На правах рукописиЛИНЬ ЛЮНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙВ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наукЙошкар-Ола – 2011 Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Баймурзина Виля Искандаровна^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорФедорова Светлана Николаевна ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» кандидат педагогических наук, доцент^ Екеева Эмма ВасильевнаГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»Ведущая организация: ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»Защита состоится « ____ » июня 2011 г. в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» 20 мая 2011 г. Режим доступа: http//www.marsu.ruАвтореферат разослан « ___ » мая 2011 г.Ученый секретарьдиссертационного советадоктор педагогических наук,профессор С.А. Арефьева^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Институт семьи сегодня развивается в условиях качественно новой, сложной и противоречивой ситуации. Доминирующими в обществе стали нуклеарный тип семьи и многочисленные варианты неполных семей. Некоторые формы современной семейной организации не существовали в традиционном китайском обществе: неполные семьи, семья супругов, сознательно выбравших бездетность, пожилые пары, отдельно проживающие от детей, супруги, встречающиеся исключительно в выходные и праздничные дни и др. Они породили множество проблем в семейном воспитании, а именно, появление у подрастающего поколения чувства превосходства и сознания привилегированности вследствие потакания родителями повышенным материальным запросам своих детей; эгоистичность ребенка в семье, имеющего одного ребенка; рождение «маленьких императоров» как результат государственной политики, поощряющей однодетные семьи. В Китае государство традиционно уделяет особое внимание функционированию и укреплению института семьи. С 50-х годов XX века китайскими властями проводится в жизнь программа строительства современной семьи 五好家庭 («пять хорошо» – ухао цзятин). В такой семье должны быть уважение к старшим и любовь к юным, гармония между мужем и женой, добрые отношения к соседям, охрана окружающей среды, трудолюбие и бережливость в семейном быту. Насущная потребность реализации государственной семенной политики со стороны современного общества требует формирования милосердных, ответственных, гуманных граждан. Поэтому актуализируется необходимость нравственного воспитания детей в китайской семье на основе народной педагогики в современных условиях. Именно нравственное воспитание выступает в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств, способствует возрождению новых духовных ценностей, обогащает культурное наследие китайского народа. Проблемы семейного нравственного воспитания детей являются объектом исследования различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики и др. Отправной точки нашего исследования были труды зарубежных и отечественных ученых – классиков Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Гербарта, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. В своем исследовании мы опирались на работы ученых в области методологии, теоретических основ современной педагогики и методов педагогического исследования В.И. Андреева, П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, В.А. Полякова и др. Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, С.И. Голод, С.В. Дармодехин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В этом же направлении ведется разработка проблемы в трудах китайских исследователей Чэнь Хэцинь, Тао Синчжи, Чжан Болин, Сюй Тэли, У Юйчжан. На важность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни указывали классики советской педагогики: А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры учащихся в формировании ответственного отношения к отцовству и материнству. Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады, И.А. Горчаковой, И.В. Гребенникова, Е.И. Зритневой, Т.В. Кузнецовой, О.Р. Кунца, Л.Н. Тимощенко, А.Е. Тюленева и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни в современных условиях. Принципиальными для нашего исследования являются труды, посвященные народным традициям воспитания детей и их реализации на практике: И. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Э.В. Екеевой, Б.М. Борлаковой, Н.Ш. Блягоз, С.М. Иванова, Л.В. Кузнецовой, Ф.Т. Кущетеровой, Т.Н. Петровой, К.И. Султанбаевой, Я.И.Ханбикова, С.Н. Федоровой, М.Г. Харитонова и др. Х.Х. Баймурзиным, В.И. Баймурзиной, Х.Х.-М. Батчаевой, Г.Н. Волковым, А.Э. Измайловым, З.Г. Нигматовым, А.Ф. Хинтибидзе и др. проведены аналитические исследования основ народной педагогики. В последние десятилетия появились новые исследования, в которых дан глубокий анализ проблем нравственного воспитания в Китае: Ма Юн, Ло Юн, Вэй Шушэн, Чжу Юнсинь и др. Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с нравственным воспитанием детей, говорит об актуальности и практической сложности решения данного феномена. Вместе с тем, не рассматривается специфика данной проблемы в исследуемом регионе. На практике недостаточно уделяется внимание нравственному воспитанию детей в современной китайской семье на основе народной педагогики. Таким образом, актуальность исследования проблемы нравственного воспитания детей на основе китайской народной педагогики обусловлена обострением противоречий между: – потребностью в теоретическом осмыслении китайской народной педагогики нравственного воспитания как новой практики в образовании и недостаточной разработанностью данной проблемы; – необходимостью совершенствования нравственного воспитания детей в современной китайской семье и существующими подходами, не обеспечивающими эффективность данного процесса. Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме проблемы исследования: каковы сущность и содержание нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики? Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики». В соответствии с сущностью выявленной проблемы и противоречиями нами определена цель исследования: теоретически обобщить, систематизировать и установить содержательный и методический аспекты нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики.^ Объектом исследования является китайская народная педагогика нравственного воспитания. В качестве предмета исследования выступает процесс нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи исследования: Проанализировать и теоретически обобщить состояние проблемы в исторической, этнографической, философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Выявить сущность, структуру и содержание нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике. Охарактеризовать систему методов, форм и средств, факторов нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике. Обосновать педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики. Разработать научно-методический комплекс нравственного воспитания детей в современной китайской семье.^ Методологические и теоретические основы исследования. Общую методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности мира; о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы. В ходе исследования диссертант опирался на следующие труды: – на философско-социологические (А.И. Антонов, М.М. Бахтин, Э.К. Васильев, С.И. Голод, С.В. Даромодехин, Э.В. Ильенков, В.А. Конев, Чэнь Хэцинь, Тао Синчжи, Чжан Болин, Сюй Тэли, У Юйчжан и др.) и психологические теории (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Л.М. Веккер, А.Г. Ковалев, В.С. Мухина, Б.М. Петров и др.); – в области методологии, теоретических основ современной педагогики и методов педагогического исследования (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.А.Поляков и др.); – на научную концепцию совершенствования нравственной культуры учащихся в формировании ответственного отношения к отцовству и материнству ( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); – на этнопедагогические теории об эффективности использования народного опыта воспитания в современной практике семьи (И. Арабов, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Х.Х. Баймурзин, Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, Л.В. Смирнова, С.Н. Федорова, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонови др.); – на труды китайских ученых в области проблем нравственного воспитания (Ма Юн, Ло Юн, Вэй Шушэн, Чжу Юнсинь и др.). Для решения задач использовался комплекс методов исследования: – общетеоретические (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, группирование и др.); – прогностические (педагогическое моделирование). Исследование проводилось в три этапа.^ Первый этап (2007 – 2008 гг.) был посвящен осмыслению и оценке современного состояния проблемы, ознакомлению с российской, китайской и зарубежной литературой по исследуемой проблеме, формированию общих принципов исследования, его ключевых идей, определению проблемы, объекта, предмета, формированию цели исследования.^ Второй этап (2008 – 2010 гг.) включал в себя выявление и изучение сущности и содержания нравственного воспитания в китайской народной педагогике, его анализ и теоретическое обобщение.^ Третий этап (2010 – 2011 гг.) связан с завершением исследовательской работы: проводилась систематизация результатов исследования, уточнение теоретических положений, разработка программы педагогического сопровождения нравственного воспитания и научно-методического комплекса по нравственному воспитанию в современной китайской семье, оформление результатов исследования в виде диссертации.^ Научная новизна исследования: – выявлена сущность, структура и содержание нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике; – охарактеризована система методов, форм и средств, факторов нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике; – обоснованы педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики; – разработан научно-методический комплекс нравственного воспитания детей в современной китайской семье.