Реферат по предмету "Разное"


«Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»

На правах рукописиБолтачёва Жаннета ВладимировнаФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наукСаратов 2007Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» Научный руководитель − доктор педагогических наук, профессор^ Железовская Галина Ивановна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор^ Влазнев Алексей Иванович кандидат педагогических наук, доцент^ Варламов Дмитрий Иванович Ведущая организация − Волгоградский государственный педагогический университет Защита состоится «28» марта 2007 года в «11.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул..Астраханская, д. 83, корпус 9, аудитория 218.С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. ЧернышевскогоАвтореферат разослан «17» февраля 2007 г. и размещен на сайте www. sgu.ru/newsУченый секретарь диссертационного совета И.К. Кондаурова ^ Общая характеристика работы Актуальность исследования. Важным фактором эффективности профессиональной деятельности в современном обществе является способность специалистов определять значимость политических, правовых, экономических и других социальных явлений с точки зрения интересов и перспектив развития профессиональной сферы. Это необходимо как для текущего (оперативного) регулирования процессов в профессиональной среде, так и для стратегического планирования. Определение значимости общественных явлений осуществляется посредством оценочной деятельности, под которой понимается механизм осознания объектов социальной действительности как ценностей с точки зрения их необходимости, полезности (И.В..Дубровина, Ю.М..Забродин, Б.С..Круглов, А.А..Понукалин). Оценочная деятельность может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание), так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах. Востребованность обществом специалистов, готовых к оцениванию явлений и процессов общественной жизни, влияющих на профессиональную сферу, ставит перед высшими учебными заведениями задачу необходимости формирования готовности студентов к оценочной деятельности как важной составляющей широкого спектра профессиональных качеств выпускников. Приоритет решения данной проблемы находится в сфере преподавания гуманитарных дисциплин, так как специфика познания в области гуманитарных наук состоит в том, что социальные явления (события, факты, процессы, и т.д.) не только познаются, но и в ходе познания оцениваются. Результат оценивания социальных явлений выражается дескриптивной оценкой, которая представляет собой суждение, содержащее характеристику объекта. Такие оценки очень информативны и содержательны, но более субъективны, чем другие, и используются в слабо структурируемых областях. Отечественными и зарубежными учеными достаточно полно разработаны многие аспекты оценивания: – структура и функции оценивания (Г.Б..Ананьев, Б.Ф..Ломов, Ж..Пиаже, Ю.М. Забродин, А.А. Понукалин, Л.М. Фридман); – роль возрастных особенностей обучаемых в формировании оценочных шкал (Б.С. Круглов, В.В. Гузеев, Ж. Пиаже); – оценивание как компонент теоретического мышления (В.И..Андреев, В.В. Гузеев, Б. Блум, Д. Гилфорд); – оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю.М..Забродин, А.А. Понукалин, М. Лукьянова); – практический опыт формирования умения оценивать ход и результаты учебной деятельности с помощью различных оценочных шкал (Ш.А.Амонашвили, Т.В. Галкина, В.П.Симонов); – статистические исследования сформированности оценочной деятельности в юношеском возрасте (Б.С. Круглов, Е.А. Савченко). Вместе с тем, несмотря на серьезное внимание ученых к оценочной деятельности, проблема ее формирования у студентов высших учебных заведений остается открытой. В реальной практике вуза решение задач на оценивание социальных явлений остается за преподавателем. Причина заключается в том, что, с одной стороны, преподаватели не располагают научно-обоснованной и проверенной на практике педагогической системой формирования готовности студентов к оценочной деятельности, с другой стороны, студенты внутренне не мотивированы на ее выполнение, не представляют ее ориентировочную основу, у них не сформированы оценочные умения. Это подтверждают материалы исследования, проведенного диссертантом − у 32% юношей и девушек в возрасте 17–19 лет, обучающихся на младших курсах, отсутствует сформированный механизм осуществления рациональной оценочной деятельности. У 43,9% отмечен низкий уровень готовности к ней, выражающийся в том, что в зависимости от изменения условий экспериментальной ситуации они занимают противоречивые позиции и легко отказываются от первоначально выработанной оценки рассматриваемого социального явления. Всё это объясняет частое несоответствие оценочных суждений студентов реальному значению исторических, экономических, политических событий и процессов для страны и общества в целом, а также использование при ответах готовых выводов учебников в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Таким образом, состояние образовательной практики свидетельствует о противоречиях между: – потребностью общества в специалистах, способных к оцениванию профессионально значимых общественных явлений и процессов и недостаточной подготовкой выпускников к оценочной деятельности; – необходимостью подготовки будущих специалистов к рациональному и критическому оцениванию и отсутствием научно обоснованной и практически апробированной педагогической системы формирования готовности студентов к оцениванию; – содержанием в цикле гуманитарных дисциплин задач на определение значимости общественных процессов и явлений и отсутствием у студентов знаний о механизмах решения таких задач, умений формирования рационального оценочного суждения. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должно осуществляться формирование готовности к оценочной деятельности у студентов, чтобы оно способствовало развитию у них оценочных знаний и умений, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности? – и определили тему диссертационного исследования: «Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла».^ Цель исследования: повысить качество профессиональной подготовки специалистов через реализацию научно обоснованной и спроектированной системы формирования готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.^ Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов.Предмет исследования: система формирования готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.^ Гипотеза исследования: подготовка студентов к оценочной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет успешной, если: – традиционно существующие задачи обучения студентов в вузе дополнены задачей формирования у них готовности к оценочной деятельности, включенной в практику преподавания дисциплин гуманитарного цикла; продуктивная совместная оценочная деятельность, в которую вовлечены студенты, организована на основе отношений личной и коллективной ответственной зависимости между ними и соответствует критериям объективности, мотивированности, индивидуальности, гласности; – формирование готовности к оценочной деятельности осуществляется в рамках открытой, управляемой и адаптивной учебной системы, которая основывается на принципах признания обучаемого как активного субъекта познания и носителя субъектного опыта, главного системообразующего элемента, индивидуальные качества которого являются исходным условием ее проектирования и функционирования в ходе учебных занятий; – разработана диагностическая карта, содержащая характеристики уровней готовности студентов к оценочной деятельности, позволяющая осуществлять контроль и коррекцию достигаемых студентами результатов. В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1.На основании научного анализа философской, психологической и педагогической литературы раскрыть сущность понятия «готовность к оценочной деятельности» студентов через содержательные характеристики феноменов «оценки» и «оценочной деятельности». 2.Теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально проверить систему формирования готовности студентов к оценочной деятельности, выявить факторы, влияющие на успешность её функционирования. 3. Разработать диагностическую карту, содержащую характеристики уровней готовности студентов к оцениванию явлений и процессов общественной жизни, позволяющую контролировать и корректировать результаты освоения оценочной деятельности в динамике. ^ Теоретико-методологической основой исследования явились: – исследования педагогов и психологов по различным аспектам оценочной деятельности (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Л.Б. Берцифаи, Б..Блум, Л.И. Божович, Дж. Гилфорд, В.В. Гузеев, Г.И. Железовская, Ю.М..Забродин, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, Б.С. Круглов, А.И. Липкина, А.А. Понукалин, В.В. Рубцов, Л.А. Рыбак, Л.С. Славина, В.П..Симонов, Д.Н..Узнадзе); – концепции формирования готовности личности к деятельности (Е.А.Антипов, М.И. Дьяченко, Е.Л. Ильина, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Н.Д..Левитов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); – концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (К.А..Абульханова-Славская, Е.В..Бондаревская, Г.И..Железовская, В.В..Сериков, М.К. Сергеев, И.С. Якиманская); – теоретические положения системного подхода к исследованию педагогических процессов (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, М.В..Кларин, Н.В..Кузьмина, А.С. Малинин, В.И. Мухин, Т.Г. Новикова, Т.Ю. Стульпинас).^ Методы исследования. В соответствии с целью исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документов, определяющих содержание образования по гуманитарным дисциплинам; анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения базовых понятий исследуемой проблемы; разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. На этапе опытно-экспериментальной работы проводился педагогический эксперимент, в ходе констатирующего и формирующего этапов которого применялись такие методы, как наблюдение, опрос, анкетирование, качественно-количественный анализ результатов формирующей учебной деятельности. Данные методы позволили адекватно диагностировать динамику формирования и уровни сформированности готовности студентов к оценочной деятельности. В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов использовалась компьютерная программа Statisticа for Windows, V.6.