Реферат по предмету "Разное"


«Типы биотических взаимоотношений организмов»

МОУ « Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал – майора И.С.Лазаренко Волоконовского района Белгородской области »Занятие элективного курса «Основы экологии» по теме« Типы биотических взаимоотношений организмов»8классРазработала: Ахновская Н.С. учитель химии Проведено в рамках методической недели - февраль 2010г.п.Волоконовка,2010Тема: « Типы биотических взаимоотношений организмов»Цели: -познакомить учащихся с закономерностями экологических взаимоотношений организмов; -сформировать представления о типах взаимоотношений, существующих в природе; - способствовать формированию представлений об особенностях и значении разных типов взаимоотношений; - создать условия для осмысления учащимися теоретического материала на конкретных примерах; -продолжить формирование представления о единстве природы, биотических и абиотических факторов. ^ Ход занятия:Вводная часть: В природе каждый живой организм живет не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияния их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Экологические взаимодействия, как правило, имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Это делает их труднопредсказуемыми. На данном занятии мы познакомимся с разнообразными взаимоотношениями организмов различных популяций.^ Основная часть занятия: изучение нового материалаУчитель объясняет материал, иллюстрируя свой рассказ показом презентации. (Учащиеся в своих тетрадях заполняют таблицу):Рассмотрим основные типы экологических взаимодейст­вий. В природе часто встречается сожительство двух или более видов, которое в ряде случаев становится необходимым для обоих партнеров. Такое сожительство называют симбиотическим взаимоотношением организмов (от сочетания сим — вместе, био — жизнь) или симбиозом. Термин «симбиоз» является общим, им обозна­чают сожительство, обязательным условием которого явля­ется совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов. Классическим примером симбиоза являются лишайни­ки, представляющее собой тесное взаимовыгодное сожи­тельство грибов и водорослей (слайд). Типичный симбиоз представляют отношения термитов и живущих в их кишечниках одноклеточных — жгутиковых. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клет­чатку на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые находят в кишечнике благоприятные ус­ловия, способствующие их выживанию. Широко известный пример симбиоза — сожительство зеленых растений (преж­де всего деревьев) и грибов. По степени соединения организмов и по их пищевой за­висимости друг от друга различают несколько типов сим­биоза: мутуализм, паразитизм, комменсализм. Тесные взаимовыгодные отношения, при которых при­сутствие каждого из двух видов-партнеров становится обя­зательным, называется мутуализмом (слайд). Тако­вы, например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхид­ные) с опыляющими их видами насекомых. Симбиотические взаимоотношения, при которых один вид получает какое-либо преимущество, не принося друго­му ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом. Проявления комменсализма разнообразны, поэтому в нем выделяют ряд вариантов. «Нахлебничество» — потребление остатков пищи хозяи­на. Таковы, например, взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-при­липалами (слайд). «Сотрапезничество» — потреб­ление разных веществ или частей одной и той же пищи. Пример — взаимоотношения между различ­ными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатываю­щих разные органические ве­щества из перегнивших расти­тельных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом мине­ральные соли. «Квартирантство» — исполь­зование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространён у растений – примером могут служить лианы и эпифиты(орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. При паразитизме организмы одного вида (паразита) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина). Паразитизм близок к хищническву, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего вре­менного или постоянного проживания. Паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку последний обеспечивает его су­ществование. Популяции пара­зита, как правило, больше по­пуляции хозяина (слайд). В природе встречаются и та­кие формы взаимоотношений между видами, когда совмест­ное существование не являет­ся для них обязательным. Эти взаимоотношения не относятся к симбиотическим, хотя и иг­рают важную роль в существо­вании организмов. Примером взаимополезных связей является протокооперация (буквально: первичное сотрудничество), к которой можно отнести распространение муравьями семян некото­рых растений леса или опыление пчелами разных луговых растений. Если два и более вида используют сходные экологиче­ские ресурсы и обитают совместно, между ними может воз­никнуть конкуренция или борьба за обладание необхо­димым ресурсом. Конкуренция происходит там, где эколо­гические ресурсы находятся в недостатке, и между видами неизбежно возникает соперничество. Каждый вид при этом испытывает угнетение, что отрицательно сказывается на росте и выживаемости организмов, на численности их попу­ляций. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в при­роде. Так, например, растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расшире­ние своей территории. Животные борются за пищевые ресур­сы и за убежища (если они в дефиците), то есть в конечном счете также за территорию. Конкурентная борьба ослабевает в местностях с редким населением, представленным малым числом видов: например, в арктических или пустынных об­ластях почти нет конкурентной борьбы растений за свет (слайд).Хищничество — такой тип взаимоотношений организ­мов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. Хищни­чество — одна из форм пищевых отношений. Для типичного хищника (вол­ка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников-охотников существу­ет большая группа хищников-со­бирателей, способ питания кото­рых заключается в простом по­иске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомояд­ные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на дере­вьях. Хищничество — широко распространенная форма биотических отношений. В каче­стве ослабленной формы хищничества можно рассматри­вать паразитизм. Если два вида не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм. В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредо­ванные взаимодействия, эффекта которых мы не видим в силу неполноты наших знаний. Нередко в природе встречаются такие взаимоотношения, которые одновременно несут признаки различных типов. Например, переходными от хищничества к паразитизму яв­ляются взаимоотношения между кровососущими — пияв­ками и их хозяевами. Следует помнить, что типы взаимоотношений конкрет­ной пары видов могут изменяться в зависимости от внеш­них условий или стадии жизни взаимодействующих орга­низмов. К тому же в природе во взаимоотношения оказыва­ется вовлеченной не пара видов, а гораздо большее число. Межвидовые связи в природе бесконечно разнообразны.Результатом работы учащихся в тетради является заполненная таблица (слайд)Типы биотических взаимоотношений ^ Тип взаимодействий Вид Общий характер взаимодействия 1 2 Нейтрализм 0 0 Ни одна из популяций не ока­зывает на другую влияния Конкуренция - - Опосредованное подавление, возникающее, когда появляет­ся недостаток в каком-либо ре­сурсе, используемом обоими видами Амменсализм - 0 Одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния Паразитизм - + Использование организма хо­зяина в качестве жизненной среды Хищничество - + Поедание организмов данного вида другим Комменсализм + 0 Популяция комменсала полу­чает пользу от объединения с популяцией хозяина, для кото­рого это объединение безраз­лично Протокооперация + + Взаимодействие друг с другом полезно для обеих популяций, но не является обязательным Мутуализм + + Обязательное взаимодействие, полезное для обеих популяций ^ Заключительная часть занятия: осмысление нового материалаУчитель поясняет, что положение каждого вида при разных формах взаимоотношений можно обозначить ус­ловными знаками. Знак «минус» (-) обозначает неблагопри­ятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отноше­ния безразличны (отсутствует влияние). Учитель предлагает учащимся самостоятельно оценить роль каждого вида в сложившихся взаимоотношениях( см. таблицу выше).Вывод: Таким образом, все биотические связи можно разделить на 6 групп: популяции не влияют друг на друга (0 0); имеют взаимовыгодные связи (+ +) - Взаимополезные отношения ; отношения вредны для обоих видов (- -) Взаимовредные отношения; один из видов получает выгоду, другой испыты­вает угнетение (+ -) полезновредные отношения; один вид получает пользу, другой не испытывает вреда (+ 0) полезнонейтральные отношения; один вид угнетается, другой не из­влекает пользы (- 0).Рефлексия: Учащиеся должны распределить типы отношений по группам. Проверка проделанной работы – слайд: Учитель благодарит учащихся за работу. Отмечает наиболее активных учеников.Использованная литература: Карабут С.Н. Познавательные задания на уроках//Биология в школе . 1998. №3 Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Дрофа, 2001.- 256с. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде./Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: Пангея,2003- 256с. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Дрофа, 2007.- 302с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :