«Системный кризис природопользования и пути достижения экологической безопасности планеты Земля» Заслуженный эколог Российской Федерации Коренева И. Б., Зам. Генерального директора Закрытого Акционерного Общества «Инженерный научно-производственный Центр по водному хозяйству, мелиорации и экологии «Союзводпроект» 105005, Москва, ул. Бауманская, 43/1, стр.1; тел/факс: (495)263-1020; E-mail: irborkor@yandex.ru Казалось бы, термин «природопользование» не нуждается в определениях. Очевидная вещь — использование природы человеком для извлечения материальных благ. Этот, чрезмерно упрощенный и широко распространённый среди лиц принимающих решения и бизнес-сообщества, взгляд не позволяет видеть сущность процессов возникающих в природе при природопользовании, а также негативную сторону их последствий для человеческого сообщества. Большинство экологов придерживаются следующего определения, предложенного в 1969 году Ю.Н. Куражсковским: «природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала, в том числе производительных сил и производственных отношений, и мер по его сохранению». По сравнению с выше обозначенным взглядом, такой взгляд является более прогрессивным, но не в полной мере отражающим суть явления природопользования. Как таковая «совокупность» то есть сочетание, соединение чего-либо, в своём определении не содержит признак «взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости» между компонентами совокупности. Исходя из такого определения, невозможно вскрыть причины, по которым природоохранные мероприятия, как правило, оказываются функционально мало эффективными. следовательно, при природопользовании не обеспечивается экологическая безопасность регионов, стран и планеты в целом. В природе и при природопользовании всё именно взаимосвязано, взаимообусловлено и взаимозависимо и происходит в строгом соответствии с естественно-природными причинно-следственными зависимостями. Поэтому, по нашему мнению, природопользование следует определять не как «совокупность», а как «систему». Именно для «систем» обязательным является признак «взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости». В настоящей работе, на основании данных разработки концепции экосистемного подхода, применительно к водному хозяйству (Коренева И.Б., 1999 год), мы предлагаем следующее определение: «Природопользование — мегаполикомпонентная система (МПКС) вещества, энергии и информации, создаваемая человеком в контуре биосферы Земли из вещества, энергии и информации природных компонентов, состоящая из трёх взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых подсистем: первого порядка: 1 – среда обитания, 2 – территориальная сфера, 3 – ресурсный потенциал; которые включают в себя подсистемы второго порядка: природно-антропогенные воды, земли, воздух, флора, фауна, и подсистемы последующих порядков: урбанизированные территории, промышленные зоны, водохозяйственные объекты и т.д., и управляемая актами законодательства, нормами и правилами научных сведений, принятых во внимание, и технических документов, соответствующих представлениям человека о своих социально-экономических интересах и приоритетах, формируемых в контуре нравственных устоев, принятых данным сообществом людей». Кратко охарактеризуем современное состояние подсистем 1-го порядка МПКС, а также состояние механизма управления системой природопользования. Первая подсистема 1-го порядка — среда обитания, то есть пользование человеком биологическими, физическими и химическими свойствами природы, которые обеспечивают собственно физиологическое существование человека. В настоящее время научные и публицистические материалы изобилуют фактами, свидетельствующими о прогрессирующем ухудшении среды обитания и изменения климата обусловленных человеческой деятельностью. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о последствиях загрязнения природной среды для человека на генетическом уровне. Исследования на химических производствах Волгограда показали опасный рост «генетического груза» в трёх поколениях (предки — потомки) – выше 20% (Быстряков И.К., и др., Социальная экология, Волгоград, 1999 год). В Волгоградской области накопилось более 1,2 млн.т. токсичных отходов в расчёте на один квадратный километр. В реку Волга ежегодно поступает 175 тыс. тонн загрязняющих веществ, что более чем в три раза превышает допустимое их количество. До 80% заболеваний населения — это болезни грязной воды. По количественным оценкам экологов, биологов и генетиков, если «генетический груз» новорождённых приближается к 10%, биологическому виду грозит вымирание. Подобное положение во многих промышленных зонах России. Кризисное состояние среды обитания уже проявляется, как одна из ведущих причин неудовлетворительной демографической ситуации в России.