^ Этапы и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось поэтапно с 2001 по 2006 гг. на базе филиала Федерального государственного образовательного учреждения «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» в г. Балаково.^ На первом (констатирующем) этапе (2001–2002 гг.) проводились: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, обследование практических занятий по дисциплине «Отечественная история» с целью анализа готовности студентов к оценке социально-исторических явлений. Уточнялось понятие «готовность студентов к оценочной деятельности», определялись критериальные показатели, проводился теоретический анализ эффективности методов, средств и факторов формирования готовности студентов к оценочной деятельности. Все это позволило определить цели и задачи исследования, сформулировать гипотезу и разработать программу дальнейших педагогических исследований.^ На втором (формирующем) этапе (2003–2004 гг.) проводилось проектирование системы формирования готовности студентов к оценочной деятельности и ее апробация, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. Разрабатывался критериально-диагностический инструментарий определения уровней готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла.^ На третьем (диагностирующем) этапе (2005–2006 гг.) обобщались полученные результаты, проводилась статистическая обработка данных, определялась эффективность системы формирования готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла, вносились необходимые коррективы в механизм ее реализации, формировались окончательные выводы по проблеме исследования.^ Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: предложено уточнённое определение готовности студентов к оценочной деятельности как интегративного качества личности; определён состав ее основных структурных компонентов: мотивационный, включающий устойчивую направленность на самостоятельное решение задач на оценивание (личная значимость); когнитивный, включающий знания обобщённой ориентировочной основы оценочной деятельности (порядок действий), принципов и методов оценивания (механизм оценивания); деятельностный, включающий в себя совокупность необходимых и достаточных оценочных умений: определение этапов деятельности, основного и частных критериев оценивания, отбор информации, измерение значимых для оценивания свойств явлений и степени их выраженности относительно внутренних эталонов, конструирование предварительного оценочного суждения, критический анализ собственной оценочной деятельности, формирование итогового результата в форме дескриптивной оценки. Спроектирована система формирования готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла, характеризующаяся максимальным учетом индивидуального опыта обучаемых, их потребностей в овладении оценочными знаниями, умениями и навыками, управляемостью, открытостью, адаптивностью; установлены факторы, определяющие ее эффективность: взаимодействие, целостность и единство структурных компонентов системы, их подвижность и динамичность вследствие непрерывных изменений научных, технических и технологических параметров развивающейся сферы педагогической деятельности. На основании методологии системного подхода охарактеризованы уровни готовности студентов к оценочной деятельности; обоснована динамика их продвижения от одного уровня к другому. ^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют представление о сущности готовности к оценочной деятельности, способствуют теоретическому осмыслению механизма повышения эффективности ее формирования и могут быть использованы при решении проблем подготовки студентов к другим видам учебной и профессиональной деятельности. ^ Практическая значимость исследования заключается в реальной возможности использования содержащихся в диссертационном исследовании научно-теоретических положений и выводов в педагогической практике высших учебных заведений; в использовании как отдельных форм, методов и средств, так и спроектированной системы в целом для организации оценочной деятельности студентов.^ Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой построения исследования, использованием различных методов исследования, адекватных цели и задачам исследования; продолжительностью опытно-экспериментальной работы; статистическим анализом данных с использованием современного программного обеспечения (статистическая компьютерная программа Statistiсa for Windows, V.6).^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе филиала Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина в г. Балаково, филиала Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина в г. Ульяновске, в Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова. Теоретические положения и результаты исследования излагались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова, кафедре гуманитарных и естественно-научных дисциплин филиала Поволжской академии государственной службы в г. Балаково, кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Поволжской академии государственной службы в г. Ульяновске; в научных докладах, сделанных на межвузовском научно-практическом семинаре «Профессиональная направленность педагогического процесса» (Саратов, 2000); на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы дидактики высшей школы» (Балаково, 2003), на 1 Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современном обществе (Пенза, 2006), на 1 Всероссийской научно-практической конференции «Человек, культура, образование» (Ульяновск, 2006). Основное содержание диссертации изложено в 8 публикациях автора.^ Основные положения, выносимые на защиту: 1. Готовность к оценочной деятельности рассматривается как составная часть результата профессиональной подготовки студентов и является интегративным качеством личности, включающим мотивационный (сформированная потребность к оценочной деятельности), когнитивный (знания теоретических основ и механизмов оценочной деятельности), деятельностный (сформированность оценочных умений) компоненты. 2. Система формирования готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла характеризуется максимальным учетом индивидуального опыта обучаемых, их потребностей в овладении оценочными знаниями, умениями и навыками, управляемостью, открытостью и адаптивностью, эффективность которой определяется взаимодействием, целостностью, единством, подвижностью и динамичностью её структурных компонентов, функционально направленных на достижение качественного уровня готовности студентов к оцениванию общественных явлений и процессов, и учётом факторов, влияющих на её функционирование. 3. Диагностическая карта готовности студентов к оценочной деятельности, содержащая характеристики высокого, среднего и низкого уровней освоения студентами данного вида деятельности и позволяющая определять, контролировать и корректировать результаты подготовки студентов к оцениванию общественных явлений и процессов в динамике. ^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Изложена на 145 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 10 схем и 2 графика.^ Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность исследования и степень разработанности темы; раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методология и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; даются сведения об апробации результатов; излагаются положения, выносимые на защиту.В первой главе − «Теоретико-методологические основы формирования готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла» рассматриваются сущность и компонентный состав готовности к оценочной деятельности, методы её формирования у студентов, определяются и обосновываются факторы, влияющие на эффективность формирования данного качества у студентов. Базовое понятие предлагаемого диссертационного исследования – «готовность к оценочной деятельности» – является сложным по структуре. Согласно методологическим принципам исследования сложного понятия его объем и содержание должны раскрываться через анализ понятий, включенных в него. Поэтому исследование сущности и структуры «готовности к оценочной деятельности» мы осуществили через раскрытие составляющих его структуру понятий: «деятельность», «оценочная деятельность (оценивание)»; «оценка», «готовность к…». Очередность их анализа в диссертации осуществлялась в соответствии с принципом восхождения «от абстрактного к конкретному», учитывая то обстоятельство, что мыслимые в них признаки существуют не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом, образуя целостную систему. В результате было определено, что оценочная деятельность – это вид психической активности личности, посредством которой осуществляется процесс установления значимости или ценности объекта через определение его качественно-количественных характеристик, относительно соответствующих цели, критериев и эталонов. Продуктом оценочной деятельности является оценка в форме суждения, содержащего качественно-количественную характеристику свойств объекта и определение отношения к оцениваемому объекту как к ценности. Проведенный анализ понятия «оценочная деятельность» позволил выделить несколько её уровней: эмоциональный; рационально-эмоциональный; рациональный; критический. Эмоциональное оценивание основано на чувствах и эмоциях субъекта, на его симпатиях и антипатиях к оцениваемым явлениям, событиям, процессам, и, следовательно, является чувственным процессом переживания того или иного отношения к объектам, с которыми субъект вступает во взаимодействие. Эмоциональная оценка, предшествуя всякому рациональному оцениванию, является оценкой первого уровня, в котором доминирующая эмоциональность зачастую дезориентирует человека, отдаляет его от объективной оценки. Рационально-эмоциональное оценивание представляет собой более высокий уровень, так как наряду с переживаемым эмоциональным отношением к объекту, в нем присутствуют измерительные операции, осуществляемые на базе логических умственных действий, таких как абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация, обобщение. Но вместе с тем, эмоциональное отношение к объекту оценивания увеличивает степень субъективности оценки, поэтому результат рационально-эмоционального оценивания носит характер субъективной значимости. Рациональное оценивание в противоположность эмоциональному осуществляется на базе умственно-логических операций и его результат формируется с участием критического оценивания. Рациональное оценивание основано на логике и, обеспечивая многокритериальность оценки, переводит оценивание в исследовательскую плоскость, что способствует высокой степени объективности оценивания. Результат оценивания, который формируется посредством критической оценки, является рациональной оценкой, т.