Реферат по предмету "Разное"


«Профилактика жестокого обращения с детьми» с привлечением психологов центров помощи семье и детям, представителей пдн и кдн с использованием материалов круглого стола

Руководителям органов по делам молодежи, спорту и туризму исполнительных комитетов муниципальных образований Республики ТатарстанО предоставлении информацииВо исполнение поручения И.о. Премьер-министра РТ Р.Ф.Муратова «О проведении в 2010 году общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми» Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан рекомендует Вам организовать в подведомственных Вам учреждениях следующие профилактические мероприятия в срок до 1 июня 2010 года с использованием материалов круглого стола «Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации жертв насилия», материалов психолого-педагогической службы «Сердэш» КЦСО «Доверие», расположенных на сайте www.mdmst.tatar.ru «Горячие» тематические линии по проблемам жестокого обращения с детьми на базе центров и отделений оказания экстренной помощи по телефону «Телефон доверия» в городах Азнакаево, Альметьевск, Заинск, Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. На базе подростковых клубов, спортивных школ, социальных служб для молодежи, молодежных центров организовать беседы с родителями на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми» с привлечением психологов центров помощи семье и детям, представителей ПДН и КДН с использованием материалов круглого стола Подготовка информационных стендов для родителей на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми» Отчеты о проведенных мероприятиях представить в срок до 15 июня 2010 года в адрес Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ по факсу (843) 231-82-23 или по е-mail: 2008kazan@mail.ruИ.о. заместителя министра А.С.КондратьевА.Г. Синеглазова, А.Ю. Галимова 2318223 Приложение 1^ Материалы круглого стола«Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации жертв насилия»Бесспорен тот факт, что конкурировать с семьей, особенно на первоначальном этапе развития подростка, не может ни один посторонний человек, ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение, ни один социальный институт, как бы совершенны они не были. Однако в настоящее время следует признать, что нестабильность экономической ситуации затронула и этот важнейший социальный институт. Кризис семьи выражается в самых разных аспектах: стабильно увеличивается внебрачная рождаемость, почти половина всех матерей растят своих детей в одиночку. Семья испытывает все возрастающие трудности, снижающие ее социальную дееспособность. К сожалению, увеличивается и число родителей, не умеющих либо просто не желающих заниматься вопросами воспитания детей. Ликвидация системы лечебно-трудовых профилакториев лишила сотрудников милиции возможности воздействовать на домашних пьяниц и дебоширов. В семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, скандалят, дерутся, дети не только лишены заботы и внимания, но и сами встают на криминальный путь. Тревогу вызывают проявления преступного насилия взрослых по отношению к детям, вызванные семейным неблагополучием. По данным ИЦ МВД по РТ в 2009 году зарегистрировано 3223 преступления данной категории. Особое беспокойство вызывает совершение в отношении детей особо тяжких преступлений, таких, как убийства (7 фактов против 4 в АППГ), УПТВЗ (17 фактов против 14 в АППГ). Имеют место случаи, когда дети неоправданно становятся жертвами бытовых разборок. За 2009 год зарегистрировано 94 преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (АППГ-94), в том числе: -30 изнасилований (АППГ-40): Альметьевский-8, Бавлинский, Бугулъминский, Заинский, Московский, Ново-Савиновский, Комсомольский, Аксубаевский – по 2, Нижнекамский, Советский, Тукаевский, Центральный, Электротехнический, Менделеевский, Нурлатский, Сармановский – по 1, -17 насильственных действий сексуального характера (АППГ-33): Альметьевский-4, Зеленодольский, Бугульминский, Приволжский, Ново-Савиновский – по 2, Вахитовский, Кировский, Нижнекамский, Hypлатский, Электротехнический – по 1, -22 случая полового сношения с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (АППГ-17; +29,4%), -25 фактов развратных действий в отношении несовершеннолетних (АППГ-4; +в 6,3 раза). Кроме того, выявлено и раскрыто 8 преступлений (АППГ-4), предусмотренных ст.240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией» и 3 преступления, предусмотренных ст.241 УК РФ (АППГ-0) «Организация занятия проституцией». Значительная часть неблагополучных семей формируется на основе фактического, а не юридического брака. Почти во всех неблагополучных семьях именно сожители своим аморальным поведением усугубляют и без того сложное положение семьи. Часто в таких семьях несовершеннолетние дети подвергаются сексуальным насилиям. Т.