«Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности территориальных ТПП» 15 ноября 2010 года г.Москва, ТПП РФРоссийская экономика сегодня находится в условиях, когда нет альтернативы ее модернизации и переходу к инновационному пути развития. Это касается также всех экономической инструментов страны, в том числе и выставочного бизнеса. Выставочно-ярмарочная деятельность, являясь одним из важных инструментов активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, способствует привлечению иностранных инвестиций, внедрению высокотехнологических производств, укреплению экономического потенциала нашей страны. Работа по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности территориальных ТПП проводится в соответствии с решениями V Съезда, Президиумов, Правлений ТПП Российской Федерации, Программой деятельности ТПП РФ на 2007 – 2011гг., распоряжениями и указаниями руководства. За последние три года на заседании Президиумов Правления ТПП Российской Федерации рассмотрены вопросы «Об опыте работы Белгородской ТПП и ТПП Республики Мордовия по развитию и совершенствованию выставочно-конгрессной деятельности» (21 марта 2007 года), «О ходе подготовки российской экспозиции на Всемирной специализированной выставке «ЭКСПО-2008» (11 декабря 2007 года), «О работе Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» по развитию выставочной и конгрессной деятельности» (11 ноября 2008 года). Наряду с вопросами, связанными непосредственно с организацией выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в стране и за рубежом Торгово-промышленная палата РФ проводит работу по обеспечению развития этой сферы деятельности территориальных ТПП по следующим направлениям: информационная и организационная поддержка выставочных и конгрессных мероприятий; разработка нормативных актов, регулирующих выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, методических и аналитических материалов в этой области; содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов территориальных ТПП, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью; организационная и методическая поддержка палат в развитии выставочной материально-технической базы; содействие в организации деловых миссий предпринимателей и презентаций, организуемых территориальными палатами во время проведения выставочно-конгрессных мероприятий за рубежом; сбор, обработка и анализ информации относящейся к выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в стране и за рубежом, подготовка на её основе рекомендаций и методик; проведение семинаров и конференций по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в т.ч. связанных с обучением и обменом опытом; координация работы территориальных ТПП, предприятий-экспонентов, выставочных организаций в проведении совместных межрегиональных и зарубежных выставочных мероприятий; содействие в организации участия территориальных ТПП в выставках и ярмарках, проводимых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Различные аспекты выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности территориальных ТПП находятся в центре внимания ^ Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортёров. С целью активизации деятельности территориальных ТПП в выставочно-ярмарочной сфере проведены выездные заседания Комитета на базе ТПП Белгородской области, Волгоградской, Дальневосточной, Калужской, Приморской ТПП, ТПП Республик Мордовия, Башкортостан. На заседаниях Комитета рассматривались вопросы распространения передового опыта территориальных ТПП, активно занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью и развитием выставочно-ярмарочной материально-технической базы, об особенностях организации выставочно-ярмарочных мероприятий в условиях кризисных явлений в экономике, о продвижении торгово-экономического потенциала и инвестиционной привлекательности регионов на выставках в России и за рубежом на примере Приволжского федерального округа, о совместной с отраслевыми объединениями предпринимателей организации выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, об опыте работы территориальных ТПП с администрациями регионов по развитию и совершенствованию выставочно-конгрессной деятельности на примерах ТПП Владимирской области, Новгородской, Костромской, Омской ТПП, опыт работы территориальных ТПП по организации региональных выставочно-конгрессных мероприятий за рубежом на примере ТПП Пензенской и Саратовской областей. Систематически рассматриваются вопросы об организации работы по подготовке и повышению квалификации специалистов в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В практику работы вошло регулярное проведение общероссийских конференций по рассмотрению задач и текущих проблем выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. 