ВведениеВажной формой активизации процесса усвоения знаний при подготовке государственных служащих является написание обучающимися различных видов письменных работ. К письменным работам в структуре текущего учебного процесса относится курсовой проект. Методические указания к курсовому проекту - вид учебно-методической литературы, предназначенной для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов. Методические указания обеспечивают единство требований со стороны преподавателя относительно структуры, содержания, объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите. Настоящие методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Разработка управленческих решений» предназначены для студентов дневного и очно-заочного обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление» - 061000. Методические указания составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам студентов старших курсов и ориентированы на повышение качества их выполнения, а также содержат методику и последовательность выполнения отдельных элементов курсового проекта, организации, оформления и подведения итогов курсового проекта. Основная задача методических указаний - оказание необходимой методической помощи, с целью направить усилия студентов на качественное выполнение курсового проекта. Данные методические указания обеспечивают соблюдение требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации специальности «Государственное и муниципальное управление» - 061000. Курсовой проект по дисциплине «Разработка управленческих решений» направлен на формирование у специалистов представления о непрерывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к грамотному применению современных технологий управления и принятия решений.Цель курсового проектаГлавной целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов о методологии и методике анализа и проектирования, а также выработка у них навыков, способностей и умения применения теоретических знаний для разработки и принятия решений в условиях неполноты информации и постоянных изменений в реальных проблемных ситуациях. Целями курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческих решений» являются: - оценка уровня овладения студентами теоретико-методологическими основами специальности; - выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы; - углубление и закрепление знаний, полученных студентами в результате изучения специальной литературы и практической деятельности в области управления; - применение основ теории к практике разработки управленческих решений, организации их эффективной реализации и контроля за исполнением; - овладение студентами методологией и технологиями принятия управленческих решений, базирующихся как на современных математических методах, так и на результатах и подходах к управлению поведенческих наук с учетом условий рыночной экономики и реформирования российской государственности; - приобретение навыков в принятии управленческих решений; - развитие умения увязывать теоретические положения с реальными условиями современной практики управления в условиях рыночной экономики; - оценка степени подготовленности к деятельности менеджера, выявления своих сильных и слабых качеств, направлений и путей устранения своих недостатков; - уточнение основных понятий по изучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовому проекту; -резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.В результате выполнения курсового проекта студенты должны уметь: - квалифицированно выполнять постановку управленческой задачи; - осуществлять диагностику и анализ проблемных ситуаций; - анализировать, определять цели, выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения; - применять практические навыки технологии разработки и принятия управленческих решений в конкретных условиях; - творчески принимать управленческие решения и осуществлять контроль за их реализацией; Написание курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческих решений» предполагает использование студентами знаний, полученных в результате изучения таких дисциплин как прикладная математика, информатика, теория управления, теория государственного управления. Математические расчеты, оформление результатов исследований и заданий выполняются с использованием персональных ЭВМ.2.Общие требования к выполнению курсового проектаКурсовой проект является важной формой самостоятельной работы студентов. Его выполнение предусмотрено на завершающем этапе изучения дисциплины и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, развития практических навыков их применения, овладения элементами самостоятельной работы в процессе разработки конкретных управленческих решений и определения путей их реализации. Процесс формирования специалиста в области менеджмента предполагает освоение как общих положений теории решений, так и получение конкретных знаний и практических навыков по наиболее важным аспектам. При написании курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческих решений» студент на основе данных конкретной организации учится собирать, систематизировать, анализировать информацию в ее внешней и внутренней сфере, выявлять проблемы, требующие принятия управленческих решений, формировать конечную цель разработки, предлагать альтернативные варианты решения, на основе оценки их эффективности проводить выбор окончательного решения и составлять программу его реализации. Выполнение курсового проекта позволяет развивать навыки творчества и самостоятельности, приобщает студентов к научно-исследовательской работе, способствует применению теоретических знаний на практике. Исходными данными для выполнения курсового проекта являются: - разработанная и утвержденная кафедрой тематика теоретической части работы; - фактическая информация о внешней и внутренней среде конкретной организации; - методическая