« Роль малого бизнеса в экономике РБ, аспекты деятельности Ассоциации организаций предпринимательства РБ (АОП РБ) и общественных организаций предпринимательства, перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в республике»Марданшин Рафаэль Мирхатимович,первый заместитель председателя Совета Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан (АОП РБ)В РБ в сфере МП работает около 12% экономически активного населения (более 120 тыс. человек). Малый бизнес обеспечивает около 10 % валового регионального продукта. В отраслевой структуре наибольшее количество малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания – 38%, с/х – 23%, строительства – 14%, промышленности – 9%. Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания. Субъектами малого предпринимательства РБ производится продукции ( работ, услуг) на сумму более18 млрд.рублей. В бюджет республики от малого бизнеса поступает более 270 млн.рублей (более 10 % доходной части бюджета РБ. Государственная поддержка производства должна стать важным направлением российской экономической политики. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. На стадии становления последний нуждается в серьезной поддержке со стороны государственных органов и общественных объединений предпринимателей, которые должны проводить единую скоординированную политику. В связи с этим хочу отметить роль и значение АОП РБ, ФРПМП РБ(Фонд развития и поддержки малого бизнеса РБ) и Отдела малого предпринимательства Министерства Промышленности РБ.^ I. Достижения в МБ РБ. -выстроена структура общественных организаций предпринимательства под эгидой АОП – собрание, Совет, Президиум и дирекция АОП РБ и создан механизм взаимодействия с властными структурами. На постоянной и регулярной основе ведется конструктивный, взаимовыгодный диалог и взаимодействие с властью всех уровней: -создан Республиканский Совет по поддержке предпринимательства при Правительстве РБ; -председатель Совета принимает участие в Коллегиях министерств и ведомств РБ; -проводятся круглые столы и собрания с участием руководства республики; -организуются выездные заседания АОП РБ в городах и районах. -сложился положительный образ АОП и членство в ассоциации стало быть престижным. Ассоциация стала сильной, дееспособной организацией, объединяющей большинство СП, выражающей и отстаивающей интересы предпринимательства республики Башкортостан. - 5 членов ассоциации стали депутатами Госсобрания РБ, что во многом способствует повышению престижа и значимости ассоциации;^ II. Работа в ГОССОБРАНИЕ РБ и в постоянном комитете по промышленности, строительству, транспорту, энергетике и предпринимательству:III.Для приумножения и дальнейшего развития структуры поддержки малого предпринимательства необходимо активное взаимодействие ассоциации с депутатами Госсобрания от предпринимательства. Это даст положительный эффект при решении наших общих задач. - Основную роль и задачу ассоциации на данный момент я вижу в повышении авторитета предпринимательства в республике, престижа и высокой значимости малого бизнеса и общественных объединений предпринимателей для подъема экономики и снижения уровня безработицы в городах и районах республики; Т.к. до сих пор в этом вопросе сохраняется огромный разброс мнений: от восторга за наше предпринимательство, за его деловую хватку, за все что мы сделали для своих городов, районов и республики в целом, до полного отрицания наших заслуг, охаивания всего того, что мы делаем, изображения предпринимателей как людей состоящих из криминала, воровства и пьяниц. Предпринимательство – достаточно сложное и то же время противоречивое явление. Надо видеть его в целом, во всем богатстве и проявлении – от крупнейших корпораций и естественных монополий до малого предпринимательства, его деятельности в сфере производства, услуг, торговли, образования. ^ Для выполнения поставленной задачи необходимо:1. - чаще проводить выездные заседания АОП, Советов и президиумов ассоциации, а также выезды председателя АОП РБ в «проблемные» города и районы для поддержки СП, решения актуальных вопросов МБ, повышения статуса председателей союзов, в т.ч. решая вопрос оказания финансовой поддержки общественным объединениям предпринимателей из бюджетов городов и районов. Учитывая, что большинство ныне действующих председателей союзов и советов предпринимателей несут эту нелегкую нагрузку на общественных началах и при этом еще умудряются вести свой бизнес.В связи с этим необходимо добиться, чтобы выполнялся Закон «О гос. поддержке МП» в части выделения в соответствующих бюджетах отдельной строкой 0,5 % от доходной части бюджета – на развитие рыночной инфраструктуры. И не только предусматривать, но и обеспечить реальное получение этих средств. В том числе это и наша задача, как депутатов Госсобрания, чтобы этот закон действительно начал работать.2. -предусмотреть в структуре АОП должности зам. Председателя, курирующего районы. Это должны быть председатели сильных и крупных союзов предпринимателей.3.- чаще проводить круглые столы по проблемным вопросам с участием представителей министерств и ведомств, властных структур ( В т.ч. депутатов ГОССОБРАНИЕ РБ, городских и муниципальных) и СМИ. Чтобы мы не обсуждали наболевшие проблемы только между собой, а могли сразу доводить их до руководителя конкретного ведомства, для более оперативного решения назревших вопросов.4. - сделать регулярными контакты с депутатами Госсобрания для своевременного обсуждения проектов законов и постановлений ГОССОБРАНИЕ РБ, касающиеся предпринимательства. Доводить проекты этих законов, через АОП РБ (в т.