8 июня 2010 года состоялась 3-я Всероссийская конференция по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность и модернизация экономики России», которая дала возможность территориальным ТПП обсудить отраслевые проблемы, пообщаться с потребителями выставочных услуг и выработать концептуальные подходы развития выставочно-конгрессной деятельности. Территориальные ТПП принимают активное участие в проведении презентаций инвестиционных возможностей российских регионов, организуемых на базе ТПП Российской Федерации. За полтора года проведено 8 таких презентаций (Республика Алтай, город Сочи, Свердловская область, Алтайский край, Красноярский край, Смоленская область, Камчатский край, Ставропольский край). В декабре с.г. запланирована презентация Республики Хакасия.Общей чертой выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в 2009 году вследствие мирового финансового и экономического кризиса стал ощутимый спад ключевых показателей проведенных выставок: снижение выставочной площади (нетто) - на 30,6% сокращение общего числа экспонентов на 10,8%. количество посетителей сократилось на 37,1%, годовой оборот от выставочно-ярмарочной деятельности снизился на 14%.Итоги 2009 г. и I-й половины 2010 г. свидетельствуют о том, что задачи, поставленные руководством ТПП РФ по эффективному использованию выставочно-ярмарочной деятельности в развитии внутренних и внешних экономических отношений реализовывались большинством территориальных палат. Несмотря на то, что в условиях экономического кризиса объем выставочных услуг, предоставляемых территориальными ТПП в 2009 году снизился на 14%, относительно 2008 года, а количество территориальных ТПП уменьшилось на 11, эта сфера деятельности остается на четвертой позиции в структуре услуг и по объему поступлений денежных средств. Свой бюджет за счет таких услуг пополняют в настоящее время 80 палат (48 региональных и 32 муниципальных), но это, как правило, торгово-промышленные палаты с широко диверсифицированным спектром услуг. Для сравнения, общий совокупный объем услуг палат, предоставляющих выставочные услуги в 3 раза больше, чем все «невыставочные», хотя их соотношение в системе ТПП РФ 80 и 92 (в т.ч. 34 региональных и 58 муниципальных). Наилучших показателей в реализации данной услуги добились, в частности, ТПП Краснодарского края, Воронежской области, Белгородской области, Московской области, Вятская, Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Брянская, Московская, Рязанская, Владимирская, г.Тольятти, г.Нижневартовска, г.Сергиева Посада и др. С 2001 года объем выставочных услуг вырос почти в десять раз и практически приближается к общему объему услуг «невыставочных палат». В течение года территориальные ТПП проводят или участвуют в организации около 700 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, их деловых и презентационных программ, в 80 регионах - городах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (48 и 32 соответственно). Для сравнения члены Российского союза выставок и ярмарок проводят выставки в 41 городе. В ряде палат доходы от реализации услуг по организации выставок и ярмарок за 2009г. в сравнении с 2008г. выросли в несколько раз: Республики Башкортостан в 9,8 раза (Приволжский ФО) Нижневартовского р-на в 7,4 раза (Уральский ФО) Псковской в 6 раз (Северо-Западный ФО) Брянской в 2,6 раза (Центральный ФО) Камчатской в 2,35 раза (Дальневосточный ФО) Начали свою выставочно-ярмарочную деятельность в 2009 году: Дальневосточная (Дальневосточный ФО), Новосибирская городская (Сибирский ФО)^ Информация о предоставлении выставочных услуг территориальными ТПП по итогам 2009 г. ФО РФ Всего ТПП в т.ч.занимаютсяВЯД % Региональные ТПП Муниципальные ТПП в т.ч. Регион, ТПП в т.ч. занимаютсяВЯД % в т.ч. муниципальные ТПП в т.