Реферат по предмету "Разное"


«скрытое управление» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов 13. 00. 01 общая педагогика, теория и история образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиМАНДЖИЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА«СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ» В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ13.00.01 – общая педагогика, теория и история образованияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук^ Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Панькин А.Б.Элиста 2008Работа выполнена в Калмыцком государственном университете.Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Панькин Аркадий БорисовичОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент Сатарова Лариса Алексеевнадоктор педагогических наук, профессор Белова Светлана ВладимировнаВедущая организация: Адыгейский государственный университетЗащита диссертации состоится «_1_» _ноября____ 2008 г. в __15___ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет».Автореферат выставлен на сайте ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» «_30__» _сентября_____ 2008 г. Режим доступа: www.aspu.ruАвтореферат разослан «_30__» _сентября___ 2008 г.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук И.О. Попова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Изменения в жизни современного общества потребовали освоения новых моделей управления, приобщения к мировому опыту и культуре менеджмента. В первую очередь речь идет о социальной сфере, т.к. управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Именно люди посредством определенных организационных норм, приемов, стимулов и т.п. управляют общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом, и объектом управления выступает человек во всей совокупности его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Эффективность же управления определяется тем, кто и как руководит. В условиях решения новых задач, стоящих сегодня перед образованием и связанных с признанием свободного, целостного развития личности, возникает потребность в новом содержании и формах педагогического менеджмента на всех его уровнях. Анализ педагогической деятельности учителей начальных классов показывает, что большинство из них во взаимодействии с детьми либо управляют открыто в форме непосредственного требования, поощрения или наказания, либо манипулируют детьми, противопоставляя их друг другу, навязывая им свои эмоции, подводят к однозначному мнению и т.д. Развитие образовательной ситуации и педагогической реальности предполагает усложнение управления. Учителю важно овладеть способами управления, которые учитывали бы всю сложность и неоднозначность многообразных явлений, существующих «внутри» педагогического процесса. Такое гибкое, ненавязчивое, «внутреннее скрытое» управление, наладить которое гораздо сложнее, чем жесткое и однозначное, особенно необходимо в начальной школе, когда младшие школьники очень чувствительны к влиянию взрослого, когда у них еще только начинает развиваться рефлексивное сознание, а их способности к самоуправлению пока еще мало развиты. Желаемого результата учитель может добиться не только благодаря своим интуитивным управленческим действиям, но и благодаря использованию основных положений педагогического менеджмента, технологии «скрытого управления». Личность учителя, его личностные качества, методы и формы работы, такт, время и способ подачи информации, умение вести беседу и т.д. – это лишь некоторые составляющие данной технологии, знание и использование которых позволяет добиться положительного эффекта. «Скрытое управление» порой является единственным способом воздействия. Оно позволяет учителю индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, предполагает сохранение здоровой творческой обстановке, способствующей эффективному, качественному обучению, созданию благоприятного психологического климата в классе. Теории и практике управления в сфере образования посвящены труды В.П. Беспалько, И.В. Бестужева-Лады, Ю.В. Васильева, Д.М. Гвишиани, Н.В. Горбунова, В.И. Зверева, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского, Е.В. Кудряшовой, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Полякова, А.И. Пригожина, B.C. Пикельной, В.В. Серикова, В.В. Терещенко, Ю.А. Тихомирова, а также зарубежных авторов: И. Ансофа, Ж. Блонделя, В. Зигерта, Р. Михельса, Н. Минцберга, Р. Рюттингера, О. Тофлера, Ф.А. Хайека, К. Ханди, В. Шнайдера и др. В работах А.А. Бодалева, В.А. Болотова, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, А.М. Щербакова и других разработаны представления о структуре педагогической деятельности, педагогических способностях и профессионально значимых качествах, развитие и формирование которых обеспечивает становление профессионала в сфере педагогического труда. Накоплен достаточно большой объем знаний по вопросам управления. Однако более глубокое знакомство с данной проблематикой свидетельствует о том, что в ранее выполненных исследованиях при рассмотрении управленческой деятельности учителя недостаточно реализуются идеи использования технологии «скрытого управления» в учебно-воспитательном процессе школы. В настоящее время этот вопрос, на наш взгляд, приобретает особую актуальность, поскольку современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем предмет, способном объяснить новый материал, но и умеющем грамотно управлять учебно-воспитательным процессом, деятельностью детей. Именно от личности каждого конкретного учителя зависит эффективность любого дела или процесса, т.