литература в области организации и разработки управленческих решений, анализа альтернатив решений, оценки их эффективности и реализации. Обобщенная практика подготовки письменных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности: -осмысление избранной темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла; - поиск информационных и документальных источников; - систематизация материалов и выработка плана написания работы; - написание текста работы; - обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа; Курсовой проект может быть результатом научных исследований, выполняемых студентом по направлению НИР кафедры, в студенческих научных кружках кафедры. Студент обязан изучить все новое прогрессивное, что появилось за последние годы в области разработки управленческих решений и может быть использовано в курсовом проекте. При подготовке курсового проекта требуется использование соответствующей литературы: учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативно статистической. Кроме того, для овладения современными концепциями разработки управленческих решений, студенты должны использовать в работе периодическую печать (газеты, журналы), материалы конференций, научные труды исследовательских организаций и учебных заведений.3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждениеТематику курсового проекта студент выбирает самостоятельно, руководствуясь прилагаемым перечнем направлений проектирования (приложение 1). Темы являются индивидуальными для каждого студента и не могут повторяться. Поскольку тематика курсовых проектов не может разрабатываться как некий шаблон и быть применимой для всех органов государственного управления, поэтому приведенные в приложении 1 формулировки следует рассматривать как примерные тематические направления. Они могут служить ориентиром в поиске темы курсового проекта. В соответствии с научными интересами, опытом работы, исходными материалами, студент может предложить свою тему курсового проекта, не включенную в перечень, обосновав при этом актуальность и целесообразность ее разработки. При формировании темы курсового проекта, кроме области научного исследования (предмета исследования) нужно определить особенности тех условий (ограничений), в которых производится исследование, а также объект исследования. В течение первых двух недель периода, отводимого для написания курсового проекта, студент должен выбрать тему, согласовать ее с руководителем, подобрать литературу по выбранной теме, составить план. На третьей неделе выбранный вариант плана согласовывается и утверждается руководителем и в соответствии с планом составляется задание на курсовое проектирование по форме, представленной в приложении 2.4.Организация курсового проектированияДля оказания научно-методической помощи студентам в разработке курсовых проектов заведующим кафедрой назначается руководитель курсового проектирования. Перед началом курсового проектирования руководитель проводит со студентами беседу, в которой разъясняет назначение и содержание курсового проекта, требования к его разработке и оформлению, организует консультации с целью ознакомиться с особенностями отдельных конкретных тем. После выбора темы и утверждения ее руководителем студент приступает к выполнению курсового проекта. При получении от руководителя задания на курсовое проектирование студент составляет индивидуальный календарный план, включающий этапы работ и сроки их выполнения. В графике студент должен предусмотреть резерв времени для доработки отдельных глав курсового проекта после замечаний руководителя. Срок завершения работы по графику должен соответствовать сроку окончательной работы, который определен заданием на курсовое проектирование. Процесс выполнения курсового проекта состоит из трех этапов:- подготовка к курсовому проектированию: составление схемы проведения исследования, разработка плана курсового проекта, сбор необходимых данных по объекту исследования.- исполнение курсового проекта: включает декларацию разделов плана на основе собранных и обобщенных материалов, детальную проработку научно-исследовательской и методической литературы, выбор методов решения задач, поставленных в курсовом проекте, анализ данных по объекту исследования в соответствии с темой курсового проекта, разработку организационно-управленческих мероприятий. - оформление курсового проекта: включает оформление текстовой части, подготовку и оформление графического материала для защиты выполненного проекта. Руководитель оказывает научно-методическую помощь студентам на всех этапах выполнения курсового проекта путем систематических консультаций при составлении разделов плана, отборе основной литературы по теме, в том числе новейших источников, дополнительного материала, при выборе методов решения задач и выполнения основных разделов работы. Учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу студентам предоставляется библиотека Государственного университета управления. В процессе разработки курсового проекта студент реализует и совершенствует навыки работы с каталогами и другие методы поиска необходимой информации.Контроль за ходом выполнения курсового проекта и его качеством осуществляется руководителем в соответствии с утвержденным графиком. Разработанный и должным образом оформленный курсовой проект предоставляется руководителю на проверку не позже чем за неделю до окончания установленного срока его защиты. 5. Структура и объем курсового проектаВ зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться одного из двух вариантов структуры курсового проекта.Типовая структура I вариант включает следующие разделы:Оглавление (содержание с указанием страниц)ВведениеРаздел1. Характеристика объекта исследования.Раздел2. Анализ системы управления исследуемых объектов и/или ее отдельных элементов и сторон. Раздел3. Разработка проектных приложений и рекомендаций.