ч. занимаютсяВЯД % ЦФО 50 35 70,0 18 16 88,9 32 19 59,4 СЗФО 13 8 61,5 10 8 80,0 3 0 0,0 ЮФО 50 9 18,0 13 5 38,5 37 4 10,8 ПФО 19 14 73,7 14 12 85,7 5 2 40,0 УФО 14 10 71,4 6 5 83,3 8 5 62,5 СФО 15 1 6,7 12 0 0,0 3 1 33,3 ДФО 10 3 30,0 8 2 25,0 2 1 50,0 Общее кол-во 171 80 46,8 81 48 59,3 90 32 35,6 Статистика показывает, что в ряде федеральных округов территориальные торгово-промышленные палаты, занимающиеся выставочно-ярмарочной деятельностью, составляют почти 90% от общего количества палат региона: ЦФО – 88,9%, ПФО – 85,7%, УФО – 83,3%, СЗФО – 80%) Территориальные ТПП совместно с органами местного самоуправления активизировали процесс формирования нормативных основ регулирования выставочно-ярмарочной деятельности на региональном уровне. В настоящее время при участии территориальных ТПП принято более 80 региональных нормативных актов (законов, постановлений глав администраций, правительств), регламентирующих организацию выставочно-ярмарочной деятельности. Во многих регионах местные администрации по инициативе территориальных ТПП установили льготы для местных предприятий, участвующих в выставках. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской и Вологодской областях существуют положения о компенсации части затрат местным товаропроизводителям по участию в выставочно-ярмарочной деятельности. Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму с сентября 2010 года начинает рассмотрение заявок от малого предпринимательства по субсидированию на начальной стадии становления бизнеса, в т.ч. и на «выделение средств из бюджета на погашение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях».Сегодня решением региональных властей по всей территории РФ на постоянной основе действует 47^ Координационных Советов (Комиссии) по выставочно-ярмарочной деятельности, разработаны региональные выставочные программы. В составе комиссий активно работают руководители ТПП ЧувашскойРеспублики, Белгородской, Владимирской, Пермской, Смоленской, Северной ТПП, ТПП Республик Татарстан, Мордовия и другие. В то же время, в ряде регионов, где работают региональные советы и существуют программы развития выставочно-ярмарочной деятельности палаты не занимаются выставочной деятельностью (Алтайская, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелия, Республики Хакасия, Центрально-Сибирская, Восточной Сибири, Калининградская, Ставропольская, Томская, Еврейской АО, Ростовская, Забайкальского края).В 18 субъектах Российской Федерации с участием территориальных ТПП разработаны долгосрочные ^ Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности (Республики Башкортостан, г.Москва, Московской, Вологодской, Костромской, Мурманской, Нижегородской, Уральской, Ярославской ТПП и др.). В то же время, несмотря на интенсивный процесс создания координирующих органов, он носит весьма неравномерный характер, как по федеральным округам, так и по субъектам Федерации, что, в свою очередь, отражает неравномерную активность в сфере выставочной деятельности.Объективно необходима и межрегиональная координация. 2 сентября 2010г. на заседании Ассоциации ТПП Уральского федерального округа с участием представителей администраций полномочного представителя Президента Российской Федерации и регионов, выставочных организаций было принято решение о создании Межведомственной рабочей группы по продвижению продукции предприятий Уральского ФО на межрегиональном и международном рынках, поручено разработать Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в УФО. Основным координатором этого проекта является Южно-Уральская ТПП.На протяжении ряда лет Торгово-промышленная палата Российской Федерации и некоторые территориальные торговые палаты России осуществляют информационную и организационную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий (Патронаж). Отмечается ежегодное увеличение количества заявок от территориальных ТПП и объединений предпринимателей. Удельный вес включаемых в перечень региональных выставок превышает 60%. В соответствии с «Положением о патронаже ТПП Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий» для поддержки в 2010г. отобраны 169 выставочно-ярмарочных мероприятий, из которых более 30% проводятся самостоятельно территориальными ТПП или при их участии. При этом особое внимание уделялось стимулированию выставок, способствующих развитию инновационной деятельности, реализации приоритетных национальных проектов и поддержке малого и среднего бизнеса, а также активно содействующих развитию торгово-экономических связей со странами СНГ. В частности, в план 2010г. включены 24 выставки в области инноваций и высоких технологий, 18 мероприятий строительной отрасли, 10 по информации и образованию, по 12 выставок сельскохозяйственной и медицинской тематики.