Вторая подсистема 1-го порядка — территориальная сфера, то есть пользование территориями и акваториями для размещения поселений, производств и передвижения. Угрожающие масштабы приобретает обмеление средних и исчезновение малых рек Европейской части России. Аналогичная тенденция прослеживается на Дальнем Востоке. И даже, — на территориях наиболее полноводных бассейнов сибирских рек, что связано с интенсивным их использованием экологически небезопасными способами и средствами, применяемыми предприятиями топливно-энергетического комплекса. Широко распространение радиоактивного загрязнения, особенно в зонах добычи, переработки и захоронения ядерных материалов. Наблюдаются процессы техногенного опустынивания и остепнения, например, в Калмыкии, на Волго-Ахтубинской пойме. О кризисном состоянии территориальной среды менее известно широким кругам общественности, но хорошо известно специалистам, работающим в этой области.Третья подсистема 1-го прядка — ресурсный потенциал, то есть пользование природными объектами для материального производства. Следует отметить, что ресурсный потенциал не вся природа, как это понимается современными законодателями и бизнес-сообществом, а только та часть природного вещества, которое можно экологически безопасно извлечь из природной среды. Вода, изъятая из водного объекта; деревья, срубленные в лесу; полезные ископаемые, добытые из недр; и т.д., утрачивают естественную экологическую связь с природным веществом, энергией и информацией. А та часть изъятого, которая после использования возвращается в природную среду, имеет измененные характеристики, негативно влияющие на естественно-природные процессы. В результате нерационального использования ресурсный потенциал деградирует. Например. Объёмы водозабора составляют значительную часть минимально необходимого стока рек в лимитирующий зимний период на реках: Дон – до 70%; Кубань – 24%; Терек – 18%; Урал – 65%; Тобол – 24%; Волга 15%. Нарастание конкурентных требований к водному режиму водных объектов со стороны водопользователей (гидроэнергетика, водный транспорт, питьевое водоснабжение, рыбное хозяйство, промышленность и т.д.) усиливают напряжённость водохозяйственной ситуации, затрагивающей социально-экономические интересы многих субъектов Российской Федерации в бассейнах рек: Волга (22 субъекта РФ); Ока (14 субъектов РФ); Урал (4 субъекта РФ, трансграничная с Казахстаном); Дон (15 субъектов РФ); Кубань (4 субъекта РФ); Сулак (1 субъект РФ); Терек (6 субъектов РФ, в том числе республики: Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, для которых это единственный источник); Обь (9 субъектов РФ); Иртыш (5 субъектов РФ, трансграничная река с Китаем и Казахстаном). Не менее напряжённая ситуация с состоянием лесов. Явление массовой гибели лесов распространено на всей Европейской части РФ и в Сибири. Специалисты считают, что это обусловлено техногенным вымоканием, а также техногенным усыханием. В ряде регионов эта проблема приобретает чрезвычайно острый экономический и социальный характер. Только в Архангельской области на Северо-западе России зона активного усыхания охватила ценные лесные массивы с суммарным запасом хвойной древесины около 400 млн. кубокилометров. Повсеместно проявляется: снижение рыбопродуктивности естественных водных объектов, особенно по осетровым и лососевым рыбам; увеличение площадей непригодных для сельскохозяйственного использования из-за эрозии и загрязнения почв; сокращение видового состава и численности промысловых видов животных; и т.д. и т.п. Поэтому вопреки расхожему мнению о «неисчерпаемости самовосстанавливающихся и самоочищающихся природных ресурсах», на основании, фактов об изменяющемся климате, загрязнённости воздуха, водных объектов и земель, сокращения покрытости территорий лесами, сокращения располагаемых ресурсов нефти, снижения биопродуктивности флоры и фауны, можно обоснованно констатировать кризисное состояние ресурсного потенциала. Поскольку каждая из трёх выше охарактеризованных взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимозависимых подсистем 1-го порядка системы МПКС находится в кризисном состоянии, то следует констатировать, что система современного природопользования находится в состоянии системного кризиса и не может быть выведена из этого состояния путём проведения локальных природоохранных мероприятий, даже если бы они осуществлялись должным образом. Локальные природоохранные мероприятия, по своему определению, могут только несколько затормаживать процесс расширения и углубления системного кризиса природопользования. Это предопределено тем, что такие мероприятия осуществляются после, а не до, экологически небезопасных производственных действий.