Реферат по предмету "Разное"


«Структурно-семантические типы словосочетаний в хантыйском языке» по специальности 10. 02. 22 – Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки) на заседании диссертационного сов

09 ноября 2007 г. состоялась защита диссертации Лельховой Ф.М. по теме «Структурно-семантические типы словосочетаний в хантыйском языке» по специальности 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки) на заседании диссертационного совета Д 212.116. 01 в ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424001, г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, 30.Научный руководитель: доктор филологических наук профессор АндугановЮ.В. Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор Е.А. Игушев кандидат филологических наук доцент Л.С. Матросова Ведущее учреждение: Институт народов Севера при ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Словосочетание в хантыйском языке до настоящего времени не было предметом специального научного изучения и детального описания. В силу этого необходимость теоретического обобщения вопроса словосочетания, практическая значимость проблемы обуславливает актуальность избранной темы диссертационной работы. Результаты исследования способствуют углублению раздела синтаксиса, представляющей собой наименее изученную область хантыйской грамматики. Настоящая диссертационная работа представляет собой первое монографическое исследование синтаксиса словосочетания хантыйского языка. Она посвящена анализу и системному описанию именных и глагольных словосочетаний хантыйского языка. Научные изыскания осуществляются в плане выявления их структурно-семантических особенностей. В работе целью исследования является системное и комплексное описание структуры и семантики словосочетаний хантыйского языка. В соответствии с намеченной целью решаются следующие задачи: 1) выделить структурные модели именных и глагольных словосочетаний хантыйского языка на основе морфологических характеристик стержневого и зависимого компонента; 2) выявить структурно-семантические признаки словосочетаний хантыйского языка; 3) описать синтаксические смысловые отношения между компонентами словосочетания; 4) определить морфолого-синтаксические виды связи; 5) установить основные лексико-семантические группы сочетающихся компонентов, участвующих в выражении синтаксических значений словосочетаний хантыйского языка. В диссертационной работе впервые: – составлен список основных моделей словосочетаний хантыйского языка; – дана структурно-семантическая классификация словосочетаний; – проведено комплексное исследование структуры словосочетания путем установления лексико-грамматических отношений между его компонентами; – представлены и уточнены виды морфолого-синтаксической подчинительной связи между компонентами словосочетания; Теоретической и методологической базой настоящей диссертации послужили труды русистов (А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, В.П. Сухотина, Н.Н. Прокоповича, Н.Ю. Шведовой, Н.С. Валгиной, В.А. Белошапковой и др.), обобщающие исследования по синтаксису словосочетания финно-угорских, самодийских языков (Ю.В. Андуганова (1991), В.М. Вахрушева (1980), Ю.С. Елисеева (1959), Н.А. Лысковой (1988), К.Е. Майтинской (1960), П.Н. Перевощикова (1980), Е.И. Ромбандеевой (1979), Н.И. Терешкина (1961), Н.М. Терещенко (1973) и др.) Методы исследования. Основными методами исследования являются метод синхронного анализа, применение которого заключается в планомерной инвентаризации словосочетаний, в описании их структуры, лексико-грамматических значений, а также сравнительно-сопоставительный метод. С целью обеспечения объективности результатов исследования указанные методы дополнены количественными подсчетами. Материалы и источники. Настоящая работа написана на основе записанных автором исследования полевых материалов, в том числе фольклорных произведений, собранных на территории распространения исследуемого диалекта. Привлекаются тексты, в настоящее время представляющие собой уникальные образцы хантыйской речи (записи, сделанные в 30-е годы XX века немецким ученым В. Штейницем). Анализируемый фактический языковой материал извлечен также из фольклорных, учебных, газетных текстов. Объектом исследования послужили также художественные произведения хантыйских писателей, из которых методом сплошной выборки были извлечены необходимые примеры. Примеры из источников даются в современной орфографии хантыйского языка. Собственные примеры автора исследования не маркируются особыми знаками, для остальных примеров в скобках приводится фамилия с инициалами или источник и страница. Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены при описании синтаксической структуры хантыйского языка. Полученные результаты могут быть использованы исследователями грамматики финно-угорских языков и языков других систем для сравнительно-сопоставительных и типологических исследований по вопросам синтаксиса словосочетания. Материалы работы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем синтаксиса словосочетания хантыйского языка; при написании общетеоретических работ, научных грамматик и монографий по хантыйскому языку, при составлении сопоставительной грамматики хантыйских диалектов, а также при разработке учебников, учебных пособий и программ для вузов, колледжей и школ по данной проблематике. Результаты исследования применимы в практике преподавания синтаксиса словосочетания хантыйского языка, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях по теории и практике преподавания хантыйского языка. Собранный лексический материал может послужить основой создания отсутствующего словаря сочетаемости глаголов хантыйского языка, справочника по управлению глаголов, синтаксического словаря. Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных научно-практических и научных конференциях. На X Международном конгрессе финно-угроведов (г. Йошкар-Ола, 2005 г.), на Международном симпозиуме «Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница», (г. Ханты-Мансийск, 2005 г.), на международной научной конференции, посвященной 70-летию профессора И.С. Галкина (г. Йошкар-Ола, 2000 г.), на Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития» (г. Ханты-Мансийск, 2003 г.), на II Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 2004 г.), на III Всероссийской научной конференции финно-угроведов «История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов» (г. Сыктывкар, 2004 г.), на Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения «Обские Угры: научные исследования и практические разработки» (г. Ханты-Мансийск, 2006 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы языка и культуры обских угров» (г. Ханты-Мансийск, 2004 г.) и др. Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной литературы, списка источников и приложения (список моделей словосочетаний, список условных сокращений и обозначений, список информантов). Общий объем диссертации составляет 161 страницу компьютерного текста. Список литературы содержит 114 наименований.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость, формулируются цели и задачи работы, дается ее общая характеристика, указываются методы исследования. В первой главе рассмотрена история изучения словосочетания, выявляется объем термина словосочетание в разных синтаксических концепциях. Основоположники теории словосочетания Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др. рассматривали словосочетание широко. Они считали его основной единицей синтаксиса, представляющей собой предикативные и ннпредикативные объединения словоформ, т.е. предложения и непредложения. В наше время такая точка зрения развивается В.М. Сухотиным, А.Н. Гвоздев, Е.С. Скобликовой и др. А.А. Шахматов существенно уточняет концепцию Ф.Ф. Фортунатова, доказывая, что словосочетаниями следует называть лишь непредикативные сочетания слов – главного и зависимого. Основной единицей синтаксиса признается предложение, а cловосочетание – конструктивная единица в составе предложения. В.А. Белошапкова, В.В. Бабайцева относят к словосочетаниям любые непредикативные сочетания, основанные на синтаксической связи. В словосочетания включаются как подчинительные, так и сочинительные сочетания на уровне связи формы слова. В современной лингвистике преобладает «классическое» понимание объема словосочетания – это теория словосочетания, выдвинутая В.В. Виноградовым. Словосочетание – одна их трех основных единиц синтаксиса, структурирующая синтаксический уровень языка. В.В. Виноградов и его последователи (Н.Ю. Шведова, Н.Н. Прокопович и др.) определяют словосочетание как сочетание двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи. Словосочетания распространяют предикативную основу предложения. В своей работе мы придерживаемся точки зрения В.В. Виноградова. В диссертационной работе представлены и уточнены виды синтаксической связи. В хантыйском языке нами выделяются виды морфолого-синтаксической подчинительной связи – именная несогласованная связь, отражение, управление, примыкание. Способом выражения синтаксической связи между частями определительных словосочетаний, мы считаем, выступает именная несогласованная связь. Главным компонентом при именной несогласованной связи выступает неизменяемое имя существительное или другое слово, выступающее в роли существительного, зависимым – имя прилагательное, порядковое числительное, указательное, определительное, вопросительное местоимение или неизменяемая форма имени существительного в функции определения, например: kаyки сfх ‘шуба из беличьих шкур’, оkаy хfтk ‘в первый день’, тум хот ‘тот дом’, муй пищ ‘какая необходимость’, атум щир ‘плохой случай’, сорнеy вош ‘золотой город’. Зависимое слово не согласуется со стержневым компонентом ни в числе, ни в падеже. Так, в хантыйском языке между структурными компонентами словосочетаний модели (N ← N, Adj ← N) реализуется морфолого-синтаксический подчинительный вид связи – именная несогласованная связь.^ Именная несогласованная связь – это синтаксическая подчинительная связь между частями атрибутивного словосочетания, при которой определение (зависимое слово), выраженное именной частью речи, имеет неизменяемую форму, определяемое (главное) слово является изменяемым именным словом. Данный вид связи в хантыйском языкознании определяют как примыкание. Мы считаем, что рассматриваемый морфолого-синтаксический вид связи не соответствует классическому определению примыкания – «примыкают неизменяемые части речи», имя существительное в хантыйском языке – изменяемая часть речи, может варьировать посессивное, падежное оформление, то есть наличествуют формы словоизменения. Такой вид подчинительной связи выделяется в языках уральской языковой семьи: самодийских, венгерском, марийском. Указанный термин впервые употребляется в нашей работе. В хантыйском языке вид связи отражение характерен, прежде всего, для словосочетаний, в которых и главное, и зависимое слово выражены именами существительными и передают притяжательные отношения. Отражение категорий зависимого слова в форме главного в атрибутивных словосочетаниях состоит в том, что определяемое (главное слово) принимает лично-притяжательный показатель, соответствующий числу определения, например: ма анэм, мунг анлув. Между компонентами словосочетаний с обстоятельственным значением выступает управление и примыкание. В хантыйском языке управление следует определить как вид подчинительной морфолого-синтаксической связи, характеризующийся тем, что управляемая часть в зависимости от лексико-синтаксических свойств составляющих компонентов употребляется в определенной падежной или послеложной форме с целью передачи определенных значений. По средствам выражения управляемого компонента словосочетания в хантыйском языке выделяются два вида управления: падежное (непосредственное) и послеложное (опосредованное), например: Хfтk шушсув ‘День шли’; Кева мfнты питсув ‘Стали отправляться на Урал’; Сус пеkа куртыkа ехfттыя ястfс ‘Под осень в деревню обещал приехать’; Щит хуk сfхат kутом отkам ‘Это я купил за рыбу’; Kув няврэм пеkа сfмыy ‘Он добрый по отношению к детям’. В хантыйском языке, как и в других финно-угорских языках, одна падежная форма или послеложная конструкция может употребляться в функции другой, например: тута аллэм ‘в огне сожгу’; йингка питс ‘в реке утонул’, унт элты каншлэв ‘в лесу ищем’ (ср. унтtн уйтты); Ай похемн Овкурт эkты кfншkэмн, keв хeвн Ямкурта ехtтмаk ’Младшего сына в Овгорте ищем (букв. из Овгорта), а он давно, оказывается, в Ямгорт приехал’; (Ср.: Ай похемн Овкуртн кfншkэмн…); Тfм ма kапка эkты kутtм отем ‘Это я в магазине купил (букв. из магазина)’; (Ср.: Ветраем пормас kапкайн kутсэм ‘Ведро в промышленном магазине купила’); Тэkыy куртэвн шушkув ‘Идем по деревне (букв. в деревне) богатой’; Ех па щи уваkсtkkы ‘На мужчин (букв. мужчин) опять прикрикнул’. Наряду с прежними нормами управления в хантыйском языке используются и новые, которые, несомненно, появляются под влиянием русского языка, а также в настоящее время усиливается произвольность в выборе той или иной падежной формы или послеложной конструкции. Многие глаголы хантыйского языка не претерпели за прошедший период изменений в управлении, несмотря на общее изменение языка. Примыканием традиционно называется такой вид выражения синтаксической связи, «который выражается не изменением формы зависимого компонента словосочетания, а лишь местоположением и зависимой грамматической функцией». В глагольных конструкциях способом примыкания с главным компонентом связаны наречия различных лексико-семантических разрядов, наречия с послелогом, употребляющиеся при разных семантических классах глаголов, например: Ас нохkы мfнты ‘вверх по Оби поехать’, кимkы пеkа хухfkтыя ‘на улицу выбежать’, вeтн хfйты ‘в лесу оставить’, хeвн ныkа ‘вдали виден’, хeв zyхман ‘долго проездив’. В глагольных словосочетаниях с зависимым наречием пространственной семантики при некоторых глаголах наблюдается лативное управление (Хайду, 1985:257), указывающее на то, что действие куда-то направлено (в индоевропейских языках действие в подобных случаях рассматривается как где-то происходящее): щи хfщты ‘там (букв. туда) остаться’, Камн шушииkтэм ‘Наружу шагаю’; Ин щи тfkта мfнс ‘Только что здесь (букв. отсюда) прошел’; Нfy верtм zмkан ма ат щи вантktkkам, хоkща уkktт (Steinitz, 1975:73) ‘Я не вижу, где (есть) (букв. откуда есть) то хорошее, что ты сделал’; Ин ху ов эkты туп ким питtс, ехkы fyкtрмtс – войkаk хоk kыпия хfщсtт ‘Мужчина только за дверями оказался, назад оглянулся – звери=его все внутри (букв. внутрь) остались’. Во второй главе рассматривается структурно-семантическая классификация словосочетаний. В зависимости от лексико-грамматической характеристики главного слова все словосочетания делятся на две большие группы: именные и глагольные. К именным словосочетаниям относятся словосочетания, в которых главное слово выражено именной частью речи. В зависимости от частеречной принадлежности стержневого компонента именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные и адвербиальные.Субстантивными называются словосочетания, в которых главным компонентом является имя существительное (или субстантивированное числительное, субстантивированное местоимение, субстантивированное прилагательное). По морфологическому выражению зависимого компонента именные словосочетания в хантыйском языке делятся на субстантивно-субстантивные и субстантивно-адъективные. В именных словосочетаниях основным типом отношений являются атрибутивные (определительные) отношения. В хантыйском языке определительные словосочетания по структуре могут быть притяжательными и непритяжательными. В непритяжательных определительных словосочетаниях между главным и зависимым словом устанавливается односторонняя связь, отношение «определение + определяемое», где определение дает уточнение, конкретизацию определяемого слова, указывает на различные признаки предмета. В притяжательных определительных словосочетаниях выражается отношение личной принадлежности и «отношение общей неличной принадлежности». Как в посессивной атрибутивной конструкции, так и в непритяжательной модели словосочетания определяющий компонент всегда предшествует определяемому слову. В субстантивно-субстантивных словосочетаниях, построенных по модели N ← N, в качестве зависимого компонента выступает именное слово, ведущий компонент выражается именем существительным (или субстантивированным словом). В данной структурной модели зависимый компонент обозначает: 1) лицо, предмет, которому принадлежит предмет или лицо, обозначенный основным словом, например: Fстепан хот ‘дом Степана’, хон эви ‘царская дочь, дочь царя’, вekы оytт ‘оленьи рога’. Семантика принадлежности характерна для словосочетаний структурной схемы Pron pers ← N, например: ма сохем ‘моя вещь’, мин куртэмн ‘наша деревня’, ма zмем ‘мое хорошее’; 2) место жительства или происхождение, например: Вах хfнтэт ‘ваховские ханты’ (букв. ‘Вах ханты’), Вошкурт ики ‘мужчина Вошкурта’; 3) целый предмет, часть которого выражается ведущим словом, например: хоп сэвtс ‘корма лодки’, mх тfй ‘верхушка дерева’, mх kэр ‘корень дерева’; 4) материал, из которого сделан или состоит предмет, например: сорни kуйт ’золотое кольцо’, сохtk хот ‘сарай, дощатый дом’; 5) назначение предмета, например: веkпtс кеши ‘охотничий нож’, йиyк ветра ‘ведро для воды’; 6) принадлежность по местонахождению, например: Касум мув ‘земля Казымская’, унт вekы ‘дикий олень’; 7) национальную принадлежность, например: рeщ ясty ‘русский язык’, сfран эви ‘девушка зырянка’ (букв. ‘зырянка девушка’) и т.д. В рамках структурной модели N←N (именное слово + именное слово) мы рассматриваем конструкции с зависимым местоименным существительным (личное или вопросительное местоимение). Они объединены и морфологически (зависимое слово выражено существительным, субстантивированным словом или местоименным существительным) и семантически (имеют значение принадлежности), например: яйм пох ‘сын брата’; мунг ямев ‘наше хорошее’. Модель Npost←N. В данной модели словосочетания стержневым компонентом выступает имя существительное в функции сказуемого, подчиненным членом словосочетания – послеложная конструкция имени существительного, например: Щит Толя урtyн мойkопса ‘Это для Толи подарок’; Kов ики эkты моньщ моньщtс ‘Рассказал сказку о мужчине-коне’. Между частями субстантивно-субстантивных словосочетаний складываются определительные, атрибутивно-притяжательные, атрибутивно-объектные смысловые отношения. Модель Adj←N. В субстантивно-адъективных словосочетаниях, стержневым компонентом выступает имя существительное, а зависимым – определяющее его имя прилагательное, например: аkаy пущка ‘бочка с крышкой’, хоптанаy эви ‘девочка в пальто’, карты нeрпи ветра ‘ведро с железными ручками’, уйтkы мохет ‘неизвестные люди’, kанты хир ‘мешок с мукой’. Между структурными компонентами словосочетаний Adj ← N реализуется морфолого-синтаксический подчинительный вид связи – именная несогласованная связь. В структуре субстантивно-адъективного словосочетания (Модель Adj←N) рассматриваются частные варианты. В позиции зависимого слова выступают местоименные прилагательные, семантика их формируется неопределенным (неконкретным), обобщающим значением, по синтаксической функции они эквивалентны прилагательным, например, маты хатл верл ‘какой-либо день наступит’, щымtщ вер ‘такое дело’. Модель Vpart←N. Позицию зависимого слова может занимать причастие в атрибутивной функции, например: Веkпасktты хотэва ванамtсув ‘Подъехали к охотничьей избушке’; Zyхом хопем тfта щи омасk ‘Лодка, на которой ездил, здесь вот стоит’; Мfнты кfтyаkам fктtщktтtн ‘Двое=мои уезжающие собираются (в путь)’. Средством связи в субстантивных словосочетаниях является порядок слов «определение + определяемое». Морфолого-синтаксическим видом связи определения с определяемым является именная несогласованная связь и отражение.^ Адъективные словосочетания. Адъективные сочетания являются продуктивными в современном хантыйском языке. Модель N ← Adj. Прилагательное в качестве стержневого слова словосочетания возможно только в предложении в синтаксической функции сказуемого. Словосочетания с именем прилагательным в качестве главного компонента по морфологической принадлежности зависимого компонента делятся на адъективно-субстантивные и адъективно-адвербиальные классы. Модель N←Adj репрезентируется следующими структурными схемами: Ndat←Adj. В позиции зависимого компонента словосочетания выступает имя существительное в дательно-направительном