«По стопам Одиссея: Микенская цивилизация в археологических и письменных источниках».На протяжении многих столетий княжества греков – героев эпохи бронзы – считались исключительно составляющей частью греческой мифологии и традиции. В 1876 году Генрих Шлиман, дилетант археолог, побужденный описаниями Павсания, обнаружил за львиными воротами в Микенах, которые мы видим на этом рисунке, знаменитые ямочные погребения первых Микенских правителей. На сегодняшней лекции попытаемся обозначить микенскую цивилизацию, рассказать о ее возникновении, развитии и упадке. Под термином «Микенская цивилизация» называем ту цивилизацию, которая господствовала на территории Эгейского моря с 17-го по 11-й вв. (последний этап медной эпохи). Центром этой цивилизации являлась южная часть материковой Греции. Название этой цивилизации дал город Микены, «золотые Микены», как его называет Гомер, что в районе Арголиды на Пелопоннесе, который являлся основным центром всей Микенской цивилизации. Носителями микенской цивилизации были первые грекоязычные племена на территории, которая впоследствии была названа Элладой. Согласно археологическим данным и находкам, а также согласно античным авторам, в период с 2100 по 1900 до н.э. намечается волна переселений грекоязычных племен на южной части греческого материка. Эти племена, по лингвистическому критерию, относились к индоевропейской семье народов, как и предки большинства европейских народов. Названия этих племен известны по гомеровским произведениям, а также по греческой традиции: ахейцы, данайцы, ионийцы, эолийцы, аркадийцы и др., т.е. речь идет о племенах, которые говорили на различных диалектах греческого языка. На карте мы видим предположительный маршрут аркадийцев от Македонии до Центрального Пелопоннеса. Переселенцы встретились с прежними жителями южной части греческого материка, которые говорили не на индоевропейском языке и были носителями так называемой Первоэллинской цивилизации, которая господствовала в период с 2800 по 2100 до н.э. Эта цивилизация характеризуется появлением первых организованных поселков с такими городскими центрами, как город Лерна в районе Арголиды. В районе 2100 до н.э. эти поселки разрушаются пришедшими эллинскими племенами. В последующие века греки будут ассимилироваться с предшествующим средиземноморским населением и, по сути, от этого смешения возникнет микенская цивилизация. Стоит подчеркнуть, что даже сегодня в греческом языке присутствуют слова доэллинского периода, такие как θάλασσα, Άμφισσα, Νάουσα, Υμηττός, Κηφισός, υάκινθος, Ζάκυνθος, Παρνασσός и др., большинство из которых относятся к названию различных местностей. На картине мы видим золотой сосуд, характерный для размещения соусов, который широко применялся доэллинским населением. При этом следует назвать Кикладскую цивилизацию, время развития которой приходится с 3 по середину второго тысячелетия до н.э.. Территориально эта цивилизация появляется на Кикладских островах и, по мере развития судоходства, перевалочной торговли и пиратства, распространяется на прибрежные районы греческого материка. Оригинальным художественным производством Кикладской цивилизации являются знаменитые мраморные статуэтки. К ним относится статуэтка играющего на арфе с района Керо, одна из немногочисленных мужских статуэток, для которой характерна простота, пластичность и чистота образа. Самой важной цивилизацией Эгейского моря остается Минойская цивилизация. Под прилагательным «минойская» подразумевается цивилизация острова Крит начиная с эпохи медного периода и до 1450 года до н.э. Название происходит от имени Миноса, мифического царя Крита. География распространения Минойской цивилизации охватывала в основном острова Архипелага (Эгейского моря) а также некоторые прибрежные районы Малой Азии. Минойское население Крита развивало торговые отношения с Египтом, Кипром, Сирией и Палестиной, островом Самофраки на севере Эгейского моря. Влияние минойцев на Микенскую цивилизацию Эллады было определяющим, так, что очень часто речь идет о Крито-микенской цивилизации. Представители Минойской цивилизации достигли высоких результатов в области искусств. Здесь мы видим знаменитую роспись Кноского дворца, на которой изображается особо опасный вид состязаний (ταυροκαθάψια), по которому спортсмен, опираясь на рога быка, в тот момент, когда бык направлялся на него, должен был осуществить обратный прыжок на спине быка, и приземлиться за