Пусковым механизмом системного кризиса природопользования является система управления природопользованием, ориентированная на нерациональное возрастание потребления материальных «благ» и рост макроэкономических показателей экономики без учёта интересов экологической безопасности человечества. Начало этому процессу было положено около трёх столетий назад, когда значительная часть человеческого сообщества, пройдя первобытную и феодальную, экологически относительно бескризисные стадии своего развития, вступила на третью стадию своего развития, — буржуазную, признаком которой является общность экономической жизни, — национальный рынок, вектор развития которого был направлен к глобализации — транснациональному рынку. К настоящему периоду «экономика», что в первозданном смысле означает «домоустроительство», переродилась в «торговлю ради торговли» и именуется «либеральной моделью рыночной экономики». Этим процессом в наше время охвачены практически все страны и континенты планеты. Для этой модели экономики характерно то, что в конечных фазах рынка производства и потребления до 95% вещества идёт в отходы, загрязняя воду, воздух, почвы, социальную, производственную и природную среду территорий (Доклад ООН по окружающей среде, 1997 год). Человек родившийся сегодня в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, потребляет товаров и услуг, генерирует отходов, и загрязняет в течение своей жизни больше, чем 50 человек из развивающихся стран (Доклад о развитии человека за 1998 год, И№ДР, К-2-1). В странах рыночной экономики рост объёма отходов и экономический рост происходит в соотношении 1:1 (Доклад Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 год). Существенны «перекосы» структуры рыночной экономики. В исчислении в млрд.долларов в год в мире тратится на: пиво – 160, сигареты – 400, на рекламу – 250, суммарно – 810; миру нужно на: основы детского здравоохранения – 13, начальное образование – 6, чистую воду и санитарию – 9, суммарно – 28. Только уже из одного этого сопоставления очевидна антигуманная направленность ныне существующей модели рыночной экономики (Доклад «Женская платформа мира на XXI век», 2000 год). Ещё 15 лет назад на Конференции ООН по «Окружающей среде и развитию» (Рио-Де-Жанейро, 1992 год) было признано, что экономический рост достигнутый за счёт рыночной экономики, сопряжённой с избыточным потреблением компонентов (недра, вода, леса и т.д.) природной среды, имеет природоразрушающий характер и обусловил угрозу выживания человечества. Однако позитивных практических шагов по пути достижения экологической безопасности пока не делается. «Успехи» рыночных стран могут достигаться только за счёт экологического обнищания других стран—доноров природных ресурсов и реципиентов вредных отходов. И продолжаться это может только в течение исторически непродолжительного времени (возможно, ещё несколько десятков лет, но не более того), поскольку прогрессирующее снижение уровня экологической безопасности планеты отразится на здоровье и социально-экономическом уровне жизни всего человеческого сообщества. Это не означает, что человечество за этот срок исчезнет. Но, очевидно, что будет нарастать процесс вырождения человека, то есть деградация его физиологических и психических свойств. Уже сейчас практически во всех странах мира, в том числе и так называемых «благополучных» существует проблема «омоложения болезней человека». Это касается не только «бедных», но и «богатых». По оценкам и отечественных, и зарубежных ведущих специалистов в области экологии — в биосфере планеты критические зоны выживания уже охватывают до трети площади суши и постепенно расширяются. Россия в 90-ые годы ХХ века в качестве основы для своего дальнейшего социально-экономического развития некритично приняла западную модель либеральной рыночной экономики. В этой связи началось изменение законодательства управляющего системой природопользования в стране. За последние 10 лет было принято около 40 «экологических» законов, не считая законов субъектов Федерации. Причём, друг с другом законы эти сопрягались плохо, а то и вовсе противоречили один другому. Например, положения законов о лесе и земле не учитывали влияние этих компонентов природы на водную среду, а положения закона о воде не учитывали средообразующую функцию водной среды, и т.