Заключение.Список используемых источников информации.Типовая структура II вариант включает следующие разделы:Оглавление (содержание с указанием страниц)ВведениеРаздел 1. Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы.Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы в организации (учреждении).Раздел 3. Разработка предложений и рекомендаций по решению изучаемой проблемы в организации (учреждении) Заключение. Список используемых источников информации.Графические материалы. Используются как в тексте в виде таблиц, схем, рисунков, графиков и др., так и выносятся на листы стандартного формата. Объем курсового проекта (без приложений) составляет 35-40 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.6. Методические указания к выполнению основных разделов курсового проекта 6.1. ВведениеВведение – вступительная часть курсового проекта, в которой необходимо: - обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость; - определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки); - назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели; - определить теоретические основы и указать избранный метод (или методы) исследования; - привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученных и специалистов (8-10 человек), внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях , с которыми связана тема данного курсового проекта, и работы; Стиль изложения введения тезисный, форма изложения постановочная. По объему введение должно составлять примерно 3-5% от общего количества текстового материала ( т.е. 1,5 – 3 страницы)6.2. ^ Характеристика объекта исследованияВ соответствии с профилем специальности 061000 объектом исследования курсового проекта могут быть следующие: - органы государственного и местного самоуправления; - структурные подразделения органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, построенные по отраслевому, функциональному и по территориальному принципам; - государственные и муниципальные предприятия (учреждения); - Научно-исследовательские центры и другие организации. В разделе используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в курсовом проекте. Характеристика объекта исследования независимо от специфики темы курсового проекта должна содержать: перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных составляющих и определением их роли в достижении поставленных целей; четкое определение места анализируемого объекта в системе более крупного масштаба; анализ функционирования исследуемого объекта за ряд предыдущих лет по степени достижения цели: по степени достижения цели функционирования и решения основных задач деятельности по улучшению качества продукции (услуг) и обслуживания населения. Желательно также проанализировать финансовые показатели: доходы, расходы и результаты деятельности. Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к частному с последующим углублением и расширением. Методической основой проведения исследований в данном разделе являются приемы и методы экономического анализа, математической статистики, функционально-стоимостного анализа и др. Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить: паспорт территории, устав предприятия, история создания и развития предприятия, положения о структурных подразделениях, материалы годовых отчетов деятельности объекта исследования и другие.При изложении фактического материала основное внимание сосредотачивается не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков его функционирования. При оформлении этого раздела имеются большие возможности по использованию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п. Объем этой части не должен превышать 10-15 страниц.^ 6.3 Теоретико-методологические основы изучаемой проблемыВ этом разделе: описывается сущность и характеристика предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние; оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области; освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития, описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление и исследуется механизм этого влияния; оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называютсятеоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мненияавтора проекта проводится уточнение понятийно-категориального аппарата; предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр., по определенным классификационным признакам. В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точка зрения автора проекта. При этом используются следующие выражения: «по нашему мнению ...», «по мнению автора ...» и пр. Объем этой части должен составлять 12-15 страниц.^ 6.4. Анализ системы управления исследуемого объекта и/или его отдельных элементов и сторонСовременные территориальные и эксплуатационные системы, как известно, относятся к классу больших и сложных систем. Провести анализ такой системы в рамках курсового проекта проблематично. Поэтому целесообразно ограничится анализом отдельных элементов или сторон системы управления. В этом разделе проводится общий анализ организации управления исследуемым объектом на основе построения организационной структуры, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных исполнителей, расчета частных и общих коэффициентов управляемости и уровня организации управления. При исследовании и анализе управляющей части системы необходимо установить, какие цели поставлены перед управляющей системой и соответствует лиона целям и особенностям управляемого объекта. Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования и подсистемы управления, определенных темой курсового проекта При этом, кроме документальных, основными источниками получения сведений и информации для анализа служат специальные исследования (фотография процессов и загрузки элементов системы, инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментных наблюдений и фиксации сложившихся соотношений и т.