Реферат по предмету "Разное"


«Роль музейной педагогики в формировании личности ребёнка»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского краяОбобщение опыта учителя МОУ СОШ с.Тополево Метелёвой Елены ВенедиктовныТЕМА: «Роль музейной педагогики в формировании личности ребёнка»2011г.Метелева Елена Венедиктовна1960 г.р.Образование высшее : Хабаровский государственный педагогический институт, ХГФ, 1982г.^ I квалификационная категория присвоена в 2010г.Адрес: с.Тополево, ул.Пионерская д.10, кв.2, email: mete-elena@mail.ruПРОБЛЕМА:1.Проблема формирования положительной мотивации в процессе обучения в условиях реализации инновационного подхода в обучении. Перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. ^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, становления опыта Эпизодически проводя занятия в музее, учитель заметила значительную положительную отдачу этих занятий, хорошие результаты при тестировании учащихся на уроках МХК и истории. Систематическое взаимодействие МОУ СОШ с.Тополево с ДВХМ проходит на протяжении 9 лет. На первом этапе это были внеклассные занятия в музеях г.Хабаровска. С введением курса МХК в школе, это стали постоянные уроки 10, 11 классов в ДВМХ и Археологическом музеях.АКТУАЛЬНОСТЬ: В условиях реализации инновационного подхода в обучении появляется проблема формирования положительной мотивации учащихся. Форма традиционного урока не всегда позволяет включить каждого учащегося в творческую познавательную деятельность, создать атмосферу истинного общения друг с другом, с учителем, с произведением искусства. ^ ЦЕЛЬ: Формирование качеств гармонично развитой личности средствами музейной педагогики.ЗАДАЧИ: при проведении уроков в музее решаются следующие задачи: формирование духовных потребностей ребенка; развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка; развитие творческих способностей, созидательных качеств личности; воспитание человека гуманитарной культуры; развитие познавательных возможностей ученика.^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА опыта Характер художественной творческой деятельности школьников, и учителей в области искусства в целом получил разностороннее освещение в трудах психологов и педагогов Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Б.М. Теплова и др. Возможности применения учителем инновационных технологий для оптимизации обучения на занятиях искусством описаны в научных работах В.С. Библера, Т.И. Шамовой, а также Дж. Дьюи, Х. Паркхерст, К. Роджерс. Теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический.^ НОВИЗНА ОПЫТА Проведение уроков МХК в залах музея. Отличительные черты такого обучения – неформальность и добровольность. Особенность его заключается в возможности максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных экспонатов. ^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Уроки в музее формируют высокую положительную мотивацию, особая атмосфера таких уроков формирует духовный мир ученика. Уроки в залах музея не ограничиваются пересказом мнений специалистов и учителя об объектах культуры, там собранных, а всячески стимулируют диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формируя у них собственное суждение о произведениях искусства. Неизвестный художник французской школы ХVIIв. «Эсфирь перед Артаксерксом» Холст дублированный, масло. 134,5х202 смРоль ученика в музейных уроках: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему; бережное и уважительное отношение к культурному наследию; от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.Роль учителя: создает условия для познавательной деятельности ребенка; организует общение ребенка с предметным миром культуры содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей; высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях. Ценность музейных уроков: они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которыми обладают подлинные памятники культуры – музейные объекты. Музей, работающий не просто для созерцателя, а для человека думающего, развивающегося, создаёт вокруг себя особую среду, которая, саморазвиваясь, заставляет двигаться вперёд и развиваться всех, вовлечённых в неё.^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА На протяжении 9 лет продолжается сотрудничество МОУ СОШ с.Тополево с ДВМХ. Специально для МОУ СОШ с.Тополево в ДВМХ был разработан тематический план занятий для учащихся 5-6 классов: 1. Знакомство с музеем (обзорная экскурсия) 2. В царстве игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская). 3. Античная керамика. 4. Художественно – музыкальная композиция «Две музы». 5. Образы любви в экспозиции ДВМХ. 6. Древнерусская живопись. 7. Скульптура как вид изобразительного искусства. 8. «Красота в обычном и повседневном…» (разговор о натюрморте). 9. Пейзаж в творчестве русских художников. 10. Портрет как жанр изобразительного искусства (русские и западноевропейские художники). 