Реферат по предмету "Разное"


Авдусин Д. А., Археология ссср, М

Авдусин Д.А., Археология СССР, М., 1977ПРЕДИСЛОВИЕ Преподавание «Основ археологии» тесно связано с преподаванием всех исторических дисциплин от истории первобытного общества по средние века включительно. Стараясь не повторять материала соответствующих курсов, я стремился показать методы и итоги археологического исследования при изучении возникновения и развития социально-экономических формаций истории народов СССР. Название учебника «Археология СССР» может быть понято как обязательство представить все без исключения культуры на территории нашей страны. Но осуществить это вряд ли возможно даже в энциклопедии. Любое исключение является прецедентом для других исключений, следовательно, название данной книги обязывает не к невозможной территориальной полноте, а к полноте отражения исторических закономерностей и исторического процесса. Я предпочел остановиться на изложении археологии в полном хронологическом диапазоне и ограничился материалами, полученными на территории СССР, выходя за ее границы лишь для показа единства законов мирового исторического развития, связи с мировыми цивилизациями, чтобы не урезать изложение той или иной темы и в тех немногих случаях, когда проблема не решается на материале СССР. Для изложения отобраны лишь основные археологические культуры, на которых можно показать главные направления исторического развития. К настоящему времени вышел в свет ряд обобщающих работ пo археологии отдельных республик и областей. Такова «История Сибири», удостоенная Государственной премии СССР, первый том которой посвящен проблемам археологии, «Археология УССР», «Археология Литвы», «Археология Белоруссии», «Археология Латвийской ССР». Читатели, интересующиеся проблемами археологии нашей страны, могут обратиться к указанным сочинениям и другим работам, или же к специализированным библиографическим указателям археологической литературы. В учебнике принято обычное деление первобытной истории на каменный, бронзовый и железный века, т. е. типологическая периодизация, которая отражает изменения в хозяйстве, в социальной организации и других сторонах жизни общества, а следовательно, периодизация историческая. С появлением классов эта периодизация отходит на второй план, и далее изложение археологического материала по истории классовых обществ ведется по социально-экономическим формациям: рабовладельческой и феодальной. В книге показаны задачи советской археологии, занимающей важное место в марксистско-ленинской исторической науке. Уделено внимание критике буржуазных теорий, притом в той мере, чтобы избежать дублирования с книгой А. И. Перщица, А. Л. Монгайта, В. П. Алексеева «История первобытного общества». Учитывая, что студенты-историки, не специализирующиеся по археологии, изучают ее только в объеме предлагаемого курса, в учебник включен раздел «Археология как наука», чтобы дать представление не только об итогах археологических исследований по отдельным вопросам, но и познакомить (в самых общих чертах) с основами теоретических вопросов, с исследовательскими приемами археологов, значительно отличающимися от приемов изучения и анализа письменных источников. Одна из целей этой книги — показать методику и практику реконструкции исторического процесса по археологическим данным, поэтому в ряде случаев дается не однозначное решение того или иного вопроса, а излагаются гипотезы и разночтения с показом позиций спорящих сторон. В учебнике нет историографического очерка, поскольку имеются «Очерки истории исторической науки в СССР» и ряд других книг, освещающих развитие археологии. Считаем возможным отослать студентов также к высококвалифицированной исследовательской статье А. В. Арциховского «Археология», опубликованной в третьем издании Большой Советской Энциклопедии. На таблицах иллюстраций подобраны группы вещей, характерных для той или иной археологической культуры1. В книге даны некоторые археологические карты. Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность А. В. Арциховскому, Л. В. Греховой, Н. Я. Мерперту, С. А. Плетневой, Н. В. Рындиной, И. П. Русановой, Г. А. Федорову-Давыдову, А. А. Формозову, В. Л. Янину, И. В. Яценко за советы, позволившие улучшить книгу. ГЛАВА 1^ ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ Археология — отдел исторической науки. Разделение истории и археологии сложилось исторически и сейчас является условным. Марксистско-ленинская историческая наука изучает прошлое человечества, развитие человеческого общества и закономерности этого развития. Археология имеет те же цели, а поэтому является частью истории. Слово «археология» происходит из двух слов: архайос по-гречески — древний, логос — наука или слово. Таким образом, слово «археология» следовало бы перевести как наука о древностях, что весьма мало отражает ее содержание. Историческая наука имеет в своем распоряжении два вида источников — письменные и вещественные. Отсутствие письменных источников для древнейшего периода истории, их малое число до появления печатной машины — одна из причин обособления археологии в особый отдел истории. Среди других причин — скудость сведений, сообщаемых древними письменными источниками о жизни непосредственных производителей материальных благ. Для историка-марксиста жизнь трудового народа представляет первостепенный интерес. Наконец, подавляющая часть человеческой истории не знала письменности, возникшей менее шести тысяч лет тому назад. Чем ближе к нашему времени изучаемая эпоха, тем многограннее, полнее, богаче по содержанию письменные источники по ее истории. Поэтому археология изучает прошлое до той грани, когда сведения, полученные из письменных источников, подавляют сведения, извлеченные из вещественных источников. В хронологии объектов изучения археология редко поднимается выше XV—XVI вв. Однако следует заметить, что археолог должен владеть методом источниковедческого анализа письменных документов. Эти документы он обязан использовать и соединить с данными вещественных источников при исследовании истории рабовладельческого и феодального обществ, т. е. обществ тех эпох, когда письменность уже существовала. В ряде случаев письменные источники привлекают и при исследовании истории доклассовых обществ. Археология не относится к вспомогательным историческим дисциплинам. Археологи на своем материале ставят и решают широкие исторические проблемы. Археология — наука многосторонняя, которая изучает человека, пожалуй, полнее, чем любая другая, начиная с его физического строения и становления до проявлений форм общественного сознания. В своей деятельности археология вступает в контакт со многими смежными и несмежными науками и сама имеет несколько ответвлений. Такова нумизматика — наука о монетах, эпиграфика — наука о надписях на камне, сфрагистика — наука о печатях. От древних эпох письменных источников дошло немного. Вещественные же источники встречаются повсеместно. Лишь небольшая их часть сосредоточена в хранилищах, значительно больше их осталось в земле. Сложным путем археологи добились умения анализировать древние вещи и сооружения, доказали возможность использования этих вещей как исторического источника. Методы анализа вещественных источников существенно отличаются от методов исследования письменных документов. Научное обоснование этих методов и сделало археологию исторической наукой. Найденные вещи подвергаются тщательному изучению. Но изучение древних вещей не самоцель. Их ценность в том, что они выступают в качестве материала для исторических исследований, т. е. в качестве исторического источника. Прямое отношение к археологии имеет высказывание К. Маркса: «Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд»2. Под средствами труда Маркс понимал главным образом орудия производства. Историю орудий производства изучают археологи, в распоряжении которых имеются не только орудия, но и вещи, сделанные этими орудиями. Судить о производственных отношениях прямо по орудиям производства было бы неверно. Такое понимание положений исторического материализма привело бы к механистическим ошибкам, к вульгаризации марксизма. Вещи нельзя отрывать от общественной среды, в которой они созданы. Орудия труда должны изучаться, но реконструкция исторических явлений может быть произведена лишь на основе совокупности имеющихся в распоряжении исследователя исторических источников. Вещи, изучаемые археологами, разнообразны: орудия труда, оружие, украшения, посуда, монеты, древние печати, надписи на вещах, жилища, мастерские, укрепления и др. Итак, археология — отдел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам. Имея в виду, что эти источники выкапывают из земли, археологию образно называют историей, вооруженной лопатой. Вещи, изучаемые археологами, могут быть найдены или в древних погребениях, или на местах древних поселений. В погребения они попали как следствие веры в загробную жизнь: их клали вместе с покойниками в могилы, чтобы они служили умершим «на том