Грецов А.Г.Групповая дискуссия и ролевая игра в социально-психологическом тренинге с подросткамиЧисло конкретных техник и их модификаций, которые могут использоваться в социально-психологическом тренинге (СПТ), измеряется тысячами. Однако существует два универсальных, «сквозных» метода, которые так или иначе используются в любом тренинге. Это групповая дискуссия и ролевая игра. Рассмотрим общие подходы к использованию этих методов и специфику их применения в работе с подростками.^ Групповая дискуссия Под групповой дискуссией в тренинге понимается «совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения» (И.В. Вачков, 2000, с. 40). В ходе дискуссий чаще всего обсуждаются такие типы материала, как: 1. События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия). Такая групповая дискуссия обычно не выделяется в качестве отдельного структурного элемента тренинга, однако именно она используется в СПТ наиболее широко. Именно к таким дискуссиям относятся обсуждения упражнений и других событий в группе, некоторые виды шеринга, ряд техник получения обратной связи. На обсуждение упражнений зачастую расходуется в 2-3 раза больше времени, чем непосредственно на их проведение. 2. Проблемы, значимые для большинства участников группы (тематическая дискуссия). С одной стороны, задачей такой дискуссии выступает обмен субъективным опытом по соответствующей проблеме, демонстрация разнообразия ее виденья и возможных путей ее решения. С другой стороны, если это конкретная проблема, стоящая перед группой, задачей дискуссии может являться выбор пути ее решения. 3. Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия). В СПТ изучение прошлого опыта не является самоцелью, к такому виду дискуссии следует прибегать лишь тогда, когда это необходимо для решения проблем, встающих перед группой в настоящем. Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз (Г.И. Марасанов, 1998, и др.): 1. Ориентировка. На этой фазе определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема дискуссии была сходным образом понята всеми участниками, в противном случае разговор может оказаться бессмысленным. 2. Сбор информации. На этой стадии участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы – целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, без их критической оценки (т.е. применить метод «мозгового штурма»). 3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации. На этой же стадии происходит критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем. 4. Завершение дискуссии: подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, на этой стадии звучит ее решение. Как мы уже сказали, групповая дискуссия является «сквозным» методом СПТ, ее элементы так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, проведении шерингов, получении обратной связи и т.д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинговой техники. В таких случаях, целью ее применения обычно является поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, имеющим отношение к тематике тренинга. Так, в подростковых тренинговых группах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками и с родителями, бурные дискуссии по этим темам в ряде случаев возникает спонтанно. Кроме того, для подростков очень актуальны проблемы, связанные с собственным будущим. По результатам ряда исследований проблемных переживаний подростков, выполненных под руководством Л.А. Регуш (см. «Наш проблемный подросток», 1999), первое место занимают именно переживания, связанные с будущим. По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Конечно, очень хорошо, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы, но полностью свободные дискуссии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности. Для управления ходом дискуссии ведущий может использовать такие приемы, как: 1. Задавание вопросов. Позволяет управлять направлением групповой дискуссии, активизировать ее ход, подключать пассивных подростков, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы. Рекомендуется избегать закрытых вопросов, а также вопросов, начинающихся со слова «Почему…» (Р. Смид, 2000). Закрытый вопрос подразумевает очень короткий, односложный ответ, не располагающий к дискуссии, а если таких вопросов много – у подростков может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. Вопрос «Почему … ?» вызывает только ответ «Потому … », почти всегда содержащий ссылки на внешние причины и не несущий никакой психологической ценности. 2. Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила СПТ, о чем при необходимости можно напоминать. Кстати, тренинговые правила в целом сильнее всего регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в процессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблюдении правил конструктивной обратной связи. И, главное, подростков следует приучить придерживаться правила «Когда один говорит, другие слушают». Если это правило соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия: - Между участниками передается предмет - например, небольшая мягкая игрушка. Говорит только тот, у кого данный предмет сейчас в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из которых постоянно находится в руках у ведущего (т.е. ведущий оставляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет). - Свою мысль каждый из подростков может высказывать только после того, как повторил основную мысль выступавшего перед ним. 3. Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях часто есть возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как эту дискуссию вести. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила «мозгового штурма» (изложение проблемы – генерирование максимального числа вариантов решения без их критической оценки – критическая оценка предложенных вариантов – выбор наиболее подходящего из них). Иногда целесообразно построить обсуждение по типу балинтовской группы (один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ – другие по кругу задают ему уточняющие вопросы – каждый участник по кругу излагает свое виденье проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы – участник, излагавший проблему, излагает ее виденье с учетом выслушанных мнений). 4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т.п. С одной стороны, фразы ведущего обычно воспринимаются как значимые, подростки воспринимают их непосредственное содержание. С другой стороны, ведущий выступает при этом в роли «эталонного участника», демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний. Иногда наряду с групповой дискуссией выделяют «метод кейсов» (напр. см. Д. Ли., 2001), суть которого состоит в групповом анализе каких-либо конкретных проблемных случаев. По нашему мнению, этот метод можно рассматривать как одну из разновидностей тематической групповой дискуссии, содержанием которой выступает конкретный случай, подразумевающий актуальную для участников психологическую проблему.Другим столь же универсальным методом СПТ является ролевая игра. Само слово «роль» этимологически восходит к корню «roll»*, обозначавшему в средние века свиток пергамента, на котором записывались актерские реплики. Распространение этого понятия на повседневное поведение людей связано с потребностью «суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека» (М. Ментс, 2001, с. 17). Социализация человека в значительной степени проходит через освоение различных ролей, которые могут отражать общественное положение человека, являться способом выражения групповых норм и общественных требований, определяться функциями человека в социуме и др. Когда люди принимают определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями. Сущность ролевой игры состоит в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют этой роли. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных ролей, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ей, участники совершают сами. В подавляющем большинстве случаев, в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения (цит. по: Р. Смид, 2000). Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве «сквозного» тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а может выступать как самостоятельная техника. Применение ролевой игры в тренинге позволяет решать такие задачи, как: 1. Расширение ролевой гибкости, формирование новых поведенческих моделей участников. 2. Обучение моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях межличностного общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т.д.). 3. Демонстрация условности предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимости от контекста общения. 4. Осознание и коррекция собственных неадекватных поведенческих моделей. 5. Повышение компетентности в общении благодаря возможности принимать роли разных участников общения. 6. Снижение остроты проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Кстати, именно этот эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии. Выделяют различные типы ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям - иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т.д. С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными персонажами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей) - подр. см. М. Ментс, 2001, с 56-79. Иногда наряду с ролевыми играми выделяют т.н. «операциональные игры» (М.В. Попова, 2000). Различаются они тем, что операциональная игра воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (например, к этому типу относятся деловые игры), ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. На наш взгляд, эта классификация не очень продуктивна, т.к. ключевым моментом данного метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации. На наш взгляд, более логично выделить в качестве дополнительного тренингового метода сенсо-моторную игру (в терминологии Ж. Пиаже), основной целью которой является получение нового сенсорного опыта. Подготовка и проведение ролевой игры включает следующие стадии: 1. Разработка сценария ролевой игры – производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, этот этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации. 2. Описание ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки. Они могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства (см. М. Ментс, 2001) - это не «входные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе». 3. Ввод в ситуацию ролевой игры. Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же предлагается перейти к осуществлению игры, оправдан не всегда, т.к. может вызвать у подростков сопротивление. Часто целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения. 4. Выбор участников игры, распределение ролей. Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать сопротивление, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая. 5. Собственно осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей), или же параллельно разыгрываться сразу в нескольких микрогруппах. 6. Обсуждение игры (иногда эта стадия называется «дебрифинг» или «рефлексия»). На этой стадии следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы (М. Ментс, 2001): - Установление фактов. - Анализ причин поведения. - Планирование действий (т.е. выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками. Например, А.Г. Лидерс (2001) успешно использует в тренингах с подростками такие сюжеты, как:«У дверей девушки» - девушка осталась дома без родителей, к ней решил зайти в гости парень, который к ней неравнодушен. Она же еще не решила, нужен ли он ей.«Чай в половине двенадцатого ночи» - парень с девушкой в упомянутое время суток находятся наедине и пьют чай. Парень хочет остаться на ночь, девушка же не вполне разделяет это желание.«Треугольник» - суть ситуации сводится к тому, что парень в каком-нибудь общественном месте встречает «свою» девушку с другим или, наоборот, она его – с другой. Как поведут себя действующие лица? В принципе, в основу ролевой игры может быть положена почти любая ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для подростков и принципиально воспроизводима с учетом пространственно-временных ограничений тренингового занятия. Если в ролевой игре воспроизводятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, такая работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом. Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения техниками СПТ. Во многих случаях, ценность ролевых игр состоит в их содержании - проигрывается конкретный материал, содержание которого важно для подростков. Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама по себе ценности не представляет. Так, например, широко известные ролевые игры «Катастрофа на воздушном шаре» или «Необитаемый остров» (напр. см. Н. И. Козлов, 1998) могут быть интересны с содержательной стороны разве что при подготовке подростков к службе в рядах МЧС. Ценность таких игр состоит не в содержании, а в том, что они позволяют эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие модели. Интерес смещается к взаимоотношениям, возникающим в ходе игры, ситуации же подбираются таким образом, чтобы максимально четко и интересно продемонстрировать рассматриваемые явления. Ролевые игры широко используются в тренингах профориентационной направленности для подростков. Ведь любая профессия подразумевает определенные роли, и для совершения обдуманного выбора профессии очень важно «примерить» их на себя. В ряде случаев, подростки могут сделать это только в условиях СПТ благодаря ролевой игре. Игра роли профессионала, совершенная с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, позволяет адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда. Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям, помочь отделить профессиональные роли от личности человека. Иногда в СПТ используются модификации ролевой игры, в которых участники разыгрывают сцены не сами, а используют для этого мягкие игрушки, куклы (в т.ч. самостоятельно изготовленные бумажные куколки) и т.п. В остальном же схема проведения игры остается прежней. На наш взгляд, это оправданно, когда характеристики роли очень сильно отличаются от исполнителей (например, подросток играет новорожденного) или же когда прямое проигрывание может оказаться болезненным для участников. Помимо групповой дискуссии и ролевой игры, в СПТ с подростками могут использоваться и дополнительные методы, такие как мини-лекции, психодиагостика и психологический практикум в тренинге, рисование, самостоятельное выполнение письменных работ и т.д. На основе этих методов строятся конкретные тренинговые упражнения, число которых измеряется тысячами. Тренинговое упражнение можно определить как относительно обособленный в структурном и смысловом отношении блок тренинговой работы, построенный вокруг какого-то конкретного действия и направленный на решение общих задач, однако допускающий интеграцию разных методов.ЛитератураВачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 2000.^ Грецов А.Г. Радость общения: социально-психологический тренинг для подростков / Психология в школе: практический психолог – профессия нового века. – СПб., 2001.Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998.Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб., 2001.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр (Эффективное использование ролевых игр в тренинге). – СПб., 2001.Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш - СПб., 1999.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., 2000.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.Психология и школа, №2 – М., 2002. – с. 73-81 А.Г. Грецов * В современном английском языке слова “role” (роль) “roll” (сверток, список, вращение) отличаются только написанием, произносятся же одинаково.