Реферат по предмету "Разное"


«Судьба ведёт того, кто хочет…»

Евгений Ваганов:«Судьба ведёт того, кто хочет…» («Экономическое обозрение», №5 (05), декабрь 2006)4 ноября премьер Михаил Фрадков подписал постановление правительства о создании в Красноярске Сибирского федерального университета. Новый университет будет образован 1 января 2007 года путём присоединения к КрасГУ трёх вузов: Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота. Однако Устав СФУ – впервые в истории российской высшей школы – будет предусматривать участие в управлении вузом государственной власти и представителей бизнеса. Для его развития будут привлекаться государственные субсидии, собственные доходы вуза и средства эндаументов. Через 5-6 лет сибирский университет должен войти в десятку лучших университетов России, а к 2020-му – в сотню ведущих вузов мира. О том, что для этого необходимо сделать, корреспондент ЭКО побеседовал с ректором СФУ академиком Евгением Вагановым.- Евгений Александрович, 2007 год для Сибирского федерального университета объявлен переходным периодом. Что предстоит сделать за это время? - В конце января мы должны представить на рассмотрение правительства программу развития СФУ на 2007-2010 гг. От неё будет зависеть очень многое, в том числе поступление средств федерального бюджета. К 1 февраля мы должны быть готовы провести открытый конкурс на эффективное использование государственных субсидий среди научных, образовательных и прикладных проектов. Далее нужно сформировать такую структуру университета, которая будет адекватна поставленным задачам. Это означает устранение дублирующихся специальностей, изменения в структуре приёма, обоснование бюджетных мест, совершенствование структуры управления и т.д. Сейчас мы должны в первую очередь сохранить наработанный в течение многих лет авторитет каждого из вузов и ни в коем случае не сломать работающие структуры. Просматривается несколько вариантов, как можно действовать на переходном этапе. Мы внесли их в проект устава, который будет действовать в 2007 году, тем самым заложив возможность для манёвра. Сейчас этот документ находится на рассмотрении в Москве, его должны утвердить Министерство образования, Минэкономразвития и Минфин. Проект устава и детально проработанная программа развития университета на среднесрочную перспективу должны быть готовы к концу года.- Как быстро будет перестраиваться структура четырёх вузов? - Тут надо действовать очень мягко. Мы получили шанс выстроить конкурентную на мировом рынке образования, науки и инноваций структуру. Университет должен развиваться эволюционным путём. Но есть эволюции, которые протекают линейно, а нам нужно всё-таки экспоненциально. Задача очень сложная. Могу сказать, что приоритет сейчас за формированием центров коллективного пользования и улучшением материально-технической базы. Старое научное оборудование уже далеко не во всех случаях можно считать научным.- Заявлено, что Сибирский федеральный университет будет вести обучение по двухуровневой болонской модели (бакалавриат плюс магистратура). Какие шаги необходимы, чтобы на неё перейти? - Предстоят достаточно большие структурные преобразования, но они не столь критичны. Самое главное – разработать образовательные программы. Нет смысла переходить на программы, которые содержат изначально устаревшие или устаревающие элементы, - надо запускать новейшие. И в России есть достаточно широкий спектр вузов, программы которых представляют интерес, могут быть адаптированы и использованы. Кроме того, любой преподаватель может принять участие в открытом конкурсе на разработку образовательной программы. Это огромный пласт работы, но, повторюсь, работы очень спокойной. Полностью университет перейдёт на двухуровневую модель в течение 3-4 лет.- В контексте разговоров о Сибирском федеральном университете часто звучат слова «прорыв», «университет третьего тысячелетия», «новое качество образования»… Не могли бы Вы конкретизировать эти понятия? - Я такие выражения обычно не использую. Вряд ли я где-то говорил о «прорыве». Считаю, мы должны давать качественное образование, чтобы выпускники СФУ были востребованы современным производством. Чтобы не они приходили на рынок труда, а сам рынок забирал их прямо из стен университета. Идеальный вариант, если, заканчивая определённый образовательный уровень (это сложнее в бакалавриате и проще в магистратуре), выпускники будут приходить в производственную или научную среду с собственными идеями. Вот это высший пилотаж. Бизнесу нужны специалисты, которые способны работать с новейшими технологиями, а они сегодня меняются очень быстро. Самый показательный пример – вычислительная техника, где за 20 лет изменилось всё. А значит, нужны образовательные методики, которые, с одной стороны, позволяют сохранять и развивать творческую инициативу, а с другой – дать прочные, востребованные знания. Если же говорить о науке, то здесь существуют очень жёсткие критерии, которые мировым сообществом давно определены. Если вас знают, вас цитируют, вас приглашают – вы лидер. Если нет – как бы мы сами себя ни оценивали, отношение будет другим. И, естественно, инновационная часть. Если мы не сможем участвовать в процессе создания новых технологий, это будет говорить о том, что мы вуз не того уровня, который хотелось получить. Когда всё это сводится вместе, получается достаточно простая формула: надо быть конкурентоспособным во всех трёх направлениях деятельности университета – в науке, образовании и инновациях.- Что для этого необходимо сделать? Какими, на Ваш взгляд, должны быть основные системные требования к новому вузу? - Во-первых, в СФУ должна быть гибкая система подготовки, которая способна быстро подстраиваться под потребности рынка труда. Для этого на каждом новом отрезке образовательной цепочки у студентов должна уменьшаться степень детерминированности учебного процесса и возрастать свобода выбора. Во-вторых, в структуре университета должно быть несколько сильных научных школ (в идеале по всем основным направлениям подготовки). В-третьих, в управлении университетом должны быть представлены интересы государства и бизнеса. Собственно, для этого и создаётся попечительский совет. Это не та структура, которой говорят: дайте нам деньги, а мы их сами истратим. Конечно, очень важно, чтобы он имел свой фонд, средства которого будут использоваться на развитие университета и только на конкурсной основе. Но столь же важно, чтобы попечительский совет определял стратегию развития СФУ, помогал взаимодействию университета и бизнес-сообщества, давал точное представление о стратегических отраслевых приоритетах. Кстати, четвёртое обязательное условие – подготовка магистров и аспирантов должна проводиться на базе современных исследовательских лабораторий и промышленных предприятий. И пятое – вся деятельность университета, в том числе по его развитию, должна строиться на проектной основе. Особо подчеркну: без глубокой интеграции с институтами РАН – лидерами в тех или иных областях существенный прогресс в образовательном процессе даже при значительных государственных субсидиях невозможен. Должны появляться общие проблемные лаборатории, центры коллективного пользования и другие формы взаимодействия со структурами Российской академии наук. Я говорю не только о Сибирском отделении, потому что вуз, который претендует на ведущие позиции, должен обязательно работать со школами мирового уровня, авторитетными именно в тех направлениях, которые будут стратегическими для университета.- Можно ли назвать какие-то стратегические направления уже сейчас? - В основном они перечислены в Концепции СФУ и будут уточнены в программе развития. Это энергетика, материаловедение, инженерная физика, вычислительная техника и вычислительное моделирование, естественно, экология и рациональное природопользование, горные науки, нанотехнологии… Выбор задаётся стратегическим вектором развития Красноярского края и Сибири в целом. Но надо сразу учитывать тенденции и потребности рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Успех будет зависеть прежде всего от научной составляющей. Я говорю это не только потому, что 30 лет проработал в академической науке.- Создание СФУ идёт почти одновременно с реструктуризацией РАН. Как Вы оцениваете западную модель взаимодействия науки и системы образования, когда вокруг крупного университета создаются небольшие научно-исследовательские институты, в которых работают университетские преподаватели? Будет ли она реализована в СФУ? - Давайте различать: есть американская модель, о которой Вы сказали, и есть немецкая, которая гораздо ближе к нашей. Институты Общества Макса Планка можно рассматривать как модель Российской академии наук, а университеты – как аналог высшей школы. Германия в последние годы вложила очень большие средства именно в развитие институтов Макса Планка. Их чуть более 50-ти на территории Германии и ещё пять-шесть разбросаны по Европе. И Германии удалось значительно увеличить конкуренцию за получение европейских и особенно немецких грантов (у них есть аналог Российского фонда фундаментальных исследований) среди собственных групп – университетов и институтов Макса Планка. Я знаю подобные примеры и у нас, когда две структуры, работающие в одном городе, конкурируют за один и тот же грант. В Российской академии наук существует много мощных научных школ и институтов, которые уже давно приучились работать в конкурентной среде, и это тот опыт, который надо использовать. Полагаю, что нам нужно комбинировать обе модели. Не разрушая академию, сближать её с университетом через совместные лаборатории и т.