ним. Обратите внимание на то, что в соревнованиях участвовали и женщины, их образы передаются белым цветом, а образы мужчин изображаются красным цветом. Положение женщины в Минойском обществе особое и очевидно, что она пользовалась особым весом и авторитетом. Представители Минойской цивилизации отличились и в ювелирном деле. Наверху слева мы видим золотой талисман с района Маля, на котором изображаются две пчелы, накладывающие по капле меда на соты. Обратите внимание на то, что ширина изделия составляет всего 4,5 сантиметра. Удивительного восприятия это спортсмен-всадник быка из слоновой кости с Кноского дворца. Художник изображает его во время прыжка над рогами быка. Удивительными деталями и подробностями изображено тело спортсмена, в частности вены его рук. В общем, для Минойского искусства характерна изобретательность, изящность, утонченность и физиократия, главенство и первенство природы над любой другой силой. Характерной чертой удивительного прогресса Минойской цивилизации явилось также применение системы письменности. Эволюцией первой, иероглифической, письменности на Крите явилась линейная письменность «А», глиняные таблицы которой мы видим на экране. Следует подчеркнуть, что линейная письменность «А» не раскодирована, поскольку на ней отображен не греческий язык. Эта письменность послужит образцом для эллинов, представителей Микенской цивилизации, которые позже создадут свою письменность, линейную письменность «Б». Можно обозначить четыре фактора, которые обеспечили господство микенской аристократии на материковой Греции в 1700 г до. н.э.: а) успешные торговые контакты с представителями Минойской цивилизации, б) контроль над распространением олова и золота с дальних регионов, в) возможное участие в качестве наемников в военных действиях в Египте и в других местах, и г) установление своей власти над местным населением с помощью оружия. Вышесказанное подтверждается богатыми предметами, найденными в гробницах Микенской аристократии и знати, среди которых особо выделяются своим блеском и богатством могильные комплексы «А» и «Б» в Микенах. На этом изображении видим эти комплексы в своем первозданном виде: круглое пространство, предназначенное для захоронений, окружено каменным ограждением, внутри которого помещалось несколько ямочных могил, при этом на некоторых из них находились каменные надгробия. Могильный комплекс «Б» датируется более ранним периодом, 1700 годом до н.э., а за ним могильный комплекс «А», датируемый 1650-1600 годом до н.э. Представители микенской цивилизации, захороненные в первом могильном комплексе, видимо составляли высшие слои общества, Неслучайно 300 лет спустя, когда Микены были окружены стеной, те, кто соорудили эту стену, сочли целесообразным расширить ее, чтобы в нее вошли эти могильные комплексы. Это означает, что некоторые из 19 захороненных в шести могилах этого комплекса сыграли важную роль в раннем развитии Микен, в результате чего память о них жива среди своих потомков 300 лет спустя, что обеспечивает им нужные почести. На этой картине видим одно из надгробий комплекса с рельефным изображением спиралей и воинов, одного пешехода и одного всадника. Характерные золотые маски, которые укрывали лица захороненных, самая знаменитая среди которых «маска Агамемнона». Захороненный, на котором была одета маска, был мужчиной, ростом 1,83 сантиметра, т.е. достаточно высокого роста для своего времени. Данная маска по сути является портретом мертвого мужчины с бородой, выделявшегося своей мужественной внешностью. Две другие маски, менее впечатляющие и менее оригинальные по своей фактуре. Четвертая маска сделана их янтаря и была найдена в могильном комплексе «Б». Она сопровождала воина, похороненного в положении лежащего на спине, при этом рядом с ним лежал драгоценный меч. Все находки гробниц свидетельствуют о касте воинов, для которых характерна любовь к оружию и хорошая военная подготовка. Следует, также, отметить нахождение в могилах предметов экзотического происхождения, таких как яйца страуса из Египта или янтарь из Балтийского моря. На следующей картине видим еще несколько находок и драгоценных предметов, которые сопровождали мертвых могильного комплекса «А». Золотые прокаты в виде диадем украшали деревянный саркофаг. На нижнем рисунке встречаем деревянный шестиугольный компас, на котором надеты золотые прокаты, изображающие львов, гоняющих оленей. Справа видим золотой сосуд в виде головы льва, который предназначался для возлияний в честь богов. Удивительных результатов достигли художники и в обработке камня. На этой картине мы видим утку из фарфора, найденную в могильном комплексе «Б» и свидетельствующую об утонченном художественном вкусе. Вслед за минойцами, микенцы также переняли традицию иметь при себе множество золотых перстней и колец, а также печати из драгоценных камней, что являлось признаком социального положения и престижа. Обратите внимание на то, что у большинства колец диаметр колеблется в районе 2 сантиметров. На картине видим кольцо из могильного комплекса «А», с изображением охоты за оленем двумя всадниками. Впечатляет резкое движение животного в тот момент, когда его ранит стрела. Удивительного художественного подхода и эта золотая печать в форме цилиндра, изображающая борьбу героя со львом, что ассоциируется со знаменитыми подвигами Геракла. Борьба со львом и победа над львом всегда воспринимались как особой важности подвиг. На картине видим, как два образа стоят друг против друга, находясь в полной симметрии, создавая при этом треугольный комплекс. Подытоживая, можно сказать, что представители Микенской цивилизации переняли минойские виды искусства, приспосабливая, при этом, свою тематику и общий лейтмотив. Охота, подвиги, героические военные столкновения, динамизм в выражении – все это выходит на передний план. Таким образом, элемент борьбы и героизма является характерным и основополагающим для эллинов микенцев. Микенцы, учась у минойцев, проявили себя безупречными художниками. На первой картине слева видим знаменитую золотую чашу из купольной могилы в районе Вафио Лаконии, с изображением пленения быка, наверху справа видим золотую бусинку из ожерелья с изображением мифического животного с телом льва и головой, ногтями и крыльями орла из купольной могилы в районе Пилос, ниже видим другую деталь ожерелья с изображением золотого быка из могилы в Микенах, а в конце, внизу налево видим комплекс из слоновой кости, изображающий женщин и детей, найденный в Микенах. В последующие два века Микенская цивилизация развивается динамично. Поселения умножаются и, как мы видим и на карте, распространяются по Пелопоннесу, в материковой Греции и вплоть до Фессалии. По всей этой географической зоне археологические раскопки свидетельствуют о существовании дворцов, акрополей, поселений, кладбищ и больших купольных могил. На карте мы видим основные Микенские центры, как они выглядели в столетиях ахейского господства, т.е. в 15, 14 и 13 веках до н.э. В большинстве случаев эти центры были защищены стеной и фортификационными сооружениями, по крайней мере, начиная с начала 14 века. Самые древние и самые известные фортификационные сооружения, это акрополи Микен, Тиринфа, дворец Пилоса, останки дворца в Менелайо в Спарте, дворец в Фивах, а также фортификации Гла в районе Копаида. Портовым центром Микен в Арголиде считается Асини. В Афинах Микенская стена сохранилась в определенных частях Акрополя. Купольные могилы в районах Мениди в Лаврио, микенское святилище в Элефсине, микенское кладбище в Перати свидетельствуют о сильном микенском присутствии и в Аттике. В Фессалии, помимо района Иолкос, где дворец Ясона, недавние исследования привели в свет Микенский дворец в Димини. Недавние исследования в Мидее Арголиды и Крисе Фокиди обнаружили акрополи с сильными фортификационными сооружениями. Что касается политического устройства этих центров, с учетом столь обширного количества микенских центров, очагов микенской цивилизации, речь идет о независимых государствах, каждое из которых управлялось отдельным правителем, вождем, который устанавливал свой контроль над географической территорией каждого из этих государств. Открытым остается вопрос об отношениях между собой соседствующих государств, допустим Микен, Тиринфи и Мидеи. Стоит обратить внимание на внутреннее убранство акрополей на примере Микен. Микены были построены на недоступной скале, окруженной резкими и глубокими пропастями и ущельями. На картине видим, что вся территория была окружена мощными и массивными фортификационными сооружениями, стеной. Здесь находятся центральные ворота акрополя, знаменитые львиные ворота. За стеной виден могильный комплекс «А»¸а также различные здания, маленькой площади, это могут быть жилые дома, мастерские, склады и святилища. В домах проживали различные высокопоставленные люди, чиновники, мастера, жрецы, обслуга и охрана правителя. Остальное население проживало за территорией стены. Вторые, меньшего масштаба, ворота выделяются на северной части стены. В самой высокой части акрополя находился дворец правителя с другими вспомогательными, подсобными помещениями. В конце 13 столетия до н.э., во время напряженного периода и отсутствия стабильности, фортификационные работы были расширены к северо-восточной части, с целью включить в себя подземный источник воды и ворота для пробега. На этой схеме мы видим подземный туннель со встроенными ступеньками, который начинался за стеной, дальше уходил вглубь по земле на 10-метровой глубине и заканчивался на цистерне с водой из источника. Здесь мы видим фотографию Микен с воздуха. Видим, что центральные ворота были надежно защищены как справа, расширением стены, так и слева - бастионом. Те, кто наступали на Микены, подвергались обстрелом огнем. На фотографии выделяется дворцовый комплекс и могильный комплекс. Здесь мы видим характер постройки стены и львиных ворот. Стена, шириной 5,5 метров и начальной высоты 12 метров, была построена из больших, мощных каменных глыб, каждая из которых весила несколько тонн, длинною от 1 до 3,5 метров каждый. Еще с древности это вызывало восхищение, поэтому была создана легенда о том, что сцену построили Циклопы. Циклопская стена, своим масштабом и весом, возвышающаяся непосредственно над землей, выглядит как естественное продолжение природного подъема. На этом изображении мы видим детали верхней части Львиных ворот. Проблема поддержания многотонных каменных глыб Львиных ворот решалась следующим образом: каменные глыбы собирались так, чтобы каждая последующая глыба располагалась над предыдущей. Таким образом образуется так называемый треугольник в центре, вес переносится на боковые стороны, обеспечивая памятнику устойчивость. В случае с Микенами пустой треугольник заслоняется большой каменой глыбой, которая опирается на массивную притолоку с рельефным изображением двух львов. Это огромный рельеф, датируемый 1250 г. до н.э, несомненно является символом власти и могущества Микенской династии. Здесь мы видим схематичное изображение центрального здания дворца. В прежние времена существовали входные ворота, которые вели в одну из комнат, а затем следовала центральная зала дворца царя, где проходили приемы. В центре зала был расположен большой круглый очаг. Великолепное здание, богато декорированное изнутри, расписанное разноцветными красками и украшенное фресками. Такие же особенности имеет и акрополь Тиринфа. Здесь мы видим аэрофотографию Тиринфа на Арголидской равнине. Он возвышается на 1,5 км. Над уровнем моря. Однако в Микенскую эпоху, о чем свидетельствуют геологические исследования, море подходило к склонам Акрополя. Стены здесь еще более мощные, шириной в 7,5 метров. Даже Гомер называл Тиринф «неприступным», поскольку он славился своими стенами. В Тиринфе также существовали подземные переходы с источниками воды, нечто, что позволяет провести параллель с Афинским Акрополем. Неприступный Тиринф сегодня внесен в список памятников ЮНЕСКО. Исключением из череды укрепленных микенских дворцов является дворец в Пиле, столице мудрого царя Нестора (по преданиям Гомера). Речь идет о наилучшим образом сохранившемся дворце Микенской цивилизации в период ее расцвета в 13 веке до н.э. Центральное двухэтажное здание, которое мы видим на изображении, было царской резиденцией с комнатами, расположенными по кругу вокруг внутреннего двора и дворца, как и во всех других микенских крепостях. Также существовал туалет, канализация. На плане мы видим мастерскую и оружейную дворца, где было найдено огромное количество наконечников стрел. В северной части здания были найдены 35 сосудов с вином. Расположение дворца позволяет нам понять, что царь контролировал все запасы и торговые товары, такие как масло и вино. Эта торговля, в свою очередь, приносила царю несметные богатства. Здесь мы видим изображение тронного зала дворца с большим круглым очагом, сохранившимся до наших дней, в глубине которой располагался трон царя. Изображение ванной комнаты. А здесь изображение внутреннего двора, который располагался перед дворцом. Как упоминалось ранее, дворцы были украшены фресками с изображением сцен из общественной и религиозной жизни Микен. На изображениях микеняне наследуют минойские образы с небольшими различиями. На изображении мы видим певца с лирой в тронном зале дворца в Пиле. Гомер описывает