Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан 21 марта 2011 г

На правах рукописиЖуравлева Жанна Игоревна ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИМ РЕЧИ19.00.10 – коррекционная психологияА В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наукНижний Новгород - 2011Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет» на кафедре специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования^ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Медведева Елена АлексеевнаОфициальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Князева Татьяна Николаевна (ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»)кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник УРАО «Психологический институт» Пускаева Татьяна ДмитриевнаВедущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Защита состоится 21 апреля 2011. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.164.02 по педагогической психологии и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета. Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»: www.nnspu.ruАвтореферат разослан 21 марта 2011 г.Ученый секретарь диссертационного совета Шутова Н.В.^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает в дошкольный период как важнейшее психическое новообразование. С ним связывают зарождение личности (В.М.Бехтерев, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Давыдов, И.П.Павлов, П.В.Семенов, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Б.С.Мейлах, В.С.Мухина и другие). Отечественные психологи (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие) отмечают, что способность к творчеству формируется в деятельности в разных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, музыкально-ритмической, конструктивной, театрализованной, словесной (Л.П.Бокарева, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, Е.В.Зворыгина, