« Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное – добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь –возьми, что ценишь – отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого – не знаешь языка…» (№1)Тема: «Развитие творческих способностей и интеллекта младших школьников» (№2) Мой педагогический принцип, ведущая идея, организующая мою педагогическую деятельность (и как учителя, и как воспитателя) – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. (№3) Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда зависит от меня (от учителя), от моего энтузиазма, знаний, способности увлечь учеников творчеством. ОБУЧЕНИЕ^ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК я активизирую ученика, Он участвует в учебной организовываю учебную деятельности, вырабатывает деятельность, чтобы он навыки самоанализа, был активен. самоконтроля.Итог сотрудничества Развитие творческих способностейЗаниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Творческие способности - общие интеллектуальные способности, под которыми понимаются высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. (№4) Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков: 1. Определенный фонд знаний и умений, их качество. 2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.(показ наглядности) 3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.). (показ наглядности) (№5) 4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.( Задание залу: как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9,9,2 и используя два математического знака «+», изобразить сумму 20? При тех же условиях изобразить сумму 14.) Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не приносит желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления. В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. (Показ занятия) (№6) Разработка курса «Логика» и ведение его на протяжении 8 лет дали мне обширный материал для работы над моей методической темой в плане развития интеллекта учащихся. Введение курса в школьную программу позволяет изначально формировать результативную структуру обучения, где фундамент - это логические знания и навыки, а здание - конкретные знания и yмeния общеобразовательных дисциплин. Уроки логики в начале обучения строятся в игровой форме. Это игры поискового и развлекательного характера, игры-задачи, игры-соревнования, игры-шутки, ролевые игры. Они дают детям возможность самовыражения в игре и позволяют пройти до конца этот этап школьного детства. Уроки логики формируют мыслительную деятельность ребенка на основе постепенного перехода от игры к соответственно учению. (№7) На уроках логики обстоятельно и неторопливо тренируются умения правильно производить сравнение предметов, выстраивать их точную последовательность в соответствии с заданными условиями, делить геометрические фигуры и другие объекты по признакам цвета, формы, размера, давать определения известным понятиям и т.д. Содержание предмета и методы его подачи дают возможность активизировать произвольное внимание и память. Самым благодарным периодом для развития познавательных процессов у ребенка является дошкольный возраст. Именно поэтому у меня возникла идея создания школы «Личность», где каждый ребенок проходит не только подготовку к школе, учиться считать, писать, развивать речь и т.д., но и познает окружающий мир, самого себя, учиться управлять собой, оценивать свои возможности, строить себя как личность. Цель этой школы – повышение интеллектуальной готовности детей к обучению; развитие памяти, внимания, умения логически мыслить. Мышление – основа обучения, поэтому и развитие различных видов мышления – подготовка фундамента учебной деятельности. Этих же принципов я придерживаюсь, работая с учениками начальной школы, поэтому результаты моей работы сами за себя говорят, важны ли эти принципы в обучении детей, обеспечивают ли им успешность в обучении. Контрольные измерения в 4 классе при аттестации школы показали: 100% усвоения учебного материала по математике, 96% - по русскому языку. (№8) Обратите внимание на диаграммы. На протяжении 4 лет обучения вместе с психологом были проведены тесты, которые показывают изменения, происходящие в формировании различных мыслительных процессов. (^ Общая диаграмма: высокий уровень-24%, выше среднего- 55%, средний уровень- 21%) Работая в школе, я мечтала об ученике, в котором будет все прекрасно. Мне были интересны идеи Монтесорри. 10 лет назад появилась возможность открыть эстетическое отделение в стенах школы, сотрудничать с ДШИ, я с интересом пошла на этот эксперимент. Дети с первый по четвёртый класс занимались музыкой, хореографией, вокалом и ИЗО. Эти занятия пробудили не только познавательность в учениках, но и заметно выросла сознательность, повысилась самооценка. Главное для меня, это, используя возможность эстетического образования, воспитать творческую личность, способную быть творцом не только в музыке, ИЗО, но и в математике, чтении, окружающем мире и в других предметах. (№9)За эти годы многие мои ученики стали лауреатами городских и краевых конкурсов: Шахова Елена, Коробов Игорь, Медведева Анастасия, Ребизова Анастасия, Харченко Юлия, Бигдан Екатерина, Калашников Дмитрий, Самохин Сергей и другие. Ребята не только хорошо учатся, они имеют очень высокий творческий потенциал, который, в свою очередь, способствует успешности в учебе; участвуют и побеждают в олимпиадах, научных конференциях, выступают в концертах, КВНах, постановках опер; побеждают на городских, зональных и краевых конкурсах.(№10) 10 ЗАПОВЕДЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своем здоровье. 8. Не теряй веру в себя. 9. Старайся мыслить позитивно. 10.Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.(№11 )Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных раций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, деления существенного, классификации и др.; 2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления. Над развитием творческих способностей у детей я работаю постоянно. Этому посвящена моя тема. Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы. В этом случае обязательно встанет вопрос о необходимости развивать сформированные умения и навыки дальше.