Общие положения Основной целью курсов является формирование у студентов системы психологических знаний для вывода на практические проблемы социальной психологии. Итоговый контроль осуществляется в форме зашиты курсовой работы. В процессе выполнения курсовых работ развиваются навыки самостоятельной, исследовательской и научной деятельности студентов. Курсовая работа (КР) является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим углубленное овладение теоретическим материалом, а также научно-практической работой и анализа полученных данных. Цели КР по «Социальной психологии»: - систематизация и углубление теоретических знаний и практических умений по психологии, применение их для решения задач конкретного психологического исследования; - формирование умений и навыков самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, необходимых для построения системы научного анализа изучаемых проблем; - овладение методами и методиками психологического исследования и логического изложения материала; - совершенствование профессиональной подготовки. Кроме этого, в КР студент должен продемонстрировать следующее: теоретические знания по избранной психологической теме, умение ставить проблему и ее решать; умение работать с учебной и специальной литературой (+Интернет), изучать, анализировать, обобщать различные источники, делать обоснованные выводы; 3) умения и навыки самостоятельного проведения психологического исследования при изучении конкретной психологической проблематики посредством использования психодиагностических, экспериментальных, обсервационных методов и т.п. 4) умение осуществлять количественный анализ при обработке полученного эмпирического материала с использованием математико-статистических методов, качественный анализ и психологическую интерпретацию.^ 2. Выбор темы и разработка плана КР Тема КР определяется студентом самостоятельно, после этого она утверждается научным руководителем. Основными требованиями при выборе темы являются: -осознание актуальности избранной темы, т.е. понимание ее значения для совершенствования работы, как с отдельными личностями, так и с социальными группами в различных сферах деятельности человека; -возможность повышения своей профессиональной компетентности (теоретических знаний, научно-исследовательских умений и навыков), уровня профессионализма в ходе подготовки работы; -возможность введения элементов новизны, оригинальности и перспективности в теоретическую базу или методику исследования; -возможность внедрения эмпирических элементов работы в жизнедеятельность обследуемой социальной группы, в будущей профессиональной деятельности. С выбора темы начинается творческая работа студента, требующая вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Осуществляется самостоятельное определение объекта, предмета исследования, подбор методов и методик психологического исследования. Осуществив выбор темы КР, студент приступает к разработке плана-графика его написания. В нем отражаются мероприятия по КР, степень готовности различных структурных элементов, индивидуальный график консультаций. Примерный план-график написания КР приведен в конце настоящего пособия. План-график является документом, регламентирующим основные этапы работы над КР и представления ее на защиту. Он позволяет кафедре и деканату отслеживать своевременность хода выполнения студентом КР. После представления плана-графика студент приступает к созданию рабочего плана. Рабочий план - это своего рода первичный вариант КР. Рабочий план дает студенту возможность осознанно представить свою позицию научному руководителю. Обязательные элементы рабочего плана: Актуальность выбранной темы, т.е. необходимость проведения данной работы.^ Степень научной разработанности проблемы.Исследуемая проблематика, т.е. конкретные направления по которым будет вестись работа.Объект и предмет КР.Цель КР, т.е. планируемые результаты.^ Основные задачи, т.е. мероприятия и действия к исполнению.Способы решения задач, т.е. технология достижения основных задач.Теоретическая и практическая значимость исследования.Гипотеза исследования.^ Содержание и структура курсовой работы Она должна содержать элементы новизны, отражать современное состояние изучаемой проблемы, а также региональные особенности. Курсовая работа должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умениями пользоваться научной литературой, навыками анализа.^ Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, эмпирических данных, заключения, списка литературы и приложений. В работе должно быть три главы: Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме. Обычно состоит из трех параграфов.Глава 2. Организация и методы исследования. Подробно описывается, где, когда, с кем, как было проведено эмпирическое исследование. Подробно обосновываются методы и методики исследования.^ Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных. Подробно анализируются полученные данные (приводятся таблицы, графики, гистограммы). Полученные данные объясняются. В отдельном параграфе приводятся рекомендации по применению данных. В отдельных случаях, в соответствии с тематикой работы, эмпирическая часть может отсутствовать. Однако и в такой работе должна быть самостоятельность мысли, особенно в тех разделах, главах, параграфах, где требуются сопоставление и анализ собранных фактов, различных теорий, концепций, взглядов ученых.^ Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы.Обоснование актуальности выбранной темы.Постановка цели и конкретных задач исследования.Определение объекта и предмета исследования.^ Выбор методов (методики) проведения исследования.Описание процесса исследования.Обсуждение результатов исследования.Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели, задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов, описание новизны исследования проводятся во введении к курсовой работе.^ Обоснование актуальности выбранной темы. Достаточно в пределах одной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач. Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, то ему нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть. Формулирование методологической основы исследования носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области социальной психологии. Гипотеза — это расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дел, так называемое предположение. Объект — это область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема; это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которых зарождается проблема.Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Цель состоит в решении научной проблемы путем совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта. В соответствии с основной целью следует выделить 3— 4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение под-проблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы.^ Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью исследования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами. ^ Эмпирическая часть включает описание экспериментального исследования, обоснование его методов, анализ результатов, схемы, графические и математические способы интерпретации полученных данных, выводы. Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследования. ^ Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа. В библиографию включаются все источники, цитируемые или используемые в работе. Источники приводятся по алфавиту. Законодательные акты, приказы, указы, правительственные документы приводятся отдельным списком, как и источники на иностранных языках. Приложение следует оформлять как продолжение курсовой работы. Оно содержит фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, схемы, чертежи, расчетные материалы, карты, рисунки, ответы респондентов и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху (справа) слова «Приложение» и его обозначение. Приложения обозначаются арабскими цифрами. Страницы приложения не должны содержать нумерации. ^ Требования к оформлению курсовой работы Курсовая работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210x297 мм) на компьютере. Текст должен иметь поля следующих размеров; верхнее— 20 мм, нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 15 мм. Рекомендуемый объем курсовой работы составляет 40 страниц печатного текста (без приложений) через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, кегель 14. Сноски на используемые источники литературы оформляются в круглых или квадратных скобках, например (Майерс Д., 1997), [35, с. 368-371]. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 1, с. 3—4, гл. 2. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы. Название глав и всех структурных компонентов исследования печатается в середине страницы. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Таблицы, рисунки, графики, диаграммы и другой графический материал подлежат последовательной и непрерывной нумерации на протяжении всей работы. В приложении нумерация производится отдельно. Язык и литературный стиль курсовой работы должен быть грамотным, изложение мыслей доходчивым и доступным пониманию. Необходимо избегать тяготения к утилитаризму, многословию, неграмотному или не к месту употреблению иностранных слов и оборотов. Важно умение излагать авторские мысли в курсовой работе в безличном стиле, то есть от себя, но избегая употребления слова «Я» и в минимальной степени применяя слово «Мы» по отношению к себе. Где это необходимо, следует фиксировать свой вклад, например, словами: «по мнению автора», «как установлено в результате проведенных в курсовой работе исследований», «с нашей точки зрения» и т.д. Одно из важных условий стилистического совершенства курсовой работы заключается в соблюдении принципа причинно-следственных связей, логической последовательности изложения, благодаря чему не сложно понять, что из чего вытекает, следует. Обобщающее название «оформление» следует понимать как цикл, совокупность самых разнообразных действий, призванных придать работе вид завершенного в общих чертах произведения. Курсовая работа сдается в красной папке (с файлами), содержит титульный лист, содержание, основной текст, приложение. Сдается также электронный вариант курсовой работы на диске CD RW. Срок сдачи – 7 декабря 2010г. Содержание курсовой работы представляет собой последовательный перечень расположенных в ней материалов с выделением введения, глав и параграфов основного текста, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Рубрикацию глав, параграфов, подпараграфов целесообразно строить по индексационной схеме с цифровыми многоступенчатыми номерами (например, 2.3 означает номер третьего параграфа второй главы, а 2.3.1 — номер первого подпараграфа третьего параграфа второй главы). Глоссарий Обязательным структурным элементом КР является глоссарий. Он представляет собой краткий справочник специальных слов и понятий, выражений и сокращений с пояснениями. Основной целью создания глоссария является введение неспециалистов в специфику представленной темы КР, однозначное понимание используемых психологических и специальных терминов и понятий. Объем глоссария не ограничен, но следует помнить, что каждое специальное понятие или термин, содержащиеся в тексте КР и приложениях, должны найти свое отражение в глоссарии. Минимальный рекомендуемый объем глоссария - 20 -25 терминов, понятий и сокращений с раскрытием их смысла и содержания.^ Примерная тематика курсовых работ по курсу «Социальная психология» 1. Влияние личностных характеристик субъекта на его представление об идеальном партнере по общению. 2. Гендерные различия в проявлениях макиавеллизма. 3. Ложь и обман как защитные механизмы личности макиавеллиста. 4. Специфика межэтнического понимания и восприятия людьми друг друга. 5. Механизмы взаимопонимания в структуре делового общения. 6. Механизмы антиципирования в межличностном и деловом общении. 7. Механизмы интерпретации невербального поведения. 8. Механизмы понимания и взаимодействия в межгрупповых отношениях. 9. Мотивация и готовность к риску как личностные предпосылки занятия предпринимательской деятельностью. 10. Основные жизненные стратегии и ценностные ориентации студентов. 