Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 «Создание условий для сохранения здоровья обучающихся»Мониторинг здоровья учащихся по возрастным группам и основным видам заболеваний, поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики) за последние 3 годаЗаболеваемость учащихсяКак видно из диаграммы, распространенными в школе являются заболевания сердечно-сосудистой системы, инфекционные, нарушение осанки, снижение зрения, заболевания щитовидной железы. Группы здоровья^ Организация рационального питания школьников Организация питания школьников осуществляется на основе новых требований к рациону питания в детских образовательных учреждениях. Согласно муниципальному контракту поставляет продукты для приготовления пищи в столовую МОУ СОШ №16 на основании ежедневного меню для льготного и платного питания. Среди основных принципов организации питания можно выделить следующие: использование принципа частичного самообслуживания учащихся; оперативность обслуживания; упорядоченность обслуживания; функциональность; гостеприимство; эстетичность. Пищеблок состоит из кухни, столовой и подсобных помещений. Ежегодно осуществляется обновление технического оснащения пищеблока. За период с 2006 года по 2008 годы было обновлены мармит, морозильная камера, стеллажи дли посуды, полки для разделочных досок, заменены посуда и столовые приборы, мебель. Вовремя доставляются продукты хорошего качества, имеющие герметичную упаковку и соответствующую тару. Продукты питания соответствуют стандарту качества и сроку их реализации. Регулярно ведется бракеражный журнал. Систематически осуществляется контроль за режимом влажности и температуры холодильного оборудования и кладовых, контроль за правилами отбора и хранения суточной пробы, за соблюдением условий хранения скоропортящихся продуктов. Эксплуатация оборудования осуществляется на основе инструкций по технике безопасности. Медицинская сестра контролирует соблюдение санитарно-эпидемического режима в пищеблоке: хранение и использование, маркировку оборудования, инвентаря, температуру воды в моечных ваннах, а также уборочного инвентаря. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами используемая посуда предварительно замачивается и подвергается термовлажной обработке в посудомоечных ваннах. Влажная уборка обеденного зала проводится после каждого приема пищи учащимися школы. Ежегодно проводятся профилактические меры по дератизации и дезинсекции. Питание учащихся осуществляется в соответствии с режимом питания, утвержденном приказом по школе. Завтраки проводятся на больших переменах в 10.00 в 1-4 классах; в 11.10 в 5-11 классах. Время обеденного приема пищи с 13.05 до 14.00. Раздача блюд осуществляется только работниками пищеблока в целях предупреждения травмоопасных ситуаций. Охват горячим питанием с 2008 по 2011 год неуклонно растет с 69% до 82%. Параметры 2008-2009 2009-2010 2010-2011 Всего учащихся 853 839 805 Количество и процент учащихся, охваченных питанием 853/100% 839/100% 805/100% Количество и процент учащихся, охваченных горячим питанием 60% 68,2% 70% Это связано с улучшением качества и изменением рациона питания. Ежедневная энергоценность (завтрак + обед) составляет от 1350 до 1500 калорий, что соответствует энергозатратам детей школьного возраста. Сбалансированный рацион содержит до 40 грамм белка растительного и животного происхождения; до 35 грамм жиров и до 170 грамм углеводов. Винегреты, овощные салаты служат основным источником минеральных компонентов и витаминов. Необходимо отметить расширение ассортимента буфетной продукции за счет выпечки: блины, слойки, пироги и булочки с маком и повидлом, а также молочных коктейлей и соков. Значительное внимание уделяется эстетическому оформлению столовой, созданию обстановки доброжелательности и уюта. К оформлению обеденного зала активно привлекаются учащиеся школы, причём помимо изготовления агитплакатов общей направленности, в школе практикуется проведение тематических периодов с соответствующим изменением тематики оформления обеденного зала («В гостях у сказки», «Неделя русской кухни», «Неделя национальной кухни» и др.).^ Формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья С 2007-2008 учебного года начала реализовываться школьная программа здоровья, каждое направление из которой имеет организационно-педагогическое сопровождение. Планирование и организация деятельности по реализации программы осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором ОБЖ, учителем биологии, фельдшером. Каждое направление просветительской деятельности учитывает возрастные психолого-физиологические особенности. Содержание просвещения ради здоровья основывается на базовых возрастных потребностях детей. Для осуществления мониторинга уровня информированности по вопросам здоровья был разработан пакет анкет для всех возрастных групп учащихся и родителей. В помощь классным руководителям собран полный комплект сценариев классных часов, позволяющий провести классный час педагогу различного уровня подготовки и в различных формах, включая ситуативные и ролевые. Изменилось отношение к такой традиционной форме работы, как День здоровья. Каждый проведенный день Здоровья является демонстрацией модели организации досуга, оздоровительной деятельности, которую ребенок может привнести в свою семью. Так, например, в рамках Дня здоровья на тему «О еде и в шутку и всерьез», посвященного здоровому питанию, в начальной школе проводится «Праздник овощей» и выставка поделок из них, сделанных детьми вместе с родителями; среди учащихся 5-7 классов проходит серия кулинарных поединков; для учащихся 8-11 классов проводится интеллектуально-познавательная викторина по правилам рационального питания, поведения за столом, об особенностях различных национальных кухонь. В День здоровья «Движение – это жизнь!» для учащихся 1-4 классов организовывается спортивно-познавательная игра «Тропинки к здоровью», в ходе которой учащиеся демонстрируют на своем личном примере, что значит вести здоровый образ жизни, а также показывают уровень информированности по вопросам здоровья. Для учащихся 5-10 классов была организована работа на свежем воздухе. Каждый класс в сопровождении учителей отправляется по заданному индивидуальному маршруту (экологическому, культурно-просветительскому, познавательному) в парке при ДОФе. В помощь активным формам пропаганды здорового образа жизни мы использовали наглядное оформление школы: «О культуре и гигиене приема пищи», «Здоровый рацион», «Роль движения в жизни человека», «Правила личной гигиены для младших школьников», «О ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни». ^ Условия для рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы В школе ведется работа по созданию условий для рационального сочетания труда и отдыха в процессе обучения. С первой ступени обучения проводится оздоровительная работа по укреплению здоровья учащихся через специализированные физкультминутки, дыхательную гимнастику, динамические паузы, витаминизацию, кислородные коктейли. Учащиеся нашей школы активно посещают бассейн в поселке Ванино. Под руководством психолога и логопеда на базе школы проводится психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей: семинары-лектории, семинары-практикумы, задачами которых является повышение роли семьи в формировании и воспитании здорового образа жизни, в введении в учебный процесс здоровьесберегающих технологий обучения и методов валеологического образования, мотивация учащихся на приоритеты здорового образа жизни. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом в начале каждого учебного года составляется план спортивно-массовых мероприятий. Для организации активного отдыха учащихся в перерывах между занятиями в школе установлены теннисные столы, уголки для игры в шашки, развития силовых качеств (гантели). ^ Условия для адаптации учащихся 1-х, 5-х классов Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Каждый учитель, работающий в 1, 5 классах, ставит перед собой первоначальную цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей учащихся, тем самым создавая благоприятную атмосферу для протекания адаптации учащихся в обучении. Обучение организуется с учетом индивидуальных особенностей. Для первоклассников игра активно включается в ученый процесс. Структура урока «дробная», то есть содержит несколько видов деятельности. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей, педагоги существенное место на уроках отводят моделирующей деятельности со схемами, моделями, формами. Деятельность педагогов по организации благоприятной адаптационной среды направлена на создание следующих психолого – педагогических условий: Организация режима школьной жизни: оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых учащихся 1, 5 классов; обучение весь год в 1-ю смену с 8 ч.30 мин; пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки для 1 классов; «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут (для учащихся 1 классов), дополнительные каникулы; безотметочная система (для 1 классов); облегчённый день в середине учебной недели (учёт биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности); часы факультативных и индивидуальных занятий не входят в объем допустимых нагрузок, планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков; соблюдается перерыв между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий – 60 минут; ежедневная 40-минутная динамическая пауза после 2-го урока в 1-х классах. Каждый ученик обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе. 2. Организация оздоровительно-профилактической работы: медико-педагогическая диагностика состояния здоровья учащихся 1,5 классов; профилактическая работа по предупреждению заболеваний; максимальное обеспечение двигательной активности детей (ежедневная физзарядка для детей вначале учебного дня, 2 – 3 физминутки на уроках, динамическая пауза на свежем воздухе, подвижные игры на переменах); организация рационального питания учащихся (сбалансированный рацион питания; созданы благоприятные условия для приёма пищи; ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организации горячего питания школьников); организация логопедической и психологической помощи учащимся 1, 5 классов.^ Доступность медицинской помощи в образовательном учреждении В соответствии с нормативами школа обеспечивается медицинским обслуживанием медицинская сестра. Медицинские кабинеты лицензированы и оснащены всем необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. Параметры 2008-2009 2009-2010 2010-2011 Обеспечение медицинского обслуживания в учреждении В наличии:Медицинский и процедурный кабинеты. Работает медсестра. График работы мед. персонала полностью совпадает с образовательным процессом в школе. В наличии:Лицензированный медицинский и процедурный кабинеты. Работает фельдшер. График работы мед. персонала полностью совпадает с образовательным процессов в школе. В наличии:Лицензированный медицинский и процедурный кабинеты. Работает фельдшер. График работы мед. персонала полностью совпадает с образовательным процессом в школе. Материально-техническое оснащение медицинского кабинета Письменный стол – 2 шт.Стулья – 5Ширма – 1Кушетка – 2Шкаф канцелярский – 1Шкаф аптечный – 2 штМедицинский столик со стеклянной крышкой:А) с набором прививочного инструментария – 1Б) для оказания неотложной помощи – 1Холодильник (для вакцин и медикаментов) – 1Умывальная раковина – 2Ведро с педальной крышкой – 2Весы медицинские – 1Ростомер – 1Спирометр – 1Динамометр ручной – 1Лампа настольная для офтальмологического и отоларингического обследования – 1Таблица определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротта – 1Тонометр – 1Фонендоскоп – 1Бикс маленький – 2Бикс большой – 2Жгут резиновый – 2Шприцы одноразовые – с иглами 2,0 – 50 шт, 5,0 – 10 шт, 10,0 – 10 штПинцет – 2Термометр медицинский – 25Ножницы – 2Грелка резиновая – 2Пузырь для льда – 1Лоток почкообразный – 5Шпатель металлический – 40Шины (камера, Дитерихса, пластмассовые для верхних конечностей) – 2Носилки – 1Лампа бактерицидная – 1Коврик - 1 ^ Оснащенность медицинского кабинета:Письменный стол – 2Стулья – 5Ширма – 1Кушетка – 2Шкаф канцелярский – 1Шкаф аптечный – 2Медицинский столик со стеклянной крышкой- 1Умывальная раковина – 2Ведро с педальной крышкой – 1Весы медицинские – 1Ростомер – 1Динамометр ручной – 1Лампа настольная для офтальмологического и отоларингического обследования – 1Таблица определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротта – 1Тонометр – 2Фонендоскоп – 2Бикс для стерильного материала – 2Жгут резиновый – 4Шприцы одноразовые – с иглами 2,0 – 50 шт, 5,0 – 10 шт, 10,0 – 10 штПинцет – 1Термометр медицинский – 25Ножницы – 1Грелка резиновая – 1Пузырь для льда – 1Лоток почкообразный – 4Шпатель металлический – 20 (одноразовые)Шины (камера, Дитерихса, пластмассовые для верхних конечностей) – 2Носилки – 1Лампа бактерицидная – 1Плантограф деревянный – 1 Холодильник – 1 Термометр для холодильника – 1 Емкость для хранения термометров – 2^ Оснащенность процедурного кабинета: Письменный стол – 1 Стулья - 2 Шкаф медицинский – 2 Ширма – 1 Холодильник для вакцин – 1 Термометр в холодильник – 1 Ведро с педальной крышкой – 1 Емкости для дезрастворов – 3 Кушетка – 1 Медстолик – 2 Бактерицидная лампа – 1 Умывальная раковина – 2 Бикс маленький – 2 