Важной составляющей в процессе модернизации нашей экономики, диверсификации докризисной структуры, перехода от ее экспортно-сырьевого характера к наукоемкому, инновационному является развитие выставочно-ярмарочной деятельности на зарубежном направлении. Она рассматривается как эффективный инструмент продвижения отечественных товаров и услуг на мировые рынки, расширения и углубления экономических связей с зарубежными странами. В силу, как объективных причин, так и предпринимаемых усилий со стороны органов исполнительной власти и бизнес-сообществ, в частности торгово-промышленных палат, в предкризисный период был достигнут значительный рост российских участников зарубежных выставок - за 4 года в 4,5 раза и составил 2100 экспонентов. Выставочные площади российских экспозиций за рубежом увеличились почти в 3,5 раза и достигли 32 тыс.кв.м. в год. Кризисный период, безусловно, внес свои коррективы. Участие в зарубежных выставках стало достаточно дорогим для значительной категории российских компаний, в том числе представляющих малый и средний бизнес. И хотя Правительство Российской Федерации поддержало предложение ТПП РФ и Минэкономразвития России относительно увеличения ассигнований на эти цели, эта сумма не отвечает стоящим задачам по поддержке экспорта и обеспечению выхода отечественной продукции на внешние рынки. Что касается совершенствования механизма финансирования российских выставок за рубежом, эффективности государственной поддержки (о чем неоднократно прежде ставили вопрос территориальные ТПП, заинтересованные выставочные компании), то здесь сделан конкретный шаг. По инициативе ТПП России внесено дополнение в постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в соответствии с которым впервые выставочным операторам – победителям конкурсов предоставляются авансовые платежи в размере до 60% /а не 30%, как было ранее/ лимитов бюджетных ассигнований. В конечном итоге это, безусловно, отразится на эффективности использования государственных средств и уровне доступности зарубежных выставок для региональных участников, а значит и продвижении экспорта. Еще одним эффективным инструментом инновационного развития и интеграции в мировую экономическую систему становится целенаправленная государственная поддержка экспорта продукции предприятий малого бизнеса, а это напрямую связано с расширением делового партнерства, которое наиболее эффективно осуществляется на выставках. Таким образом, господдержка предприятий малого бизнеса становится поддержкой выставочной деятельности. Те предприятия, которые попадают под определение «малые и средние», по новому закону о государственной поддержке малого и среднего бизнеса могут стать получателями бюджетных средств. Причем средства на компенсацию затрат на выставочную деятельность они могут получать в своих регионах. Территориальные ТПП активно участвуют в выставках и ярмарках за рубежом, в т.ч. проводящихся с частичным финансированием из федерального и регионального бюджетов. В этой работе участвуют более 50 территориальных ТПП. В среднем ежегодно палаты участвуют в организации региональных разделов и презентаций в более чем 80 выставках. Здесь можно выделить ТПП Пензенской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Ярославской областей, Московскую, Восточно-Сибирскую палаты, ТПП Республики Татарстан, Чувашской Республики и др. Достаточно результативными для российских участников стали международные инновационно-технические выставки и ярмарки последних лет в Брно, Ганновере, Пловдиве, Шеньчжене и др. Подготовка содержательных деловых программ в рамках ведущих выставок за рубежом последних лет позволила активизировать участие отечественного бизнеса в этих мероприятиях. Это наглядно продемонстрировали и российские национальные выставки в Болгарии, Индии, Туркменистане. Порядка полутора десятков территориальных ТПП, десятки производственных и торговых компаний приняли участие как в подготовке экспозиций российских регионов на этих выставках, так и в деловых мероприятиях. Об эффективности подобных мероприятий можно судить на примере участия в 52-й Международной промышленной выставки «МСВ-2010», проведенной в г.Брно (Чехия) в сентябре т.