ч. через свою газету) до членов ассоциации, союзов предпринимателей и др. заинтересованных лиц для получения их мнения, поправок и предложений. (Установить устойчивую обратную связь.) Необходимо, чтобы при разработке и принятии законов учитывалось мнение предпринимателей, тех, для кого эти законы принимаются.5. - создать свой печатный орган – газету АОП РБ, для предпринимателей РБ, в которой отражалась бы деятельность ассоциации, ее членов, поднимались насущные проблемы предпринимательства, освещался положительный опыт ведения бизнеса (в первую очередь членов АОП), давались советы и рекомендации юристов и др. В том числе публиковались бы проекты законов, затрагивающих интересы малого бизнеса, а так же комментарии депутатов ГОССОБРАНИЕ, специалистов, предпринимателей и их предложения. Необходимо шире освещать деятельность ассоциации и ее членов в передачах республиканского ТВ. Способствовать созданию регулярных, объективных и интересных не только для предпринимательских кругов передач о малом бизнесе.Оказать реальную поддержку представителям малого бизнеса, принявшим участие в выборах в местные, представительные органы власти. От того насколько будут представлены интересы предпринимателей в данных органах – будут зависеть и условия для ведения бизнеса на местах ( благоприятные или нет).Необходимо инициировать и создать в Парламенте Республики (ГОССОБРАНИЕ РБ) депутатскую группу, представляющую интересы малого бизнеса Республики (это задача, в первую очередь, для предпринимателей-депутатов Госсобрания).^ IV. Необходимые условия для эффективного развития МБ в РБ Государственная политика в области создания структуры поддержки и развития малого предпринимательства, прежде всего, должна перейти от декларативности к осуществлению конкретных мер, к поддержке предпринимательства не на словах, а на деле, что соответственно увеличит роль МБ в экономике Башкортостана. Для этого считаю целесообразным и необходимым:1.- создать Республиканское агентство (или комитет) по поддержке и развитию предпринимательства, отдельное и независимое от какого-либо министерства или ведомства структурное подразделение правительства РБ. ( В РБ в сфере МП работает около 12% экономически активного населения (более 120 тыс.человек). МБ обеспечивает около 10 % валового регионального продукта РБ. СМП РБ производится продукции ( работ, услуг) на сумму более 18 млрд.рублей. В бюджет республики от МБ поступает более 270 млн.рублей ( % доходной части бюджета РБ). Это равносильно, и по количеству работающих, и по поступлениям в бюджет, одной из отраслей народного хозяйства (строительной, с/х и иной другой). Но у предпринимательства, в отличие от других отраслей – нет своего государственного органа, который занимался бы развитием малого бизнеса, его стратегическим планированием, выражал и лоббировал интересы предпринимательства. Конечно, нужно интегрировать крупный и малый бизнес, создавать условия для их взаимодействия, что бы они помогали друг другу, но в тоже время, "отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства" не должен находиться при каком–либо министерстве или ведомстве. Объясню почему. Любое министерство или ведомство это в любом случае – крупный бизнес. А между крупным и малым бизнесом всегда были и будут противоречия (их немало): у одних – избыток средств, у других – их недостаток. Среднему и малому бизнесу важно развиваться, крупному – не раздражать власть. Но привычка поглощать у крупного бизнеса никуда не делась, поэтому они стараются захватывать все, что более-менее перспективно. ( То же самое мы наблюдаем и на федеральном уровне. Также в последнее время стали звучать предложения ( от представителей крупного бизнеса) об объединении с малым и вместе защищать интересы бизнеса. Такой союз можно назвать объединением волка и семерых козлят. ( Мы готовы к объединению при одном условии: что новая организация не будет заниматься политикой и нас не будут втягивать в политические дрязги). Вот почему я считаю, что государственный орган по поддержке и развитию малого предпринимательства должен быть, отдельным и независимым от какого-либо министерства или ведомства - структурным подразделением правительства РБ – комитет, департамент или агентство. Параллельно с ним целесообразно при существующих министерствах (торговли, с/х, здравоохранения, и других) - стимулировать развитие отделов по развитию малого бизнеса в отрасли. ^ V. Актуальные проблемы предпринимательства РБ:1) Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого бизнеса. Проблемы развития основных финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства со стороны органов государственной власти и управления в настоящее время весьма актуальны. Зачастую поднимаемые в этой связи вопросы на практике не имеют однозначного решения. Анализ результатов проведенных обследований деловой активности малого предпринимательства в промышленности, строительстве и розничной торговле показывает, что три четверти опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых промышленных предприятиях - недостаток денежных средств. В настоящее время для успешного привлечения финансовых средств в малый бизнес (как отечественных, так и иностранных) как одного из важнейших условий дальнейшего развития сферы МП необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к российским условиям. Следует задействовать весь арсенал технологий привлечения в сферу МП финансовых средств. Очевидно, что на эффективность и состав технологий оказывают влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти. .