е. вовлекаются в сексуальные действия, нарушающие установленные обществом запреты, налагаемые семейными ролями. Алкогольная отягощенность родителей из неблагополучных семей и неупорядоченность полового общения серьезно травмируют психику подростка, искажая его представление об этике, половой морали. Подобная атмосфера в семье способствует формированию у подростка нездорового интереса к половой жизни, иногда совершению им половых преступлений. В ^ 2009 г. органами внутренних дел расследовано 95 фактов неисполнения родителями обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, сопряженному с жестоким обращением с ними (АППГ-137) - ст. 156 УК РФ. Реальная картина значительно серьезнее: ведь за тот же период 926 родителей лишены родительских прав. А ведь это - крайняя мера. В т.г. ситуация аналогична: ст. 156 УК РФ - 27, лишено родительских прав - 164. Кроме того, есть районы, в которых такие факты из года не выявляются: Бавлинский, Буинский, Верхнеуслонский, Арский, Атнинский, Актанышский, Рыбнослободской, Спасский, Тюлячинский, Черемшанский, Ютазинский районы. Понятие «жестокого обращения» разъясняется в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27.05.98г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»: -лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи и др.; -активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и общения, т.е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему; -систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей). Спасаясь от издевательств, полуголодного существования многие дети вынуждены убегать из дома, скитаться по улицам, подвалам и чердакам, нередко попадая в сети криминальной среды. В 2009 году зарегистрировано 652 факта самовольных уходов из дома и государственных учреждений, в нынешнем году - уже 134. Сотрудниками милиции ежегодно выявляется более 3500 социально неблагополучных семей. На учете в ОВД состоит по итогам 3 месяцев т.г. 4008 неблагополучных семей. За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей свыше 20000 лиц привлекаются к административной ответственности. В целях предупреждения семейного неблагополучия, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, ОВД республики в период с 1 по 10 августа 2009 г. проводили оперативно-профилактическую операцию «Здоровье». Только за 10 ее дней 49 детей изъято из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью, выявлено 8 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Силами одной милиции проблему жестокого обращения с детьми и насилия в отношении них решить невозможно. Необходимо повысить уровень взаимодействия между субъектами профилактики, совершенствовать законодательную базу, направленную на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В июле 2009 года в УК РФ внесены изменения, серьезно ужесточающие ответственность совершение преступлении в отношении несовершеннолетних. Скажу только про ст.156 УК РФ. Теперь законодательно предусмотрена возможность реального лишения свободы за данное противоправное деяние на срок до 3 лет (раньше лишение свободы не предусматривалось, а наиболее часто применялась мера наказания для пьющих и неработающих горе - родителей – штраф). Значительно увеличены сроки лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так, за изнасилование несовершеннолетней, не достигшей 14 лет, предусмотрено лишение свободы от 12 до 20 лет. На сегодняшний день на опыте зарубежных стран проведена работа по возложению ответственности на родителей за оставление ими своих несовершеннолетних детей без присмотра в позднее время суток. В целях реализации ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» субъектами профилактики республики разработаны законопроекты: «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» и «О внесении изменений в Кодекс РТ об административных правонарушениях», которые направлены для рассмотрения в Госсовет республики. Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 22.06.09r №412 утверждена республиканская социальная программа «Формирование межведомственной системы выявления и работы с неблагополучной семьей посредством организации службы участковой социальной помощи, образованной по территориальному принципу» на 2009-2011 годы, разработанная Минтруда и соцзащиты. В республике активно реализуется ^ Закон РТ от 21.01.09г. «Об общественных воспитателях несовершеннолетних». Для работы с трудными подростками и социально-неблагополучными семьями закреплено более 2500 общественных воспитателей, в т.ч. 324 депутата, 755 представителей органов образования, 518 - внутренних дел, 115 - органов здравоохранения, 239 - социальной защиты, 275 - трудовых коллективов, 100 - общественных организаций, 43 - отделов молодежи. Практика показывает, что общественного воспитателя назначают тогда, когда семья не может оказать влияния на ребенка, да и школа с ним не справляется. Наиболее активно организована работа общественных воспитателей в гг. Елабуге, Альметьевске и т.д. Кроме того, в целях профилактики жестокого обращения с детьми, ОВД республики проводятся пиар-акции «Милицейский Дед мороз», «Подари Детям Надежду», «Мир Вашему Дому», «Территория закона». Думаю, что без участия каждого из нас, без формирования определенной позитивной позиции общества в данном направлении невозможно добиться положительных результатов в деле предупреждения и пресечения различных форм насилия. Именно поэтому в нынешнем году проводится общенациональная информационная акция по противодействию жестокому обращению с детьми.Приложение 2^ ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА(из методического пособия «Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения»/ Кузнецова-Моренко И.