Содержание Введение1. Совокупный спрос и его составляющие. Неценовые факторы совокупного спроса.1.1 Совокупный спрос и его составляющие При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины: 1.2 Неценовые факторы совокупного спроса2. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения.2.1 Совокупное предложение 2.2 Неценовые факторы совокупного предложения3. Проблемы установления макроэкономического равновесия.ЗаключениеСписок литературы Реферат «Совокупный спрос и совокупное предложение. Проблемы равновесия». ЛистЛист Введение Степень активности национальной экономики постоянно варьируется. Объёмы производства товаров и услуг возрастают вследствие роста производительности труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических достижений. Однако периодически возникают ситуации, когда фирмы оказываются не в состоянии реализовать произведённые товары и услуги и сокращают объёмы производства. Вследствие этого реальный ВВП страны и другие показатели доходов снижаются. В чём заключаются причины краткосрочных колебаний экономической активности? Имеет ли государство возможность предотвратить периоды падения доходов и возрастания безработицы или повлиять на их производительность? Большинство экономистов используют в анализе краткосрочных флуктуаций модель совокупного спроса и совокупного предложения. Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Для такого ответа нужно объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для Листвведя в рассмотрение понятие реального объема национального производства. Подобные агрегированные показатели и являются объектом исследования данной курсовой работы.Лист8^ 1. Совокупный спрос и его составляющие. Неценовые факторы совокупного спроса. 1.1 Совокупный спрос и его составляющие Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы говорим о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей силе, обращая внимание на то, что в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следу ет видеть и в совокупном спросе. Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная нам формула Фишера: MV = PQ, где М – денежная масса страны, V – скорость оборота денег, Р – средний уровень цен товаров, Q – товарная масса, находящаяся на рынках страны позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт. Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия. Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период. Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии. В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной сЛист9траны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С); Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I) [10]; Государство, осуществляющее различные закупки, в которые входят все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог и т. д. (G); Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом Хn. Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП: AD = C + I + G + e [3]. Только последний элемент совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более того, сумма C + I + G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е будет выражать чистый экспорт [10]. Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 1.1). Рис.1.1 «Кривая совокупного спроса»Лист10 Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен [7]. Кривая AD отражает ту же зависимость, что и приведённая формула, – по мере роста цен (P) уменьшается величина реального объёма выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, – в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте. Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь может вести к изменению реального выпуска (Y). Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку более подробно остановившись на последних из них.[10].^ При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины: Действие эффекта процентной ставки; Действие эффекта реального богатства; Действие эффекта импортных закупок.[4] Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, в силу того, что растёт цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объёме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает Лист11 объём покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку именно он анализировал последствия изменения процентной ставки. ^ Эффект реального богатства(эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу отсюда и название – «эффект Пигу». ^ Эффект импортных закупок (или эффект обменного курса). В результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос [2]. Таким образом, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличени объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса. Важно иметь в виду, что кривая совокупного спроса (подобно любым Лист12 другим кривым спроса) изображается при «прочих равных условиях». В частности, при объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения денег остаётся постоянным. Иными словами, мы рассмотрели, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие влияние на кривую совокупного спроса [9].^ 1.2 Неценовые факторы совокупного спроса Смещение кривой AD◦, показанное на рис.1.2, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменение расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Рис. 1.2 «Изменение совокупного спроса»1.2.1 Потребительские расходы – благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители, будь это акции, облигации, недвижимость. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос Лист13 уменьшается, и его кривая смещается влево. И наоборот. Стоит напомнить, что здесь изменения в реальной стоимости материальных ценностей не зависят от изменений уровня цен. – ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда считают, что в будущем их реальный доход увеличится. Тогда они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода, и следовательно в это время потребительские расходы возрастают, кривая совокупного спроса смещается вправо. Ситуация противоположна, если потребители полагают, что их доходы в будущем уменьшаться. – задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса опять сместиться влево. – налоги также играют немаловажную роль в потребительских расходах. Уменьшение ставок подоходного налога влечёт за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен и наоборот. ^ 1.2.2 Инвестиционные расходы – процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведёт к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. – ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистичные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. – налоги с предприятий. Их увеличение приведёт к уменьшению прибылей, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов иЛист14 совокупного спроса. – увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы расширяться. И наоборот, если фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы увеличивать инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо. [4]^ 1.2.3 Государственные расходы Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение государственных расходов приведёт к сокращению совокупного спроса. ^ 1.2.4 Расходы на чистый экспорт Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте. Его увеличение смещает кривую спроса вправо, уменьшение – влево. Логика этого утверждения такова: сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. – национальный доход других стран. Возрастание национального дохода других стран увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос. Это происходит потому, что когда уровень дохода за рубежом повышается, их граждане получают возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, экспорт нашей страны увеличивается вместе с уровнем национального дохода наших торговых партнёров. – валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другимЛист15 валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастает. В результате нового соотношения японские потребители смогут получить больше рублей за определённую сумму иен, для них белорусские товары станут дешевле японских. Между тем, в Белоруссии смогут купить меньше японских товаров. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастёт, а импорт уменьшиться. Следовательно, увеличится чистый экспорт, а за ним и совокупный спрос [7]. При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению. Данный фактор заслуживает внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса. Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода (Y), идущую на сбережение, означая прирост сбережения (S): Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения. Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно, что высокая Лист16 доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту. Вместе с предельной склонностью к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. В завершение нашего рассмотрения неценовых факторов спроса добавим, что графически их действие иллюстрируется путем смещения кривой совокупного спроса вправо или влево от ее исходного положения [10]. ^ 2. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения. 2.1 Совокупное предложение Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю. Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения [10]. В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму. Дело в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных состояния: неполной занятости: приближающееся к полной занятости; полной занятости. На кривой AS можно выделить три участка:Лист17 а) горизонтальный, или кейнсианский; б) восходящий, или промежуточный; в) вертикальный, или классический [2]. Кейнсианский отрезок кривой AS (рис.2.1) является горизонтальным при каком-то уровне цен. Это говорит о том, что фирмы готовы обеспечить любой востребованный объем продукции при данном уровне цен. Смысл такого поведения фирм состоит в следующем: они могут нанять необходимое количество факторов производства для дополнительного выпуска при сложившихся ценах на эти факторы. Такое возможно при неполном использовании факторов производства в экономике при безработице. Классический отрезок кривой AS является вертикальным. Это означает, что одно и то же количество товара будет предлагаться независимо от уровня цен. Стремление производить больше, а значит, и нанимать больше факторов производства, означает для фирмы рост расходов на эту дополнительную занятость. Когда в экономике наблюдается полная занятость ресурсов, дополнительные издержки на увеличение занятости не обеспечивают прироста выпуска, но требуют возмещение из цены товара – цена увеличивается [12]. Рис. 2.1 «Изменение совокупного предложения»Восходящий, или промежуточный, участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих Лист18 определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде [6].^ 2.2 Неценовые факторы совокупного предложения 2.2.1 Изменение цен на ресурсы Рост цен на ресурсы увеличивает издержки на единицу продукции, снижает совокупное предложение, кривая АS смещается влево. Удорожание может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения и ухудшения качества капитала, снижения количества способных к предпринимательской деятельности людей, роста цен на импортные ресурсы, усиления рыночной власти поставщиков ресурсов и профсоюзов. Падение цен на ресурсы приводит к противоположной ситуации: снижению издержек на единицу продукции, увеличению совокупного предложения и сдвигу кривой вправо. Основными факторами обуславливающими снижение цены на ресурсы являются: увеличение предложения земельных ресурсов, рабочей силы, рост запасов улучшение качества применяемого капитала, накопление предпринимательских способностей, падение цен на импортные ресурсы, ослабление рыночной власти монополии поставщиков ресурсов и профсоюзов.^ 2.2.2 Изменение производительности В связи с тем, что производительность обратно пропорциональна затратам, уменьшение издержек приведёт к росту производительности и совокупного предложения, смещению кривой AS вправо. Падение же будет означать рост издержек на единицу продукции, падение совокупного предложения и смещение его кривой влево.[2] Лист19^ 2.2.3 Изменение правовых норм Налоги и субсидии. Увеличение первых ведёт к повышению издержек и снижению совокупного предложения, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение. Государственное регулирование также увеличивает издержки производства на единицу продукции, сдвигая кривую совокупного предложения влево [5]. ^ 3. Проблемы установления макроэкономического равновесия. 