к. он управляет классом, задает темп работы, настраивает на результат. Все более остро обнаруживаются противоречия между: - объективной потребностью в использовании «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов для качественных изменений личностных характеристик учащихся, улучшения микроклимата в классе, ряда социальных проблем (связанных с появлением детей в одном классе разного уровня развития, степени подготовки, социального развития, что становится причиной недопонимания, проблем многочисленных конфликтов между учителями и учащимися, детьми и их родителями) и недостаточной разработанностью его научно-педагогических характеристик, служащих ориентиром для его организации; - необходимостью подготовки учителя как управленца (менеджера) учебно-воспитательного процесса и недостаточной разработанностью целостных педагогических технологий и методик его подготовки и переподготовки; - потребностью в целостном теоретическом обосновании «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов и отсутствием теоретических разработок в данной области; - необходимостью научно-методической разработки технологии использования приемов «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов и отсутствием соответствующего обеспечения в педагогической теории и практике. Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, состоящей в необходимости выявления научных основ реализации «скрытого управления» в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В соответствии с данной проблемой нами определена тема исследования: «Скрытое управление» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов».^ Объект исследования – управленческая деятельность учителя начальных классов в условиях учебно-воспитательного процесса.Предмет исследования – «скрытое управление» в процессе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов.^ Цель исследования – разработка научных основ реализации «скрытого управления» в процессе учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов.^ Гипотеза исследования. Технология «скрытого управления» в процессе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов будет эффективно реализована в педагогической практике, если: - «скрытое управление», предполагающее замаскированное воздействие на эмоционально-мотивационную сферу детей и стимулирование их познавательной активности, будет личностно значимо для учителя и включено им в качестве одного из важных компонентов педагогического менеджмента; - в качестве условий осуществления «скрытого управления» в педагогическом процессе выступают принятие алгоритма его приемов, знание о личности учителя и особенностях развития учащихся; - в процессе взаимодействия с младшими школьниками учитель будет использовать совокупность приемов «скрытого управления» в соответствии с учетом индивидуального стиля своей педагогической деятельности; - в ходе реализации «скрытого управления» в начальной школе будут учтены все условия, связанные с ценностно-смысловой сферой учителя и его технологической подготовкой. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: Определить сущность и роль «скрытого управления» в системе педагогического менеджмента; Раскрыть условия осуществления «скрытого управления» в процессе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов; Обосновать использование приемов «скрытого управления» педагогическим взаимодействием учителя с младшими школьниками; Выявить особенности реализации «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов.^ Методологической основой исследования явились теории управления в сфере образования как база для обоснования логики и разработки условий реализации технологии «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов (В.И. Андреев, С.В. Белова, В.В, Зайцев, Н.Н. Вересов, М.Р. Кудаев, Л.А. Сатарова, В.М. Танаев, П.И. Третьяков, А.Ф. Шикун), основные положения теории «скрытого управления» как основа обоснования «скрытого управления» в учебно-воспитательном процессе начальной школы (М.В. Богуславский, В.П. Шейнов), этнопедагогический подход в образовании, обеспечивающий исследование этнопедагогического потенциала приемов «скрытого управления» (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.В. Палаткина, Т.Н. Петрова).^ Теоретической основой исследования послужили основы теории педагогического менеджмента (К.Я. Вазина, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Р.Х. Шакуров и др.), идеи управленческой деятельности учителя (Ю.В. Васильев, И.В. Исаев, B.C. Кукушин, В.Г. Каменская, А.Б. Панькин, B.C. Пикельная, И.Б. Сенновский), основы теории управления педагогическими системами (Г.М. Борликов, Т.И. Шамова, Л.Н. Давыдова и др.), теоретические положения межличностного взаимодействия (М.Ю. Арутюнян, А. Рябов, Л.М. Фридман.), теоретические основы манипулятивной психологии (Г.В. Грачев, С.Г. Кара-Мурза, И. Костенчук, М. Татарникова и др.), психологические и педагогические основы учения о невербальных формах человеческого взаимодействия (Б. Вирт, Ф. Джулиус, Э. Дмитриус, А.А. Мельник, М. Нэпп, В.