11. Мир животных в изобразительном искусстве и в мелкой пластике. Тематическое планирование уроков МХК разрабатывается педагогом в соответствии с содержанием фонда музея. МХК 10 класс Экскурсия в Археологический музей. (задание - отчёт о посещении археологического музея). «Первые художники земли» Петроглифы Сикачи-Аляна. Осмотр Музея под открытым небом (филиал ДВХМ) в туристическом комплексе «Вэлком» (задание - рисуем «петроглиф»). Путешествие по Египту «Страна трёх царств». ( задание – читает послание с папируса) Икона – окно в мир. (задание – «Переводчики со старославянского») Эпоха Средневековья в сюжетах и образах изобразительного искусства.(задание – «Рыцарский турнир». Загадки «хрупкого» искусства (искусство Китая) Человек эпохи Возрождения. МХК 11 класс Стили – листочки на дереве искусства. ( задание – коллаж «Волшебное дерево») Русский портрет XVIII века (задание – сравнение с портретом стиля Рококо и иконой). Очарование русского пейзажа XIX века.(Шишкин, Куинджи, Левитан, Поленов) (задание – отличительная характеристика российского пейзажа от западноевропейского). Реализм как главное течение в культуре XIX столетия (Товарищество Передвижных художественных выставок). (задание – анализ художественного произведения). Советское искусство 20-60 годов XX века. (задание – артистический этюд «Сундук кукольника». Художники Дальнего Востока (региональный компонент) (задание – анализ художественного произведения). Заключительное занятие Путешествие по стране Искусств» (игра - викторина, праздничное чаепитие).РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В результате проведения уроков в музейном пространстве создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:формируется общекультурная компетентность ученика, его умения: - определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности; - определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры; - ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия; - ориентироваться в музейном пространстве (знакомом и незнакомом)формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения; - формулировать и аргументировано излагать своё мнение (в том числе об объектах культурного наследия); - вербализировать свои ощущения, чувства, эмоции; - конструктивно участвовать в различных дискуссиях. формируется информационная компетентность ученика, его умения: - обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации; - обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;формируется социальная компетентность ученика, его умения: - планировать различные формы собственного досуга; - самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных сферах.^ А также достигаются и иные педагогические эффекты: - накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинетического восприятия мира; - развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления; - осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры. В конечном итоге уроки в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию, чувство национальной гордости и интернационализма в процессе изучения культур разных народов.Исходя из моего опыта музейных уроков с учащимися старших классов, можно говорить о том, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у учащихся культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к. здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Эти выводы подтверждаются результатами анкетных опросов учащихся 10, 11 классов, регулярно проводимых мной после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая учащимся анкета “^ Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов:1) Какие музеи г. Хабаровска и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов. 4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы художников запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского, зарубежного искусства и художников Хабаровского края? Ответы учащихся свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых положительно ответили на 2-й вопрос. Примерно 70% учащихся согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Хабаровского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”. Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные уроки развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение. Отрадно отметить, что значительная часть учащихся (95%) считает, что посещение музеев г. Хабаровска развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений хабаровских живописцев. Таким образом, анкетные опросы подтверждают эффективность музейной педагогики в художественно-эстетическом воспитании школьников.На протяжении последних трёх лет учащиеся выпускных классов показывают высокие знания на экзаменах в формате ЕГЭ, (средний балл 67). Учащиеся подтверждают, что они удачно справляются по заданиям связанным с вопросами культуры и искусства.ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта. Возможность использования идей этого опыта любым учителем, независимо от индивидуальных качеств его на данном этапе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.