МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОГЛАСОВАНО Директор Департамента научно-технической политики и образования Минсельхоза России __________________ «____» __________________ 2011 г УТВЕРЖДАЮРектор ФГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, профессор __________________ В.И. Трухачев «____» __________________ 2011 г. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России «Содержание и методика преподавания учебной дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» в зависимости от направления подготовки студентов при переходе на многоуровневую систему образования»Ставрополь, 2011 Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России «Содержание и методика преподавания дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» в связи с переходом на многоуровневую систему образования» рассмотрена и утверждена методической комиссией Ставропольского государственного университета (протокол № от « » 2011 г.)^ Объем учебной нагрузки Вид занятий Час Лекции 16 Семинарские (практические) занятия 20 Индивидуальные занятия со слушателями 4 Самостоятельные занятия с применением дистанционных технологий 28 Итоговая аттестация 4 ВСЕГО 72 ^ 1. Цель и задачи программыЦель. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава аграрных вузов по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» применительно к условиям организации уровневой системы обучения и перехода к 3-му поколению Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ориентированных на освоение новой образовательной модели, основанной на компетентностном подходе. Приобретение новых знаний, новых видов и форм организации учебного процесса и практик их применения на примере разработки и реализации в Ставропольском ГАУ образовательной программы «Основы научных исследований в агрономии». Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач: формирование четкого представления о содержании и особенностях ФГОС 3-го поколения аграрного направления ВПО; формирование компетенций (ПК21, ПК 23, ПК 24, ПК 25, ПК 26) при реализации цикла основной образовательной программы (УЦ ООП); содействие развитию управленческих умений (компетенций) в процессе адаптации и реализации ФГОС 3-го поколения в условиях деятельности конкретного образовательного учреждения; совершенствование методики научно-исследовательской работы при разработке инновационных исследования технологий возделывания сельскохозяйственных культур в современных условиях; обмен опытом организации учебной, методической и научно-исследовательской работы при многоуровневой системе обучения; формирование у обучающихся умений и навыков в области основ научных исследований в земледелии, агрохимии, растениеводстве, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих умений, навыков.^ Продолжительность обучения: 72 часа.Форма обучения: очная - заочная с частичным применением дистанционных образовательных технологий.Аудиторные занятия в Ставропольском государственном аграрном университете – обучение, консультирование, обмен опытом, изучение и освоение методических подходов к внедрению ФГОС 3-го поколения; обсуждение и раскрытие содержания основных направлений совершенствования учебной, методической и научно-исследовательской работы в свете требований нового поколения государственных образовательных стандартов.Режим занятий: согласно расписанию занятий.Документ об образовании: удостоверение государственного образца о повышении квалификации.^ 2. Разделы и перечень тем 1. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения. 1.1. Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения. 1.2. Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» и его методическое обеспечение при реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения и уровневой системе профессионального образования. 2. Методика полевого опыта 2.1. Планирование полевых опытов 2.2. Особенности закладки и проведения многолетних стационарных опытов и опытов с многолетними культурами. Экологические опыты. 3. Статистическая обработка результатов опытов. 3.1. Значение и задачи статистического анализа в агрономических исследованиях. 3.2. Методы статистического анализа в агрономических исследованиях.^ 3. Распределение времени по темам и разделам Наименование тем и разделов Итого В том числе лек-ции практи-ческие самостоя-тельная работа индивидуаль-ные занятия с преподавателем экза-мен Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения1.1. Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения 8 4 4 1.2. Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» и его методическое обеспечение при реализации Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения и уровневой системе профессионального образования 8 4 4 Методика полевого опыта2.1. Планирование полевых опытов 2 2 2.2. Особенности закладки и проведения многолетних стационарных опытов и опытов с многолетними культурами. Экологические опыты 2 2 Методы статистического анализа в агрономических исследованиях3.1. Значение и задачи статистического анализа в агрономических исследованиях 2 2 3.2. Статистическая обработка результатов опытов 20 2 14 4 4. Индивидуальные занятия с преподавателем 4 4 5. Научно-практическая конференция 22 6 16 6. Экзамены 4 4 Всего 72 16 20 28 4 4 ^ 4. Содержание программыЛекционный курсТема 1. Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения – 4 часа. Образовательные стандарты третьего поколения. Уровневая система и качество образования: Европейский подход и стандарты. Компетентный подход. Структура ООП подготовки бакалавра и магистра. Зачетные единицы (кредиты). Организация учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием зачетных единиц. Ставропольский государственный аграрный университет – СтГАУ: переход на уровневую подготовку. Настоящее, перспективы, проблемы. Магистерские и бакалавриатские образовательные программы. Основные направления развития научных исследований. Перспективы вуза, факультета, кафедр.Тема 2. Организация учебного процесса по дисциплине «Основы научных исследований в агрономии» и его методическое обеспечение при реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения и уровневой системе высшего профессионального образования – 4 часа. Место и роль дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» в бакалаврской и магистерской программах направлений 110400 – «Агрономия», 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение». Реализация компетентностного подхода в учебном процессе при изучении дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» (ПК21, ПК 23, ПК 24, ПК 25, ПК 26). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа как учебно-методический документ, регламентирующий образовательный процесс и его качество. Применение активных и интерактивных методов обучения (компьютерные симуляции, деловые игры, разбор конкретных ситуаций и др.) в свете требований нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Система контроля знаний студентов – текущая, промежуточная и итоговая аттестация. Успеваемость и рейтинги студента. Примерные рабочие программы дисциплины «Основы научных исследований в агрономии», рекомендуемые для направлений подготовки: 110400 – «Агрономия», 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение».Тема 3. Планирование полевых опытов – 2 часа. Сущность научного исследования. Общие принципы и этапы планирования агрономических исследований по повышению продуктивности земледелия. Приемы и методы исследования. Сбор научной информации, анализ литературных источников по технологиям производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв. Наблюдения и учеты. Одно- и многофакторные опыты. Организация опыта на территории и во времени. Разработка программы и методики исследований. Агрохимические, биологические, биометрические и другие наблюдения и учеты в оценке количества и качества урожая с.-х. культур.Тема 4. Особенности закладки и проведения многолетних стационарных опытов и опытов с многолетними культурами. Экологические опыты – 2 часа. Выбор и подготовка земельного участка под опыт. Особенности в разработке элементов методики. Особенности закладки и проведения полевого опыта в зависимости от культуры и изучаемого вопроса.Тема 5. Значение и задачи статистического анализа в агрономических исследованиях – 2 часа. Сущность и основы выборочного метода исследований. Изучение общих закономерностей в случайных массовых явлений различной природы. Статистические методы и теория вероятностей. Эмпирические и теоретические распределения и их использование в оценке результатов исследований. Обобщение и статистическая обработка результатов опытов, формулирование выводов.Тема 6. Методы статистического анализа в агрономических исследованиях – 2 часа. Понятие о статистической и нулевой гипотезе. Оценка существенности разности выборочных средних по t-критерию для зависимых и независимых выборок. Дисперсионный анализ. Схемы дисперсионного анализа в зависимости от метода размещения вариантов и повторений в опыте. Корреляционный и регрессионный анализ. Метод ковариации.^ Практические занятияТема 1. Оценка существенности разности средних для независимых и зависимых выборок по t-критерию Стьюдента – 2 часа.Тема 2. Дисперсионный анализ данных по урожайности, наблюдениям и учетам в одно- и многофакторных опытах – 8 часов.Тема 3. Корреляционно-регрессионный метод. Метод ковариации – 4 часа.Тема 4. Научно-методическая конференция на тему: «Научно-исследовательская деятельность, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в условиях организации уровневой системы обучения и перехода к 3-му поколению Федеральных государственных образовательных стандартов» – 6 часов. Доклады и выступления. Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов как обязательная и важнейшая составляющая часть процесса обучения в вузе. Единство и взаимодействие научно-исследовательской и образовательной деятельности. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов на выпускающей кафедре в свете требований ФГОС третьего поколения. Проведение олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ студентов, студенческих научных конференций, публикация результатов научных исследований студентов.^ 5. Индивидуальные занятия с преподавателем – 4 часа Учебно-методические комплексы, рабочие программы: методика и практика разработки. Программа и методика исследований дипломных работ и диссертаций: методика и практика разработки. Рефераты, доклады и выступления по теме научно-практической конференции^ 6. Самостоятельная работа и формы контроля – 28 часов Изучение нормативных и методических материалов по тематике курса повышения квалификации. Самостоятельная подготовка слушателями на своих рабочих местах рефератов, докладов и выступлений к проводимой в рамках курса повышения квалификации научно-методической конференции на тему: «Учебно-методическое и материало-техническое обеспечение образовательного процесса в условиях организации уровневой системы обучения и перехода к 3-му поколению Федеральных государственных образовательных стандартов». Разработка программы и методики исследований по избранной теме.^ 7. Материально-техническое обеспечение программы Для чтения лекций - оснащенные мультимедийным оборудованием аудитории. Для проведения практических занятий – компьютерный класс, программы для статистической обработки результатов исследований, рабочие тетради, методические указания.^ 8. Контрольные вопросы (тесты) для входного и выходного контроля и экзамена Основные показатели модернизации высшего образования в направлении Болонского процесса. Общие требования к организации образовательного процесса в свете требований нового поколения государственных образовательных стандартов Зачетная единица. Соответствие зачетных единиц европейской бальной системе. Компетентность и компетенция. Особенность разработки ООП ВПО в компетентностном подходе. Индексация компетенции. Виды компетенции. Учебно-методический комплекс дисциплины. Состав УМК дисциплины, направления. Рабочая программа дисциплины. Структура и содержание. Нелинейная схема организации учебного процесса, ее отличие от существующей. Контроль качества знаний студентов при нелинейной схеме организации учебного процесса по блочно-модульному принципу. Виды аттестации студентов при новых формах организации учебного процесса (при блочно-модульном обучении). Оценка успеваемости и рейтинг студента при блочно-модульном обучении. Бально - рейтинговая система контроля качества обучения студентов. Пересчет баллов в соответствие зачетных единиц европейской бальной системе. Принципиальное отличие стандартов второго и третьего поколения. Роль дисциплины «Основы научных исследований в агрономии» при переходе на уровневую систему образования. История развития опытного дела в России. Научный эксперимент. Виды научных исследований в агрономии. Приемы и методы исследований в научной агрономии. Полевой опыт – сущность и отличие его от других специфических методов исследований в агрономии. Особенности условий проведения полевого опыта. Виды варьирования плодородия почв. Виды полевых опытов. Роль длительных полевых опытов в агрономии. Основные методические требования предъявляемые к опыту. Основные элементы методики полевого опыта. Точность полевого опыта и пути ее повышения. Вариант, схема опыта. Влияние числа вариантов на ошибку эксперимента и точность опыта. Повторность и повторение в полевом опыте. Влияние повторности на ошибку эксперимента и точность опыта. Защитные полосы в полевом опыте. Исключение края и соседей. Размещение делянок, повторений и вариантов в полевом опыте. Стандартные методы размещения вариантов в опыте. Их преимущества и недостатки по сравнению с другими методами размещения вариантов. Систематическое размещение вариантов в опыте. Недостатки систематического размещения вариантов. Рендомизированные методы размещения вариантов в опыте. Техника рендомизации. Понятие об ошибке опыта. Виды ошибок, причины их возникновения и меры устранения. Методы и способы уборки и учета урожая в опыте. Условия браковки опытных делянок. Выбор и подготовка земельного участка под опыт. Плевые работы на опытном участке и требования к ним. Особенности методики и техники постановки полевых опытов в производственных условиях. Полевой опыт в условиях производства и производственный опыт. В чем их различие? Основные этапы планирования эксперимента. Роль рабочей гипотезы в развитии науки и способы ее проверки. Планирование однофакторных опытов с качественными и количественными вариантами. Многофакторные опыты. Полный факториальный эксперимент. Планирование многофакторных опытов. Планирование наблюдений и учетов в полевом опыте. Техника закладки и проведения полевого опыта. Особенности закладки и проведения полевых опытов на сенокосах. Особенности закладки и проведения опытов на пастбищах. Особенности закладки и проведения опытов в условиях орошения. Особенности закладки и проведения опытов с овощными культурами. Особенности закладки и проведения опытов с плодовыми культурами. Особенности закладки и проведения опытов с виноградом. Особенности закладки и проведения опытов при изучении водной и ветровой эрозии. Особенности закладки и проведения экологических опытов. Особенности закладки и проведения опытов по защите растений от вредителей, болезней и сорной растительности. Значение и задачи математической статистике в опытном деле. Выборочный метод исследований в агрономии. Генеральная и выборочная совокупность. Виды выборок и требования предъявляемые к ним. Эмпирические и теоретические распределения. Закономерности нормального распределения. Понятие об уровнях вероятности, значимости и доверительных уровнях. Понятие об ошибке эксперимента и ошибке заключения в опыте. Статистические характеристики выборок в опыте. Понятие нулевой гипотезе. Точечная и интервальная оценка параметров распределения. Первичная обработка результатов опыта. Сущность и назначение ковариационного анализа. Оценка существенности различий между вариантами опыта по t-критерию. Проверка гипотезы о принадлежности «сомнительной» даты к совокупности. Восстановление выпавших делянок. Сущность и основы дисперсионного анализа. Дисперсионный анализ однофакторного опыта, заложенного по методу организованных и неорганизованных повторений. Дисперсионный анализ многофакторного опыта. Особенности дисперсионного анализа опыта с выпавшими делянками и повышенным количеством контролей. Дисперсионный анализ наблюдений и учетов в опыте. Особенности дисперсионного анализа с многолетними и многосборовыми культурами. Оценка существенности различий в опыте по критериям F, НСР и 3Е. Группировка вариантов. Сущность и различие между понятиями достоверность опыта по существу и существенность (достоверность) различий в опыте. Корреляционная зависимость. Типы корреляции. Корреляционный коэффициент, корреляционное отношение. Регрессия. Коэффициент регрессии. Уравнение регрессии. Документация и отчетность по полевому опыту.9. ЛИТЕРАТУРА Федеральная программа развития образования РФ. http: //www. ed. gov. ru/ntp/fp/fpro/develedu/. Закон РФ «Об образовании» (от 13.01.1996г. №12-ФЗ с изменениями). Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с изменениями. Федеральный закон «О дополнительном образовании» http: //www. ubo. ru/normative/. Комплексная оценка высших учебных заведений Учебное пособие. Центр государственной аккредитации Минобразования России. Москва, 2003. Экспертиза качества образования: Европейский подход. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. 2006. Сборник проектов распорядительных документов Рособрнадзора и структура внутренних документов управления по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Часть 1. Москва, 2006. Сборник проектов распорядительных документов Рособрнадзора и структура внутренних документов управления по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Часть 2. Москва, 2006. Зачётные единицы в ГОС нового поколения / Сазонов Б., Максимова Н., Караваева Е. - М.: Высшее образование в России, № 10, 2006. с.3-15. Постановление правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2005г. № 178 об утверждении Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развитая образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. По направлениям подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Садоводство», «Тех. производства и переработка с.х. продукции», «Зоотехния» с квалификацией (степенью) «бакалавр», «магистр». - М., Министерство образования и науки РФ, 2010. Доспехов Б.А. Планирование полевого опыта и статистическая обработка его данных. - М.: Колос, 1972. – 208 с. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. - М.: Агропромиздат, 1985. – 351 с. Кащаев А.М. Основы научных исследований в агрономии: учебное пособие. – Пенза: Пенз.го.техн.ун-т, 1994. Кирюшин Б.Д., Усманов Р.Р., Васильев И.П. Основы научных исследований в агрономии: Учебник. – М.: Колос, 2009. – 398 с. Моисейченко В.Д., Заверюха А.Х., Трифонова М.Ф. основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с. Полоус Г.П. Основные элементы методики полевого опыта: Учебное пособие. – Ставрополь: АГРУС, 2009. – 96 с.Программу составили:Зав.кафедрой селекции, семеноводства и технологии хранения продукции растениеводства им. профессора Ф.И. Бобрышева, доктор с.-х. наук, профессор А.И. ВойсковойКандидат с.-х. наук, профессор кафедры селекции, семеноводства и технологии хранения продукции растениеводства им. профессора Ф.И. Бобрышева Г.П. ПолоусРецензенты: Зав. кафедрой агрохимии и физиологии растений, доктор с.-х. наук, профессор А.Н. ЕсаулкоПрофессор кафедры общего и мелиоративного земледелия, доктор с.-х. наук Г.Р. ДорожкоПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании кафедры селекции, семеноводства и технологии хранения продукции растениеводства им. профессора Ф.И. Бобрышева, протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.«____» _______________ 2011 г.