А. Пронников), концепции личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Для решения поставленных задач нами использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические – метод теоретического анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный), который использовался при изучении психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта, позволившее сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании; экспериментальные – опросно-диагностические – анкетирование, беседы, включенное и фрагментарное наблюдение, опрос студентов, тестирование и эмпирические методы – психолого-педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент; изучение и анализ продуктов деятельности, качественное и количественное сравнение показателей. ^ База исследования: Иджилская средняя школа Октябрьского района, средняя школа № 4 г. Элисты Республики Калмыкия, педагогический факультет (специальность «Педагогика и методика начального образования») Калмыцкого государственного университета.^ Основные этапы исследования.На первом этапе (2004 – 2005 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень ее разработанности в психологической и педагогической литературе; проводился теоретический анализ проблемы управления с позиции достижения зарубежного и отечественного менеджмента. На этой основе формулировались цели, гипотеза и задачи исследования, определялись основные направления и методы, проводился констатирующий эксперимент с целью выявления состояния проблемы на практике.^ На втором этапе (2005 – 2007 гг.) разрабатывалась технология «скрытого управления» на основе достижений зарубежного и отечественного менеджмента, практической психологии; проводился формирующий эксперимент, призванный проверить гипотезу исследования; выявлялись закономерности, эффективность применения учителями начальных классов приемов «скрытого управления», осуществлялся отбор психолого-педагогических диагностических методов и методик по проблеме исследования, их апробация. ^ На третьем этапе (2007 – 2008 гг.) проводилась систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение его основных положений. Осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования.^ Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследования; органическим соединением исследовательского поиска и практической деятельности по формированию стиля деятельности, использованию приемов «скрытого управления», которое позволяло проверять истинность и точность теоретических посылок на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению. ^ Научная новизна полученных результатов исследования заключается в том, что в нем впервые исследуется технология «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы начальной школы. Систематизированы приемы «скрытого управления» и обоснованы принципы, на которых они базируются. Впервые определены условия, от которых зависит эффективность реализации технологии «скрытого управления», к которым относятся освоение учителями теоретических основ педагогического менеджмента; овладение приемами «скрытого управления»; использование технологии с учетом принципов личностно ориентированного подхода; осознание социальной значимости данного вида управления в обеспечении эффективной жизнедеятельности ребенка в классном коллективе. Основные положения педагогического менеджмента рассматриваются в русле этнопедагогики, традиционной культуры.^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию педагогического менеджмента, уточнены понятия «педагогический менеджмент», «скрытое управление», «управленческая деятельность учителя»; существенно дополнены характеристики личности педагога как менеджера учебно-воспитательного процесса; определена роль технологии «скрытого управления» в системе учебно-воспитательной работы учителя начальных классов и выявлены ее наиболее эффективные приемы; теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации технологии «скрытого управления». ^ Практическая ценность исследования определяется в разработке учебных курсов для студентов педагогических специальностей, в основу которых положены приемы «скрытого управления», ориентированные на новый тип взаимоотношений педагога и воспитанников. Они могут использоваться в процессе подготовки студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования», в системе повышения квалификации учителей. Результаты экспериментальных исследований представляют практический интерес в рамках подготовки и переподготовки учителей начальных классов по следующим направлениям: «Феномен «скрытого управления» в педагогике», «Управленческая деятельность учителя начальных классов», «Педагог как менеджер учебно-воспитательного процесса» на базе институтов переподготовки кадров работников образования. ^ Положения, выносимые на защиту. 1. «Скрытое управление» предполагает гибкое, «внутреннее», замаскированное, незаметное воздействие на объект, каковым в системе педагогического менеджмента является эффективное взаимодействие учителя с детьми. Данный вид управления предполагает горизонтальную систему организационно-управленческого сотрудничества между субъектами образовательного процесса. Использование «скрытого управления» связано с необходимостью изучения сложной и многообразной эмоционально-мотивационной сферы детей, со стимулированием их познавательной активности и является важным компонентом педагогического менеджмента. 2. К основным условиям осуществления «скрытого управления» в педагогическом процессе относятся понимание его технологического алгоритма, личность учителя и особенности развития учащихся. Технологическая цепочка «скрытого управления» предполагает последовательность этапов: «сбор информации об адресате воздействия», «использование мишеней и приманок», «аттракция», «побуждение адресата к действию», «реализация «перспективных линий развития» учащихся». Личность учителя рассматривается как носитель информации, которая становится для ребенка источником «косвенной аргументации» и обладает внушающим воздействием. Взаимодействие учителя с учащимися осуществляется с учетом особенностей информации, степени внушаемости ребенка и соблюдения принципа свободы личности. 