Бикс большой – 2 Пинцет - 1 ^ Оснащенность медицинского кабинета:Письменный стол – 2 штСтулья –5Ширма – 1Кушетка – 2Шкаф канцелярский – 1Шкаф для одежды - 1Шкаф аптечный – 2 Медицинский столик со стеклянной крышкой - 1Холодильник – 1Умывальная раковина – 2Ведро с педальной крышкой – 1Весы медицинские – 1Ростомер – 1Спирометр – 1Динамометр – 1Лампа настольная для офтальмологического и отоларингического обследования – 1Таблица определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротта – 1Тонометр – 1Фонендоскоп – 1Бикс для стерильного материала – 2Жгут резиновый – 4Шприцы одноразовые – с иглами 2,0 – 50 шт, 5,0 – 10 шт, 10,0 – 10 штПинцет – 1Термометр медицинский – 25Ножницы – 1Грелка резиновая – 2Пузырь для льда – 1Лоток почкообразный – 4Шпатель металлический – 20 (одноразовые)Шины (камера, Дитерихса, пластмассовые для верхних конечностей) – 2Носилки – 1Лампа бактерицидная – 1Плантограф деревянный – 1Коврик – 1Термосумка с термоэлементами - 1 Термометр для холодильника – 1 Емкость для хранения термометров – 2^ Оснащенность процедурного кабинета: Письменный стол – 1 Стулья - 2 Шкаф медицинский – 2 Ширма – 1 Холодильник для вакцин – 1 Термометр в холодильник – 1 Ведро с педальной крышкой – 1 Емкости для дезрастворов – 3 Кушетка – 1 Медстолик – 2 Бактерицидная лампа – 1 Умывальная раковина – 2 Бикс маленький – 2 Бикс большой – 2 Пинцет - 1 Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим организован и соблюдается в полном объеме. В соответствии с Договором школы и поликлиникой осуществляется плановая вакцинация, регулярный осмотр на педикулез, медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся. Врачи поликлиники активно ведут санитарно-просветительскую работу совместно с педагогами школы по важным вопросам профилактики заболеваний, например, «Нарушение опорно-двигательного аппарата», «Что такое туберкулез», «Как сохранить зрение», а также по предупреждению социально обусловленных заболеваний («Что ты должен знать о СПИДе», «О вреде табакокурения», «Наркотоксикомания» и др.). По результатам диспансеризации учащихся осуществляется мониторинг групп здоровья, наиболее распространенных заболеваний. Так среди учащихся 5-9 классов наметилась тенденция на укрепление здоровья, выразившаяся в росте числа детей с 1 группой здоровья и сокращением численности детей с 111 группой здоровья, и сокращением числа дней, пропущенных по болезни (приложение № 9). В 2009/2010 учебном году среди учащихся проводилась скрининг-диагностика здоровья учащихся, включающая в себя исследование функциональных состояний, определяющих все составляющие здоровья (физическое, социальное, психологическое, соматическое, физиологическое).^ Организация обучения учащихся с учетом состояния здоровья Параметры 2008-2009 2009-2010 2010-2011 Конкретные условия, созданные для обучения учащихся с учетом состояния здоровья (спецмедгруппа по физическому воспитанию; обучение по индивидуальному плану; наличие специальных программ обучения; домашнее обучение, др.), и количество «охваченных» ими учащихся - Обучение на дому для учащихся, имеющих проблемы со здоровьем (3 человека) - Обучение на дому для учащихся, имеющих проблемы со здоровьем (6 человека)- Организация занятий с учащимися, освобожденными от физической культуры по модифицированной программе «Корригирующая гимнастика для учащихся, отнесенных к СМГ с оздоровительной направленностью» (15 чел.) - Обучение на дому для учащихся, имеющих проблемы со здоровьем (3 человека)- Организация занятий с учащимися, освобожденными от физической культурыпо модифицированной программе «Корригирующая гимнастика для учащихся, отнесенных к СМГ с оздоровительной направленностью»(14 чел.) Ежегодно на базе школы работает пришкольный оздоровительно-образовательный лагерь по программе «Бригантина». На летних каникулах школа превращается в страну детства, которая живет по своим законам и где каждый может раскрыть свои способности, развить таланты, поправить и укрепить здоровье. Большую роль в формировании здорового образа жизни учащихся, обеспечение полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения играет организация спортивно-массовой работы, организуемой на пришкольной территории, которая включает в себя стадион, спортивный городок, полосу препятствий, волейбольную площадку, сектора для прыжков в длину и метания мяча. А также асфальтированные дорожки (беговые) вокруг школьной территории различной длины, школьный парк.