«Реализация развивающих задач музыкального воспитания с использованием психологических моментов в учебной среде»«Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья, способен на грабеж, измену, хитрость. Темны, как ночь, души его движенья И чувства все угрюмы…»В.ШЕКСПИР Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом- угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Сегодня реализация всех наших задач тесно взаимосвязана с психологией. Музыкальная психология – отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации(в концертах, кино, теле-радиовещании);влияние функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека; эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Чтобы умело воздействовать музыкой на психологическое настроение учеников и не нарушить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» необходимо знать как влияет музыка на организм. Для этого в первую очередь обратимся к музыкотерапии. Музыкотерапия или мелотерапия была известна человечеству с древних времен, и к сожалению, в наше время незаслуженно отброшена традиционной медициной на задний план. Древние медицинские трактаты Греции, Египта, Китая прославляют исцеляющую и гармонизирующую силу музыки. Каким же образом воздействует сила звука на человека? Звук представляет собой колебания (вибрации), которые распространяются в пространстве. Человек, как и любое существо на земле, также имеет свои вибрации. Т.е. у нашего тела тоже есть своя музыка. Когда в человеческом организме возникает болезнь, происходит нарушение его ритмического звучания. Звук имеет две составляющие- тон и ритм. Гармоничное сочетание этих двух компонентов рождает красивую мелодию. Каждый орган в нашем организме тоже имеет свой ритм и тон. Самым ярким примером может служить сердце. Это, кстати, один из самых чувствительных к музыкотерапии органов. Нарушение ритма и тона сердца говорит о нарушении его работы. Точно также имеют свои тона и ритмы звучания печень, почки, мозг, легкие и т.д. Каков же эффект воздействия музыки? Вибрации той или иной композиции должны совпасть с вибрициями человека или больных органов. Есть мелодии, оказывающие благотворное воздействие на всех людей без исключения. Секрет этих мелодий в гармонично подобранной тональности и ритме, который совпадает с высшими духовными вибрациями и таким образом настраивает человека на хорошее расположение духа, избавляет от депрессий. В древние времена целители и шаманы могли определить, какого ритма или тона не хватает человеку, поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В настоящее время большинство из этих знаний утеряно и человечество пытается заново «изобретать велосипед». Очень широко использовалась музыкотерапия в Древней Индии. Самым сильным воздействием на человека обладают голосовые вибрации. Поэтому часто именно по голосу мы определяем, нравится нам человек или нет. И самым сильным терапевтическим воздействием обладают вокал или хоровое пение. Вспомните звучание церковного хора. Вот уж поистине музыка, пробирающая до глубины души, которая ни одного человека не оставит равнодушным. На Востоке вместо Молитв используют Мантры, обладающие оздоравливающим действием на организм человека и на окружающее его пространство. Вам, наверное, приходилось слышать, что Мантры и Молитвы используются для энергетической очистки помещения. Механизм действия простой- они наполняют среду положительными вибрациями, которые благотворно влияют на все живое. Вибрация музыки оказывает воздействие на мышцы, нервные окончания, чакры, что вызывает их равномерное сокращение и релаксацию. Благодаря этому энергия Ци проникает в поле человека и благотворно воздействует на его центральную нервную систему. Как уже было сказано, лучше всего отзывается на мелотерапию сердце. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса – то мелодия будет оказывать успокаивающий релаксационный эффект на организм, а если ритм музыки чаще ритма пульса – возникает возбуждающий эффект. Говоря о влиянии музыки на психологию детей, хочу сделать акцент на социально-психологические факторы восприятия музыки. Музыкальные предпочтения школьников связаны с социальным статусом их семьи, который определяется уровнем образования родителей и родом их занятий. Дети из семей с высоким статусом чаще получают образование в школах с углубленным изучением какого-либо предмета и отношение их к объектам культуры наиболее зрелое и общественно ценное. Они в 1,5 раза чаще проявляют положительные эмоции при восприятии классической музыки. В отношении тяжелого рока негативные оценки учащихся из семей с высоким социальным статусом проявляются в два раза чаще по сравнению с учащимися из семей с низким соц. статусом. Восприятие музыки связано и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при слушании тяжелого рока испытывают 17% отличников, 26% хорошистов, 66% неуспевающих. Никто из последних не испытывает от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20% отличников и 24% хорошистов. Можно предположить наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующейся при переживании жизненных трудностей или неудач. Отличники и хорошисты дают в два раза больше положительных оценок русской народной песне, чем те, кто числится в неуспевающих. В отношении авторской самодеятельной песне наибольшее количество положительных откликов у ребят, активно участвующих в общественной жизни школы. Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой и от пола. Среди девочек классическая музыка положительно оценивается в 1,5 раза чаще, чем среди мальчиков. Обратная картина наблюдается при оценке тяжелого рока. Изучая музыкальные предпочтения школьной молодежи можно составить представления об уровне ее социального развития. Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. В этом звене как в зеркале может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентирами. Имея в виду все перечисленные факторы и статистику, в своей практике я применяю психологические минутки для «создания» необходимого рабочего настроя. Предлагаю вашему вниманию несколько простых релаксационных психологических минуток. Если дети пришли на урок в возбужденном состоянии, очень эффективна медитация «ПТИЦЫ», при которой дети закрывают глаза, представляют раскрытое окно, в которое они вылетают превращаясь в красивых птиц. Они летают над школой легко, ровно, спокойно делая глубокие вдохи и выдохи. Затем возвращаются и опять превращаются в учеников. Эмоциональное напряжение уравновешивается и мы приступаем к дальнейшей работе. Другое упражнение по самоутверждению «Я ВСЕ ЗНАЮ» провожу перед повторением материала. Оно помогает быть собраннее, раскрепощеннее при ответах и увереннее в своих знаниях. У ребенка не должно быть комплексов по поводу «беседы-разговора» на обсуждаемую тему. Имея свое мнение и свои знания ученик должен «высказаться», что послужит стимулом в дальнейшем общении на уроке. НЕ ГОВОРИ «Я НЕ ЗНАЮ»! Подумай, вспомни, представь и у тебя все получится. Если дети пришли на урок уставшие, в подавленном настроении я провожу минутку «Царственная осанка» Положив книгу на голову и выпрямив позвоночник всего минутку представляем себя «царской особой».Здесь я всегда вспоминаю заповедь доктора Норбекова «позвоночник всегда должен быть в тонусе».Данное упражнение сопутствует этому и снимает отрицательное напряжение. Упражнение «Хоровод» также позволяет снять напряжение и дает положительный заряд энергии. Проводится таким образом: все держась за руки образуют круг-хоровод. Улыбаются друг другу и думают о хорошем.(1 минуту) В процессе урока я часто использую воздушный шарик. Этот прием я называю «Легко на сердце от песни веселой». На протяжении всего урока обращаю внимание на то, как справились с выполнением задания: правильно-весело, неправильно-грустно, и вместе с учениками придаем шарику «лицо» соответствующее итогу урока. Можно использовать два шарика: один веселый, другой грустный и на протяжении всего урока поэтапно по результатам работы и ответов обращаться к шарикам. Что заметно повышает интерес к работе на уроке. В заключении хочу отметить, что применение знаний психологии и психологических моментов позволяют полностью реализовать развивающие и обучающие задачи музыкального воспитания.Учитель музыки СШ № 1 Остапенко Людмила Георгиевна