к. объективная аргументированная мотивация, учет различных аспектов или качеств предмета являются ее основанием. Критическое оценивание направлено на ход и результаты деятельности относительно цели деятельности, норм, стандартов, эталонов, возможностей и т.п. Особенностью критического оценивания является то, что оно присутствует в осознанных произвольных формах деятельности и обеспечивает способы, адекватные виду деятельности и многокритериальный подход к оцениванию результата. Посредством критической оценки происходит коррекция результата деятельности. В развитии оценочных способностей и формировании оценочных умений у студентов ведущая роль принадлежит знаниям. Именно они составляют научную основу, исходя из которой, анализируются различные аспекты оцениваемого явления. При этом соответствующие решения принимаются в зависимости от способности использовать эти знания и умения их осмысливать. Исследование содержания понятия «оценочная деятельность» позволило определить её структуру, которая включает: а) мотив, определяющийся потребностью, удовлетворение которой возможно через оценивание − это может быть: проблемно-познавательная ситуация, жизненная необходимость, выбор планов поведения, принятие того или иного решения и т.д.; б) цель, предполагающую формирование оценочного суждения о значимости общественного явления или процесса; в) способы осуществления оценочной деятельности, соответствующие операционно-процессуальной структуре психического процесса оценивания; г) продукты оценочной деятельности, выступающие оценками, характеризующимися определенной степенью объективности. Проведенное исследование сущности и структуры «оценочной деятельности» позволило перейти к раскрытию содержания «готовности к оценочной деятельности». Анализ понятия «готовность к…» проводился не абстрактно, как некого явления, а как конкретной составляющей интересующего нас процесса – формирования готовности студентов к оценочной деятельности при изучении дисциплин гуманитарного цикла. В психолого-педагогических исследованиях мы встречаемся с различными определениями составляющих готовности (психологическая, мотивационная, познавательная, теоретическая, практическая, ориентационная, операционная, волевая, оценочная). Считаем возможным обобщение многообразия составляющих готовности к деятельности до трех основных: мотивационной, когнитивной, деятельностной. По нашему мнению, формирование данных составляющих готовности определяет общую подготовку студентов к оцениванию. В мотивационную составляющую входят: побуждение к оценочной деятельности (потенциальная устремленность человека решить задачу на оценивание); направленность (векторизация) деятельности (целенаправленная оценочная активность студентов); смыслообразование (понимание значения оценочной деятельности, зачем это нужно). Структура когнитивной составляющей включает знания об основах оценочной деятельности. Сформированность данной составляющей предполагает, что студенты должны знать: характеристики целей и результатов оценивания; обобщенную структуру ориентировочной основы оценочной деятельности (порядок оценочных действий); систему принципов и методов осуществления рационального оценивания (механизм оценочной деятельности). Мы считаем, что характеристиками целей оценивания являются эталонные признаки оценочных действий и формируемого оценочного суждения, которые позволяют студентам самостоятельно регулировать ход и результаты собственной оценочной деятельности. Так, например, решая задачи на оценивание, необходимо учитывать, что оценка должна быть в форме многокритериального, информативного, рационального, дескриптивного оценочного суждения о значении общественного явления или процесса относительно задаваемых критериев (интересы профессиональной сферы, социальные, экономические, политические перспективы и т.д.). Важным элементом когнитивной составляющей является знание принципов поиска и отбора необходимой для оценивания информации. В рамках данного диссертационного исследования нами были выработаны три принципа рационального отбора информации: принцип достоверности, предполагающий использование достоверных информационных источников, отражающих оцениваемые явления и процессы; принцип полноты и точности, указывающий на необходимость использования такого объёма информации, который способствовал бы целостному представлению общественного явления или события у субъектов; принцип глубины и существенности на основании, которого определяются внутренние причинно-следственные связи между отдельными элементами общественного события или процесса. На основе оценочных знаний происходит осознанное освоение оценочных действий, которые становятся новыми свойствами личности, определяемыми нами как оценочные умения. Под умениями мы понимаем готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Структура деятельностной составляющей оценивания включает следующие умения: определение