^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение и посвящено поиску эффективных средств совершенствования нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики. Исследование расширяет направление научных разработок, связанных с теоретико-методическим обеспечением совершенствования нравственного воспитания; вносит вклад в развитие категориального аппарата педагогической науки: уточнены понятия «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание». Обоснование нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики составит основу для новых научных представлений о решении проблемы данного направления.^ Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе работы данные о современном состоянии и тенденциях развития системы нравственного воспитания молодежи в Китае могут быть полезны для дальнейшего исследования китайской народной педагогики в этой области. Научно-методический комплекс может быть использован при совершенствовании модели нравственного воспитания в современных условиях. Материалы данного исследования могут заинтересовать руководителей, педагогов школ, учреждений дополнительного образования в воспитательных мероприятиях и вузов для обогащения в содержательном и методическом плане курса «Этнопедагогика», страноведческих дисциплин, для разработки спецкурсов.^ Достоверность и обоснованность результатов научного исследования обеспечиваются системным и целостным подходом к изучению проблемы, внутренней непротиворечивостью логики исследования, адекватностью выбранных методов исследования его логике и задачам, опорой на фундаментальные исследования по данной проблеме, широким кругом использования оригинальных китайских и российских источников, непротиворечивостью выводов современным научным представлениям о воспитании.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных (г. Уфа (2009), г. Рязань (2009, 2010), г. Стерлитамак (2005, 2007)), Всероссийских (г. Уфа (2010), г. Стерлитамак (2006), г. Сибай (2010)), региональных научно-практических конференциях (г. Стерлитамак), а также в выступлениях перед студенческой и преподавательской аудиторией и нашли отражение в публикациях автора. Выполненная работа позволяет вынести на защиту следующие положения: 1. На основе анализа понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», использовавшихся в разных странах в разное время, выявлена сущность трактовки наиболее популярного в настоящее время в Китае понятия «нравственное воспитание», который включает в себя передачу знаний о нравственности, воспитание нравственных чувств и поведения, создание условий для активного усвоения детьми нравственного опыта предыдущих поколений. Структура нравственного воспитания китайской народной педагогики представлена из цели, задач, основных понятий, нравственных качеств личности, норм и требований, содержания (отношение и требование к себе, отношение к другим людям, отношение к природе и к возвышенному – божественному началу, отношение внутри группы, с группами людей и в обществе в целом, вкладе в общество); методов (общих и специфических), форм и средств, нравственного идеала личности и конечного результата (сформированность «государева сына», «благородного мужа»). 2. Факторами, влияющими на нравственное воспитание являются бытовые традиции, трудовое, умственное, физическое воспитание, религия. 3. Нами установлены следующие педагогические условия, необходимые для нравственного воспитания ребенка в современной китайской семье: психологическая, практическая и эмоциональная готовность родителей к нравственному воспитанию ребенка; знание родителями родного языка как источника информации на генетическом и бытовом уровнях; знание родителями традиций народного воспитания; привлечение родителями к нравственному воспитанию детей в семье общественных институтов (школы, общественности и др.).Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология, методы исследования.^ В первой главе «Научно-методические основы нравственного воспитания детей в китайской народной педагогике» анализируются труды российских, китайских и зарубежных ученых по проблеме, раскрываются и конкретизируются понятия «нравственное воспитание», «мораль», «нравственность», «нравственное воспитание в китайской семье». Представляется анализ китайских устных и письменных источников по исследуемой проблеме, в рамках которого выявлены сущность, структура, содержание, методы, формы и средства китайского народного воспитания детей, факторы, влияющие на нравственное становление детей. В целях уточнения и конкретизации исследуемой проблемы мы обратились к различным источникам в истории и современности. В частности ценными для нашего исследования были идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Гербарта, Ф. Бэкона, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, Конфуция, Чжу Си и др. Различные государственные документы, директивы Китайской народной республики, касающиеся воспитания молодежи, также способствовали более полному представлению нравственного воспитания детей в китайской семье. В области образования Китай достиг больших успехов, особенно с тех пор, как страна стала открытой внешнему миру. Вместе с тем, все еще имеются нерешенные проблемы в области семейного воспитания. Одной из таких проблем является недостаточное внимание к народному опыту воспитания, а именно нравственному воспитанию детей. В настоящее время народная педагогика достаточно широко представлена в исследованиях советских и российских ученых: П.