г. По итогам состоявшихся на выставке встреч и переговоров в которой приняли участие делегации Московской, Самарской, Ярославской ТПП, подготовлены договоры о сотрудничестве и протоколы о намерениях по линии целого ряда отечественных компаний, в том числе Капительэнерго (Москва), Ковровского электромеханического завода, завода «Электросталь» (Московская область) и других. Вместе с тем с учетом дороговизны участия в зарубежных выставках для ряда категорий предприятий крайне важно тщательным образом проводить отбор мероприятий для включения в ежегодный перечень зарубежных выставок с государственной финансовой поддержкой. Эти мероприятия из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых за рубежом, должны определяться с учетом знаний конъюнктуры зарубежных рынков, состояния и перспектив развития отраслей отечественной промышленности на основе долгосрочных приоритетов и предложений бизнес-сообщества. Территориальные ТПП, бизнес-структуры стали играть более заметную роль в подготовке перечней проведения выставок за рубежом с господдержкой. Из 19 выставочных мероприятий, включенных в федеральный перечень 2010г. 8 было предложено ТПП России на основе заявок территориальных палат. В настоящее время проводится подготовка федерального перечня 2011г. Активное участие в этой работе принимают ТПП Владимирской, Волгоградской, Нижегородской, Пензенской, Омской областей, Московская, Кузбасская ТПП, ТПП Ставропольского края, Республики Татарстан, Республики Башкортостан и др. В сентябре т.г. подготовленные предложения, в том числе по линии ТПП РФ рассматривались на Межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности. За последние 3 года в среднем общий объем дотаций из государственного бюджета для частичного финансирования участия в выставочных мероприятиях за рубежом составляет 200-240 тыс. долларов США, без учёта субсидирования организации национальных и всемирных выставок. Проводимая работа по координации участия территориальных ТПП в зарубежных выставках и ярмарках высветила проблему определения наиболее важных, приоритетных для развития отечественной экономики зарубежных выставочных мероприятий с точки зрения дальнейших перспектив российского экспорта. С этой целью в настоящее время совместно с МИД России, напрямую с загранаппаратом, как государственным, так и палатским проводится работа по определению таких выставок. В результате на основе обобщенных конъюнктурных материалов роспосольств и других росзагранпредставительств за рубежом формируется база зарубежных выставок и ярмарок 2011-2012гг., которые будут рекомендованы для участия территориальным ТПП, производственным и торговым компаниям. Территориальные ТПП активно участвуют в организации региональных презентаций на всемирных универсальных и специализированныхвыставках. В частности, на Всемирной выставке «ЭКСПО-2005» в Японии, Специализированной всемирной выставке в г.Сарагоса (Испания) в 2008г., по итогам которой российская секция была отмечена серебряной наградой. Только что завершила свою работу Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в г. Шанхае (КНР), на которой впервые за последние 20 лет был построен павильон Российской Федерации, число посетителей которого превысило 7,5 млн. чел. при общем числе посетителей - 70 млн.чел. За раскрытие основной темы выставки «Лучший город – лучшая жизнь» российская экспозиция была удостоена второго места. Одной из главных составляющих работы российского павильона стала презентации экономического потенциала и инвестиционных возможностей регионов Российской Федерации, в подготовке которых принимали активное участие торгово-промышленные палаты. В период работы выставки сменными экспозициями и презентациями представлены 20 регионов Российской Федерации, в том числе Новосибирская, Томская, Оренбургская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский край, Москва, Санкт-Петербург и другие. Помимо информационной составляющей подобные мероприятия имели большой практический характер. Участие России в подобных мировых форумах помимо имиджевой составляющей, безусловно, содействует привлечению интереса стран-участниц к отдельным отечественным отраслям, инвестиционным проектам, технологическим разработкам, а также регионам России. Одной из эффективных форм развития сотрудничества с зарубежными странами стали торгово-экономические миссии, организуемые территориальными ТПП и приуроченные к проведению крупных международных выставок за рубежом. Территориальными ТПП проводится более 80 подобных миссий в год. Активно занимаются этим направлением Пермская, Челябинская, Омская, Волгоградская, Краснодарская, Дмитровская межрайонная ТПП, ТПП Республики Мордовия. Вместе с тем следует отметить, что потенциал зарубежных деловых миссий, организуемых палатами, далеко не исчерпан. Существуют все предпосылки для придания этому процессу большего динамизма, в первую очередь за счет более тесного взаимодействия ТПП РФ и территориальных палат по организации и проведению встреч и переговоров с заинтересованными сторонами на региональном уровне. Сотрудничество в области выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется в полном соответствии с Соглашением между государствами – участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26.05.1995 года и Соглашением торгово-промышленных палат государств Содружества в области выставочно-ярмарочной деятельности от 27 июня 2003 года. 7 июня с.