11. Половые различия в понимании лжи и неправды. 12. Профессиональные деформации педагогов. 13. Психологическая структура личности экстерналов и интерналов. 14. Психологические затруднения и когнитивные искажения участников социально-психологического конфликта. 15. Психологические особенности субъекта затрудненного общения. 16. Роль социальных стереотипов в формировании отклоняющегося поведения подростков. 17. Соотношение социальных установок и реального поведения у современных юношей. 18. Социально-психологический аспект проблемы принятия решений в группе. 19. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков. 20. Стратегии исследования социального мышления личности. 21. Субъект-субъектный и субъект-объектный типы понимания высказываний в межличностном общении. 22. Особенности самопрезентации в деловом общении. 23. Создание имиджа руководителя для разных организаций. 24. Технологии разрешения внутригрупповых конфликтов. 25. Создание команды как фактора успешности организации. 26. Поведение в конфликте и индивидуально-типологические особенности. 27. Несовпадение представлений о взаимных потребностях супругов как основа семейных конфликтов. 28. Особенности формирования Я – концепции как основа конфликтного поведения в подростковом возрасте. 29. Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности педагогов. 30. Методы исследования конфликтов и управление ими. 31. Представленность внутриличностного конфликта у выпускников педвуза. 32. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов студентов в период обучения. 33. Влияние активных методов обучения на развитие коммуникативной компетентности. 34. Влияние стиля взаимодействия учителя с классом на социально-психологический климат в классе. 35. Влияние психологической совместимости членов группы на социально-психологический климат группы. 36. Динамика ценностных ориентаций учащихся на начальном этапе школьного обучения. 37. Гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников. 38. Демографический аспект в представленности ценностных ориентаций старших школьников. 39. Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность деятельностью руководителя. 40. Трансформация гендерных ценностей личности в сфере образования. 41. Специфика гендерных ценностей в социальных группах (профессиональные, возрастные, этнические). 42. Профессиональные деформации личности в системе «человек-человек». 43. Социально-психологическая профессиональная адаптация педагогов. 44. Исследование коммуникативных качеств современных руководителей. 45. Коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников. 46. Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция. 47. Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников. 48. Форм и методы групповой работы с детьми и подростками. Изменение степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества. Процесс ресоциализации взрослого человека. Проблемы социального развития человека. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения. Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет). Социальные функции возрастного нормативного кризиса. Личностная зрелость человека. Человек как жертва социализации в современном мире. Типология агрессивного поведения человека. Основные этапы развития социальной роли. Проблема развития социальной группы. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы. Индивидуальные факторы эффективного управления группой. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений. Переживание как фактор социальной адаптации. Особенности общения в современном мире. Критерии удовлетворенности общением. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Соционика - наука о психологической совместимости людей. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение. Феномены межличностного влияния. Теории агрессии и подражания. Факторы возникновения агрессивных реакций. Практические проблемы оптимизации общения. Методы преодоления конфликта и стресса. Социально-психологические методы развития личностей. Исследование и диагностика конфликта. Коррекция и управление конфликтом. Экспериментальные исследования механизмов и форм социально-психологического влияния. Средства, формы, закономерности психологического воздействия. Межгрупповое взаимодействие и конфликты. Поведение человека в толпе. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Психология массовой коммуникации. Психология социального управления. Гражданское общество и психология гражданского самосознания. Право как фактор социальной регуляции. Теории референтной группы. Когнитивистская ориентация и современная психология социального познания. Психологические характеристики религиозных общностей и организаций. Психологические проблемы политической социализации и поведения масс в ситуации выборов. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости. Социально-психологические закономерности межэтнического восприятия и их роль в развитии межнациональных отношений. Значение нормативной структуры группы в детерминации индивидуального поведения. Поведение личности в ситуации группового давления: исследования «публичной» и «личной» конформности. Исследования условий и механизмов социального влияния группового меньшинства. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе. Принадлежность к группе как фактор поведения личности. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий. Интерпретация невербального поведения как реконструкция социально-психологических характеристик личности и группы. Проблема языкового сознания и самосознания личности и общности. Межгрупповые аспекты формирования половой идентичности.^ Задание (план) курсовой работы № Этапы и содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении I Ознакомление с требованиями к курсовой работе 2 Выбор темы курсовой работы и определение основного содержания 3 Подбор и изучение литературы по теме. Освещение вопросов теоретической части работы 4 Подбор и обсуждение методик эксперимента. Работа над экспериментальной частью 5 Формулировка выводов 6 Оформление работы 7 Защита курсовой работы