Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского краяОбобщение опыта учителя МОУ СОШ с.Тополево Метелёвой Елены ВенедиктовныТЕМА: «Роль музейной педагогики в формировании личности ребёнка»2011г.Метелева Елена Венедиктовна1960 г.р.Образование высшее : Хабаровский государственный педагогический институт, ХГФ, 1982г.^ I квалификационная категория присвоена в 2010г.Адрес: с.Тополево, ул.Пионерская д.10, кв.2, email: mete-elena@mail.ruПРОБЛЕМА:1.Проблема формирования положительной мотивации в процессе обучения в условиях реализации инновационного подхода в обучении. Перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. ^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, становления опыта Эпизодически проводя занятия в музее, учитель заметила значительную положительную отдачу этих занятий, хорошие результаты при тестировании учащихся на уроках МХК и истории. Систематическое взаимодействие МОУ СОШ с.Тополево с ДВХМ проходит на протяжении 9 лет. На первом этапе это были внеклассные занятия в музеях г.Хабаровска. С введением курса МХК в школе, это стали постоянные уроки 10, 11 классов в ДВМХ и Археологическом музеях.АКТУАЛЬНОСТЬ: В условиях реализации инновационного подхода в обучении появляется проблема формирования положительной мотивации учащихся. Форма традиционного урока не всегда позволяет включить каждого учащегося в творческую познавательную деятельность, создать атмосферу истинного общения друг с другом, с учителем, с произведением искусства. ^ ЦЕЛЬ: Формирование качеств гармонично развитой личности средствами музейной педагогики.ЗАДАЧИ: при проведении уроков в музее решаются следующие задачи: формирование духовных потребностей ребенка; развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка; развитие творческих способностей, созидательных качеств личности; воспитание человека гуманитарной культуры; развитие познавательных возможностей ученика.^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА опыта Характер художественной творческой деятельности школьников, и учителей в области искусства в целом получил разностороннее освещение в трудах психологов и педагогов Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Б.М. Теплова и др. Возможности применения учителем инновационных технологий для оптимизации обучения на занятиях искусством описаны в научных работах В.С. Библера, Т.И. Шамовой, а также Дж. Дьюи, Х. Паркхерст, К. Роджерс. Теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический.^ НОВИЗНА ОПЫТА Проведение уроков МХК в залах музея. Отличительные черты такого обучения – неформальность и добровольность. Особенность его заключается в возможности максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных экспонатов. ^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Уроки в музее формируют высокую положительную мотивацию, особая атмосфера таких уроков формирует духовный мир ученика. Уроки в залах музея не ограничиваются пересказом мнений специалистов и учителя об объектах культуры, там собранных, а всячески стимулируют диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формируя у них собственное суждение о произведениях искусства. Неизвестный художник французской школы ХVIIв. «Эсфирь перед Артаксерксом» Холст дублированный, масло. 134,5х202 смРоль ученика в музейных уроках: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему; бережное и уважительное отношение к культурному наследию; от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.Роль учителя: создает условия для познавательной деятельности ребенка; организует общение ребенка с предметным миром культуры содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей; высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях. Ценность музейных уроков: они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которыми обладают подлинные памятники культуры – музейные объекты. Музей, работающий не просто для созерцателя, а для человека думающего, развивающегося, создаёт вокруг себя особую среду, которая, саморазвиваясь, заставляет двигаться вперёд и развиваться всех, вовлечённых в неё.^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА На протяжении 9 лет продолжается сотрудничество МОУ СОШ с.Тополево с ДВМХ. Специально для МОУ СОШ с.Тополево в ДВМХ был разработан тематический план занятий для учащихся 5-6 классов: 1. Знакомство с музеем (обзорная экскурсия) 2. В царстве игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская). 3. Античная керамика. 4. Художественно – музыкальная композиция «Две музы». 5. Образы любви в экспозиции ДВМХ. 6. Древнерусская живопись. 7. Скульптура как вид изобразительного искусства. 8. «Красота в обычном и повседневном…» (разговор о натюрморте). 9. Пейзаж в творчестве русских художников. 10. Портрет как жанр изобразительного искусства (русские и западноевропейские художники). 11. Мир животных в изобразительном искусстве и в мелкой пластике. Тематическое планирование уроков МХК разрабатывается педагогом в соответствии с содержанием фонда музея. МХК 10 класс Экскурсия в Археологический музей. (задание - отчёт о посещении археологического музея). «Первые художники земли» Петроглифы Сикачи-Аляна. Осмотр Музея под открытым небом (филиал ДВХМ) в туристическом комплексе «Вэлком» (задание - рисуем «петроглиф»). Путешествие по Египту «Страна трёх царств». ( задание – читает послание с папируса) Икона – окно в мир. (задание – «Переводчики со старославянского») Эпоха Средневековья в сюжетах и образах изобразительного искусства.(задание – «Рыцарский турнир». Загадки «хрупкого» искусства (искусство Китая) Человек эпохи Возрождения. МХК 11 класс Стили – листочки на дереве искусства. ( задание – коллаж «Волшебное дерево») Русский портрет XVIII века (задание – сравнение с портретом стиля Рококо и иконой). Очарование русского пейзажа XIX века.(Шишкин, Куинджи, Левитан, Поленов) (задание – отличительная характеристика российского пейзажа от западноевропейского). Реализм как главное течение в культуре XIX столетия (Товарищество Передвижных художественных выставок). (задание – анализ художественного произведения). Советское искусство 20-60 годов XX века. (задание – артистический этюд «Сундук кукольника». Художники Дальнего Востока (региональный компонент) (задание – анализ художественного произведения). Заключительное занятие Путешествие по стране Искусств» (игра - викторина, праздничное чаепитие).РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В результате проведения уроков в музейном пространстве создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:формируется общекультурная компетентность ученика, его умения: - определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности; - определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры; - ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия; - ориентироваться в музейном пространстве (знакомом и незнакомом)формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения; - формулировать и аргументировано излагать своё мнение (в том числе об объектах культурного наследия); - вербализировать свои ощущения, чувства, эмоции; - конструктивно участвовать в различных дискуссиях. формируется информационная компетентность ученика, его умения: - обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации; - обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;формируется социальная компетентность ученика, его умения: - планировать различные формы собственного досуга; - самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных сферах.^ А также достигаются и иные педагогические эффекты: - накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинетического восприятия мира; - развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления; - осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры. В конечном итоге уроки в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию, чувство национальной гордости и интернационализма в процессе изучения культур разных народов.Исходя из моего опыта музейных уроков с учащимися старших классов, можно говорить о том, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у учащихся культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к. здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Эти выводы подтверждаются результатами анкетных опросов учащихся 10, 11 классов, регулярно проводимых мной после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая учащимся анкета “^ Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов:1) Какие музеи г. Хабаровска и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов. 4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы художников запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского, зарубежного искусства и художников Хабаровского края? Ответы учащихся свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых положительно ответили на 2-й вопрос. Примерно 70% учащихся согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Хабаровского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”. Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные уроки развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение. Отрадно отметить, что значительная часть учащихся (95%) считает, что посещение музеев г. Хабаровска развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений хабаровских живописцев. Таким образом, анкетные опросы подтверждают эффективность музейной педагогики в художественно-эстетическом воспитании школьников.На протяжении последних трёх лет учащиеся выпускных классов показывают высокие знания на экзаменах в формате ЕГЭ, (средний балл 67). Учащиеся подтверждают, что они удачно справляются по заданиям связанным с вопросами культуры и искусства.ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта. Возможность использования идей этого опыта любым учителем, независимо от индивидуальных качеств его на данном этапе.