сказочные сцены с певцами, которые воспевают подвиги героев в царских дворцах. Здесь мы видим известную микенянку из дворца. Эта фреска по сравнению с другими позволяет нам описать моду женщин того времени. Мы видим, что женщина носит красивое платье и длинные волосы. Следует отметить, что женщины Микен красились и заботились о своей внешности, как и в наши дни. Акрополь Гла в Беотии, который мы видим на изображении, построен на небольшом возвышении, и видно, что он не похож на все остальные акрополи, которые мы упоминали ранее. Согласно с данными археологических исследований, мы можем сделать вывод, что этот Акрополь представлял собой большое сложное строение, которое создали жители района Копаиды для того, чтобы обезопасить себя на время войны, для охраны своей собственности, но главным образом для сохранения оросительной системы, которая является одним из величайших достижений Микенской Греции. Речь идет о Микенском Акрополе, равных которому прежде не было, стены его достигают 200 стремм. На Акрополе располагались небольшие здания, которые служили складами для сельскохозяйственных продуктов, которые они получали благодаря водосточным системам, связанным с озером Копаида. Оросительная система, благодаря своей совершенной конструкции, снова была введенав действие в 1899 г., 32 века спустя. На фотографии равнина Копаиды и в центре ее Акрополь Гла, сохранившийся и по сей день. Для осуществления сухопутных связей микеняне соорудили обширную дорожную сеть, которая на большей своей части была предназначена для колесных повозок. На изображении мы видим микенский мост «Казармас» в Арголиде. Этот мост был построен также по системе циклопической архитектуры и имеет в длину 22 метра, в ширину – 4. Этот мост используется и в наши дни жителями этого района, несмотря на то, что был возведен более 3300 лет назад. Еще одним примером кладки циклопической архитектуры являются знаменитые микенские сводчатые гробницы. Речь идет о гробницах царей и аристократии, которые состоят в основном из купола, в котором и располагалась могила, а также из дороги, которая вела ко входу в гробницу. На сегодняшний день в Греции обнаружено около 120 подобных гробниц, от Кефаллоньи на Ионических островах и до Крита. Еще в древности эти могилы были разграблены. На первом изображении мы видим свод гробницы, который был назван древними греками «сокровище Миноса», по имени мифического царя Беотии. Ниже мы видим знаменитое сокровище Атреа, крупнейшую и лучшим образом созранившуюся сводчатую гробницу, которая располагается в Микенах и датируется примерно 1250 г. до н.э. Проход длиной 36 метров ведет ко входу в гробницу с входной дверью высотой 5, 5 метров. Справа мы видим реконструкцию гробницы. На этой схеме мы видим то, каким образом был сооружен свод, пример которого мы уже встречали в Львиных воротах, когда каждая последующая глыба включает в себя часть предыдущей вплоть до последней плиты, так называемой «ключевой». В целом свод имеет диаметр 14,5 метров и 13, 5 метров в высоту. Заметим, что также существовало и помещение со второй боковой гробницей. Когда возведение гробницы было закончено, вход в нее закрывался стеной, и весь комплекс и дорога к нему покрывались землей, создавая таким образом курган. Здесь мы видим внутренность гробницы с проходом во внутреннее помещение. Очень интересна находка, которую сделали археологи в сводчатой гробнице в Марафоне Аттики: двойной могильник лошадей, находящийся на проходе во внутренние части могильника, свидетельствует о тесной связи микенских аристократов с их конями, что можно проследить и по «Илиаде» Гомера. Во многих случаях мертвых сопровождали и идолы, которые археологи разделяют по типами Фи и Пси из-за из-за их фигур, которые напоминают эти буквы греческого алфавита. Так или иначе, микенские захоронения нам помогают не только понять типы могильников, но и глубже проникнуть в будни микенского общества. Наилучшим образом в реконструкции жизни микенского общества нам помогают письменные свидетельства линейного письма Б, которое использовали микеняне. На фотографии мы видим пример линейного письма Б, найденный в архивах Пилы. Также подобные образцы были обнаружены в Кноссе, Микенах, Тиринфе, Фивах и Ханье. Они датируются периодом с 1450 по 1200 гг. до н.э. Человеком, который сумел расшифровать линейное письмо Б в 1950 г. был английский архитектор Мишель Вентрис, работавший шифровальщиком с немецкими посланиями во вторую мировую войну. Расшифровка доказала, что линейное письмо Б является древнейшим письменным видом греческого языка микенского диалекта, который включает в себя наиболее древние пласты по сравнению с остальными греческими диалектами. Например, в микенском диалекте существует падеж, как и в современном русском языке, который не сохранился в последующих по времени греческих диалектах. Линейное письмо Б является слоговым и идеографическим письмом, то есть каждый символ в нем передает либо слог, либо все слово. На изображении мы видим основные символы линейного письма Б и их транскрипция латинскими буквами. Здесь мы видим идеографические символы: вначале – мужчина, лошадь, вино. Соединение отдельных идеографических символов с символами-слогами также помогает в расшифровке этого письма. Например, на изображении мы видим идеографические символы медных доспехов, воинского вооружения и коня. Обычно на таблицах с линейным письмом Б мы встречаем упоминания о продуктах, деятельности и службы обеспечения дворца микенских административных центров. Также мы встречаем свидетельства арифметических подсчетов производства товаров, запасов и налогов. Таким образом мы узнаем, что в микенских центрах были организованы большие запасы сырья и продуктов, таких, как пшеница, ячмень, вино, мед, шерсть, лен и др., которые либо продавались, либо обменивались. Наряду с этим были и запасы золота, меди и слоновой кости, с которыми работали ремесленники. Из письменных свидетельств мы также получаем информацию о должностях, профессиях и ремесленных специальностях, например, медянщиках во дворце в Пиле, число которых превышало 400, ремесленников по золоту, моряков, врачей, плотников и др. Важное место среди ремесленников занимали строители, само название которых образовано от глагола строить. Корень этого слова индоевропейский, в латинском языке существует слово domus, то есть дом, в санскрите слово дамас, в русском – дом. Также из свидетельств линейного письма Б можно заключить, что во главе микенской иерархии стоял Ванакс, царь, о котором упоминает Гомер. Верховный монарх, сидевший во дворце, управлял государством, устанавливал налоги и издавал законы, контролировал общественную жизнь и международные отношения. Помимо прочего, как видно из источников Пили, ванакс также владел громадными территориями земли. Власть ванакса в представлении микенян носила сакральный характер. Второе место в иерархии и в обладании земельными владениями занимал лавагет, название которого представляет собой сложное слово от «народ» и глагола «вести», то есть ведущий народ. Если мы предположим, что в микенском диалекте так же, как у Гомера, слово народ означает войско, то лавагет – полководец. Как важный вид должностных лиц упоминаются телестес, возможно, выполнявшие религиозные функции, и епеты, которые скорее всего выполняли представительские функции дружины вокруг царя. Также мы находим упоминание о существовании старейшин и должности царя, однако с тем значением, которое она получит в дальнейшем. В текстах линейного письма Б мы также много раз находим упоминания о дуэро, то есть рабах, на службе у различных должностных лиц и жрецов. На изображении мы видим пример письма Б с его дешифровкой, в котом содержатся упоминания о религиозном культе микенян: на первой строке мы можем прочесть о приношении Посейдону Сарпидонскому, имя которого также известно, поскольку его носит герой Илиады, хотя здесь оно скорее всего относится к какому-либо должностному лицу. Также можно отметить, что мы встречаем много греческим имен, сохранившихся и по сей день: Ахиллес, Александра, Эвмен, Теодора, Перикл, Архелас, знаменитый македонский царь, и многие другие. Продолжая расшифровку, мы видим, что это приношение Посейдону было разнообразным: 4 меры пшеницы, 3 – вина, 2 вола и др. Также мы читаем, что в этом подношении участвовал и димос, то есть все население общины. До недавнего времени считалось, что линейное письмо Б является примером древнейшего письменного памятника греческого языка. В 1994 г. в Кавкании в Олимпии на Пелопоннесе была обнаружена галька диаметром всего лишь 5 мм, которая и является древнейшим письменным памятником греческого языка. На ней начертаны знаки и три слова, выполненные в линейном письме Б, одно из которых мы можем прочесть: Харопос, имя, известное нам по «Илиаде» Гомера. Эта галька датируется 17 веком до н.