г. проведен Семинар представителей ТПП государств-участников СНГ по вопросам совершенствования правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности. По итогам с участием территориальных ТПП были подготовлены рекомендации, которые по результатам обсуждения на VIII заседании Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ переданы в Исполком СНГ. Перечень включает, в частности, рекомендации: торгово-промышленным палатам Киргизии, Казахстана, Туркмении и Таджикистана предпринять шаги для ускорения присоединения к системе АТА; разработку межгосударственной нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности; внедрение унифицированного документооборота при оформлении участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях; проведение национальных и межгосударственных выставок СНГ; рассмотрение возможности повышения квалификации выставочных работников на базе «Международного института менеджмента для объединения предпринимателей» (МИМОП) при ТПП Российской Федерации и др. В июне 2009 г. прошла Российская национальная выставка в Республике Казахстан, в которой были организованы региональные экспозиции Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Ставропольского края и областей: Волгоградской, Калининградской, Омской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской. В ноябре 2009 г. при активном участии ТПП РФ была организована Российская экспозиция в рамках Сельскохозяйственного форума государств-участников СНГ в Ашхабаде (Туркменистан). В июне 2010 г. проведена Первая российская промышленная выставка «Expo-Russia KAZAKHSTAN 2010» (г.Алма-Ата), в октябре Третья российская промышленная выставка «Expo-Russia ARMENIA 2010» (г.Ереван).Прочные связи с казахстанскими партнерами имеют 76 регионов Российской Федерации, которые заключили более 250 соглашений о развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, по вопросам использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях, развития сотрудничества в области охраны окружающей среды, а также предупреждения катастроф и стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Активно работали территориальные палаты, входящие в Российско-Казахстанский Деловой Совет: Волгоградская, Иркутской, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Астраханская, Курганская, Новосибирская, Омская, Южно-Уральская и Алтайская ТПП, с российской стороны и ТПП Костанайской, Карагандинской, Павлодарской областей, а также Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Северо-Казахстанская палаты - с казахстанской стороны. В Украине и Белоруссии активно себя проявляют как организаторы выставочно-ярмарочных мероприятий ТПП Белгородской, Брянской, Смоленской, Курской, Псковской областей. С 2006 г. Дипломом Совета руководителей торгово-промышленных палат государств-участников Содружества Независимых Государств «За активное участие в развитии выставочно-ярмарочной деятельности» награждено 111 представителей территориальных ТПП Российской Федерации из 42 палат, 24 выставки в России проводятся под патронажем Совета руководителей торгово-промышленных палат государств-участников Содружества Независимых Государств.Расширяется сфера применения Карнетов АТА, на сегодня дано право выдачи карнетов 18-ти территориальным ТПП, работают – 16 (Московская, С.Петербургская, Приморская, Калининградская и др.). По инициативе ТПП были внесены изменения в таможенное законодательство, которое значительно упростили ввоз-вывоз выставляемых товаров и выставочного оборудования, а также процедуру их таможенного оформления. В частности, Карнетами АТА были оформлены все экспонаты и оборудование для российского павильона на Всемирной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. В настоящее время в стране создано и работают 38 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью около 800 тыс. кв.м. При этом 39% от общей площади размещены в Москве и С.-Петербурге (Москва 262 тыс. кв.м. (32,7%), С.-Петербург 50,4 тыс. кв.м. (6,3%). 