(Деньги надо тратить с умом, вкладывая в будущее и помня о настоящем.)- Согласно Закона РБ « О гос. поддержке МП в РБ» (1996г.): ст.8 п.1 «Финансовая поддержка МП осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов», ст.8 п.2 « Ежегодно в составе расходов республиканского Бюджета и местных бюджетов предусматриваются отдельной строкой расходы на поддержку СМП в размере 0.5% доходной части бюджета». В 2000г внесены изменения в п.3 «средства РБ на поддержку МП направляются в ФРПМП РБ, а средства местных бюджетов – в соответствующие районные и городские фонды». Данное изменение лишило возможности государственной финансовой поддержки существующие и вновь образуемые СП, в том числе и АОП РБ (считаю, что это важный вопрос, требующий рассмотрения в первоочередном порядке) . 2) Большой проблемой и препятствием для открытия нового и развития существующего бизнеса является сложность получения банковских кредитов. ( Большое количество необходимых справок и документов, сроки оформления и предоставления кредита. Высокие проценты и краткосрочность кредитов. Побочные дополнительные, значительные расходы при оформлении ссуды – оценка недвижимости, нотариальное оформление, страховка, оплата получаемых справок и т.д.) Предпринимательская среда неоднородна. Но, тем не менее, условно можно выделить три основные группы малых предприятий, отличающихся своими возможностями в привлечении финансовых средств. К первой группе относятся наиболее успешные предприятия, имеющие историю развития, стабильное финансовое положение и перспективы роста. Они обладают достаточными возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных ( внутренних ) источников или средств партнеров и учредителей. Эти предприятия ( или их владельцы ) являются собственниками имущества производственного и непроизводственного назначения, под залог которых в случае необходимости могут выделятся кредиты коммерческих и государственных банков. Немаловажно и то, что эти предприятия имеют солидный опыт и навыки применения различных технологий поиска финансовых ресурсов. Поэтому они пытаются минимизировать затраты на привлечение средств и не заинтересованы в получении средств на тех условиях, которые предлагают в настоящее время банки, из-за высоких процентных ставок и краткосрочности кредитования. Этот источник финансирования используется, в крайнем случае, для высокоэффективных проектов при отсутствии других возможностей.^ Вторая группа наиболее многочисленна и объединяет предприятия, прошедшие стадию становления, но испытывающие в той или иной степени дефицит ресурсов для своего функционирования и развития. Они заинтересованы в привлечении финансовых средств для решения различных тактических и стратегических задач, но их возможности ограничены недостатком имеющихся у них залогов и гарантий. К третьей группе относятся убыточные и малорентабельные предприятия с нестабильным финансовым положением, отягощенные долговыми обязательствами, а также недавно созданные, только начинающие свою деятельность. Эти предприятия не обладают свободными средствами и реальными залогами. Для них не существует и отлаженной системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. В тоже время в банковском и инвестиционных секторах накоплены большие ресурсы, однако малый бизнес не в состоянии переключить на себя основные финансовые потоки. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых предпринимателями перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются «полуфабрикатом», который не находит своего инвестора или кредитора по следующим причинам: - низкое качество подготовки бизнес – плана, - финансовая несостоятельность предприятий – соискателей инвестиций, - отсутствие гарантий и залогов, - неоптимальные схемы реализации проектов, - отсутствие у предприятий информации о потенциальных источниках и технологиях финансирования, - незнание принципиальных требований инвесторов и «правил» поведения на рынке капиталов и др. В связи с этим у финансирующих структур создается иллюзия отсутствия проектов, в которые можно вложить деньги. Предлагая некачественные и поэтому бесперспективные для инвестирования проекты, предприниматели теряют время, средства, силы, желание и импульс к их дальнейшей реализации. Воспользоваться же консалтинговыми услугами по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов малым предприятиям, как правило, не позволяют средства. 3) У «Предпринимателя», осуществляющего деятельность без образования юридического лица- из-за отсутствия четкого юридического толкования- к кому конкретно он относится к физическому, юридическому или должностному лицу, возникают проблемы при налогообложении, установлении ставок и штрафных санкций. Необходимо законодательно четко определить и закрепить таких юридических терминов и понятий, как "предприниматель без образования юридического лица", "малый бизнес" и "средний бизнес", а так же критерии отнесения к этим группам ( количество работающих по найму, кв.м. площадей, максимальная выручка, и пр.). 4) Высокие ставки земельного налога, арендной платы за землю, аренды помещений, которые ежегодно увеличиваются. 5) Ведомственные барьеры, которые пришли на смену административным (электросеть, СЭС, пожарная и торговая инспекции и прочие службы, которые решили сделать за счет малого предпринимательства свой большой бизнес). Все эти проблемы нам надо решать, в т.ч. и с помощью Ассоциации.