Реферат по предмету "Разное"


«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Приложения к квалификационной работе по теме «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»Приложение № 1 Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувство – это своеобразное выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Функции: регулятивная, сигнальная (основные); мотивационная; оценочная, стимулирующая; защитная; коммуникативная. ^ Эмоции и чувства: Астенические - переживания, снижающие активность личности Стенические – переживания, повышающие активность личности Положительные Отрицательные Эмоции носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент Чувства человека носят социальный характер -моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, обществу); -интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью); -эстетические (относительно событий общественной жизни); -практические (связанные с деятельностью человека). Страсти Аффекты Настроение ^ Формы протекания чувств и эмоциональные состояния: настроение, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, страсть , стресс, эмпатия. ^ Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы. Приложение № 2^ Основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста от1года до 3 лет: -отсутствие эмпатии; -характерные эмоциональные реакции отсутствует соподчинение мотивов, связанные, с непосредственными желаниями; -эмоциональная обусловленность конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушками, помогает ли ему взрослый; -отсутствие соподчинения мотивов; -ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор; -присутствует эгоцентризм; -зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-лет «Я сам», употребление в речи местоимения «Я»); -появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена; -восприятие аффективно окрашено; -включаясь в действия, ребенок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий; -важна оценка взрослого (похвала – отрицание); -реакция на оценку взрослого, аффект - последнее звено в цепочке реакций.Приложение № 3^ Особенности формирования эмоциональной сферы у детей от 3 до 7 лет:-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия; -эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действия – эмоция; -эмоциональные процессы более управляемые; -развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения; -аффект – первое звено в цепочке реакций; -происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата; -самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается; -соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности); -появляется способность оценивать свое поведение.Приложение № 4Изучение эмоциональной сферы ребенка.Задание 1Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).^ Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.^ Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.^ Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.Задание 2Изучение выразительности речи (проводится индивидуально). Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно. Испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.^ Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состоянийЗадание 3Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?» Ответы записывают в таблицу 4.^ Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.Задание 4Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально).^ Первая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы: -Когда бывает интересно? -Когда человек удивляется? -Когда человек получает удовольствие? -Когда бывает стыдно? -Когда бывает страшно? -Когда человек злиться? -Когда бывает радостно? -Когда у человека горе?Ответы заносят в таблицу 5.^ Вторая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы: -Как ты думаешь, почему детям больше нравится книги с картинками? -Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? -Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? -Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? -Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? -Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость? -Что чувствует мальчик, если ему подарят «Денди»? -Что почувствует человек, если него пропадет любимая собака?Ответы заносят в таблицу 6.^ Обработка данных Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.Задание 5Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния (проводится индивидуально). Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.^ Обработка данных Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.Приложение № 5Страх: -приход в детский сад; -незнакомая, удивительная игрушка; -поломка игрушки; -плач, крик, сверстника, друга; -нападение сверстника, друга; -неуспешность в деятельности; -незнакомые звуки; -запрет, ругань, крик со стороны взрослого; -незнакомое помещение; -появление и приближение незнакомых взрослых или детей.Гнев: -уход матери, близкого человека; -желание иметь что-то, чем обладает сверстник; -желание иметь что-то, чем обладает взрослый; -желание иметь что-то, что нельзя взять; -сложная в использовании игрушка, поломка игрушки; -внимание близкого обращенного на другого ребенка; -другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразниться, прячет игрушку; -сверстники не принимают в игру; -неуспешность на занятиях; -воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает; физическое наказание; -наличие препятствия. Радость: -приход в детский сад/домой; -выполнение задания, действия; -восприятие собственного отражения в зеркале; -восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале; -сверстник дурачится; -внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении; -совместная игра; -смешные незнакомые звуки; -воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.Печаль: -приход в детский сад; -уход матери, близкого взрослого; -игра, общение со сверстниками; -невнимание со стороны взрослого; -наказание, порицание взрослого; -трудности при выполнении задания; -сверстники не принимают в игру.Интерес: -приход в группу, прогулка; -незнакомый взрослый; -незнакомый сверстник; -новая игрушка; -незнакомая игра; -рассказ взрослого или показ чего-либо; -проявление интереса на прогулке, во время занятий к предметам окружающей среды, явлениям природы; -подготовка к праздникам.Удивление: - появление чего-либо/кого-либо в группе. -незнакомая игрушка; -на занятиях (на прогулке) услышал или увидел что-то новое; -новая игра; -знакомый сверстник, друг ведет себя по другому; -близкий взрослый общается иначе.Приложение №6 Детские рисункиПриложение № 7^ Опросный лист 1. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад: -радостным; -иногда не хочет; -часто отказывается; -капризничает; -другое_______________________________ 2.В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: -трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; -привязанность к матери; -позднее засыпание вечером; -другие причины__________________________________ 3.Как складывается у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми? Неблагополучно: -иногда бывают конфликты; -обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки; -другое_____________________________________ 4.С кем из детей группы ваш ребенок наиболее часто общается? 5.Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда. 6.Жалуется ли на сверстников: да, нет, иногда. На что жалуется: дети не принимают в игру; -обижают; -не хотят дружить; -отнимают игрушки; -шумят; -другое_______________________________ 7.Что вам хотелось бы изменить в отношениях вашего ребенка с ровесниками? 8.Если ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляетсяя7? 9.Как ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.). 10.Какой ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый; склонный чаще командовать, чем подчиняться; другой. 11.Как, на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду; сущность семейных отношений еще не достаточно понятна ребенку, поэтому__________Приложение № 11^ Психогимнастические упражнения (этюды).Радость1. «Золотые капельки» (радость, 4-5 лет) Педагог говорит: «представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! (Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)^ 2. «Цветок» (радость, 4-5 лет) Педагог говорит: «Представьте, что вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки».^ 3. «Ласка» (радость, 5-6 лет) Мальчику подарили котенка. Мальчик ус улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.^ 4. «Первый снег» (радость, 5-6 лет) Много дней шел холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от радостного изумления. Все вокруг было покрыто белым-белым снегом. Утром глянул я чуть свет: Двор по-зимнему одет. Распахнул настежь двери. В сад гляжу, глазам не верю. Эй! Смотрите. Чудеса – Опустились облака! Было облако над нами, Оказалось под ногами. (А Гунули) ^ 5. «Встреча с другом» (радость, 6-7 лет) У мальчик был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе. А его друг с родителями уехал на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу! (Выразительные движения: объятия, улыбка.) ^ 6. «Про Таню» (горе-радость) Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик Тише Танечка не плачь Не утонет в речке мяч. 7. «Новая кукла» (радость) Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.^ 8. «В лесу» (внимание, страх, радость) Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся, нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно голосов. Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание веток, а вдруг это волк или медведь (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей. Они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой. (радость)^ 9. «Кто как радуется» (радость) Дети встают в круг. Педагог предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются -при встречи с мамой; - когда они встречают гостей в свой день рождения; -при совместных прогулках с родителями; -при походе в зоопарк, цирк, парк. (Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.)^ 10. «Новые игрушки» (радость) Девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся. Играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздаются игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.^ 11. «После дождя» (радость) Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.^ 12. «На лесной полянке» (радость) На полянке собрались Лисы. Белки, звери. Песни, пляски завели У зеленой ели. Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.^ 13. «Бабушка приехала» (радость) Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда на­ступит лето. Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз! ^ 14. «Солнышко» (радость) Ведущий распределяет детям роли птичек, зайчат, бу­кашек из стихотворения К. Чуковского «Краденое солн­це». Дети изображают радость солнышку. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Стали пташки щебетать, За букашками летать. Стали зайки на лужайке Кувыркаться и скакать. 15. «Чунга-чанга»(радость) Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Это сказочный остров Чун­га-чанга. Как только он сошел на берег, его тут же окру­жили жители этого чудесного острова — маленькие чер­нокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были наде­ты одинаковые пестрые юбочки, а на руках и ногах у них звенели браслеты с крошечными колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее яркие бусы, а в волосах красивые перья и цветы. С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-чан­га» вокруг путешественника и напевают: Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-чанга^ 16. «Вкусные конфетки» (радость) У девочки в руках воображаемый кулек или коробка с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.^ 17. «Нежность» (радость) Девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.^ 18. «Угощение» (радость) У мальчика — день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он пред­лагает детям угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.