этапов достижения цели рационального оценивания (целеполагание); выявление основного критерия оценивания и разложение его на множество частных критериев методом анализа сложных понятий; отбор значимой информации для оценивания общественного явления в соответствии с поставленной целью; измерение значимых для оценивания свойств явления и степени их выраженности относительно идеальных представлений о явлении; конструирование предварительного оценочного суждения; критический анализ предварительного оценочного суждения и его коррекция; формирование оценочного сужения в виде дескриптивной оценки. В ходе исследования было установлено, что повышение уровня одной из составляющих готовности к оцениванию влияет на повышение уровня двух других. Так, например, высокий уровень мотивации влияет на эффективность освоения студентами оценочных знаний и умений, а практический успех от выполняемой оценочной деятельности повышает мотивацию к самостоятельному решению задач на оценивание и уверенность в оценочных знаниях (я смогу, потому что знаю как). Это характеризует включенность мотивационной, когнитивной, деятельностной составляющих в структуру готовности не как простой суммы определённых качеств, а как интегративного единства на основе взаимосвязей и взаимовлияний их элементов. Таким образом, в диссертационном исследовании выработано уточненное определение понятия «готовность к оценочной деятельности» как интегративного качества личности, включающего мотивационную, когнитивную и деятельностную составляющие, которые одновременно являются целями и критериальными показателями готовности студентов к оцениванию. На основании деятельностного подхода определены адекватные методы и формы поэтапного формирования у студентов каждой составляющей готовности: проблемная ситуация, самостоятельное исследование, поиск необходимых данных на основании известных, дискуссия, диспут, диалог и другие. Открытость и адаптивность учебного процесса формирования готовности студентов к оценочной деятельности предполагают учёт факторов, влияющих на его эффективность и определение методов, стимулирующих и активизирующих их положительное влияние. Термин «фактор» в отечественной гуманитарной науке не имеет однозначного определения и употребления. Он определятся как «причина», как «движущая сила», как «условие осуществления» какого-либо процесса. Нами использовалось определение, данное в словаре «Профессионально-педагогические понятия», подготовленном в РГППУ (2005 г.), которое наиболее полно отвечает целям нашего исследования. «Факторы – это обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями» (с.429). В современной психолого-педагогической литературе выделяется целый ряд факторов, в различной степени влияющих на успешность процесса и результата обучения: здоровье, возраст, материальная база вуза, ценностные ориентации студентов и множество других, которые в психолого-педагогических исследованиях подразделяются на объективные и субъективные. Оценивание как вид психической активности является субъективной формой деятельности, что даёт основания учитывать в процессе формирования готовности к ней факторы, связанные с личной сферой студентов (субъективные факторы): особенности характера, эмоции, убеждения. В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на успешность процесса формирования готовности студентов к оценочной деятельности, стимулирование и активизация которых возможна с помощью специальных методов и способов. К ним относятся: – положительный эмоциональный настрой студентов к освоению оценочных знаний и умений, предполагающий организацию интереса и внимания студентов, необходимую и достаточную эмоциональную окрашенность деятельности самого педагога, формирование положительных стратегий взаимодействия субъектов учебного процесса; – удовлетворённость от результатов освоения оценочных знаний и умений, через: создание в ходе занятий «ситуаций успеха», представляющих целенаправленное, организованное сочетание условий, способствующих достижению удовлетворения студентов от результатов собственной учебной деятельности; оценивание преподавателем не итога деятельности, а затраченных усилий студентов (эффективно на начальных стадиях освоения оценочных умений); озвучивание положительных результатов; – индивидуальные особенности студентов, основными из которых являются темперамент, задатки, характер, способности, личностные ценностные ориентации, социальный статус, успешное влияние которых обеспечивается их учётом при составлении задач на оценивание. Качество готовности студентов к оцениванию общественных явлений как составной части профессиональной подготовки выпускников будет выше, если её формирование осуществляется в рамках системы, проектирование и опытно-экспериментальная проверка которой проведена нами во второй главе диссертационного исследования.Во второй главе − «Система формирования готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла и опытно-экспериментальная проверка ее эффективности» представлена система формирования готовности студентов к оценочной деятельности, которая обладает известной самостоятельностью и определенной степенью свобо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.