э., то есть на два века раньше чем древнейшие плиты с линейным письмом Б и на 2000 лет ранее древнейших текстов на греческом алфавите. Скорее всего, микеняне писали не только на глиняных дощечках, но и на других поверхностях, которые не сохранились до наших дней. Микенское искусство богато изображениями войн и сражений, героическими сюжетами, что характеризует и самих микенян. Эти изображения позволяют нам описать и вооружение, которое они использовали: здесь мы видим картину на золотом кольце, найденном в первом могильнике Микен. Сражение носит драматический характер: высокий герой спешит на помощь раненому и возможно более старшему соратнику, сражаясь с двумя противниками. На этой картине встречаем характерные образцы микенских копь и других предметов, найденных в могилах воинов. Длина самых больших превосходила 1 метр, а самые маленькие хорошо подходили для боковых ударов. Многие из них были украшены золотом и слоновой костью. На этой фотографии видим единственный вариант микенского обмундирования, найденного в полном виде в могиле в районе Дендра Арголиды и датируется концом 15 века до н.э. Обмундирование сделано из кусков меди, прикрепленных внутренней стороной подкладки и оно покрывает тело начиная с колен и по шее. Шлем был сделан из кожи и покрыт клыками дикого кабана. По всей видимости, такое обмундирование носили всадники (слишком большой вес для пешего воина), о чем детально описывает Гомер. Микенские предметы, найденыые в царских могилах 16 и 15 вв до н.э., бесспорно являются шедеврами искусства. При их создании была применена уникальная, впервые веденная в оборот, технология, которая встречается только в Пелопоннесе – речь идет о рисовании на металле при использовании золота в сочетании с ниелием, т.е. смесью из свинца, серебра и серы. На первой картине изображена река и папирусы, рыбы, птицы и нападающее кошкообразное существо, на второй картине встречаем золотых львов, а на третьей – композицию с спиралями, розами, композицию из морского мира, кораллы и морские существа. Потребность к сырью (золото, медь, слоновая кость), а также рост населения в сочетании с мужеством и потребностью к открытию новых мест, привели микенцев не только к заселению Эгейского моря и Крита, но и к созданию колонии в Милет в Малой Азии, а также к созданию торговых станций в Угарите, на побережье Сирии, в Египте и на Кипре, основном источнике меди, необходимого для микенских дворцов. На западе микенские торговые станции существовали в Таранте, на Липарских островах в Исхии (Италия), в Сицилии, в Сардинии. При этом, поиски олова, более редкого сплава, необходимого для производства бронзы, привели представителей Микенской цивилизации в Испанию, быть может в Британию, Прибалтику, наверняка и в Афганистан на востоке. Обмен сырьем по всей вероятности происходил в средиземноморских портах. Следует также указать на то, что как поход аргонавтов, так и якоря микенских кораблей, найденные на берегу Черного моря, свидетельствуют о присутствии микенцев в регионе. На картине знаменитый тронный зал в Кносском дворце на Крите. Это убранство относится к середине 15-го века до н.э., времени завоевания Крита представителями Микенской цивилизации. В Кносском дворце была резиденция Микенского правителя, который контролировал весь остров. На протяжении 14 и 13 вв. до н.э., благодаря развитию судоходства и торговли, намечается демографический рост. Международная торговля микенцев находилась в руках центральной власти. В текстах дворцовых архивов нигде не упоминаются купцы как отдельное сословие. В это время еще не существует монет, и применяется только натуральный обмен. На картине видим графическое изображение микенского корабля с 50 веслами. На следующей картине видим денежную единицу из меди, которая была найдена в складах Микен, также подобные образцы находят в амбарах древней кораблей. На этой картине встречаем характерный торговый сосуд микенцев, амфору с закрытым отверстием. Такие амфоры встречаются на всем средиземноморском побережье, в Египте и Ближнем Востоке. В них наливалась жидкая продукция, которую микенцы предназначали для экспорта – оливковое масло, эфирные масла, вино. микенцы также экспортировали ткани, оружие, сырье, например дерево и др. На этой картине видим килик и рито – типичные микенские сосуды с изображением существ подводного мира. Килика предназначалась для распития вина, и их находят в большом количестве как в микенских дворцах, так и в городах, с которыми Микенцы развивали торговые сношения. Торговая деятельность микенцев, а также ареал их расселения, растянулись вплоть до Македонии в Северной Греции. В таких районах, как Кастри (о. Тасос), Потами Драмас, Торони Халкидики, Тумба Салоник, Эани Козанис найдена микенская керамика, как привезенная, так и местного производства, датируемая 16 – 11 вв. до н.