падеже, например: Тfм ернас эвема мор ‘Это платье дочери по размеру подходит (букв. подходящее)’. К адъективно-субстантивным словосочетаниям относятся словосочетания (Pron pers=dat← Adj и Pron pers=akk/dat← Adj), в которых в позиции зависимого компонента выступают местоименные существительные (личные местоимения в дательно-направительном или винительном падеже), например: Mвман мfнэм щикем kавtрт ус ’В дороге мне так тяжело было’; Сfхен keвеkа пfр ун ‘Шуба твоя ей очень большая’. В шурышкарском диалекте хантыйского языка формы дательно-направительного и винительного падежа личных местоимений совпадают, личные местоимения в дательном падеже имеют две формы: форму винительного падежа и форму дательного падежа. В адъективно-субстантивных словосочетаниях позицию зависимого слова замещает имя существительное с послелогом или сочетание местоимения с послелогом (Модель N post ← Adj и Pron post← Adj). В зависимости от семантики послелога выделяются: а) адъективные словосочетания с послелогами сравнительной семантики: иты ‘как’, kампа ‘как’, киньща ‘по сравнению’, хорпи ‘как’, хорасоп ‘как’, эkты ‘по сравнению’, например: Тfм эви антеk иты каркам ‘Эта девочка, как ее мама, шустрая’; Нfy ма итэм щомkы ‘Ты, как я, слабый’; Keв аyкеk kампа ощмарty ‘Она, как мама, хитрая’; Най mхат киньща пfkшик ‘Солнце выше деревьев’; Ма отэм щи киньща ай ‘Мое меньше, чем это’; Похен нfy хорпен каркам пох ‘Сын=твой, как ты, проворный мальчик’; Вотэв моkхfтk эkты таромшик ‘Ветер крепче вчерашнего (букв. от вчера)’; б) словосочетания с послелогом пеkа ‘по отношению к’, хоща ‘в’, эkты ‘по’, пfта ‘из-за’, например: Keв няврэм пеkа шеyк сfмty ‘Он очень ласковый с детьми’ (букв. ‘на ребенка сердечный’); Щитен хоят пеkа мет kикty ‘Этот на людей еще злее’; Яйм ики верk хоща иса каркам ‘Дядя в работе всегда проворный’; Еша уkман kув хуратты сыйk щи щащмас. Хуртупсэk эkты ошty, муй вой keв уйтtс ‘Вскоре послышался его лай (собаки). По лаю понятно, какого зверя он нашел’; Муy уkупсэв пfта kывеkа па kавtрт ‘Из-за нашей жизни им (деревьям) тоже тяжело’. Между компонентами модели словосочетания N←Adj устанавливается актантное отношение – отношение между сказуемым (предикатом, выраженным прилагательным) и предметным участником действия. Морфолого-синтаксическая связь между зависимым именем существительным или местоименным словом с послелогом и без послелога и стержневым именем прилагательным оформляется с помощью падежного и послеложного управления. Прилагательные распространяются также наречиями. В адъективно-адвербиальных словосочетаниях (Модель Adv←Adj) подчиненным компонентом является наречие, имя прилагательное в роли главного слова выступает в синтаксической функции сказуемого и определения, например: Щит zна нэш эпkty ‘Это действительно, оказывается, вкусно’; Вера атом вер тыйс ‘Очень плохой случай приключился’. Среди адвербиальных словосочетаний в соответствии с морфологической природой зависимого компонента выделяются адвербиально-адвербиальные и адвербиально-субстантивные классы словосочетаний (Модель Adv ← Adv). В рассматриваемой конструкции как подчиняющим, так и подчинительным членом словосочетания являются наречия, например: Хfkэвtт аktyсfхат хоktпkам вантты верем уk ‘Завтра утром мне необходимо проверить сети’; Zмас такан щи eваkтtсэм ‘Довольно громко кричал ему’. Модель N← Adv. В системе адвербиальных словосочетаний зависимый член конструкции выражается именем существительным с послелогом и без послелога, например: Ун хуйk Ас ныкkы мfнс ‘Старший вниз по Оби поехал’; Мурха моkхашик ехан хeват нохkы zyхиktсув ‘За морошкой недавно еще вверх по реке не раз ездили’. К адвербиально-субстантивным словосочетаниям относится конструкция (Npost←Advcomp), в которой главный компонент словосочетания выражается сравнительной степенью наречия, в роли подчиненного члена синтаксической конструкции выступают имена существительные и личные местоимения с послелогом сравнительной семантики (эkты, киньща), наречие, например: Щимtщ ракетайт ин уkktт, вот киньща сорашtк мfнktт ‘Такие ракеты сейчас есть, быстрее ветра летят’; Keв нfy эkтен