3. В процессе взаимодействия с младшими школьниками учитель использует совокупность приемов «скрытого управления» в соответствии с учетом своего индивидуального стиля педагогического взаимодействия: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающее-импровизационный, рассуждающее-методичный. Использование приемов «скрытого управления» («закон воина», «нерядлгн» (наречение), «закон поднятой руки» и т.д.) обосновано степенью внушаемости детей, особенностями их поведения и сформировавшейся системой отношений в классе. 4. Особенности реализации «скрытого управления» в начальной школе связаны со сменой ценностно-смыслового и технологического этапов, которые отражают последовательное приобщение учителей к освоению алгоритма педагогического менеджмента. В подготовке и проведении урока учителем учитывается соответствие приемов «скрытого управления» критериям их оптимального выбора. Эффективность влияния того или иного приема зависит от направленности и источника управления. Эффективность педагогического менеджмента в деятельности учителя начальных классов зависит от степени влияния приемов «скрытого управления» на создание учениками личностно значимого продукта образования.^ Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на научно-практических конференциях Калмыцкого государственного университета, этнокультурной гимназия № 8 им. Н. Очирова (Элиста, 2005 – 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в контексте гуманистической педагогики и психологии» (Элиста, 2007), Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2007), на I Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2008), научно-практической конференции «Сангаджиев И.Ц.: Гуманистическая педагогика в образовании» (Яшкуль, 2008); на заседаниях лаборатории этнопедагогических инноваций КГУ и публикаций в печати тезисов и статей (Элиста (2005 – 2007), Ростов н/Д (2006, 2007), Москва (2007), Нижнекамск (2007), Новосибирск (2007), Невинномысск (2008), публикации статьи в Интернет-журнале «Эйдос» (http: www.eidos.ru/journal/2007/0115/ - 5 htm)/ На основе материалов исследования подготовлено учебное пособие «Технология «скрытого» управления в системе начального образования», используемое учителями средних школ и студентами педагогических специальностей Калмыцкого государственного университета.^ Внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования внедрены в практику работы учителей Иджилской средней школы Октябрьского района, средней школы № 4 г. Элисты Республики Калмыкия, в учебный процесс педагогического факультета Калмыцкого государственного университета.^ Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения (10 с.), двух глав (63 с. и 53 с.), заключения (3 с.), списка использованной литературы (206 наименований), 4 приложений. Текст диссертации содержит 2 схемы, 10 таблиц.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснована актуальность изучаемой темы, проанализирована степень ее разработанности в научной литературе, определены цели и задачи исследования, объект и предмет, показаны теоретическая и методологическая основы, научная новизна, представлены основные положения, выносимые на защиту, а также научная, практическая значимость и апробация работы.В первой главе – «Теоретические основы исследования проблемы «скрытого управления» – рассматриваются особенности процесса управления, дается подробная характеристика понятиям «педагогический менеджмент», «управление», «скрытое управление». В частности, в первом параграфе – «Педагогический менеджмент и «скрытое управление» в эволюционном развитии управленческой мысли» – исследованы история и современное состояние менеджмента, его интернациональный характер, представлены различные школы (восточные и западные) и подходы к управлению (процессный, системный, ситуационный). Всего в современной психолого-педагогической литературе зафиксировано свыше 350 дефиниций категории «управление», которые трактуются с нескольких позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта в соответствии с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе достоверной информации, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата» (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.). Это определение, на наш взгляд, важно с точки зрения ориентированности в определении на получение предметного результата, но оно не акцентирует внимание на изменение в ходе этой деятельности субъектного опыта участников образовательного процесса. Во-вторых, управление есть взаимодействие субъектов (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В данном случае под ним понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение сторон происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, влияющих друг на друга субъектов. Кроме того, взаимодействие представляет собой целостную, внутренне дифференцированную систему. Считаем, что такое понимание управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний. В своем исследовании мы придерживаемся того, что управление есть воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу; это «процесс реализации систем мер воздействия на школьный коллектив (педагогический и ученический) с целью решения социальных задач по формированию личности, необходимой обществу для его дальнейшего существования и развития». Именно в этом случае управление рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего. В общем виде под управлением понимаем индивидуальное или планомерное групповое воздействие субъектов на объекты для достижения определенной цели. Необходимо отметить, что добиться желаемого результата можно либо сломить сопротивление, заставив выполнить навязываемое им действие (в этом случае мы говорим об открытом управлении), либо замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало возражений (в данном случае речь идет о «скрытом управлении»). Второму способу достижения заданной цели и посвящено наше исследование. Анализ подходов к изучению управления в сфере образования позволяет обратить внимание на то, что накоплен небольшой материал по исследуемой теме. Нами разработаны теоретические и получены экспериментальные данные о технологии «скрытого управления», ее структура, приемы, особенности использования в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Мы считаем, что «скрытое управление» – это замаскированное управляющее воздействие субъекта, не вызывающее возражений со стороны управляемого объекта, способ добиться необходимых результатов. Различают скрытое управление как манипуляцию, для которой характерны игнорирование интересов объекта управления, использование его в качестве средства достижения цели, и «скрытое управление» как совокупность незаметных, ненасильственных действий менеджера, основанных на учете сложных внутренних потребностей, ценностей, переживаний другой личности и ориентированных на поддержку ее потенциала развития. Если говорить об этом применительно к образовательной сфере, то во втором случае речь идет о многообразии управленческих действий учителя, которые «не высвечиваются наружу», которые «просчитываются» в уме, когда необходимо педагогически целесообразно преодолеть естественное сопротивление управляемой системы. Имеется в виду и система коллективной деятельности, и система педагогической деятельности, и «система» личности ребенка. Учителю важно уметь различать свои действия, отказываясь от манипулирования детьми. На основании исследования Э. Шострома сделан сравнительный анализ управленческих действий учителя-манипулятора и учителя-актуализатора, использующего «скрытое управление» с учетом взаимно необходимого результата для всех субъектов педагогического взаимодействия. Актуализатор – личность естественного, искреннего человека.^ Педагогические действия учителей в разных ситуациях «скрытого управления» Учитель-манипулятор Учитель-актуализатор Прячет, камуфлирует свои чувства Открыто и искренне проявляет свои чувства Боится непредсказуемого и случайного Доверяет ситуации неопределенности Относится к другому как объекту управления и средству решения проблем Относится к другому как субъекту управления и как к цели Изучает потребности и интересы ученика с целью одностороннего воздействия на него Изучает внутренний мир и потребностно-мотивационную сферу ученика с целью наиболее эффективной поддержки его развития Не согласовывает свои действия с учеником Согласовывает свои действия с учеником Руководствуется потребностью во власти над ребенком Действует на основе межличностного равенства Таким образом, можно сделать вывод о том, что «скрытое управление» занимает важное место в системе педагогического менеджмента, если оно соответствует смыслу «внутреннего», неманипулятивного управления учебно-воспитательным процессом. Второй параграф первой главы посвящен выявлению условий осуществления «скрытого управления» в учебно-воспитательной деятельности учителя. Определение данных условий стало возможным благодаря анализу работ об управлении педагогическими системами (В.В. Сериков, Т.И. Шамова и др.), учебно-воспитательной деятельности (И.А. Зимняя и др.), а также рассмотрению феномена «скрытого управления». К ним относятся: а) учет при организации учебно-воспитательного процесса индивидуальных особенностей детей, их темперамента, характера, способностей, потребностей, интересов, поведенческих стереотипов; б) определенная последовательность действий учителя (технологическая цепочка действий); в) владение приемами «скрытого управления»; г) использование учителем своего индивидуального стиля поведения как «инструмента» ненасильственного воздействия на ребенка (стимула его активности). Структура предложенной технологии «скрытого управления» включает в себя пять этапов. На первом этапе учитель занимается сбором информации, с целью получения сведений, позволяющих скрыто управлять ситуацией взаимодействия, готовясь к акту управления, подвергает анализу все, что ему известно об ученике (его характер, темперамент, способности, интересы) или проводит специальные наблюдения, чтобы сделать заключение о том, как ребенок воспринимает ситуацию, относится к управляющему субъекту – положительно или отрицательно; оценивает состояние ученика по его мимике, голосу, позе; определяет по характерным словам, жестам, темпу речи и интонации доминирующий канал воздействия (слух, зрение, ощущение) и т.д. Следующий этап, на наш взгляд, тесно связан с первым, поскольку в это время учитель продолжает заниматься поисковой деятельностью, а именно выявлением «мишеней воздействия и приманок». В работе над диссертационным исследованием неоднократно обращалось внимание на то, что определение «мишени воздействия и приманки» не совсем педагогично. Однако использование именно этих трактовок в полной мере отражает сущность третьего этапа реализации технологии «скрытого управления». Под «мишенями воздействия» понимаем те особенности личности ученика, его потребности и мотивы, на которые воздействует учитель, чтобы подтолкнуть ребенка к принятию нужного решения, выполнению заданного действия. Ими могут быть универсальные побудители: чувство достоинства ученика, его стремление к успеху, получению удовольствия и т.