А. Апакаева, В.Ф. Афанасьева, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Э. Измайлова, Н.А.Константинова, З.Ф. Миртурсунова, М. Орифи, Н.П. Петровой, С.Р. Раджабова, М.Стельмаховича, С.Н. Федоровой, А.Ф. Хинтибидзе, Э. Чориева, М.Ф. Шабаевой и др. О возросшем интересе к исследованию народной педагогики в последние годы свидетельствует ряд вышедших в свет научных исследований в Китае: Ван Минмин – современный китайский этнограф посвятил свой труд исследованию местного даосизма и народных верований, Чжан Болин – знаменитый китайский педагог придает большое значение нравственному воспитанию, считая нравственное воспитание основой всех дел, Тао Синчжи – известный педагог прошлого выдвинул педагогическую идею о жизненном воспитании. По его мнению, жизненное воспитание начинается с момента рождения (рода), заканчивается в момент входа в гроб. Им выработаны следующие постулаты: «здоровая жизнь – здоровое воспитание, нездоровая жизнь – нездоровое воспитание», «трудовая жизнь – трудовое воспитание, нетрудовая жизнь – нетрудовое воспитание», «научная жизнь – научное воспитание, ненаучная жизнь – ненаучное воспитание», «художественная жизнь – художественное воспитание», «менять общественную жизнь – менять общественное воспитание». Не менее знаменитый педагог Сюй Тэли считает, что главным содержанием нравственного воспитания является «пять любовей»: любовь к Родине, любовь к народу, любовь к труду, любовь к науке и бережливое отношение к общественному имуществу. Ма Юн в своем труде «История китайского семейного воспитания» впервые систематизировал и обобщил историю развития китайского семейного воспитания. Особого внимания заслуживает учение о семейном воспитании китайского просветителя Янь Чжи Туя (531 – 595 гг.), который суммировал все доктрины о семейном воспитании и обучении, существовавшие ранее в Китае, раскрыл их положительные стороны и на их основе создал свою дидактическую концепцию. Необходимость изучения социокультурных истоков воспитания побудила обратиться к принципам семейного воспитания историка Сы Ма Гуана (1019 – 1086 гг.) и поэта Лу Ю (1125 – 1210 гг.). Важное значение приобретает сегодня учение философов и педагогов Ван Шоу Жэня (1472 – 1528 гг.) и Цзэн Гуо Фана (1811 – 1872 гг.). Полезными для нашего исследования были накопившиеся материалы по народной педагогике в зарубежных странах, как в прошлом, так и настоящем времени. Общей их чертой является то, что нравственное воспитание ими рассматривается в «родительской» (семейной) педагогике. В этом мы солидарны с предшествующими исследователями, ибо китайский народ считает нравственное воспитание, прежде всего, обязанностью родителей. Анализ литературы свидетельствует об интенсивной и многоплановой работе в интересующей нас области воспитания. Многие аспекты нравственного воспитания подвергались научным исследованиям. В частности, выяснены: функции родителей в нравственном воспитании детей; соотношение морали и нравственности; выявлены пути, методы и средства нравственного воспитания. Характерной чертой педагогических работ является приоритетное признание личности ребенка абсолютной ценностью воспитания. Проводя содержательный анализ понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», представленных в трудах ученых, в произведениях устного народного творчества, традициях, обычаях, обрядах в виде правил, пословиц, крылатых фраз, ритуалов нами выявлено, что в представлении китайского народа нравственное воспитание – это воспитание, с помощью которого у молодежи образуется нравственное мировоззрение. Китайская народная педагогика нравственного воспитания представлена следующей структурой: целью, задачами, основными понятиями, нравственными качествами личности, нормами и требованиями, содержанием, формами, методами и средствами, нравственным идеалом, конечным результатом. По организационным признакам мы их объединили в блоки: целевой, организационный, содержательный, технологический, которые отражены на рис. 1. Многочисленные устные и письменные источники позволили нам выявить цель нравственного воспитания в китайской народной педагогике. Это – превращение моральных принципов и норм в личные убеждения, в факт поведения человека.^ Задачами нравственного воспитания выступают: – передача знаний детям о нравственности; – целенаправленное воздействие на чувства, поведения и представления ребенка о жизни; – создание благоприятных условий для активного усвоения детьми нравственного опыта предыдущих поколений; – развитие ребенка в процессе общения, познания, игры и продуктивной деятельности. Выявленные нами в ходе нашего исследования основные понятия нравственного воспитания присутствуют и у других народов (Добро и Зло, справедливость, долг, забота и др.). Это еще раз говорит об общности народной педагогики многих народов. С самого раннего детства ребенок усваивает принятые в традиционном китайском обществе нормы и требования. Представляется важным отметить, что для китайцев в повседневном общении характерна «иерархизированность» отношений. Успешное осуществление коммуникации строится с учетом следующего. 1) высший – старший; равный – равный; низший – младший. 2)обстановка: служебная – неслужебная; 3) собеседник: мужчина – женщина; незнакомый – знакомый; чужой – свой. Подчеркнем, что ребенок занимает в иерархической системе традиционного китайского общества самую низкую позицию, и поэтому достижение китайских традиционных норм общения начинается для него с усвоения разнообразных форм выражения вежливости по отношению к старшим членам семьи и другим людям.Рис. 1. Структура нравственного воспитания китайской народной педагогики Более высокий уровень развития межличностных отношений связан с выходом ребенка за пределы семьи и переходом в новые, более широкие социальные группы, где он формируется как член общества. Именно на этом уровне воспитывается способность чувствовать себя комфортно, приживаться в каждой последующей группе (дом, двор, улица, деревня и др.). Выполнение сыновнего благочестия, полная покорность воле родителей является основным нравственным требованием. На основе изучения опыта китайского семейного воспитания детей нами установлено традиционное содержание нравственного воспитания. Оно происходит по четырем направлениям: 1) Отношение и требования к себе (быть добрым, быть честным, быть терпимым). 2) Отношение к другим людям, взаимоотношения с другими людьми (заботливость, уважение к людям, вежливость, учтивость, такт, предупредительность, дружба, благодарность и др.). 3) Отношение к природе и возвышенному (божественному началу) (уважение к природе, уважение к жизни, эстетическая восприимчивость, благородство). 4) Отношения внутри группы, с группами людей и в обществе в целом (любовь к Родине, справедливость, участие в группе, ответственность перед группой, быть готовым становиться членом социальных групп, уважение к членам семьи). 5) Вклад в общество. 6) Уважение к традициям и любовь к своему народу: интерес к культуре и традициям своего народа, любовь к своему народу. 7) Уважение культуры других народов. В ходе нашего исследования нами установлено, что для полного представления о современных требованиях к нравственному воспитанию детей в семье необходим разносторонний анализ нравственного идеала личности, сложившийся в представлении китайского народа тысячелетиями. Нравственный идеал личности – это прежде всего, всесторонне гармонически развитая личность. Идеально воспитанный человек (цзюнъ-цзы), по китайской народной педагогике, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Эту идею в своих трудах дальше развивал китайский философ Конфуций. Ему принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «благородных мужей» – «цзюнь-цзы». Идеал цзюнъ-цзы представляет собой концепцию личности, гармонически сочетающей в себе нравственность и культуру. Итак, цзюнь-цзы свойственна гармония нравственности и образованности, непосредственности и культуры. Для такого человека должна быть характерна терпимость, многостороннее, широкое понимание жизни и отвращение к любым разновидностям фанатизма и максимализма. На основе разностороннего анализа быта, семьи, письменных и устных источников нами выявлены и обобщены методы, формы и средства нравственного воспитания детей в китайской семье. Методы мы разделили на две группы: общие методы и специфические методы. В группу общих методов мы отвели те методы, которые присутствуют в народной педагогике других народов. Это – методы убеждения, разъяснения, внушения, создание положительно-эмоционального настроения, этические беседы, упражнения, приучения и т.д. Группа специфических методов характерна только для китайского народа. Они возникли в Древнем Китае и, проходя через жизненный опыт народа, дошли до сегодняшнего дня. Данную группу мы условно разделили на четыре подгруппы по следующим признакам: по характеру деятельности, по личностным качествам, по принятию ребенком традиционного мировоззрения своего народа, по убеждению о необходимости соблюдать те или иные нормы в повседневной жизни.^ Первую подгруппу составляют методы, которые действуют на ребенка в процессе соблюдения тех или иных требований. Их мы назвали двусторонними практико-деятельностными методами (методы зеркального отражения). Они требуют определенных усилий не только со стороны родителей, но и со стороны детей. Если родители на личном примере обучают своих детей в повседневной жизни соблюдать культы, то они отражаются на поведении и поступках детей. К этой подгруппе специфических методов мы отнесли культ сяо, правила ли, культ семьи, культ клана, культ стариков.^ Во вторую подгруппу вошли методы, которые действуют на сознание, ум ребенка. Мы называем их обучающими методами (методы успешности). Данную подгруппу составляет соблюдение культа грамотности, культа образованности.^ Третью подгруппу методов мы называем духовно-ориентированными методами (витая веревка). К ней мы отнесли признание культа предков и его соблюдение, признание культа конфуцианства.