Беседа за круглым столом«Преступность несовершеннолетних и наркомания»Участники круглого стола: Психолог, Инспектор ПДН, учитель, ученики. Учитель:(вводное слово). В последние 10 лет в России сложилась тяжелая обстановка в обществе, так как реформы 90-х годов проводились резко и непродуманно и вызвали обнищание большинства населения России. Безработица, бедность, потеря денежных накоплений, рост цен вызывают озлобление людей, страх перед будущим, создают нестабильность в обществе и являются объективными причинами роста преступности. В последние годы широко распространилась наркомания, особенно среди молодежи. Это опасное явление также является серьезной причиной усиления преступности. Если человек бескультурен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамостоятелен, он способен пойти на преступление. Это — субъективные причины преступлений. Отрицательные влияния на подростков со стороны взрослых, со стороны семьи могут быть очень сильными, но все-таки в конечном итоге выбирает свою жизненную позицию сам человек.Учитель: Давайте послушаем подростков о конкретных жизненных ситуациях, когда несовершеннолетние становятся на путь правонарушений.1 ученик. В семейном общежитии жил Семен Петров, который любил выпивать, однако ему не хватало собутыльников. «Не могу пить один, это безнравственно», - часто повторял он. Поэтому Семен стал приглашать на огонек сына соседей, когда они уходили на работу. Он говорил 16-летнему Максиму: «Ты парень крепкий, что для тебя рюмка водки? Пустяк!» Через некоторое время за Семеном пришли из милиции и завели дело.2 ученик. 18-летний Денис великолепно стоял в воротах, был прекрасным футболистом. Игорю очень хотелось стать другом Дениса, но ему было всего 15 лет и Денис не обращал на него внимания. Однажды Денис спросил Игоря: «Ты надежный парень?» «Думаю, да» - скромно ответил Игорь. Денис попросил его оказать услугу, передать коробку с кроссовками одному знакомому. «Сделаю»,- твердо сказал Игорь, а через день он был задержан с поличным при передаче давно разыскиваемому преступнику партии наркотиков.3 ученик. То, что случилось с Максимом и Игорем, на языке УК называется вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления. Взрослые вовлекают несмышленых несовершеннолетних в преступную деятельность путем обмана, обещаний, а часто и путем угроз и насилия. Уголовный закон суров к тем, кто развращает подростков, угощает их спиртным или наркотиками, заставляет заниматься проституцией, бродяжничеством и попрошайничать. Учитель. Главная беда в том, что в результате таких преступных влияний дети и подростки сами становятся преступниками и готовы снова и снова нарушать законы.Психолог. К сожалению, часто в преступную деятельность подростки вовлекаются через дружбу со сверстниками, которые уже вступили на преступную дорогу. Ради дружбы ребята готовы на все, боясь прослыть трусом, предателем или маменькиным сынком. Большинство ребят слепо и бездумно подражают таким отрицательным лидерам-вожакам: «Куда все, туда и я» — так они рассуждают. Став взрослыми, они понимают свою ошибку, но бывает уже поздно.4 ученик. Многие подростки не знают законов и не хотят их знать, но это не освобождает их от ответственности за их нарушения. Однажды поздно вечером десятиклассник Сергей шел домой с дискотеки. На улице к нему подошли двое у ребят, которых он знал. Они стали оскорблять Сергея и избили его. Тот пошел искать помощи своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия Сергея правильными? Многие не знают, что действия Сергея являются преступлением, как и действия хулиганов, избивших его. Инспектор ПДН. Уголовный закон строг, но справедлив и знать его обязаны все. Статья 20 Уголовного кодекса о возрасте уголовной ответственности. ( инспектор ПДН читает ст. 20 УК РФ., приводит примеры)Психолог. Особенно популярны среди молодежи следующие преступления: хулиганство, кражи, нанесение телесных повреждений, вымогательство и другие. Многие подростки, только оказавшись в камере следственного изолятора, осознают, что они совершили преступление и должны понести за это уголовное наказание. А им казалось, что они «просто дрались», «выясняли отношения», «наказывали наглеца», «шалили», залезая на чужую дачу или в чужой сарай.Учитель. Давайте вместе подумаем, какие черты характера человека способствуют вовлечению в преступление.(Драчливость, хамство, неразборчивость в товарищах, склонность к спиртному, зависть, доброта, жестокость, честность.)Ученики. Рассказывают о своем отношении к наркотикам, как этого избежать. Психолог. (Читает письмо девушки, у которой парень умер от передозировки наркотиков, подростки делятся своими мнениями.)5 ученик. (читает стихотворение о наркоманах Е. Винокурова) «Вот он тащился, чуть не умирая, Через минуту ж — Где достал, Бог весть! О радостях искусственного рая Мир может на лице его прочесть...5 ученик. Верно ли, что наркоманы способны на любое преступление?Инспектор ПДН. (рассказ о криминогенной обстановке среди подростков.) Учитель. Итак, что чаше всего приводит к преступлениям подростков? Все начинается с лени, недисциплинированности, с плохой учебы. Такому подростку скучно и стыдно в школе, он ищет общения с такими же неудачниками. Чтобы утвердиться в компании, начинает совершать правонарушения и все заканчивается преступлением, за которое подростки несут уголовную ответственность. Хочется пожелать, чтобы среди присутствующих не было таких случаев, и надеюсь, что наша беседа принесет пользу.