zмашtк верtтkаkы вертыя ‘Он лучше тебя (букв. от тебя лучше), сумеет сделать’. Способом морфолого-синтаксической связи слов между частями адвербиально-адвербиальных и адвербиально-субстантивных словосочетаний является примыкание. Глагольные словосочетания представляют собой один из самых распространенных и употребительных типов, выделяются глагольно-именные и глагольно-наречные словосочетания. К глагольным словосочетаниям относятся сочетания причастий и деепричастий в роли главных слов, а также супин – целевой инфинитив. В составе вербальных словосочетаний реализуются релятивные (или обстоятельственные) и объектные отношения. Релятивные отношения объединяют такие более частные отношения, как временные, пространственные, причинные, целевые, количественные, стоимостные, заместительные отношения, значение соответствия, способа совершения действия. В диссертации уточнены и выявлены новые значения, устанавливающиеся между частями глагольного словосочетания с послелогом (приблизительно 25 новых значений). Модель N ← Vf.Между частями словосочетания устанавливаются: 1) объектно-пространственные отношения, подчиненный компонент, выраженный именем существительным, называет пространство, преодолеваемое действием, например: Ин Кев щи вeншсэв ‘Вот и переехали Урал’; Вekэт eрсат вeр мfтсэk ‘Олени березовую рощу прошли’; 2) временные значения, зависимым компонентом выступает слово темпоральной семантики, например: Вош каш ар тfйk. Хfтk хfщk, fнт и щащk ‘В селе много развлечений. День пройдет (букв. останется), не заметил’; Щос kавktcctмtн ‘Час прождали’; Тfм ма kомtтмем ветмет тfkэм ‘Это пятый год как я потерялся’; 3) объектные отношения, управляемая часть конструкции выражает объект конкретного действия, например: И ху тeт аkkиман омtсk ‘Один мужчина сидит, разжигая огонь’; В структурную схему N ← Vfотносятся модели словосочетаний Pron pers=dat← Vf и Pron pers=akk/dat← Vf), в которых зависимым компонентом являются местоименные слова в дательном и винительном падежах, например: Ма нfyэн тутыя эви китkом ‘Я девочку отправлю, чтобы тебя привести’; Тfм няврэм kувеk катtkтtсэм ‘Этого ребенка ей поручила’. Между частями синтаксической конструкции устанавливаются объектные отношения. Модель Nlat←Vf.Зависимый компонент – имя существительное в дательно-направительном падеже. Между компонентами словосочетания выражаются пространственные отношения. Управляющий компонент в синтаксической конструкции выражается глаголами, обозначающими движение или перемещение субъекта в пространстве, глаголами действия, слухового и зрительного восприятия, например: Хоыева хопа kэпсув ‘Все в лодке поместились’; Пeтен рfта тfхtртkэм ‘Повешу котел над костром’ (букв. на костер); Такан eвмэk, унта щащtс ‘Громко кричали, до леса (букв. в лес) было слышно’. Между компонентами рассматриваемой модели реализуются также обстоятельственные отношения с количественным значением, например: Веkом васыkув кfтна щи ортсtkув ‘Добытых уток пополам (букв. на два) разделили’. В словосочетаниях указанной структурной схемы реализуются также временные синтаксические отношения. В таких словосочетаниях главными словами выступают глаголы движения, действия, приобретения, а управляемое имя обозначает: 1) конкретное конечное время, к которому действие будет совершено, например: Кfсты хfтkа вekэy ех ехtтktт ‘На соревнования приедут оленеводы’; 2) продолжительность совершения действия: Ащем сeсн веkпtса и kапта zyхtс ‘Отец осенью на охоту на неделю отправлялся’. Между компонентами глагольного словосочетания с зависимым именем в дательно-направительном падеже наблюдаются объектные отношения. Управляемое слово выражает: объект восприятия, мысли, например: Ащеkа хоты zма щи хуktтk ‘Отца (букв. отцу) вот хорошо слушается’; Kувеk ма fнт нумkэм ‘Я его не помню’; объект эмоционального отношения, например: Товев ехтtс, товия амтtтkиkув ‘Весна пришла, весне радуемся’; Ма вера щи мойktпсаена амtтсом ‘Я очень обрадовался твоему подарку’; объект-адресат, например: Мохиkаkа щиты щи ястtмаk ‘Родным так и сказал’; Kовkам ампа мfсkам ‘Кости собакам отдала’. Морфолого-синтаксическим видом