п., максимально используя академический потенциал при подготовке студентов. Это путь, который учитывает и традиции развития Российской академии наук, и преимущества американской модели, которая развивалась совершенно по-другому – там базовой структурой был университет.- Планируется ли привлекать к работе в СФУ визит-профессоров? - Проблем с визит-профессорами, полагаю, у нас не будет, если, конечно, мы не будем требовать исключительно нобелевских лауреатов. А всех остальных мы можем приглашать, и, думаю, они с удовольствием согласятся. Связи уже наработаны, и в сумме их более чем достаточно. От нас требуется лишь заранее продумать, кого мы приглашаем, и скоординировать свои действия так, чтобы получить те курсы, которые нам нужны именно сейчас.- Вице-премьер Дмитрий Медведев во время своего визита в Красноярск сказал, что считает самым большим риском формальное слияние вузов без создания качественно иной структуры. Чего в первую очередь опасаетесь Вы? - Основные риски, конечно, социальные. Любые непродуманные действия могут привести к тому, что пострадают люди. Этого допустить нельзя. Все наши намерения могут не реализоваться, если не решить проблем, которые важны для тех, кто работает и учится в СФУ. В первую очередь необходимы стимулирующая система оплаты труда, улучшение материально-технической базы (это будет сделано не только за счёт государственных субсидий, но и за счёт нашей собственной хоздоговорной активности), строительство кампуса и жилищные программы.- Вам наверняка пришлось столкнуться и со скептическими оценками перспектив СФУ, в том числе в вузовской среде… - Судьба ведёт того, кто хочет, и тащит того, кто не хочет. Думаю, если мы будем двигаться в правильном направлении, число скептиков будет уменьшаться. Создание такого университета – это шанс использовать накопленный багаж, поднять престиж Сибири и России в целом, её конкурентоспособность на мировом рынке. Это и есть мегазадачи университета. На мой взгляд, возможен лишь один способ их решения – надо вовлекать в процесс создания нового университета как можно больше людей.- Как вице-премьер оценил работу управленческой команды СФУ? - Когда совещание проходит быстрее, чем запланировано, это хорошо. Значит, то, что мы продемонстрировали, сняло основную часть вопросов. Для меня это один из важных показателей, для него, по-моему, тоже. Когда я готовился к тому, чтобы кратко изложить на совещании своё видение СФУ и нашу программу действий, кое-что изменилось и в моих собственных представлениях. Очень радует, что Дмитрий Анатольевич понимает: сильного университета не может быть без сильных научных школ.- Было ли для Вас предложение занять должность ректора неожиданным и почему Вы решили его принять? - Предложение, конечно, было достаточно неожиданным, но само создание СФУ – нет. Я входил в рабочую группу, участвовал в дискуссиях, когда видение университета и его перспективы только обсуждались. Край получил очень хороший шанс.^ Текст: Татьяна ЧАБАН / Фото: Эдуард КАРПЕЙКИНПЕРСОНАЕвгений ВагановРодился 10 октября 1948 года в Красноярске. После школы поступил на физический факультет Красноярского филиала Новосибирского госуниверситета. Был одним из участников неформального студенческого «Общества содействия неполному солнечному затмению». «Мы организовывали обсуждения по всевозможным темам, выпускали стенгазеты, устраивали вечера, дискуссии, встречи с учёными. Тогда это была одна из редких возможностей выплеснуть свои идеи в массы».В 1971 году получил диплом Красноярского государственного университета по специальности «Биофизика». Продолжил исследования под началом академика Ивана Терскова. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1984 году – докторскую.В 1988 году возглавил лабораторию дендроклиматологии Института леса. В 1990 году назначен заместителем директора института. В 1992 году стал директором Сибирского международного центра экологических исследований бореальных лесов.