д. Приманками мы называем то, что облегчает учителю достижение своей цели, помогает привлечь внимание ученика к необходимой для него стороне дела и тем самым отвлечь его от истинной цели. К приманкам мы относим интерес к личности, перспективы счастливого будущего, обещания и т.д. Третий этап технологии «скрытого управления» – аттракция (от лат. аttrahere – привлекать, притягивать), харизма имеет целью вызвать расположение, привлечь и удержать внимание адресата. Очень часто она уже присутствует в школьном общении, и учителю остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать. Её наличие значительно облегчает «скрытое управление», хотя и не всегда выступает в явном виде. Четвертый этап технологии «скрытого управления» – «побуждение адресата к действию». Приемы побуждения к действию обращены на сознательную и подсознательную стороны психики. Действуя целенаправленно или нет, на осознаваемом или неосознаваемом уровнях, приемы побуждения к действию играют как положительную, так и отрицательную роль: мобилизуют или деморализуют способности личности школьника, формируют положительные или отрицательные качества. Мы выделяем следующие виды управляющего воздействия: внушение, убеждение, пример, подражание и т.д. Заключительным этапом технологии «скрытого управления» является реализация «перспективных линий развития» учащихся. Таким образом достигается запланированный учителем результат. По нашему мнению, в школе можно осуществлять «скрытое управление», исключая некоторые блоки. В начальных классах учителям достаточно первых трех блоков: сбор информации об ученике, побуждение его к действию и прогрессивные изменения личности. Мы считаем, что «скрытое управление» обращено к личности каждого ребенка, стимулирует его поведение, превращает его трудные и сложные обязанности в личные устремления. Эффективность использования предложенной технологии, на наш взгляд, зависит как от позиции учителя по отношению к ученику, так и от уровня его общей и управленческой культуры, авторитета, убежденности в правоте своих действий, наличия харизматических качеств. Ему необходимо ясно понимать, что происходит с ребенком в момент управления, а также уметь прогнозировать, что произойдет с ним в дальнейшем, какова перспектива его дальнейшего развития. Все основано на понимании ребенка, знании среды, в которой он находится, его взаимоотношений с этой средой и создавшихся обстоятельств.^ Вторая глава «Скрытое управление» в системе учебно-воспитательной работы начальной школы» с учетом теоретических представлений об использовании технологии «скрытого управления» представляет материалы, описывающие предложенную технологию в деятельности Иджилской средней школы Октябрьского района, средней школы № 4 г. Элисты Республики Калмыкия, педагогического факультета (специальности «Педагогика и методика начального образования») Калмыцкого государственного университета. В первом параграфе описывается состав испытуемых, содержание работы педагога как менеджера учебно-воспитательного процесса, приводятся примеры использования учителями начальных классов технологии «скрытого управления». При планировании и организации диагностической части исследования решались взаимосвязанные задачи: Получить объективную информацию об особенностях индивидуального стиля управленческой деятельности учителей начальных классов и их готовности к использованию технологии «скрытого управления»; Определить степень внушаемости детей с целью дальнейшего адекватного выбора форм и методов воздействия, приемов «скрытого управления». Для решения первой задачи диагностического этапа исследования были использованы методики, позволяющие определить особенности управленческой деятельности, индивидуальный стиль работы учителей. С этой целью был применен вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности. Результаты анкеты показали, для 36,0 % (СШ № 4) и 32,0 % (ИСШ) опрошенных учителей характерен эмоционально-импровизационный стиль деятельности. Их отличает ориентация на процесс обучения, однако в ходе объяснения материала отсутствует обратная связь с классом. 20,0 % (20,0 %) обладают эмоционально-методичным стилем индивидуальной деятельности. Отличительной особенностью данной группы учителей является ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы. Для 24,0 % (28,0 %) учителей свойственен рассуждающе-импровизационный стиль. Для данной группы учителей характерны невысокий темп работы, поощрение коллективных ответов. 20,0 % (20,0 %) – это учителя с рассуждающе-методичным стилем. В их деятельности наблюдается адекватная планировка учебно-воспитательной работы, консерватизм в использовании средств и методов педагогической деятельности, рефлексивность. На данном этапе эксперимента было выдвинуто предположение о том, что индивидуальный стиль деятельности накладывает отпечаток на принятие или непринятие новшеств, в частности, предложенной технологии «скрытого управления». Так, было отмечено, что среди учителей начальных классов с эмоционально-методичным и рассуждающе-методичным стилями деятельности меньший про


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.