^ Четвертая подгруппа представлена этикой лица (морально-этический метод). Каждая из вышеперечисленных подгрупп специфических методов находит подробный анализ в содержании диссертации. Таким образом, проведенный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы и обобщение традиционной педагогической культуры китайского народа позволили нам выявить сущность, структуру и содержание нравственного воспитания в китайской народной педагогике, обосновать необходимость изучения и теоретического обобщения народного опыта нравственного воспитания детей. Немаловажную роль играют в процессе воспитания детей его формы. В традиционной китайской семье предпочтение отдается групповому обучению. Оно проходило во время выполнения трудовых поручений, в поучающих ситуациях, коллективных делах. Современная семейная политика правительства Китайской народной республики привела к единственному ребенку в семье. Более того, ребенок отдален от своих близких родственников: бабушек, дедушек, двоюродных сестер и братьев и т.д. Поэтому сейчас в семье развивается индивидуальное обучение. В роли наставников выступают родители ребенка: отец и мать. В древности средствами воспитания, при помощи которых оказывали воздействие на сознание, поведение и эмоцию ребенка были устные и письменные источники, фольклор, народные праздники, подвижные игры, заповеди, нормы и требования и др. Факторами, влияющими на нравственное воспитание детей в китайской семье, являются семейно-бытовые традиции, обычаи, обряды, вероисповедание. Умственное, трудовое и физическое воспитание способствовали нравственному становлению ребенка. На основе изучения и анализа народного опыта воспитания нами сделан вывод о том, что китайской народной педагогикой нравственного воспитания в течение многих тысячелетий выработаны нормы и требования, нравственный идеал, личностные нравственные качества, методы, формы и средства, и традиции, которые не утратили свое значение в современности. Более того, организация нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики сегодня является актуальной и востребованной. Ибо в ней заключена общечеловеческая ценность.^ Во второй главе «Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики» представлены программа педагогического сопровождения нравственного воспитания детей в современной китайской семье на основе народной педагогики, научно-методический комплекс по нравственному воспитанию детей, определены педагогические условия нравственного воспитания детей в современной китайской семье. В исследованиях китайских ученых отмечается множество проблем в семейном воспитании. К ним относят: а) чувство превосходства и сознания привилегированности детей. Значительное улучшение бытовых условий многих семей, «некоторые главы семейств потакают повышенным материальным запросам своих детей, способствуют появлению у них чувства превосходства и сознания привилегированности»; б) эгоистичность ребенка. Рост числа семей, имеющих одного ребенка, что, с одной стороны, должно благоприятно сказаться на семейном воспитании, поскольку родители могут уделять единственному ребенку больше внимания и заботы, но, с другой – именно в силу своей «единственности» этот ребенок может вырасти избалованным, капризным, эгоистичным; в) «маленькие императоры». Сегодня все большее распространение в Китае получает семейно-родственная группа со структурой «4–2–1» (в ее состав входит ребенок, его родители и две пары прародителей по отцу и по матери). Это абсолютно новая для Китая форма семейно-родственной группы появилась вследствие государственной политики, поощряющей однодетные семьи. Возникла проблема «маленьких императоров»; г) снижение пропорционального соотношения расширенного и нуклеарного типов семей. В современном китайском обществе функционирует и расширенный тип семьи, характерный для традиционной модели, однако ареал его распространения сузился, снизилось и его пропорциональное соотношение с нуклеарным типом семьи; д) снижение уровня нравственного воспитания ребенка в семье. Многие родители связывают будущее своих детей исключительно с поступлением в высшие учебные заведения, заставляют их с утра до вечера сидеть за книгами. «Даже трех-четырехлетних детей учат запоминать классические стихи, уметь считать и т.п.». Заботясь лишь об умственном развитии детей, такие родители забывают об их нравственном воспитании, физическом здоровье; е) место ребенка в семье. Если традиционная семья была сфокусирована на интересах воспроизводства семейно-родственной группы, то в центре современной семьи находится сам ребенок – его личность и интересы. Если первая модель делает акцент на том, что основная заслуга родителей – дарованная ребенку жизнь, позволяющая обеспечить выполнение ритуалов культа предков и уход за ними в старости, то вторая – концентрируется главным образом на ответственности родителей за будущее своего ребенка; ж) новые тенденции отношения родителей и детей. Китайские исследователи отмечают, что в настоящее время между отцами и детьми существуют два противоположных типа отношений: полное и беспрекословное подчинение родительской воле, бо