связи между частями глагольного словосочетания является падежное управление, при котором зависимое существительное стоит в основном, дательно-направительном, местно-творительном падеже, местоимение, выполняющее синтаксическую функцию существительного, стоит в дательном или винительном падеже. Модель Nlok←Vf. Зависимый компонент конструкции – имя существительное в местно-творительном падеже. Среди словосочетаний с пространственными отношениями наиболее распространены глагольные конструкции, имеющее значение «действие и место его совершения или протекания». В названной модели управляющими словами могут быть глаголы следующей семантики: глаголы пространственной локализации, глаголы, содержащие семантический признак обнаружения своего местонахождения своим внешним видом или характерными звуками (глаголы со значением звукоподражания), глаголы действия, созидания, глаголы занятия и т.д. Между компонентами глагольных словосочетаний с управляемым словом в местно-творительном падеже реализуются временные смысловые отношения. Зависимое имя обозначает время совершения данных действий, например: Мисэм хfщом тыktщн опсtс ‘Корова в прошлом месяце отелилась’; Тfkта няkмет хfтktтн мfнtktсtт ‘Отсюда на четвертый день (букв. дни) уехали’. Между частями конструкции с подчинительным словом в местно-творительном падеже устанавливаются также объектные смысловые отношения. Модель N post← Vf. В хантыйском языке вербальные словосочетания представлены моделями словосочетаний, в которых в позиции управляемого слова выступает имя существительное (местоимение) с серийными и несерийными послелогами, конкретизирующими семантику словосочетаний в целом. Серийными называются послелоги, образовавшиеся от знаменательного слова «путем присоединения к нему разных падежных суффиксов пространственного значения, которые впоследствии переходили в застывшее состояние» (Майтинская, 1982:23). Послелоги хантыйского языка, как и в других финно-угорских языках, по падежному склонению не изменяются. Релятивные слова пространственного и временного значения образуют серии, имеющие следующие значения: 1) локативное, например: пfсан вeтпийн омtсktт ‘за столом сидят’, варс кeтн ныkа ‘в кустах виден’; 2) лативное значение, например: пfсан сура опса ‘за стол сядь’, нfy пeykэна омtсkом ‘рядом с тобой сяду’, kапtт кема zyхktт ‘на неделю отправляются’; 3) аблативное значение, например: аyкtk вeш эkты этмtты ‘из-под пня показаться’, мир кeт эkты щащиktты ‘из толпы послышаться’, йиyк иkпеkты мfнты ‘под водой проехать’. Глагольно-именные словосочетания выделяются как с точки зрения частотности их употребления, так и в плане разнообразия их структурных моделей. В глагольно-именных словосочетаниях позицию управляемого слова замещает личное и указательное местоимение с послелогом, например: Щи пораин ма kув хощайk рупитман усом ‘В то время я у него работал’; Щитkам унты ма тfмхfтk хонна fнт шушиktсом ‘Я до тех=моих сегодня еще не прогуливался’. Модель Adv←Vf. В системе вербально-адвербиального словосочетания в позиции подчиненного слова выступают: 1) наречия различных лексико-семантических групп, например: Ма kувеk еkта шияkасэм ‘Я его издалека увидел


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутрибольничная инфекция в родильных домах
Реферат 2 (26) 2008 Київ 2008
Реферат История болезни по пропедевтике (Цирроз печени)
Реферат 2 Європейська історія жанру та його основні ознаки…
Реферат Конституционное право Японии 3
Реферат Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Реферат Развитие личности ребенка с нарушением речи
Реферат Генеральная Конференция Международной Организации Труда
Реферат 2006 Вступительное слово. Из истории турнира
Реферат 2 класс. Устное народное творчество
Реферат Бит группа Биттлз и рок группа Пинк Флойд представители классическо
Реферат Древневосточные цивилизации (по курсу "Россия в мировой истории")
Реферат Stereotyping In Ivanhoe Essay Research Paper Stereotyping
Реферат Западная Беларусь в составе Польши 1921-1939 гг
Реферат Управління інвестиціями в основний капітал на рівні підприємства (на прикладі ТОВ "Граніт")