свете». Находки вещей в земле на местах древних поселений требуют более сложного объяснения. На месте, где никогда поселения не было, обычно имеется сравнительно тонкий слой почвы, покрытый растительностью, а под ним нетронутая порода, или, как говорят археологи, материк. Там, где люди никогда не жили, нельзя найти древних вещей. Первые же поселенцы на этом месте построили жилище. Если жилище было деревянным, то при строительстве остались щепки, хворост, солома, которые были втоптаны в землю. Из жилища выметали мусор, выбрасывали кости, рваную обувь, одежду, испорченные предметы домашнего обихода, битую посуду. Эти остатки заносила пыль, и со временем уровень земли незаметно повышался. При ремонте дома вновь образовывались строительные остатки, иногда жилища горели, и пожар оставлял в земле прослойку угля и пепла. Если же дом разбирали, когда он становился ветхим, то в земле оставались его нижние части. При строительстве нового дома возникали новые наслоения. Кроме выброшенных поломанных вещей в образовавшиеся наслоения попадали и целые утерянные или забытые вещи. Ничто не может само по Себе уйти в землю — ни вещь, ни бревно, ни церковь, но около брошенного на поселении бревна, около построенного на поселении здания неизменно нарастают наслоения. Это и привело к появлению легенд об ушедших в землю кладах, о провалившихся в землю церквах, так как для глаза человека процесс нарастания слоев незаметен. Находки в этих наслоениях отражают уровень культуры оставившего их общества, а поэтому образовавшийся таким образом слой называют культурным слоем. Следовательно, культурный слой — это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека. Толщина культурного слоя зависит от многих причин и в разных поселениях различна, колеблясь от нескольких сантиметров до 30—35 м. В центре Москвы толщина культурного слоя 8 м, на окраинах Большой Москвы, где еще недавно были поля, его практически нет. Образование культурного слоя происходит и сейчас, хотя оно и видоизменилось. Например, при ремонтах мостовых можно заметить, что они уже имеют 3—4 слоя асфальта. Эти напластовавшиеся слои асфальта и есть не что иное, как разновидность современного культурного слоя. Древние погребения делят на два основных типа. Погребение, находящееся в яме без насыпи над ней, называют могилой, а скопления таких могил — могильниками. Если же над погребением, будь оно в могильной яме или без нее, сооружена земляная насыпь, то это курган; скопление курганов называют курганной группой. Но употребляют и неточный термин — курганный могильник. Остатки древних поселений делят на несколько типов. Если поселение было укреплено земляными валами, то его остатки называют городищем — термин, вполне точно употреблявшийся русскими летописцами. На первобытных городищах валы земляные и низкие, валы городищ эпохи классового общества обычно очень высоки, а иногда их заменяют каменные стены. Остатки неукрепленного поселения, одновременного городищам, называют селищем. Этот термин также был известен летописцам. К поселениям, связанным с различными особенностями охотничье-собирательского быта, применяют термин «стоянка». Это название неточно, оно возникло тогда, когда полагали, что первобытные люди вели бродячий образ жизни и недолго жили на своих поселениях. Стоянками называют как временные, так и постоянные поселения, а также места выработки орудий. Вследствие неточности этих терминов все чаще употребляют универсальное слово «поселение», независимо от того, к какому времени это поселение относится и имеет ли оно укрепления или нет. Но встречаются и старые термины. Каждое древнее погребение, поселение и каждая найденная в них вещь, а также древние изваяния, остатки древних зданий, горных выработок, дорог, загонов, оборонительных сооружений и другие древности являются историческим источником, памятником той эпохи, когда они были сооружены. Поэтому их часто называют археологическими памятниками. Этот термин, принятый в археологической литературе, несколько расплывчат. Многие исследователи предпочитают иное слово — древности. Термины «археологические памятники», «археологические источники», «древности» являются синонимами. Наиболее характерными из археологических источников являются вещи, и для их изучения в археологии выработаны в значительной мере устоявшиеся приемы. Вещей много в древних погребениях, еще больше — в остатках древних поселений. И те и другие чаще всего находят приосмотре местности. В расположении археологических памятников есть определенные закономерности. Так, в поисках стоянок нового каменного века бесполезно осматривать водоразделы, так как эти поселения обычно расположены у самого берега реки или озера. Могильники бронзового века в Средней России, напротив, занимали водоразделы. Городища раннего железного века той же местности расположены у рек, но на высоких крутых мысах. Среди археологических памятников немного таких, которые легко обнаружить с первoгo взгляда. Сюда относятся те из них, которые имеют ярко выраженный рельеф: курганы, городища. Большинство же памятников требует поисков: они скрыты землей и не имеют наземных частей. Это могильники, стоянки, селища, святилища, древние дороги, каналы и др. Кроме того, насыпи многих курганов и валы некоторых городищ бывают распаханы и незаметны для глаза. Такие незаметные памятники открываются прежде всего по вещам, выпавшим из культурного слоя вследствие его разрушения полыми водами, выдувания ветром, распахивания; по вещам, встреченным при разных земляных работах (так часто открывают могильники и клады; клады тоже изучаются археологами. Археолог, зная топографическую закономерность расположения памятников, обходит места, где они могут быть расположены, и ищет древние вещи: черепки сосудов, орудия труда, украшения и пр. На помощь археологу приходят и некоторые выработанные сравнительно недавно методы. К ним прежде всего относятся авиаразведка, впервые примененная в археологии еще накануне первой мировой войны. С высоты лучше видны на земле цветные пятна, оставленные древними сооружениями, могилами, особенности рельефа. Косые лучи солнца улучшают видимость древнего рельефа и даже утрируют его. Вылетая на тихоходном самолете или вертолете при низкостоящем солнце, археологи видят длинные тени, отбрасываемые курганами, валами городищ, изваяниями. С воздуха хорошо видны и остатки поселений, имевших глинобитные жилища. На месте таких жилищ растительность более скудная, чем вокруг них, так как корни растений не могут найти достаточной влаги и пищи. Вокруг курганов, напротив, растительность гуще и сочнее, потому что курганные насыпи часто окружены ровиками, откуда бралась земля для возведения насыпи. В остатках ровиков больше влаги, а поэтому даже разрушенные курганы часто окаймлены кольцами яркой зелени. Утоптанные караванные тропы, незаметные с поверхности земли, хорошо видны с самолета. Деревья, выросшие на городище, повторяют и подчеркивают его рельеф, который становится видным сверху. Авиаразведка занимает все большее место в поисках археологических памятников. Археологи используют и свойство различной электропроводимости слоев земли. Пахотный слой проводит электроволны лучше, чем остатки каменных построек. Особым прибором по специальной сетке измеряют электропроводимость слоев на данном участке, а результаты заносят на план и иногда еще до раскопок получают чертеж древнего сооружения — здания, склепа, стены. В некоторых случаях границы древнего поселения определяют химическим анализом почвы. Древние поселенцы выбрасывали органические остатки, которые насыщали почву фосфатами. Беря пробу почвы во многих местах поселения и рядом с ним, по количеству фосфатов можно установить границу распространения культурного слоя. Получили известность работы, носящие название подводной археологии. Археологи в аквалангах ныряют, обследуют дно моря, реки или озера (если позволяет глубина), собирают встречающиеся древности и заносят на план остатки построек. Раскопки при этом не производят — в воде они пока невозможны. Под водой находят вещи, редко встречающиеся в целом виде на поверхности. Известны пока крайне редкие случаи находок затонувших древних кораблей и лодок, еще реже с грузом. Открыты части городов, опустившиеся на дно вследствие понижения морского дна. Установлено, например, что древний город Гермонасса (позднейшая Тмутаракань) лежит частично на дне Керченского пролива. Обнаруженный разведками археологический памятник подвергают раскопкам. При раскопках важно не только найти сооружение или вещь, но и знать их точное расположение по длине, ширине и глубине. Нужно также выяснить состав культурного слоя во всех частях раскопа, соотношение слоев и сооружений, т. е. хорошо изучить археологическую стратиграфию данного памятника (по-латыни стратум — слой, по-гречески графо — пишу). Если же раскапывается погребение, то исследуются структура курганной насыпи, заполнение могильной ямы, обследуются ее стенки и, наконец, само погребение. В древности вещи клали в погребение в строгом порядке, соответствующем их назначению, и это помогает уяснить ныне забытые функции и способ употребления многих из них. Некоторые вещи находят в целом виде только в погребениях. Предметы из погребений составляют комплексы одновременно существовавших вещей, а подробности строения могилы позволяют изучить детали погребального обряда и через них — древнюю религию, от которой можно перейти к идеологическим представлениям и мировоззрению древнего человека. Найденные костяки служат важным антропологическим выводом. Богатство погребального инвентаря является косвенным материалом для определения социального положения погребенного, но бедность инвентаря не является таким признаком, так как степень насыщенности предметами может зависеть от особенностей погребального обряда и от условий их сохранности. Найденные кости животных и семена растений служат материалом для выводов о системе хозяйства. Культурный слой на поселениях образовывался год за годом, поэтому более древние слои должны лежать внизу, а более новые — наверху. Значит, последовательное изучение напластований, изучение археологической стратиграфии дает представление об относительной хронологии. Изучение культурного слоя — сложный труд, требующий внимания, осторожности и подробной научной документации, без которой полученный материал теряет научную ценность. Представим себе, что курган или поселение раскапывается человеком, не имеющим археологической подготовки. Он роет яму в насыпи кургана или культурном слое, не изучая слоев, не делая чертежей, с недоумением глядя на находки и открытые сооружения. Выхватывая случайные, приглянувшиеся ему вещи, не понимая их назначения, он выбрасывает то, что с его точки зрения непонятно и неважно. Археологический памятник, раскопанный ради любопытства лицом, не имеющим нужных для этого знаний, бывает безнадежно испорчен. В СССР археологические памятники находятся на специальном учете, охраняются государством, и их самовольные раскопки запрещены законом. Для их производства нужен Открытый лист (разрешение на раскопки), выдаваемый Институтом археологии Академии наук СССР или академиями наук союзных республик. Студентам-археологам читается специальный курс полевой археологии, после чего они в течение ряда лет изучают ее на практике. После успешной работы под руководством опытного археолога они могут просить разрешение на самостоятельные раскопки. Поэтому обзор принципов раскопок может служить только для общего представления о них, но отнюдь не руководством к самостоятельным действиям. Раскопки кургана производятся со сносом всей насыпи. При этом оставляют нетронутыми стенки земли для изучения и зарисовки профилей, которые помогают изучению курганной насыпи. Насыпь снимается тонкими пластами одинаковой толщины. После снятия каждого из них зачищается горизонтальная поверхность и зарисовывается. Расчистка костяка или остатков трупосожжения и вещей около них производится ножами и кистью, а иногда и более мелкими инструментами, чтобы не сдвинуть с места ни одной кости, ни одной вещи. Когда костяк расчищен, его зарисовывают, фотографируют в целом и в деталях и лишь после этого убирают вещи, упаковывая каждую отдельно, снабжая каждую этикеткой. Раскопки культурного слоя также производят горизонтальными пластами от 20 до 1 см, причем на каждый пласт составляется особый план. В дневниках, которые ведутся и при курганных раскопках, фиксируются состав слоя, его изменения в любом месте раскопа, описываются сооружения, регистрируются находки. Тщательно изучаются и зарисовываются вертикальные стены рас» копа. Выброшенная земля внимательно просматривается, иногда перетирается руками, чтобы не пропустить ни одной вещи. Таким образом, процесс раскопок в ближайшее время не может быть полностью механизирован, так как ни одна машина не в состоянии отличить камешек от бусины, исцарапанную бересту от берестяной грамоты. Лишь просмотренная земля выбрасывается механизмами. О методике археологического изучения вещей в данном учебнике даются самые общие сведения. Одним из важнейших вопросов в археологии является хронология. Найдя вещь, археолог должен ответить на вопрос, когда эта вещь сделана. Время изготовления единичной находки часто определить трудно или вовсе невозможно. Поэтому важно составить хронологическую шкалу древностей. При этом не следует путать археологическую периодизацию и хронологию. Периодизация — деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основная периодизация приведена ниже. Хронология — определение времени поселения, могильника, сооружения или вещи. Она может быть относительной, т. е. говорить о том, какое из сооружений старше, а какое — моложе. Хронология может быть и абсолютной, т. е. привязанной к нашему летоисчислению. Совокупность относительной и абсолютной хронологии составляет единую хронологическую систему. Приемы изучения найденных вещей основаны в целом на статистическом методе, поэтому в археологии имеют наибольшее значение массовые находки похожих, одинаковых по назначению вещей. Их массовость ограничивает возможные ошибки. Для изучения истории уникальные находки часто могут дать гораздо меньше фактов, чем серия, казалось бы, рядовых вещей. В процессе работы археологи распределяют древности по категориям, т. е. по назначению. Первоначально изучают отдельно каждую категорию: пилы, молотки, серпы, мечи, браслеты и т. д. Внутри каждой категории вещи распределяют по материалу: железные, бронзовые, деревянные. Полученную серию вещей, сделанных из одного материала, делят на типы по их внешним признакам. Тип — это группа похожих вещей одинакового назначения, отличающихся друг от друга некоторыми особенностями. Из вещей каждого типа составляется эволюционный ряд, внутри которого они распределяются от простых к сложным (иногда, напротив, от сложных к простым). Правильность составления рядов проверяется по совместным находкам в погребениях. В идеальном типологическом эволюционном ряду каждый тип вещей имеет общие признаки как с предыдущим, так и с последующим типом. Проделав такую работу над всеми категориями вещей, встреченными в данном объекте, например в могильнике, сопоставляют типы вещей разных категорий, найденных в одном погребении. При этом оказывается, что, например, определенные топоры встречаются с определенными мечами. Поскольку все вещи положены в могилу одновременно, то эти типы топоров и типы мечей бытовали в одно и то же время. Другие топоры встречаются с другими мечами, кроме того, в могилах могли появиться типы предметов, неизвестные с первым сочетанием, например простейшие фибулы (застежки). Если форма этих фибул получает развитие в погребениях последующих типов, то погребения первого типа (без фибул), видимо, являются древнейшими. Продолжая эти наблюдения, можно установить относительную хронологическую классификацию не только отдельных вещей, но и их совокупности, встреченной в данной могиле, в разрушенном жилище, в монетном или вещевом кладе. Совокупность вещей, одновременно попавших в землю, называется археологическим комплексом. Полнота комплекса является важнейшим условием его правильной датировки. Если из комплекса изъять хотя бы одну вещь, то определить его дату часто бывает невозможно или она будет ошибочной. Ошибка в дате произойдет, если в комплекс добавить постороннюю вещь. Например, время захоронения монетных кладов обычно определяется по позднейшим (самым новым) монетам. Если такую монету потерять, то датирующей окажется предыдущая монета, т. е. клад отнесут ко времени, на несколько лет (а иногда десятилетий) древнее момента его захоронения. Если же в результате небрежного хранения еще не описанного клада в него попадет более новая сходная монета (например, в клад русских копеек XVI в. копейка XVII в.), то клад омолодится на сто лет. Полнота и чистота комплекса — важнейшее условие не только для хронологических выводов, но и для этнических, для выводов о системе хозяйства, социальных и др. Поэтому археологи строго следят за тем, чтобы вещи не были перепутаны, чтобы ни одна из них не потерялась, а при раскопках тщательно выявляют следы старых и новых перекопов культурного слоя: ведь в засыпанных ямах новые вещи могли попасть на дно, а древние — оказаться наверху. Абсолютная датировка археологического комплекса становится возможной, когда он содержит вещи или особенности, имеющие твердые даты. Иногда время определяется по найденным монетам, по надписям, по вещам, имеющим рисунки, идентичные рисункам на каком-либо предмете, дата которого уже известна. Труднее датировать комплексы, например, каменного века. Здесь на помощь археологу приходит дата геологического слоя, в котором залегает стоянка или какие-нибудь другие остатки. В свою очередь, геологи часто уточняют хронологию геологических отложений на основании данных археологии. В ряде случаев определению даты поселения помогают данные палеонтологии. Если на стоянке найдены кости вымерших животных, то, определив вид животного и зная, куда оно исчезло, можно установить дату стоянки. В некоторых случаях используют данные палеоботаники. В почве иногда сохраняются оболочки споровых и пыльцевых зерен. Зерна и споры каждого растения по своему виду совершенно оригинальны, их можно определить, а по ним уже изучить состав растительности. Пробы грунта, содержащего пыльцу, берутся с разных глубин и на значительной территории. Потом составляются диаграммы, по которым можно изучить климат и водный режим, судить, был ли здесь лес или степь, луг или тундра. Все это позволило установить, что на территории, некогда занятой ледником, после его отступления сменилось шесть климатических периодов. Изучение природной среды необходимо, чтобы установить, к какому из климатических периодов относится стоянка, понять условия жизни и хозяйства людей, выяснить закономерность расположения стоянок. В настоящее время естественными и точными науками разработаны и иные методы датировок, все шире используемые в археологии. Радиокарбонный метод основан на том, что в организме животного или растения накапливается радиоактивный изотоп углерода с атомным весом 14 (С14). После смерти организма начинается распад углерода, время полураспада которого известно. Определив степень распада углерода в найденном дереве или в костях животных, можно узнать время, прошедшее со смерти животного или с момента рубки дерева. Правда, этим методом устанавливается не год, а иногда довольно широкий отрезок времени, внутри которого бытовал исследуемый образец. Радиокарбонный анализ применим главным образом для эпох, значительно удаленных от нас (до 70000 лет). Другой метод называется археомагнитным. Всякая горная порода, в том числе глина, содержит ферромагнитные примеси. При нагревании глины до 670° ее намагниченность исчезает, а при остывании появляется вновь и теперь по величине и направлению магнитных линий будет соответствовать магнитному полю Земли, существовавшему в момент остывания глиняного изделия. Магнитное поле Земли постоянно изменяется. Определяя направление магнитных линий в остывшем образце и зная кривые векового хода магнитного поля Земли, можно датировать этот образец. Наиболее удачными объектами для такой датировки служат остатки гончарных и металлургических горнов, остатки глинобитных печей, которые не смещались с момента последнего их использования. Хронология может быть установлена и по годичным кольцам деревьев. У деревьев одной породы в одной и той же местности толщина годичных колец имеет совпадающие колебания. Выяснив эту закономерность, можно определить, на сколько лет раньше или позже срублено данное бревно по отношению к другому. Для этого делают спилы бревен деревянных сооружений, по которым устанавливают относительную датировку памятников. Абсолютная дата определяется в том случае, если один или несколько образцов точно датированы. Кости могут быть датированы по содержанию фтора — чем древнее кость, тем больше в ней содержится фтора. Другой способ состоит в определении соотношений минеральной и неминеральной частей кости: чем древнее кость, тем меньше » ней остатков органического вещества. Естественнонаучные методы датировок неоднократно использовались археологами, Во многих случаях эти способы позволили сделать ценные выводы (они часто дают более точную дату, чем типологические методы датировок). Кроме того, с помощью этих методов проверялись даты, полученные типологическим путем, и они совпадали. Выяснение даты памятника — лишь одна из необходимых предпосылок археологического исследования. Вопрос о месте производства вещи в этом исследовании имеет первостепенное значение. Наиболее простым и часто употребляемым приемом является картографирование находок. Если находки вещей одного типа густо легли на карту в определенном районе, это может быть истолковано как важный признак производства изучаемых вещей в данном месте. Однако исчерпывающим аргументом это служить не может: например, находки иранской сасанидской серебряной посуды сосредоточены на Урале, где эти вещи, несомненно, не производились. Важным признаком местного производства литых вещей являются находки литейных форм, употреблявшихся для отливки изделий, определенного типа. Еще важнее находки вещей, испорченных в процессе производства — производственного брака. По дефектам серии одинаковых вещей, явившихся следствием дефекта или особенностей литейной формы, в которой они отливались, либо особенностей инструмента, которым они были сделаны, можно определить не только место их