«Современная школа сегодня и завтра» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.). Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направленияхсодержание образования; детско-взрослая общность; статус учителя; инфраструктура обеспечения образовательной деятельности; культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе. Содержание и взаимодействие этих направлений мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования. Переход к Новой школе потребует специально выстроенной системы управления изменениями. Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся требует обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода. ^ Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации, современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач. Эти ценности закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации. В этом отношении федеральные государственные образовательные стандарты впервые фиксируют в нормах образования те педагогические инновации, которые убедительно доказали свою практическую целесообразность. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы информатизации уже сегодня идет во многих школах города, а завтра станет стандартом. Более ста школ готовятся к работе с новым стандартом в начальной школе уже в новом учебном году, прежде всего, - к переходу на новый образовательный план школы, включающий в себя основное и дополнительное образование. В связи с этим, нам необходима продуманная система управленческих мер на всех уровнях. Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования. Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы; переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения. Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа — школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности. Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания. К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и пр. Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др. Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур. Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Каким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей?Изменение государственного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда. Дальнейшее использование механизма Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей. Новая система воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), в том числе развитие и совершенствование системы целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование. Усиление психолого-педагогической подготовки, модульно-ваучерный принцип организации повышения квалификации, повышение квалификации на базе образовательной практики ресурсных центров, образовательных учреждений, лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Переход на новые профессиональные образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки учителя связан с необходимостью решения проблемы поиска новых путей профессионально-педагогической ориентации выпускника бакалавриата (в частности, предоставление бакалаврам возможности получить необходимую профессионально-педагогическую подготовку в течение года под руководством опытных педагогов-наставников в процессе практической работы в школе, прежде чем им будет дано право самостоятельно осуществлять свои профессиональные обязанности). Новая система подтверждения уровня профессионализма учителя и разработка профессионального стандарта его деятельности, включающего профессиональные педагогические компетентности, - как основа для обновления процедур аттестации педагогических и руководящих кадров. В соответствии с новыми Стандартами современной школы для каждого конкретного образовательного учреждения образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья). Школы, создающие концепции и программы развития своих коллективов, используют при их разработке современные научные идеи, технологические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных сетях столичного образования.Необходимо создание современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности, которая предполагает материальную, методическую и организационную составляющие и требует детального рассмотрения каждой из них:* Материальная составляющая инфраструктуры направлена не только на разработку новых принципов проектирования, строительства школ, но и на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спроектировано, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы. Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей. Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Городская социально-образовательная инфраструктура включает в себя школьное и внешкольное пространство и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей (школы, учреждения дополнительного образования, спортивные площадки и другие социальные сферы). Формирование городской социально-образовательной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личностных потребностей детей, реализацию деятельностно-компетентностного подхода. Организованная таким образом инфраструктура создает условия для инновационного социального проектирования. ^ Культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе. Это предполагает дальнейшее развитие культуры управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и построению новой массовой российской школы (подчеркнем, что современная школа должна быть массовой, а не эксклюзивной). Разноуровневое построение образовательных практик требует усиления организационной культуры. Элементы Новой школы, полученные в экспериментальном режиме, осваиваются образовательными учреждениями на инновационном уровне, а затем нормируются и внедряются в массовую практику. Уделяя особое внимание работе с реальными практическими результатами каждого уровня, следует более жестко и конкретно оценивать результаты, которые мы планируем получить на экспериментальном уровне. С этой целью необходимо сформировать систему мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности на всех уровнях организации образовательной практики. Эти направления современной школы рассматриваются через категорию управления качеством образования. Основой формирования нового качества образования становится внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая в себе внутришкольный и внешний контроль. Создание и развитие таких систем предполагает складывание и укрепление институтов и форм оценки качества: самоаудит, общественно-профессиональная экспертиза, добровольная система сертификации, сравнительная оценка с аналогичными по виду или направленности деятельности образовательными учреждениями, участие в городском мониторинге и диагностике и международных исследованиях качества образования. Реализация модели Новой школы невозможна без специально выстроенной системы управления изменениями, в основе которой лежит, прежде всего, развитие рефлексивных сред и практик в образовательном пространстве школы, округа и города. Заложенные в целевой программе «Столичное образование-5» направления, показатели и индикаторы остаются определяющими при построении современной школы сегодня и завтра.