Б., Нелюбова Я.К., Сабирова Н.А., Труневская И.Н. – Казань: Издательство «АртПечатьСервис» - 57 с.)^ 1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать так же и в ритуальных целях. Вплоть до конца XIX в. бытовало мнение, что младенцы и дети нечувствительны («нечувствительная движимость») и поэтому не способны эмоционально переживать жестокое обращение и помнить о нем. В противовес этому мнению, мировая литература XIX-ХХвв. переполнена историями о страданиях «маленьких оборвышей», которые, как и одноименный герой Гринвуда, убегая от жестокости в семье, попадали в еще более жестокое пространство улицы. Апофеозом отчаяния звучит до сих пор голос 11-летнего мальчика, ставшего в последствии отцом крупнейшего европейского философа Серена Кьеркегора, который ненастным, дождливым осенним днем, когда ему пришлось голодному, полуодетому, замученному непосильной работой, с раннего утра пасти овец в суровой долине Ютландии, взбежал на холм и, в порыве одинокого отчаяния, проклял Бога. В дальнейшем очень религиозный, отец философа до самой смерти мучился этим поступком, считая, что обрек на вечную гибель не только себя, но и свое потомство. В биографиях многих известных политических и общественных деятелей мы так же узнаем присутствие детского насильственного опыта, который самым причудливым образом отразился не только в судьбах своих носителей, но, иногда, и в судьбах целых поколений людей. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. (Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей, пострадавших от семейного насилия. /Под ред. Н.И. Абубикировой, А.А. Каревой, Е.А. Потаповой.- М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003. С.5) Насилие присутствует в школах, закрытых образовательных заведениях, детских домах, медицинских учреждениях, на улице. Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение чувства страха. Насилие - это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Многие виды насилия в быту долгое время были фактически узаконены. Только с 70-х гг. XX в. о насилии в отношении женщин заговорили как о социальной проблеме, когда идеи равноправия в браке и в профессиональной сфере получили широкое признание. Формирование отношения к насилию над детьми как к общественной проблеме можно разделить на несколько этапов. (Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. - СПб.: 2002. С.6) В первый этап, продолжавшийся до 40-х гг. XX в., существование семейного насилия профессионально не выделялось как проблема, несмотря на то, что медицинские характеристики последствий насилия для детей были впервые описаны в 1860 г. французским врачом Ambrose Tardieu. За этим долгим этапом последовал период первых научных исследований (40 - 60-е гг. XX в.), когда врачи разных специальностей - педиатры, психиатры, начали разрозненно описывать ряд отдельных симптомов: сломанные кости, кровотечения, синяки. В 1962г. был описан «синдром избитого ребенка» и вскоре стали выходить классические работы по этой теме. Основное внимание уделялось диагностике и определению причин насилия. С середины 70-х гг. большинство исследователей пришли к выводу, что только медицинского подхода недостаточно для диагностики этой проблемы и необходимо привлечение специалистов смежных областей - психологов, педагогов, социальных работников. Ведущей стала идея комплексного подхода, предполагающая создание и скоординированное взаимодействие между различными социальными и правовыми институтами, призванными защитить детей от жестокого обращения. В этот же период в большинстве стран Западной Европы и в Америке вышел ряд законодательных актов по защите детей. С середины 1990-хгг. в России механизмы межведомственного взаимодействия и социального партнерства так же рассматриваются как наиболее эффективные в плане совершенствования системы профилактики семейного насилия в отношении детей. Ребенок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, психологически вовлечен в насильственные отношения взрослых. В последнем случае ребенок, как считалось длительное время, выступает в качестве свидетеля насилия. В настоящий момент наблюдается определенная динамика терминологии, отражающая новое понимание проблемы. Дети, находящиеся в силовом поле семейного насилия, так же рассматриваются как пострадавшие, независимо от их формального статуса жертвы или просто свидетеля. Наиболее неблагоприятной для ребенка является ситуация, когда физические, эмоциональные или другие виды насильственных действий исходят со стороны обоих взрослых и внутри семьи отсутствует человек, способный обеспечить ребенку защиту и безопасность. Общественное восприятие проблемы семейного насилия в отношении детей, как и в отношении женщин, в значительной степени мифологизировано, т.е. искажено имеющимися стереотипами, которые, как правило, значительно упрощают проблему, делают ее менее масштабной и пугающей. Кроме этого, опасность стереотипных представлений еще и в том, что они перераспределяют меру ответственности не в пользу пострадавших детей, обвиняя последних в провокативном поведении или даже в согласии на злоупотребление. Мифы: Факты: 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально-неблагополучных семьях. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка. (Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. .№ 2, С.60) 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности. (Бэром Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. С. 103) 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.(Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2000. С. 422) 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних. Дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве. (Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. - М: Эксмо, 2006. С 594). 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.(Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Асановой Н.К. - М.: Владос, 1997. С. 318) 6. Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится в еще младенческом возрасте, дети дошкольного возраста так же считаются повышенной группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет. (D.Finkelhor, 1984). 7.Дети могут выступать соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого и ребенка. Дети, как и все живые существа, могут испытывать сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком наносят ему физический и моральный вред н, по сути, являются его эксплуатацией.(Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Асановой Н.К. - М: Владос, 1997. С.318) Приверженность мифам специалистов, призванных помогать детям или взрослым, оказавшимся в ситуации насилия, значительно снижает эффективность такой помощи, а иногда и наносит дополнительный моральный ущерб пострадавшим. О жестоком обращении с детьми как социальной проблеме свидетельствуют многие факты. Насилие, понимаемое как физическое, сексуальное, психологическое и пренебрежение нуждами ребенка - часть семейных устоев многих россиян. Согласно всероссийскому опросу общественного мнения, каждый второй россиянин испытывал в детстве физические наказания, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% - редко1. Согласно исследованию 2006 года2, почти 35 % родителей признались, что наказание детей физически просто является формой воспитания. Больше половины родителей (61,4 %) говорят, что это скорее форма воспитания, а не жестокость. Лишь порядка 4 % респондентов называют такие формы наказания жестоким обращением с детьми. Значительная доля детей в возрасте от 7 до 14 лет в г. Казани подвергаются жестокому обращению: 7 % родителей допускают подзатыльники и оплеухи по отношению к своим детям, 4 % наказывают ребенка ремнем, одна треть родителей регулярно кричит на своих детей, 5 % обзывают, 3 % ругают при знакомых, около половины не пускают на улицу, 11 % в качестве наказания не дают денег, свыше 20 % - бьют. 2 % детей подвергаются физическим наказаниям регулярно3. О психологических и социальных последствиях насилия будет подробно сказано ниже, приведем лишь некоторые факты: более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов4. Дети, подвергшиеся насилию, составляют большую долю среди тех, кто дерется со сверстниками и рискует перейти в группы социального риска. Так, 33,3 % из тех, кого часто бьют родители, постоянно дерутся со сверстниками (для сравнения - 6,2 % из тех, кого родители бьют редко и 5,8 % из тех, кого родители не бьют никогда). Согласно результатам опроса 2006 г., чаще используют физические наказания те родители, которые подвергались таким наказаниям в своем детстве. О том, что работа с детьми, пострадавшими от домашнего насилия, еще не вошла в повседневную практику психосоциальной работы, говорят многие факты, в частности - в опрос психологов из разных городов Татарстана, который был проведен Ириной Моренко и Натальей Сабировой на семинаре «Организация психологической помощи детям, пострадавших от домашнего насилия» в министерстве социальной защиты, труда и занятости РТ 27 сентября 2007, показал, что только порядка 20 % из них консультируют по вопросам домашнего насилия. С одной стороны - дети боятся обращаться за помощью, с другой стороны - информации о такого рода помощи чрезвычайно мало и пострадавшие не знают, к кому обращаться.^ 1.2. Виды насилия в отношении детей Насилие, осуществляемое в отношении ребенка со стороны взрослых членов семьи, может носить комплексный характер или проявляться только в определенных разновидностях. Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.Физическое насилие.Психологическое (эмоциональное) насилие.Пренебрежение основными нуждами ребенка.Сексуальное насилие.^ 1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.Внешний вид:- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различную степень давности (свежие и заживающие); -задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).Основные типы травм:- на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов. -на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах. -повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. Особой формой физического насилия над детьми раннего возраста является синдром тряски (Shaken Baby Syndrome -SBS), который характеризуется кровоизлиянием под оболочки головного мозга без видимых наружных повреждений. -изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов.Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.Возраст б месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: -противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; -позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица; -обвинение в травмах самого ребенка; -неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; -отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; -невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; -рассказы о том, как их наказывали в детстве; -признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).^ Из практики: случай физического насилия в отношении ребенка.Алина, 9 лет. На прием к психологу девочку привела мама, по рекомендации органов опеки и попечительства, в связи «с серьезной конфликтной ситуацией в семье, не должным образом выполняет свои опекунские обязанности». Как далее выяснилось, Алина - приемная дочь, взята в семью под опеку из дома ребёнка в возрасте 3-х лет. Мать обвиняет девочку в воровстве, лжи, бродяжничестве, угрожает выгнать из дома, отказаться от опеки.Мать - единственный кормилец семьи, у неё длинный рабочий день. Вечерами девочка вынуждено оставаться с кем-либо из непринимающих её членов семьи, родных старших детей матери, её бывшем мужем (сейчас в разводе), временно проживающим в той же однокомнатной квартире, либо идёт на дополнительную работу матери - помогает ей убираться. Родные дети (два сыне, гораздо старше Алины) изначально были против присутствия в семье чужого ребёнка. После школы девочка была предоставлена сама себе, общалась с трудными (ведупцими аморальными образ жизни) семьями - «всё её кровь к дурному тянет», делала выводы приемная мама. При беседе с психологом Алина держится настороженно, замкнуто, склонна выражать только позитивные эмоции. Признаётся, что братья с ней не общаются, могут унизить, обидеть, оскорбить, побит;, мама за провинности бьет ремнем...^ Девочка оставлена без необходимой заботы и поддержки, испытывала физическое и эмоциональное насилие, семейный мобинг, отвержение в школе.Требуется длительная реабилитационная работа, коррекция семейных отношений, деятельное участие Органов опеки и попечительства.Артем, 10 лет. На приём к психологу Артём попал после звонка на телефон доверия, сформулировав запрос, как «у меня очень серьёзная проблема, я хочу встретиться, поговорить». Мальчик держится свободно, уверенно. Пришёл значительно раньше указанного времени. На предложение приехать на консультацию с родителями (старшим), уверенно отказался.Мальчик плотного телосложения, держится активно, проявляет инициативу -«давайте покажу, какие рисунки я теперь стал рисовать, раньше я рисовал совсем другие». Раньше - солнышко с улыбающейся мордашкой, сейчас - персонажи «ужастиков» («Крик»).^ Проблему смог обозначить как вспышки сильного гнева, «я так злюсь, что всё бью и ломаю».Во время рисунка дома, во время диагностики, (проективный тест «Дом»), удалось выяснить причину гнева - несправедливое, унижающее достоинство наказание. В одном из окон разбито стекло футбольным мячом. «А как Вы считаете ремнём с пряжкой за это бить, это справедливо?..». 2. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Психологическое насилие, несмотря на многовековой опыт существования, только в 60-е гг. XX столетия было выделено в отдельную категорию. По мнению, как зарубежных, так и отечественных исследователей, именно эмоциональное насилие лежит в основе любых других форм насилия, сопутствует им и характеризуется, прежде всего, нарушением привязанности родителей к ребенку и эмоциональным отвержением. (Журавлева Т.М., Сафонова Т.Н., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. - М.: Генезис. 2006. С. 8-9) Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, порочные, глупые, никчемные и несостоятельные. Одна из наиболее распространенных классификаций форм психологического насилия была разработана Американским профессиональным обществом помощи детям, пережившим насилие в семье.К формам психологического насилия относят:Отвержение - вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.Терроризирование - угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком; - угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).Изоляция - последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его; - необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; - необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.Эксплуатация/развращение - действия в отношении ребенка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, дивиантного и др.); побуждение ребенка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); - воспрепятствование естественном)' развитию ребенка, разлучение ребенка с близкими, лишение его права иметь свои взгляды, чувства и желания.Игнорирование - отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и лишение его эмоциональной стимуляции: - нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребенком; - взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; -отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви и заботы. Таким образом, одно из главных проявлений психологического насилия - это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возмож


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.