3.1 Проблема макроэкономического равновесияИтак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, взятых по отдельности, необходимо обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Дело в том, что сами по себе совокупный спрос и совокупное предложение мало характеризуют состояние макроэкономики страны. Наибольший интерес для экономистов представляет модель «совокупный спрос - совокупное предложение».[8] Это модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для анализа уровня цен и реального внутреннего продукта. Графически, этот анализ будет означать поиск точки совмещения на одном рисунке кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Данный график представлен на рисунке 3.1. Рис.3.1 «Модель эк. равновесия в различных состояниях экономики»Лист20 макроэкономического равновесия, а именно, в условиях неполной занятости, занятости приближённой к полной и полной занятости. Где точка E1 – это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, то есть без инфляции. Точка E2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка E3 – это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуют макроэкономическое равновесие – реальный объем выпуска при определенном уровне цен. Таким образом, макроэкономическое равновесие означает такое состояние экономики, при котором весь произведённый национальный продукт полностью покупается (пересечение кривых спроса и предложения). В самом общем виде равновесие — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них. Идеальным (теоретически желаемым) равновесием считается стабильное использование экономического потенциала трудовых ресурсов при оптимальной реализации их интересов. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от идеальной модели даёт возможность находить пути и способы их устранения. Кроме этого различают частичное равновесие, т.е. равновесие на отдельных рынках товаров, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.[2] Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов. Следует отметить, что проблема не сводится к решению вопроса, какой вариант макроэкономического равновесия предпочтительнее. Для экономики, как науки важным является описание возможных состояний Лист21макроэкономического равновесия без каких-либо оценочных суждений. Размышления же по поводу выбора альтернативы относятся к компетенции практики, а не теории, то есть, государственные деятели и правительства, решающие конкретные макроэкономические задачи и реализующие конкретные программы, принимают решение о выборе предпочтений, причём этот выбор индивидуален для каждого государства, так как розные государства обладают разным набором факторов, влияющих на совокупный спрос и совокупное предложение. В экономической теории проблема макроэкономического равновесия всегда вызывала и вызывает сейчас бурные споры. А проблема, как показали проведённые исследования, заключается в том, что рост реального ВНП ведёт к росту цен на продукцию. Данная тенденция (зависимость цен от объёмов производства) в рыночных условиях проявляется и в настоящее время. Представители разных экономических школ по-разному в историческом аспекте подходили (подходят сейчас) к анализу этой проблемы и практическим рекомендациям по её решению. Существует несколько направлений в экономической теории, которые по-разному рассматривают проблему макроэкономического равновесия. Рассмотрим наиболее распространённые направления.[9]^ Классическая модель макроэкономического равновесия.ЗаконСэяКлассическое направление в экономической теории зародилось ещё в XVII в. и продолжало развиваться, достигнув расцвета в XVIII – начале XIX вв. Его главными представителями являются Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1825), Томас Мальтус (1766-1834) и другие. Все они англичане, то есть, представители наиболее развитой в экономическом отношении в то время страны. [8] Следует отметить, что первоначально представители данной школы рассматривали проблему при помощи анализа микроэкономическихпоказателей в условиях свободной конкуренции (при минимальномЛист22вмешательстве государства в экономику). Термин «макроэкономика» ими ещё не применялся. Общеэкономическое равновесие рассматривалось ими в относительно коротком периоде. Вопросами общеэкономического равновесия наиболее детально рассматривались французским экономистом Жан-Батист Сэй (1762-1832), который рассматривал эти вопросы с позиций свободной конкуренции. Ж. Сэй обосновал тезис о том, что «предложение товаров создаёт свой собственный спрос». В экономическую теорию и практику это положение вошло под названием закона Сэя. Сэй утверждал, что в условиях свободной конкуренции произведённый объём продукции на национальном рынке автоматически обеспечивает доход, который является стоимости всех созданных товаров. Сами же владельцы дохода заинтересованы в приобретении именно материальных благ, а не денег. деньги же рассматривались как средство упрощения обмена товарами. Представители классической школы обосновали положение, что экономическое равновесие на национальном рынке в условиях свободной конкуренции обеспечивается на основе проявления и реализации таких категорий, как заработная плата, её уровень, процентная ставка, уровень цен, движение капитала и труда на соответствующих рынках. Одновременно они были противниками вмешательства государства в экономические дела хозяйствующих субъектов. Для представителей классической школы характерным является и то, что естественная цена (себестоимость) товара зависит от издержек на его производство, включая затраты труда. Тем самым они положили начало теории трудовой стоимости. Рыночная же цена товара зависит к тому же от многих внешних факторов. «Естественная цена, - писал А.Смит, - как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать иЛист23по сравнению с нею. Но каковы бы не были препятствия, которые отклоняют цены от устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему» . Данное замечание является очень важным для современного рассмотрения проблем совокупного спроса и совокупного предложения, в частности, анализа так называемого классического (вертикального) отрезка кривой совокупного предложения (рис. 2.1(б)), когда при сохранении неизменного объёма производства в условиях полной занятости наблюдается рост цен на товары, что приводит не только к росту цен, но и к росту оплаты труда. [2]^ 2.3. Кейнсианская модель управления спросомМировой опыт развития рыночной экономики, особенно в современных условиях, свидетельствует о том, что наряду с её саморегулированием необходимо и государственное воздействие на макроэкономические процессы. Саморегулирование рыночных отношений в большей степени затрагивает микроуровень. Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регулируемого капитализма» была заложена Дж. М. Кейнсом в 30-е годы (времена Великой Депрессии), но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под влиянием Кейнсианской теории вплоть до 70-х годов. Наиболее полное применении кейнсианские принципы нашли в системе мер государственного регулирования США и Англии. [8] Основная работа Кейнса по этой проблеме – «Общая теория занятости процента и денег» - вышла в свет в 1936 г. К этому времени экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кризис, что стало причиной поиска средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потрясений, общественное воспроизводство.Лист24 В качестве основного фактора, обеспечивающего развитие экономики, Кейнс выдвигал наличие эффективного спроса, который складывается из двух компонентов: потребления (личного потребления) и инвестирования (производительного потребления). В отличие от теории Ж.-Б. Сэя, который утверждал, что предложение автоматически порождает спрос, теория Кейнса утверждала, что спрос необходимо стимулировать, то есть, воздействовать на факторы, определяющие формирование эффективного спроса и прирост национального дохода. Кроме этого, Дж. М. Кейнс считал, что уровень занятости зависит от склонности к потреблению, или ожидаемых расходов на потребление и инвестиции. Рассматривая увеличение совокупного дохода в качестве важного фактора, определяющего ожидаемые расходы на потребление, Кейнс вместе с тем отмечал, что с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в такой же степени. Это связано с действием так называемого психологического закона, суть которого состоит в том, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережениям. Кейнс утверждал (а так оно и есть), что по мере роста национального дохода доля потребления в нём относительно сокращается, и чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям, что в свою очередь ведёт к ограничению объёма производимой продукции и масштабов занятости. В качестве обеспечения занятости в условиях роста национального дохода, Кейнс предлагал государству сосредоточить внимание на стимулировании инвестиций. То есть, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инвестиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов – ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов государственного регулирования инвестиционного спроса – влияние на кредитно-денежные и бюджетно-финансовые отношения.[4]Лист25^ 3.4 Проблемы макроэкономического равновесия РБ Нынешней экономике РБ трудно быстро трансформироваться с существовавшей ранее экономической системы в классическую систему мирового образца. При существующем тяжелом состоянии государственного бюджета существенное снижение государственных расходов — задача также трудновыполнимая. После проведения либерализации цен, в условиях прогрессирующей инфляции не увеличивать социальные расходы нереально. Структуру национального хозяйства быстро изменить нельзя. В свою очередь, сверхжесткое проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения при том же изменении цен: кривая AS сместится вниз. В этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой инфляцией. Напротив, рост инфляции, вызванный стимулированием совокупного спроса, может быть в известной степени смягчен, если в результате предпринятых мер одновременно произойдет увеличение совокупного предложения. Приведенный AD—AS — анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем, он может быть полезен при оценке логики происходящих изменении и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.[1] Проанализировав объем и динамику валового внутреннего продукта в Республике Беларусь за последние пять лет видно [таб.3.1.], что валовой продукт возрос с 2005 по 2009 год на 59,5 трлн. руб. и составил в 2009 году 96,1 трлн. руб. в том числе в 2009 году по сравнению с 2008 годом ВВПЛист26 возрос на 16,8 трлн. руб. или на 21%. Валовой внутренний продукт с учетом индекса инфляции возрос в 2009 году по сравнению с 2008 на 8,2%. Таблица 3.1. «Объем и динамика валового внутреннего продукта» Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 6 7 Валовый внутренний продукт в текущих ценах, трлн. Руб. 9,1 36,6 50 65,1 79,3 96,1 В том числе: Производство товаров 4,2 15,1 21,9 28,8 35,8 41,9 Производство услуг 3,8 16,4 21,5 27,9 33,9 40,8 Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества 0,2 0,5 0,6 0,7 1 1,5 Чистые налоги на продукты 1,3 5,6 7,2 9,1 10,6 14,9 Валовый внутренний продукт в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году 105,8 107 111,4 109,4 110 108,2 Индекс-дефлятор ВВП в разах к предыдущему году 2,9 1,3 1,2 1,2 1,1 1,1 В производстве ВВП в Республике Беларусь наибольшую долю составляет производство товаров, но в течение анализируемых лет значительно возрастает производство услуг: с 42,3 трлн. руб. в 2007 году до 60,9 трлн. руб. или на 44% [ таб.3.2.]Таблица 3.2 «Производство валового внутреннего продукта» Показатель Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость 1 2 3 4 2000 год Произведено всего 21,2 13,4 7,8 В том числе: производство товаров 14,8 10,6 4,2 Производство услуг 6,4 2,6 3,8 Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества - 0,2 -0,2 Чистые налоги на продукты - - 1,3 Валовый внутренний продукт в рыночных ценах - - 9,1 Лист27 Продолжение табл. 3.2 1 2 3 4 2007 год Произведено всего