^ 19. «Хорошее настроение (радость) Мама послала сына в магазин: «купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. (выразительные движения: походка - быстрый шаг, улыбка.)^ Горе1. «Про Таню» (горе-радость) Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик Тише Танечка не плачь Не утонет в речке мяч. ^ 2. «Стрекоза замерзла» (горе, 4-5 лет) Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода. Холодно, холодно. Ой – ей - ей-ей! Голодно, голодно, Жутко зимой! Мне не куда деться. Сугробов не счесть. Пустите погреться. И дайте поесть.^ 3. «Северный полюс» (горе, 5-6 лет) У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя заветный цветик - семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы я была на Северном полюсе! И Женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100 градусов. (Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены вниз.)^ 4. «Золушка» (горе, 6-7 лет) Жила когда-то Золушка. Жила она с отцом и мачехой и двумя сестрами. Мачеха невзлюбила ее, заставляла много работать, обижала. И даже не взяла на бал. Но добрая фея, крестная Золушки, помогла ей: подарила платье, карету, хрустальные туфельки. И Золушка отправилась на бал. Принцу она сразу же понравилась, они танцевали и не заметили, как наступила ночь, часы стали бить 12 раз. Золушка испугалась, так как знала, что и красивое платье, и карета с лошадьми исчезнут после последнего удара часов. Она побежала и в спешке обронила туфельку. Печальная возвращалась Золушка домой. Таким же грустным был Принц: ему очень понравилась эта девочка, а он даже не спросил е имени.^ Злость1. «Гневная гиена» (злость, 5-6 лет) Гиена стоит возле пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость. Если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке, и все время повторяет: Я странная Гиена, Я гневная Гиена, От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.^ 2. «Битва» (злость) Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе. Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея. Они ка­чаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «напа­дают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом. (Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови припод­няты, на лице улыбка.)^ 3. «Сердитый дедушка» (злость) К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел гулять за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?^ Гнев1. «Баба-Яга» (гнев) Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, топает ногами, кулаками размахивает.^ 2. «Дуремар и Тортила» (презрение, гнев) Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тартилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня! Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тартила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костлявой крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки». Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: « Клянусь – ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!»^ 3. «Дюймовочка и майский жук» (отвращение и гнев) Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил на ней жениться. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным. Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился не нее за это, затопал всеми 6 лапами и, слетев с дерева, посадил ее на ромашку.^ 4. Хмурый орел (гнев, 6-7 лет) Вот за решеткой, хмур и зол, Сидит орел. Могучих крыльев гордый взмах Внушает страх. Давно ль громады грозных шкал Он облетал И камнем падал свысока На врага. Он был свободный властелин Седых вершин. Теперь в неволе, хмур и зол Сидит орел. (В. Викторов)^ 5. «Король боровик не в духе» (гнев, злость) Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние. Шел король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи. (В. Приходько)^ Стыд1. «Кот Васька» (стыд) Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.2. «Стыд» Дети разыгрывают поведение и мимику братьев из сказки П. Ершова «Конек-горбунок». Братья сильно испугались, Зачесались и замялись. А Иван им стал кричать: «Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не брал». Старший, покраснев, сказал: «Дорогой наш брат Иваша, Что переться — дело наше, Но возьми же ты в почет Некорыстный наш расчет». Важно, чтобы каждый участник почувствовал испуг и стыд в роли братьев.^ Интерес1. «Лисичка прислушивается» (интерес) Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и прислушивается, о чем они говорят. ^ 2. «Кузнечик» (4-5 лет) Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стал она к нему подкрадываться. Только протянула руку, чтобы прикрыть его ладошкой, а он прыг – и вот уде стрекочет совсем в другом месте. Педагог предлагает детям встать свободно, разбиться на пары: мальчик и девочка. Мальчики будут играть роль кузнечиков, а девочки должны постараться поймать их, но сначала внимательно и с интересом рассмотреть. (выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцах.)^ 3. «Что там происходит?» (интерес, 5-6 лет) Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив голову вниз. А в нескольких шагах от них стояла девочка. «Что там происходит?»- думала она, но ближе подойти не решалась. (Выразительные движения: голова повернута в сторону происходящего действия, взгляд пристальный. Поза: одна нога выдвинута вперед, на нее перенесен вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль туловища.)^ 4. «Любопытный (интерес, 6-7 лет) По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик заметил это, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел широкими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбегал к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывал в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился. Поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь. Там лежали всего-навсего 2 обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша, пошел к своему дому.