Раздел «Социальная сфера»Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, является любое объединение людей. Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально-территориальные, этнические и другие общности; социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий. Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы; к малым относятся социальные группы — трудовые коллективы на разных предприятиях, классы в средних школах и т. п.; среди малых социальных групп существует такой важнейший институт общества, как семья. Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. Она имела ряд форм, одна из которых — нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, — преобладает в нашу эпоху. Отношения в современной семье характеризуются неформальностью межличностных взаимоотношений, совместным трудом, единым бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом; одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей. В данном случае имеется в виду и фамильный род, и род человеческий. Но в первобытном обществе из семей складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Объединение не означает механического сложения родов. Как отмечают исследователи, племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, дру-гие общественные функции закрепляются за племенной организацией. Позднее появляется тенденция к обособлению кровнородственных связей. В результате эволюции общности возникает народность. В ее основу легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми (характерно длительное совместное проживание на одной территории). Ввиду большей численности и рассеянности по территории возникает потребность в новом уровне хозяйственных связей по сравнению с племенем, и вместе с тем здесь нет еще той целостности экономической жизни, которая возникает у нации. Для последнего столетия свойственна тенденция к обретению нациями своей государственности; в результате национально-освободительного движения и других исторических причин рухнули колониальные системы и ряд многонациональных государств. Однако идет и процесс интегративного порядка, процесс объединения ряда наций-государств в одно многонациональное целое (пример тому — постепенное создание единой Западной Европы). К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы. Имеются расы негроидная (черная), европеоидная (белая) и монголоидная (желтая). Существует также более двух десятков малых рас — австралоидная, индейская, полинезийская и др. Под расами понимают исторически сложившиеся группы людей, которым свойственны общность происхождения, наследственных морфологических и физиологических признаков, передаваемых потомству (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма носа, очертания головы и т. п.); возникновение рас связано прежде всего с различием географических, климатических условий, с взаимодействием генного наследственного аппарата человека с этими условиями. В реальных исторических условиях происходит частичное смешение рас (увеличивается количество метисов). Помимо наций и рас, к большим социальным общностям относятся также касты, сословия, страты, классы. В западной литературе в последние десятилетия появился ряд концепций социальной дифференциации общества (при этом имеются в виду экономически развитые страны Европы и Америки). Сущность классово-статусной модели М. Вебера (1982) состоит в том, что в ней обосновывается существование класса собственников, рабочего класса, мелкой буржуазии, интеллигенции и «беловоротничковых» служащих. Здесь под классами понимаются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги; группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни. В трактовке Р. Дарендорфа (1959) общество в социальном отношении распадается на господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти; все классовые отношения включают в себя конфликтующие интересы. Э. Гидденс (1973) предлагает свое понимание социальной дифференциации — на основе различия рыночных возможностей индивидов, определяемых отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией и положением во властных структурах; в результате он обнаруживает, что общество дифференцировано на высший класс, средний класс и низший, или рабочий, класс. В последние десятилетия происходят существенные изменения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования. Произошли качественно новые изменения в самом составе элементов социальной общности. В литературе отмечается, например, формирование такой социальной группы, как маргиналы (от латинского marginalis — находящийся на краю). Это совокупность, или объединение, людей, в силу ряда причин не сумевших адаптироваться к существующим социальным общностям. Маргиналами называют тех, кто сам отвергает общество либо оказывается им отвергнутым. Маргинальность является следствием конфликта людей с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Примерами маргинальных отношений могут быть мигранты, безработные, деклассированные элементы разного рода и т. д. Наряду с этим в язык ученых, анализирующих социальные общности, вошло понятие «элитарный слой», или «обеспеченно-элитарный эшелон». К элите относят тех, кто в какой-либо области — политической, экономической, научной, военной и т. п. — наилучшим образом выполняет высшие функции. С этим социальным слоем соотносят неэлитную массу, вынужденную подчиняться элите, выполняющей высшие функции. К настоящему времени многими российскими философами и социологами принимается такое представление о дифференциации социальных общностей в экономически развитых странах: все общества этих стран подразделяются на три большие группы. Первая группа — это высший, или правящий, класс. В нее включаются собственники основных средств производства и капитала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами и т. д. Вторая группа — это класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства. Ранее эта общность именовалась как «рабочий класс» или «пролетариат», а в ее состав включались наемные работники, занятые физическим трудом в отраслях материального производства. Сюда входят теперь и служащие, сферой приложения труда которых в основном являются услугопроизводящие отрасли. Третья группа — средний класс, занимающий промежуточное положение между первой и второй группами. К их числу относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих. Ведущими тенденциями в развитии средних слоев в последние десятилетия явились: рост численности мелких предпринимателей, значительный рост численности интеллигенции, усложнение их социального состава и рост мобильности. Сопоставляя крупные социальные общности экономически развитых стран и России, исследователи отмечают, что общая направленность эволюции социальной структуры в России во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Так, в России формируется правящий класс (высшие государственные служащие, крупные бизнесмены), обретает контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также растет численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих среднего звена. Вместе с тем, имеются и свои особенности в России: усиление социального неравенства, поляризация населения, маргинализация социальных слоев и т. д. Многие исследователи социальной структуры общества стали применять в своем анализе понятие «страты» — обозначение социальных слоев меньшего масштаба, чем классы (понятие «страты» вошло в научный язык социологов США и западноевропейских стран уже давно, а в России — лишь с конца 1980-х годов). Понятие «страты» способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие «класс», более много-сторонне охарактеризовать социум и, что особенно важно, более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры. Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности почти единодушно признается русский философ и социолог П.А. Сорокин, который подчеркивал, что «социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствий социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Весьма ценным оказалось для исследователей социальной структуры представление П.А. Сорокина о социальной мобильности. Он понимал под этим процессом любой переход индивида или социального объекта, т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Он показал, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример тому — перемещение некоего индивида с одной фабрики на другую с сохранением при этом своего профессионального статуса. Под вертикальной мобильностью имеются в виду те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. (Наша аналогия вертикальной мобильности — механическое движение лифта вверх и вниз; социального движения — научный сотрудник — академик, банкир — бухгалтер завода.) По П.А. Сорокину, есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других, менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта (страта). Соответственно и нисходящие течения так-же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга (рейтинга, скажем мы) на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. Итак, знание об обществе позволяет не только полнее объяснять, но и точнее предсказывать, прогнозировать изменения в структуре общества и при необходимости управлять соответствующими процессами в социальной структуре общества.^ 1. Верно ли суждение о процессе социализации? А. В результате социализации у личности формируется шкала ценностей. Б. В процессе социализации индивид приспосабливается к социальной среде. 1) верно только А2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны^ 2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации? а) античному б) современным развитым государствам в) средневековым государствам Западной Европыг) индустриальному^ 3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назватьа) горизонтальной мобильностью б) вертикальной мобильностью в) восходящей социальной мобильностью г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью^ 4. Неотъемлемой составляющей воспитания дворянских детей было усвоение ряда правил «как подобает вести себя в обществе», что является примером а) соблюдения закона б) сохранения традицийв) усвоения норм этикета г) соответствия имиджу^ 5. В отличие от авторитета личности, престиж а) не зависит от антуражаб) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств в) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе г) является особой силой подчинения одних людей другим^ 6. Важным фактором восходящей социальной мобильности выдающийся русский социолог П.А. Сорокин считал а) стаж работы б) опыт в) социальные связиг) получение образования7. Подвергающийся агрессии со стороны родителей ребенок безропотно подчиняется им дома, а оказавшись на улице без присмотра, он совершает ряд необдуманных поступков, не принимая во внимание замечания старших. Этот случай можно рассматривать как примера) девиантного (отклоняющегося) поведения б) конформистского поведения в) адаптивного поведения г) делинквентного(противоправного) поведения^ 8. Верны ли следующие суждения о социальных институтах? А. Основными социальными институтами современного общества являются семья и школа. Б. Социальный институт — это организованная система соподчинения с устойчивым комплексом норм, определяющих отношения между людьми. 1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны^ 9. Понятие «личность» определяет человека как а) существо биологическое б) создатель материальной культурыв) индивид, который несет ответственность за свои поступки г) эмоционально-чувственная индивидуальность^ 10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус а) бюрократа б) журналистав) аристократа г) военнослужащего^ 11. К социальным потребностям человека относится потребность в а) престижной работеб) общении в) одежде г) жилище12. Девиантным или отклоняющимся поведением называют а) несоответствие поведения человека его социальному статусу б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы в) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизниг) несоблюдение принятых в обществе норм^ 13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье. Это пример а) процесса социализации б) процесса глобализациив) социальной мобильности г) социальной поляризации^ 14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация? а) религиозному б) социально-классовому в) этническомуг) территориальному^ 15. Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности, финансами и интересами, называется а) род б) семьяв) клан г) каста^ 16. Какие социальные нормы иллюстрируют предписание: «Первокурсники должны пройти посвящение в студенты»? а) нормы права б) устав института/университета/академии в) правила этикетаг) студенческой традиции^ 17. Верны ли суждения о семье? А. Семья — социальный институт, влияющий на социализацию индивида. Б. Семья не способна смягчить давление внешнего мира.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны^ 18. Объектом социализации является а) любая социальная группаб) группа подростков в) человечество г) социологи19. Сущность процесса социализации заключается в а) передаче накопленного опыта одного поколения другому б) приобретении необходимых знаний, навыков и уменийв) формировании шкалы ценностей и личных приоритетов г) профессиональной ориентации^ 20. К каким группам общества можно отнести классы? а) религиозным б) этническимв) профессиональным г) политическим21. Нефиксированные нормы и правила поведения людей в повседневной жизни — это а) закон б) достоинство в) философияг) мораль^ 22. Семья, школа, государство представляют собой а) религиозные объединения б) государственные учрежденияв) социальные институты г) социальные статусы^ 23. Кто такие люмпены?а) люди, оказавшиеся на «дне общества» без жилища и средств к существованию б) лица, не имеющие гражданства в) инициаторы перемен в обществе г) члены экстремистских организаций^ 24. Сословный строй является а) формой государственного устройстваб) социальной стратификацией в) социальной поляризацией г) политической системой^ 25. Определите неверное высказывание о социальных конфликтах а) антагонизм классов, по мнению К. Маркса, неизбежен б) в любом обществе существуют конфликты как противоречие взглядов, методовв) социальные конфликты приводят только к негативным последствиям г) одним из условий социального конфликта может стать различие в ценностях противоборствующих сторон^ 26. Человек, занимающий промежуточное положение в обществе (страте), относится ка) маргиналам б) «серым воротничкам» в) люмпенам г) интеллигенции^ 27. Если социальный статус индивида определяет его профессиональная деятельность, то он относится к группе а) кастаб) класс в) клан г) сословие^ 28. Содержание моральных норм и правил изучает а) эстетика б) социометрияв) этика г) искусствоведение29. Процесс взаимодействия людей в обществе называют а) самопознанием б) исследованием в) трудомг) общением^ 30. В современных развитых странах большую часть населения составляют а) крупные землевладельцыб) средний класс в) «золотые воротнички» г) крестьяне^ Терминологический минимум по социологииАдаптация социальная — приспособление личности к социальной группе, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, заключающийся в восприятии одной из них (обычно менее развитой, хотя возможно и противоположное влияние) элементов другой культуры или возникновение новых культурных явлений.Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.Брак — исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.Глобализация — это образование наднациональных структур во всех сферах общественной жизни, влияние на мировые процессы.^ Группа социальная — объединение людей, связанных общими отношениями и имеющих общие нормы, ценности, традиции, интересы и цели.Дистанция социальная — степень близости или отчужденности социальных групп и лиц.Инновации — создание новых элементов культуры или внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее целые отрасли.^ Институт социальный — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.^ Интеграция социальная — совокупность процессов, благодаря которым происходит объединение разнородных взаимодействующих элементов в систему.Инцидент — событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т. е. в открытую борьбу.Историзм — принцип рассмотрения развития мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени.Коммуникация — это процесс передачи информации, идей, эмоций от одной стороны другой стороне с использованием знаков и символов.^ Конфликт социальный — столкновение индивидов, социальных групп, обществ на основе противоречий или противоположных интересов и целей.Конформизм социальный — некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише.Маргинал — индивид, утративший по каким-либо причинам свой прежний социальный статус и не сумевший приобрести новый статус.Маргинальность — переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида (социальной группы). Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей.Образ жизни — системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования.Община — традиционное общество, основанное на семейных отношениях.Общность — относительно устойчивая реальная совокупность людей, отличающаяся сходными условиями и образом жизни, которая может выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.^ Привилегии социальные — исключительные права и преимущества, которыми де-юре или де-факто обладают отдельные лица, группы, классы, учреждения и которые недоступны для большинства людей.Ресоциализация — процесс усвоения новых способов действий, установок, умений, правил вместо прежних.Референтная группа — социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение.Роль социальная — стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия.Система — упорядоченная совокупность элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостность.Социализация — процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.Социология — наука об обществе.Социальная структура — совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), обеспечивающая преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени.^ Статус — это место в общественной системе, которое занимает конкретный человек в соответствии со своими правами и обязанностями.Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.^ Традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.^ Установка социальная — устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект.Факты социальные — обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.Футурология — совокупность представлений о будущем человечества; область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.^ Целерациональное действие — действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение.Ценности — признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и/или может стремиться человек.Цивилизация — уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.Эскапизм — стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни.