http://www.muzeikino.ru КУЛЬТУРА (Москва)01.12.2005«ПРОТЕСТУЕМ ПРОТИВ БАРСКИ-ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ...»Светлана ХОХРЯКОВА Пленум правления Союза кинематографистов проходил в полузакрытом режиме Очередной пленум правления Союза кинематографистов РФ, прошедший в середине ноября, ничем особым не отличался от подобного рода заседаний последних лет. Полупустой зал, седые головы, абсолютное нежелание услышать кого-либо. Выставили охрану, пускали строго по документам. Мы пишем из года в год о пленумах и съездах, ужасаемся происходящему, но ничего, по сути, не меняется. Разве что чувство стыда за происходящее достигает критической массы. Открылся пленум, правда, эффектно, хроникой первого учредительного съезда Союза кинематографистов сорокалетней давности – совсем иная атмосфера.На трибуне, как всегда, первый заместитель главы Киносоюза ^ Клим Лаврентьев, и только во второй половине дня появится сам Никита Михалков, когда совсем уж никого не будет, и Всеволоду Шиловскому придется произносить пламенную речь: «Плохо сыграли, Никита Сергеевич!» – среди моря пустых кресел.Вначале, как всегда, зачитывают страшный и длинный список потерь – люди уходят в огромном количестве, СК немолод. Принимают в его ряды горстку молодых, им вручают удостоверения. Две молоденькие актрисы считают своим долгом поприсутствовать на пленуме, неудобно же сразу уходить. Сидит Е.Вуличенко, много снимающаяся симпатичная актриса, наблюдает за тем, что происходит в зале, бедняжка. Что она может подумать о союзе, в который только вступила, об организации, где не уважают пожилых людей. В самом начале заседания из зала просят ведущих пленума изменить повестку дня, дать слово ветеранам, приехавшим из Матвеевского и опубликовавшим свое обращение к руководству союза. Ветеранам холодно, им по 80–90 лет, их только и делают, что называют стариками, пугают выселением из дома, ради проживания в котором они передали свои квартиры СК. Но никто не собирается ничего менять. Прежде всего потому, что вопрос серьезный, а Михалкова пока нет. А когда он приходит, то обвиняет кого-то полуабстрактного, кто рисует страшные картины отправления ветеранов в кандалах в Воркуту.Между тем в так и не прозвучавшем выступлении, которое ветераны заготовили заранее, было сказано:«На недавней встрече с ветеранами Дома ^ Клим Анатольевич Лаврентьев подробно рассказал нам о прелестях Болшева, где якобы осталось только навести косметический глянец. В то же время Клим Анатольевич упрекал нас в том, что мы слишком легковерны, если верим сообщениям желтой, свободно лживой прессы. Но 21 октября в газете «МК» напечатано заявление Никиты Сергеевича Михалкова. Приводим содержание: «Московское правительство предлагает отказаться от Дома в Матвеевском взамен восстановления Болшева, включая медицинские службы. Надо быть ненормальным, чтобы от такого отказаться. Но не захотят ветераны, не захотят члены Союза, этого не будет». Рискуя попасть в категорию «ненормальных» мы категорически возражаем против продажи кому бы то ни было, даже Правительству Москвы, храма кинематографической культуры в Матвеевском. Богатые покупатели оценивают предполагаемую покупку Дома как товар, лишь как четырехэтажное строение из белого кирпича и сада при нем, а мы, ветераны, оцениваем Дом в Матвеевском как образец не только архитектурной ценности, отмеченный правительственной наградой, но как единственный, уникальный центр кинематографической культуры. Сегодня Союз кинематографистов отмечает 40-летие Первого учредительного съезда. Это не тот рубеж, когда приспела пора приступить к разрушению созданного... Мы решительно возражаем против уничтожения прекрасного Дома ветеранов и творчества в Матвеевском. Мы протестуем также и против барски-пренебрежительного отношения к нам»В Доме ветеранов формируется музей истории кино, здесь живут не какие-то абстрактные люди. Не говоря уж о том, что есть среди них и ветераны войны, профессионалы высокой пробы, отмеченные званиями и наградами. В.Маслов полвека был одним из лучших директоров съемочных групп, на его счету «Встреча на Эльбе» «Карнавальная ночь» «Гусарская баллада» Его жена свыше 50 лет работала монтажером на «Мосфильме» А.Меницкая создала более 120 научно-популярных и документальных фильмов и так далее.Сейчас в Доме ветеранов работают студия звукозаписи, компьютерный цех, школа для юных музыкантов «Мастер-класс» что и позволяет дому жить, поскольку союз уже давно прекратил его финансирование. Все это хотели сказать ветераны, но слова им не дали.Зато подробно излагали концепцию Федеральной целевой программы «Кинематография России (2007 -2017 годы)» Дело, безусловно, нужное, но можно было с этим документом ознакомиться самостоятельно, благо все необходимые бумаги участникам пленума выдали. Прозвучали, правда, некоторые цифры и оценки происходящего - диаметрально противоположные. Из одного доклада следовало, что ситуация в кино почти критическая. Из другого – вполне оптимистический прогноз. Но как бы то ни было, в перспективе у нас 290 полнометражных фильмов. И уже сейчас самые успешные российские фильмы собрали в прокате 78,3 миллиона долларов. И в то же время не нашлось в программе места Музею кино, который утратил здание. Нет здания – и нет ничего и никого. В аварийном состоянии ВГИК, обучающий студентов на оборудовании, годном разве что для Музея кино. Либо государство уходит из киносферы, посчитав ее не самой важной, либо уповает на рыночные механизмы, но рынок не может без государственного участия разрулить ситуацию. Один только пример: за четыре года без господдержки было создано 54 фильма, а при участии государства - 212. Вот и судите, насколько привлекательна сфера кинопроизводства для внебюджетных инвестиций.Очень некрасивая история была связана с профессиональными гильдиями кинематографистов. К.Лаврентьев в непозволительных тонах говорил о серьезной проблеме, «стоящей перед всеми нами – распаде союза» «а нам хотят навязать совет гильдий». Призвал прикрыть их деятельность, поскольку ясно, что такое эти гильдии, цель их – «поставить на колени союз». Какой-то 37-й год и столько ненависти к своим же коллегам! Как можно так не любить людей вообще и своих же товарищей, как любит выражаться Н.Михалков. После упрека в непрофессионализме гильдий и людей, их составляющих, в бой пошел Марлен Хуциев, глава Гильдии режиссеров. Он заявил, что только что его лично оскорбили: «Я оскорблен словами о том, что гильдии не имеют отношения к союзу. Как же вам не стыдно?! Гильдии возникли, когда фактически умерла жизнь в союзе и люди объединились по профессиональным интересам. Это мы-то не занимаемся творческой деятельностью? Конфронтация союза с его плотью - это плохо. Стыдно!» Прав был В.Арсеньев, когда сказал, что организация наша очень пожилая и наши заседания губят здоровье.Завершился пленум за закрытыми дверями, где и говорили о самом существенном – о собственности, ресторанах, сданных в аренду, о сложной ситуации, сложившейся в связи с этим. Видимо, дело зашло так далеко, что обнародовать положение вещей никак нельзя. «Откровенный разговор об имущественном состоянии СК с членами правления» – так это назвал кто-то из сидевших в президиуме. Или как сказал К.Лаврентьев, из-за трудностей, связанных с одним объектом, прослушаем имущественный вопрос в закрытом режиме.