если людям дают четкую информацию обратную связь о внутренних физиологических процессах, то они могут научиться сознательно, контролировать их. Чтобы увидеть, как работает биологическая обратная связь, давайте обратимся к электромиографической ЭМГ обратной связи, предназначенной для достижения глубокой релаксации мышц. Электромиограф - это прибор, используемый для измерения скелетно-мышечного напряжения тела.

На типичном сеансе биологической обратной связи клиента присоединяют к прибору с помощью электродов и просят попытаться уменьшить уровень напряжения лобной мышцы. Следует отметить, что клиенту не говорят, как это делать, а только предлагают попробовать. Пока он старается выполнить задание, ЭМГ, регистрируемая электродами, трансформируется в звуковой сигнал - тон, который через громкоговоритель может звучать громче или тише.

Терапевт объясняет клиенту, что когда мышечное напряжение возрастает, тон становится громче, когда падает - тише. Следовательно, усиление или ослабление тона обратная связь действует как подкрепляющий стимул, так как он содержит информацию об успешности усилий клиента контролировать мышечное напряжение. Как только контроль установлен, обратная связь через тон постепенно снимается, и он не всегда звучит во время сеанса. Эта методика позволяет клиенту переносить навыки контроля из лаборатории в повседневную

жизнь. Предположительно, как только контроль над внутренними процессами хорошо усвоен, он продолжается даже без обратной связи. Очень многие люди могут лучше контролировать уровень мышечного напряжения, хотя часто они затрудняются объяснить, каким образом это происходит. Фактически, ЭМГ-обратная связь используется при лечении разнообразных симптомов, которые, вероятно, включают трудно уловимую мышечную деятельность. Например, обнадеживающие результаты были получены с

помощью ЭМГ-обратной связи в лечении хронической тревоги и гипертензии. Было даже высказано предположение, что биологическая обратная связь позволит помочь людям восстановить мышечную активность после повреждений позвоночника или инсульта. Идея заключается в том, что обратная связь от записи мышечной активности может быть использована для восстановления деятельности небольшого числа мышц, которые остаются под функциональным контролем неповрежденных

нервов. Хотя есть теоретические обоснования подобной возможности, задача осталась нерешенной, несмотря на продолжающиеся исследования. Средства, с помощью которых биологическая обратная связь позволяет осуществлять контроль над непроизвольными процессами, остаются неясными. Первые сторонники биологической обратной связи, возможно, делали преувеличенные заявления об успехе и потенциальных возможностях в лечении проблем, связанных со стрессом.

По мере проведения более тщательных исследований восторженные отзывы уступили дорогу более осознанному пониманию сложности биологической обратной связи. Во всяком случае, биологическая обратная связь оказалась полезной в клинике, когда использовалась как часть более широкой лечебной стратегии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом.

Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних автономных факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер признавал два основных типа поведения респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение. Подкрепление - ключевая концепция системы Скиннера. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны.

Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму, инвайрон-ментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости. Основные положения рациональность-иррациональность и гомеостаз - гетеростаз не применимы к позиции Скиннера, так как он отрицал все внутренние источники поведения. Концепции оперантного научения многократно подвергались экспериментальной проверке. И количество, и разнообразие подобных работ велико.

Подход Скиннера к бихевиоральным исследованиям характеризуется Изучением одного субъекта, использованием автоматизированного оборудования и четким контролем условий окружения. Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения - обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Список использованной литературы 1.З.Фрейд Психология бессознательного

Новосибирск 2002г. 2.Л.Хьелл, Д.Зиглер Теории личности. Санкт-Петербург.2000г 3. З.Фрейд Психоаналитические этюды Составление Донского, Круглянского М. 1999г. 4.Франц Александер, Шелтон Селесник Человек и его душа. М. 2000г. Интернет сайты www.5ballov.ru www.referat.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.