п.) и специальные опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса и т.п.). Состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания лекционных материалов, а также проработанной научной и методической литературы. Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает: описание достигнутого уровня управления; сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов; выявление положительных и отрицательных сторон в управлении; систематизацию недостатков; установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме; выявление причин недостатков. Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основой для разработки проектной части работы. Объем аналитической части должен составлять 15 страниц текста.^ 6.5.Анализ изучаемой проблемы в организацииИсследование состояния проблемы в организации (учреждении) производится на основе определенной методики анализа - совокупности способов и приемов выполнения работы. В ходе работы над курсовым проектом целесообразно использование различных методов, в частности: 1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы - основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их проявления являются: массовая оценка — выявление мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (социологический опрос); организация систематической работы экспертов - экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, научные советы институтов и пр.; организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности: «мозговая атака», «Делфи», «Паттерн» и пр. Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки, цепные подстановки, исчисление индексов,расчет коэффициентов регрессии и корреляции. Балансовый метод. Экономико-математические методы и модели. Методы прямых инженерно-экономических расчетов. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,эксперимент). Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные студентом из различных источников и за время прохождения организационно-экономической практики. При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, организационные и психологические аспекты анализируемой проблемы^ 6.6.Разработка проектных предложений и рекомендацийВ этой части работы осуществляется общая постановка задачи для проектного решения, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во втором разделе. Исходя из уровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводится выбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники. Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной темы курсового проекта, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи: поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков; обоснование выбора рациональных вариантов мероприятий и предложений, улучшающих фактическое положение дел в исследуемом объекте. По каждому курсовому проекту до его разработки должна быть определена степень детализации, глубина проектных разработок и их обоснование. Предложения должны содержать экономическое, правовое и социальное обоснование. Экономическое обоснование предполагаемых проектных решений имеет два направления: определение сравнительной экономической эффективности при выборе или сравнении существующего и предполагаемого варианта; определение общей абсолютной экономической эффективности принятого варианта управления. Основой расчета экономической эффективности служит учебно-методическая литература, в частности: Садыков А. С. Оценка эффективности новой техники, капитальных вложений и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / ГАУ.-М., 1995. Если расчет экономической эффективности по какому-либо проектному решению не может быть выполнен, то определяется его социальная эффективность. Правовое обоснование предусматривает анализ, разработку или использование законодательной базы по теме курсового проекта, обоснование соответствующих рекомендаций. Объем проектной части допускается до 20 страниц текста.6.7. ЗаключениеЗаключительная часть курсового проекта содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента в решении поставленных во введении задач. Заключение должно быть кратким (не более 2 страниц текста). Оно должно отражать: оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы; итоги анализа организации управления; перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению недостатков в управлении, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Если при разработке курсового проекта студент по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта, и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.^ 6.8 Список использованных источников информацииСписок использованных источников информации принято помещать после заключения. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в любом из разделов курсового проекта и на него должны быть ссылки в тексте. Рекомендуется использовать сквозную нумерацию источников с группировкой по следующим разделам: 1. Нормативно-правовые акты. 2 Литература. 3. Другие источники (информационные агентства и сайты Internet). При этом нормативно-правовые акты выстраиваются по юридическому значению (по убыванию юридической значимости ) и дате принятия (по возрастанию), все остальные источники в алфавитном порядке. Примеры оформления источников и литературы представлены и приложении 3.6.9. ПриложенияВ приложения выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, не являющиеся насущно важными для понимания решения задач курсового проекта. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из инструкций и правил, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации. Все приложения должны иметь порядковые номера и на них должны быть ссылки в тексте. Приложения оформляются как продолжение курсового проекта после списка используемых источников информации. Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с названием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.7. Оформление курсового проектаТребования к оформлению страницы академического печатного текста, согласно соответствующему стандарту, следующие: текст рукописи курсового проекта должен быть напечатан на пишущей машинке или принтере на одной стороне листа белой односторонней бумаги формата А4; текст печатается на принтере через 1,5 интервала, в формате Times New Roman; при печати используется шрифт черного цвета кегель (размер) № 14; интервал шрифта может быть обычный или разреженный до 0,5; размер левого поля текста страницы - 30-35 мм, правового - 10-15 мм. верхнего и нижнего - 20-25 мм; каждая страница должна содержать 27-30 строк по 60-65 знаков в строке; абзац должен начинаться с красной строки (отступ 12,7 мм). Страницы нумеруются арабскими цифрами вверху листа по центру. Нумерация должна быть сквозной - oт титульного до последнего листа курсового проекта. Однако проставлять номера страниц должны, только начиная с «Введения». Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам (т.е. пропускается одна строка). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста, подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке. Первой страницей курсового проекта является титульный лист, который заполняется по строго определенным правилам (приложение 4). За ним следует задание на курсовое проектирование (приложение 2), оглавление (содержание) работы с указанием названия разделов, параграфов и страниц. Оглавление содержит все заголовки курсового проекта (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста. Названия отдельных глав должны согласовываться с темой курсового проекта, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними). В настоящее время в научных текстах принята чисто цифровая система нумерации. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (приложение 5)). Структура текстовой части курсового проекта должна быть четкой и сжатой и, в тоже время, содержать все необходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений. Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. Пояснительная записка излагается хорошим литературным языком. Она должна показать, насколько хорошо студент изучил и использовал литературу по данному вопросу и практические материалы. На материалы, взятые из других источников, и цитаты должны быть ссылки. Все расчеты, выполняемые по ходу разработки проекта, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями и пояснениями, с указанием значимости и размерности величин, входящих в формулы. Результаты расчетов, как правило, оформляются в виде таблиц. В тексте основной части следует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчеты должны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можно ограничиться таблицей окончательных данных. Таблицы, содержащие первичные исходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данных следует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательной ссылкой на них в тексте. Иллюстративный материал (схемы организационных структур управления, диаграммы, документограммы, графики, логико-информационные схемы и др.) помещается по ходу текста сразу за ссылкой на него, или на отдельных вкладышах с соблюдением порядковой нумерации. В тексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративному материалу. В тексте не должно применяться сокращенных слов, за исключением общепринятых. Обязательной частью курсового проекта являются графические материалы. Графические материалы должны в наглядной форме характеризовать результаты анализа существующего состояния системы управления, основные выводы и предложения. Они оформляются в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения, могут быть сделаны только после окончания работы над текстовой частью. Такой порядок исключает затраты времени на всякие изменения и переделки законченного материала. Графическая часть выполняется на листах стандартного формата А1 или в виде раздаточного материла на листах формата А4 или A3.8. Проверка и защита курсового проекта Проверку текстового и графического материала производит руководитель курсового проектирования, осуществляющий систематические консультации в процессе разработки проекта. Если в результате проверки обнаружатся ошибки, неполный объем или низкое качество оформления, либо несоответствие уровня работы предъявляемым требованиям, то проект возвращается для доработки. После внесения студентом всех исправлений руководитель ставит на титульном листе свою подпись, что означает допуск к защите. Защита курсовых проектов проводится в соответствии с графиком. Студенту предоставляется 10 минут для доклада. Он должен кратко обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи курсового проекта, охарактеризовать объект управления, изложить основные выводы, полученные в результате анализа, и предлагаемые мероприятия по устранению выявленных недостатков. В процессе доклада он использует материалы графической части проекта. Затем студенту задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы. Оценка проставляется по совокупности качества разработанного проекта и его защиты. Для оценки качества проекта служат требования, предъявляемые к его содержанию и оформлению, среди которых в первую очередь учитываются следующие: актуальность рассматриваемой темы, четкое формулирование целей и задач; глубина анализа системы управления исследуемого объекта; правильность выбранных методов исследования, оригинальность подхода и логика изложения; соответствие содержания основной части теме курсового проекта и степень полноты ее раскрытия; умение логично и аргументировано излагать материал: действенность и конкретность выводов о состоянии системы управления и предложений, направленных на ее развитие и совершенствование. Курсовые проекты, отличающиеся особой глуби