производства, но и район сбыта продукции ремесленника, изготовившего эти вещи. Решению вопроса о происхождении вещей помогает стилистический анализ изображений, имеющихся на вещах. Например, на металлических сосудах бронзового века Закавказья изображены фигуры в одежде, хорошо известной по рельефам Хеттского царства. Это позволяет предположить хеттское влияние в Закавказье или хеттское производство вещей. В определении места производства тех или иных вещей используются технические методы. Так, для изучения стеклянных изделий была применена спектрография, выявляющая их химический состав. Оказалось, например, что для русского стекла характерен совершенно иной состав, чем для византийского. Металлографический анализ предметов как из железа, так и из цветных металлов позволяет выяснить технологические приемы изготовления изделий, что дает материал для изучения истории производства. При исследовании поселений важно выяснить типы встречающихся там вещей, различных сооружений, планировку поселения, хозяйство жителей этого поселения. Тем самым можно ответить на вопросы, как жили эти люди, какие употребляли орудия, что производили, во что одевались. В результате исследования вещей, поселений и погребений определенной территории часто выявляется общность находящихся на ней археологических памятников. Ограниченную во времени и пространстве группу памятников (т. е. приблизительно одновременную и занимающую ограниченную территорию), объединенных общими характерными чертами, выражающимися в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда, называют археологической культурой. Некоторые археологи возражают против этого термина, справедливо отмечая, что разные исследователи придают ему различный смысл, тем не менее понятие археологической культуры основное в археологии. Для древних эпох археологическая культура иногда понимается археологами как древнее племя. Но понятие археологической культуры применяется и для времени распада родоплеменных отношений, и даже к эпохе классового общества, когда племен уже не было, следовательно, археологическая культура и племя — не всегда одно и то же. Иногда археологической культурой называют кажущуюся общность, установленную на совпадении лишь одного типа орудий или керамики, не учитывая ни хозяйственных, ни социальных явлений, что неправильно. Большую роль при изучении этнических процессов играет сотрудничество археологии с антропологией и лингвистикой. Изучение найденных костяков позволяет определить антропологический тип древнего населения, что важно не только для заключений о переселениях, но и для некоторых социальных выводов. Лингвистический анализ названий рек, озер, урочищ (анализ топонимов) иногда дает возможность сделать заключение о языковой группе, к которой относятся эти названия. Сопоставив языковые группы современного и древнего населения, можно судить об его смене или автохтонности (местном происхождении), о древности возникновения у данного народа той или иной системы хозяйства; по скудным древним записям слов исчезнувшего народа — о его принадлежности к той или иной этнической группе, о взаиморасположении этих групп и больших этнических массивов, о влиянии их друг на друга и т. п. Археологи в своей работе часто ислользуют данные этнографии, изучающей пережиточные явления у первобытных племен и народов, сохранившихся или еще недавно сохранявшихся на земном шаре. Этнографы, в свою очередь, используют данные археологии для выяснения происх


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация комплекса маркетинга на примере сети быстрого питания Крошка-картошка
Реферат Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Реферат Буржуазия Азербайджана
Реферат Непоименованные в Гражданском Кодексе Российской Федерации способы
Реферат Политическая жизнь и политическое устройство Венгрии
Реферат Death Of A Salesman The Tragic Antihero
Реферат Современные проблемы экологии 2
Реферат Ira Retirement Plans Essay Research Paper Saving
Реферат Анализ работы коллектива мадоу детский сад общеразвивающего вида №166 в 2010-2011 учебном год
Реферат Цветовосприятие и цветопредпочтение как гендерная характеристика
Реферат Личные и имущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства и их охрана
Реферат Odyssey Essay Research Paper The most admired
Реферат Орбитальный комплекс "Буран"
Реферат Влияние социального окружения на духовное развитие
Реферат Двойственная природа радио- и телевизионной речи социальная и личностная ориентированность