С 1994 года возглавляет Институт леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН.В 1997 году избран академиком Российской академии наук. Член редколлегий трёх международных научных журналов (Holocene, Tree-Ring Journal, Eurasian J. Forest Research) и двух российских («Лесоведение», «Сибирский экологический журнал»). Автор более 200 научных статей и 6 монографий.В 2004 году Президиум РАН присудил премию им. В.Н. Сукачёва академику Е.А. Ваганову и доктору биологических наук С.Г. Шиятову за цикл работ по проблемам дендроклиматологии и дендроэкологии севера Евразии.^ 28 ноября 2006 года назначен ректором Сибирского федерального университета. К этому моменту был заведующим кафедрой лесоведения КрасГУ.Научные интересы: анализ годичных колец деревьев как индикаторов изменений климата и экологических условий; экологическое моделирование.Мнение^ Дмитрий Медведев,первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике:- Сибирский федеральный университет будет построен на фундаменте нескольких авторитетных вузов Красноярска. И мы ожидаем, что их объединение позволит создать мощный образовательный центр. По масштабам этот университет сопоставим только с одним вузом в нашей стране – МГУ. Поэтому структуру подготовки специалистов необходимо ориентировать на прогноз развития Сибири в целом. Базой должно стать партнёрство университета с традиционно сильными научными школами Сибири, с крупным и средним региональным бизнесом.^ Андрей Свинаренко,заместитель министра образования РФ:- Речь идёт о создании университета нового типа. Это будет научно-образовательный инновационный комплекс, обеспечивающий высокое качество образования и востребованность выпускников. Речь идёт и о создании вокруг федерального университета и внутри него большого количества инновационных компаний, которые будут служить интерфейсом между университетом и государственной экономикой.^ Александр Хлопонин,губернатор Красноярского края:- Уже проведены встречи с ведущими российскими компаниями, работающими в крае: ГМК «Норильский никель», РУСАЛ, БАЗЭЛ, ГидроОГК, Росатом, РЖД, РАО «ЕЭС России», Газпром и Роснефть – все они подписали протоколы о намерениях. Они готовы не просто размещать заказы на специалистов, но и активно участвовать в разработке образовательных программ, а также вкладывать средства в развитие Сибирского федерального университета.^ Денис Александров,начальник управления персонала и общественных связей ОАО «Енисейское речное пароходство»:- Реформа образования, которую декларируют правительство и президент, направлена в первую очередь на то, чтобы сделать образование более прикладным: выпускать не «стерильных» студентов, а всё-таки учитывать при их подготовке интересы заказчика, то есть бизнеса. Но практически все кадровые службы крупных предприятий сегодня говорят, что выпускников приходится учить на месте. Параллельно с этим бизнесу предлагают поучаствовать деньгами в реформировании высшей школы. Но мне кажется, интерес бизнес-сообщества не в том, чтобы оплачивать обучение по целевому набору, а в том, чтобы та доля учебных программ, на которую бизнес может влиять, не ограничивалась региональной или вузовской составляющей, чтобы программы составлялись с учётом мнения попечительского совета. Высшая школа пока обращается к бизнесу скорее из формальных соображений, она не готова слышать его требования. Реальные перспективы СФУ с точки зрения привлекательности его для бизнеса как для заказчика могут быть, если бизнес увидит в нём модель или прообраз собственного корпоративного университета.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вплив занять спортом на психічні функції студентів
Реферат Культура и процссы ее развития
Реферат Character Analysis Of Jem Finch Of
Реферат Шляхи вдосконалення організації обліку виробництва продукції свинарства на прикладі ТОВ "Агрофірми "Колос"
Реферат Особенности развития взаимоотношений дошкольников в игре
Реферат Saint Philip Neri Essay Research Paper Saint
Реферат Проведение тендеров в строительстве
Реферат Дмитрий Донской и его время
Реферат Абиогенез от а
Реферат The Declaration Of Independence Essay Research Paper
Реферат Прибыль предприятия формирование и распределение
Реферат Расчет обмотки статора трехфазного асинхронного двигателя при наличии магнитопровода с применением ЭВМ
Реферат Краткое содержание Энеида Публий Вергилий Марон
Реферат Физиологическая характеристика развития физических качеств у подростков при тренировках разной н
Реферат Выявление разумной схемы совместной переработки сахарной свеклы и сахара-сырца