^ 5. «Облака» (интерес) Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчи­ка, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок. (Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и поло­жены под голову. Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.)^ 6. «Сосредоточенность» (интерес) Командир сидит за столом и внимательно изучает кар­ту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддер­живает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. (Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа заку­шена.)^ 7. «Жучка принюхивается» (интерес) Собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и принюхивается.^ 8. «Машенька прислушивается» (интерес) Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медве­жонка. В это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем они говорят.^ 9. «Бабочка» (интерес) Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а та крылышками замахала и улетела.Удивление1. «Фокус» (удивление) Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.^ 2. «Кто съел варенье?» (удивление – стыд) Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень хотелось попробовать вишневого варенье…и он не заметил, как съел все варенье. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье». Мальчику стало стыдно за свой обман.^ 3. «Удивление» (4-5 лет) Мальчик со своей мамой отправился в цирк. Там выступало много артистов – людей и животных. Но вдруг он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было…, а из чемодана выпрыгнула собака. Мальчик очень удивился. (Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)^ 4. «Живая шляпа» (удивление 5-6 лет) Мальчик гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна: -Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как - будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.^ 5. «Круглые глаза» (удивление, 6-7 лет) Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».^ 6. «Усталость» (удивление) Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поли­вать огород. И вот, когда все было полито, Петя почув­ствовал, как же он все-таки устал. (Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.)^ 7. «Вожатый удивился» (удивление) Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный! Однажды на трамвае Он ехал на вокзал. И, двери открывая, Вожатому сказал: -Глубоко уважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился- Трамвай остановился. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!Выбирается ребенок на роль вагоновожатого. К нему со странной просьбой обратился человек рассеянный с улицы Бассейной. (Выразительные движения: Ребенок смотрит на говорящего. Руки бессильно падают вниз или одна прикрывает рот, как бы с целью сдерживания восклицания. Мимика: Брови и верхние веки приподнимаются.)^ Печаль1. «Золушка» (печаль) Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…^ 2. «Гадкий утенок» (презрение-печаль) На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза бы мои на тебя не глядели!» Из группы детей выбирается «гадкий утенок», а остальные дети – это птичий двор. Все дети демонстрируют свое отвращение, брезгливость к утенку, который на них не похож. (Выразительные движения: неприязнь, отвращение - голова слегка откинута назад, брови нахмурены, глаза слегка прищурены, верхняя губа подтянута вверх. Уни­женность — голова опущена вниз, плечи сведены вперед, глаза смотрят в пол. Далее разыгрывается сценка после превращения гад­кого утенка в прекрасного лебедя, когда он с гордым ви­дом пролетает над птичьим двором и все птицы восхища­ются его грацией и красотой. Выразительные движения: гордость — голова припод­нята и повернута слегка в сторону, глаза смотрят прямо, спина прямая. Восхищение - рот слегка приоткрыт, глаза расшире­ны и смотрят вверх, руки ладонями на груди.)^ 3. «Остров плакс» (печаль) Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. (Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки рта опущены.)^ 4. «До встречи!» (печаль) От вокзала отходит поезд — бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До встречи!»5. «Потерял(а) варежку» (ленточку из косы, брошку и т.д.) Девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку( лен­точку...)^ Страх1. «Про Галю» (страх) Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее, что-то зашипело: «Ш-ш-ш». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «я испугалась гуся. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.^ 2. «Ваза» (страх) Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама. Что она сказала и сделала девочке?^ 3. «Котенок потерялся» (страх) Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку и побежал за ней. Отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?» Котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно. Я не знаю, как найти мой дом и Васю». Девочка приласкала котенка и проводила его домой.^ 4. «Один дома» (страх) Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один дома. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошки- еноту страшно- а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?^ 5. «Лисенок боится» (страх, 4-5 лет) Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.^ 6. «Момент отчаяния» (страх, 5-6 лет) Мальчик с родителями приехал в незнакомый город. Они только сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет. (Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.)^ 7. «Что в углу» (страх, 6-7 лет) Что виднеется в углу С черной тенью на полу. Непонятное, немое, Не пойму и сам какое, Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет! Вдруг оно сейчас подскочит, Утащить меня захочет? Вдруг, издав ужасный стон, Побежит за мной вдогон? Схватит? Стащит одеяло? Свет зажгли – мне стыдно стало. Я ошибся. Виноват. Это – дедушкин халат! (А. Кушнир)^ 8. «Ночные звуки» (страх) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, под­нялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветки под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.