д. Параллельно этому «свёртывались» научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы по экологическому обоснованию размещения и режимов функционирования, предполагаемых к строительству хозяйственных объектов. В начале это объяснялось отсутствием возможности финансирования. В дальнейшем, руководящими органами страны такие работы были признаны «противоречащими» либерализации экономики. Следствием такого деэкологизированного подхода к природопользованию, явилось принятие и введение в действие с 01 января 2007 года новых Водного и Лесного кодексов, поправок в Земельный и Гражданский кодексы, а также Градостроительный кодекс. Не останавливаясь здесь на юридических, социальных и нравственных оценках этих кодексов, противоречащих Конституции РФ, подчеркнём следующее. Производство, или как это принято теперь именовать «бизнес-процесс», ориентировано на скорейшее получение собственником максимальной прибыли без учёта отсроченных во времени экологических и экономических издержек для российского общества в целом. Минимизацию затрат производства осуществляют за счёт отказа от проведения мероприятий, которые не дают, казалось бы, видимого эффекта в повышении производительности труда, то есть за счёт мероприятий по охране окружающей среды. Примеров модернизации производства с целью снижения антропогенной нагрузки на природную среду практически нет. Вышеупомянутые кодексы законодательно закрепляют такое положение дел. Поэтому следствиями совместного действия вышеперечисленных кодексов неизбежно станут: 1) хаос в пользовании юридическими и физическими российскими и иностранными лицами природы Российской Федерации; 2) возрастание напряжённости в сфере эколого-социально-экономических интересов населения страны; 3) увеличение негативного вклада российской либеральной рыночной экономики в природоразрушающие процессы и дальнейшее снижение уровня экологической безопасности планеты. Следует отметить, что руководящие органы страны периодически выражают формальную обеспокоенность складывающейся ситуацией. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г., №24) сказано буквально следующее: «Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения, опасных для окружающей среды материалов и веществ». Однако, положения «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в практике оказываются для лиц принимающих решения менее значимы по сравнению с интересами транснациональных рынков. Мы предполагаем, что одной из многих причин такого положения дел является отсутствие элементарной экологической грамотности на всех уровнях от государственных органов до частных предпринимателей. Этому способствовала отмена в 90-ые годы законодательно закреплённого в 80-ые годы ХХ века требования об обязательном экологическом просвещении руководителей хозяйствующих субъектов. Следствием этого является отсутствие экологической ответственности соответственно на всех уровнях принятия решений по природопользованию перед существующими и будущими поколениями людей. В тоже время, мировое сообщество, и в частности Россия, располагают существенным массивом экологических знаний. Экологическая аксиоматика формируется с начала XIX века. В XX веке, трудами В.И.Вернадского, Н.Ф.Реймерса, Ю.Одума, Р.Риклефса, Ю.Н.Куражсковского, К.С.Холинга, и т.д. и т.д., она оформилась в массив системного знания с комплексом практических рекомендаций по достижению экологической безопасности при природопользовании. Однако эти экологические знания не востребованы в хозяйственно-экономической жизни стран, и так же в России. Разрешение выше обозначенных проблем потребует длительного времени и существенных усилий учёных, политиков, общественных деятелей и граждан страны. К числу первоочередных задач, решение которых реалистично в среднесрочной перспективе (5 – 10 лет), что позволит в долгосрочной перспективе (10 – 25 лет) в определённой степени снизить экологическую напряжённость и несколько повысить степень экологической безопасности в современных условиях экономической жизни страны, относятся следующие: Запрет частной собственности на природную среду в соответствии с положениями действующей Конституции Российской Федерации. Необходимо отменить законы о введение в действие новых Водного и Лесного кодексов, а также связанных с ними поправок в Земельный, Гражданский и Градостроительный кодексы. Возложение на государственную власть обязанности по выполнению системообразующей функции управления природопользованием и экологической безопасностью страны. Необходимо создать Министерство экологической безопасности Российской Федерации. Восстановление разрушенной в 90-ые годы ХХ века и последовательная соответствующая модернизация системы научных, изыскательских, проектных, конструкторских, опытно-производственных и т.