э. Недавно на Олимпе, в местности под названием Святой Дмитрий, было обнаружено микенское кладбище с микенскими сосудами, копьями и другими предметами, свидетельствующими о микенском обряде захоронения. Эта находка подтверждает присутствие микенцев а районе и расширяет географию распространения Микенской цивилизации. Микенские памятники были найдены и на юге Болгарии. На следующей картине встречаем самую древнюю в мире книгу. Она была найдена в остатках от крушения микенского корабля 14 века до н.э. в Улу Бурун на юго-западном побережье Малой Азии. В амбарах корабля находилось сырье, медь, олово, янтарь, эбеновое, черное дерево, а также амфоры со смолой и мастикой с острова Хиос. Самая интересная находка это безусловно эта маленькая книга, представленная двумя деревянными таблицами, соединяющимися слоновой костью. Внутренняя сторона сначала была закрыта и потом покрыта красной свечей, на которой графической письменностью Б шел перечень товаров и фамилий клиентов. На одной части книги сохранилась эта письменность, что подтверждает, что самая древняя книга была написана на греческом языке и свидетельствует о международном масштабе микенской цивилизации. Напоследок скажем несколько слов о религии. Фактом является то, что у всех святилищ древности – Дельфы, Делос, Олимпия, Епидавр, Елефсина и др.- была микенсткая фаза своего развития. Микенцы почитали своих богов в отдельных святилищах, в самих дворцах или акрополях. Очень много религиозных ритуалов проходило на природе, около деревьев и ручьев. На картине видим роспись из религиозного центра в Микенах, на которой богиня или жрица сельского культа держит в руках колос. Здесь мы видим золотой алтарь, который микенцы переняли у Минойцев, так называемый тройной алтарь. А рядом группа из трех женщин направляется в алтарь, и это изображение с кольца из позолоченного серебра. Быть может самое характерное религиозное изображение это то, которое изображено на знаменитом золотом кольце из Тиринфа. На нем женское божество сидит на троне, положа ноги на подставочке, носит длинное платье жрицы и держит большой кубок в виде конуса, предназначенный для приношений. За этой фигурой птица, а перед ней - колонна с курильницей. Шесть львинообразных демонов, держа сосуды, преподносят ей дары. Солнце и луна изображены на небе. И опять таблицы линейного письма Б дают сведения о характере микенского культа. Помимо приношения Посейдону, встречаются приношения другим богам Олимпа, таким как Зевс, Гера, Артемида, Гермес, Аполлон и Дионис. На этой картине видим изображение из кратера воинов в Микенах, датируется 1200 годом до н.э. Обратите внимание на то, что эти бородатые воины несут с собой мешок, как будто уезжают в дальний поход. Согласно легенде, дворец в Фивах (Биотиа) был разрушен коалицией Пелопоннесских сил. Исследования подтвердили насильственную гибель этого дворца, раньше других, что подтверждает, что микенские княжества воевали друг с другом. Примерно в 1200 году до н.э. произошла знаменитая Троянская война, столь славно воспетая греками. Раскопки в Трое подтверждают, что этот город был в это время насильственно разрушен. Быть может это был единственный союзный поход микенских княжеств против малоазийского города, по экономическим, естественно, соображениям, а не ради красивых глаз прекрасной Елены. Последний век Микенской цивилизации был особо напряженным. На международной арене мир на Восточном Средиземноморье стал рушиться. Египтяне воевали с хеттами, создавая трудности при ведении торговой деятельности. Чуть позже коалиция народов, которых Египтяне прозвали «народы моря», наступили на Восточное Средиземноморье, разрушили Угарит, Библ и другие прибрежные города Сирии и Палестины, а также в прошлом мощном княжество Хеттов в Малой Азии. «Народов моря» сумел остановить на границах с Египтом фараон Рамзес III в 1174 году до н.э. В это время разрушаются почти все микенские дворцы, за исключением тех, что в Афинах. Причины разрушений надо искать как в природных явлениях и катаклизмах, например, сильное землетрясение разрушило дворе