8 выставочных комплексов созданы с участием ТПП (ТПП РФ – Экспоцентр, ЦМТ; Белгородская ТПП - Белэкспоцентр; ТПП Мордовия Мордовэкспоцентр; Иркутской ТПП, Вятской ТПП, ТПП Республики Коми, Воронежская ТПП). ^ Распределение выставочных комплексов по федеральным округам ЦФО УФО ПФО СЗФО СФО ДФО ЮФО Кол-во 11 4 10 4 5 1 3 Площадьзакр., м² 562 700 12 657 56 325 107 750 15 500 7 500 28 850 С участием территориальных ТПП подготовлены проекты строительства выставочных комплексов в Астрахани, Волгограде, Грозном, Новороссийске, Хабаровске, Калининграде, Смоленске, Екатеринбурге, Владивостоке, Набережных Челнах, Рязани. В этом году введен в эксплуатацию «ЦМТ-Краснодар» оказывающий выставочные и конгрессные услуги. Каждый регион стремится обеспечить себя новыми выставочными площадями соответствующего качества. Инициаторами строительства новых выставочных комплексов часто выступают территориальные ТПП, опирающиеся на поддержку руководства регионов (Воронеж, Смоленск, Камчатка, Брянск). ТПП Российской Федерации на базе разработанных совместно с ЦВК «Экспоцентр» «Методических рекомендаций по проектированию, строительству и эксплуатации типовых региональных выставочно-конгрессных комплексов» подготовлен типовой проект, который получил широкое распространение среди территориальных ТПП и который, по их запросам, может быть адаптирован в привязке к предложенному строительному месту.На плановой основе ежегодно проводятся обучающие семинары по развитию и координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в регионах, по проектированию, строительству и эксплуатации типовых региональных выставочных комплексов, по информационному обеспечению выставочно-ярмарочной деятельности, повышению эффективности участия и оптимизации затрат по участию в выставках. Большая помощь в этой работе оказывается со стороны руководства и экспертов ЦВК «Экспоцентр». Специальные программы разработаны для территориальных ТПП по организации региональных разделов на зарубежных выставках. За последнее время региональные и зональные семинары по данной теме проведены в подавляющем большинстве федеральных округов на базе Белгородской, Омской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Санкт-Петербургской ТПП, палаты Республики Северная Осетия. Кроме подготовки профессионалов-выставочников высшего и среднего звена существует необходимость подготовки экспонентов, стендистов, способных профессионально заниматься продвижением своей продукции С целью подготовки кадров в сфере выставочно-ярмарочной деятельности в рамках действующего Соглашения между ТПП РФ и Всероссийской академией внешней торговли реализуется программа повышения квалификации «Выставки и ярмарки как инструмент продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках». Составлены специализированные программы по подготовке и повышению квалификации специалистов, занятых в различных сферах организации подготовки и проведения выставочно-конгрессных мероприятий, а также маркетинговых программ на 2010 год. Для широкого освещения и обсуждения проблематики и опыта территориальных ТПП по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности ежегодно выпускаются 6 номеров специализированного выставочного журнала ТПП РФ «ЭКСПО Ведомости», который издается за счет средств рекламодателей. За семь лет журнал стал ведущим информационно-аналитическим и методическим изданием выставочной отрасли – по оценке руководителей и специалистов территориальных торгово-промышленных палат и ведущих выставочных компаний России. Разработаны основополагающие документы и национальные стандарты: «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» ГОСТ Р 53103-2008, который введен в действие с 1 января 2010 года; «Конгрессная деятельность. Термины и определения» ГОСТ Р 53524-2009, который введен с 1 января 2011 года с правом досрочного применения. Эта работа будет продолжена и в 2011 году. В настоящее время готовится к выпуску стандарт «Основные положения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности». Перед Департаментом выставок и ярмарок сегодня стоит задача оказать содействие региональным и муниципальным палатам, которые ранее не предоставляли услуги по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. 21 октября с.г. Департамент выставок и ярмарок ТПП РФ совместно с Комитетом ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров и ЦВК «Экспоцентр» провели семинар для территориальных ТПП, планирующих предоставлять услуги по выставочно-ярмарочной