д. работ экологической направленности. Необходимо выделять на проведение таких работ соответствующее финансирование на основе государственно-частного партнёрства. Нормирование по укрупнённым показателям антропогенной нагрузки на природную среду Российской Федерации, в том числе, на договорной основе, нагрузки сопредельных стран на трансграничные природные объекты. Необходимо разработать систему Федеральной и Региональных «Схем природопользования и обеспечения экологической безопасности» для установления на соответствующие временные периоды конкретных показателей и норм для достижения стабилизации и последовательного улучшения экологического состояния природных и природно-антропогенных комплексов Российской Федерации. Развитие системы экологического образования и просвещения для всех граждан Российской Федерации и лиц, проживающих и осуществляющих хозяйственную деятельность на её территории. Необходимо ввести обязательную аттестацию по экологической грамотности для лиц принимающих решения на государственном уровне, а также для руководителей бизнес-сообществ. Осуществление перехода к разработке экосовместимых техники и технологий, то есть, таких техники и технологий, которые обладают свойством, обеспечивающим возможность их функционирования без нарушений самовосстанавливающей и самоочищающей способности природной среды. Необходимо разработать систему критериев, показателей и оценок экосовместимости техники и технологий (система КПО ЭСТТ). Необходим переход к: новой системе природопользования на основе экосовместимых техники и технологий; новой законодательной, нормативной и экономической системы управления экономико-организационным механизмом формирования экологически безопасного производства. Модернизация «либеральной рыночной экономики» и последующий переход к «модели экосовместимой экономики».Необходимо создать законодательные условия притока инвестиционного капитала в экологическое регулирование и развитие экологически безопасного природопользования.Для реализации выше изложенных предложений имеется достаточное количество проработок отечественных и зарубежных учёных и ведущих специалистов в области экологии и экономики природопользования. ^ Необходима поддержка – Граждан России, Общественных экологических объединений России, Общественных экологических движений России и политическая воля Руководства нашей страны, стран Мира и их экологических движений, объединений – для достижения экологической безопасности НАШЕГО ОБЩЕГО ДОМА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. ЛИТЕРАТУРА Коренева И.Б, «Концепция внедрения экосистемного подхода в водное хозяйство», М., 1999 год «Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов РФ на период до 2010 года. Основные положения.», ИНПЦ «Союзводпроект» ЗАО, М., 2003 год Коренева И.Б., «О необходимости государственного управления гидрологоэкологическим состоянием водного фонда России в условиях либерализации водных отношений», опубликованные материалы Международного форума «ЭКВАТЕК-2006», М., 2006 год Коренева И.Б., «Подходы к формированию системы критериев, показателей и оценок для экологического тестирования техники и технологий с целью управления процессом организации экосовместимого производства – основы устойчивого развития общества», опубликовано в материалах Международного форума «Рациональное природопользование», М., 2005 год Коренева И.Б., «Ноосферный вызов и экологическая безопасность», материалы к базовому докладу на ежегодной Конференции Российского государственного социального университета, М., 2005 год Коренева И.Б., Капустина Н.И., «Экосовместимое производство в контексте проблемных вопросов промышленной экологии», материалы доклада на научно-практической конференции «Проблемные вопросы промышленной экологии отечественного производства», Нижний Новгород, 2006 год Быстряков И.К., и др., Социальная экология, Волгоград, 1999 год Доклад ООН по Окружающей среде, 1997 год Доклад о развитии человека за 1998 год, И№ДР, К-2-1 Доклад Организации экономического сотрудничества и развития, 1999 год Доклад «Женская платформа мира на XXI век», 2000 год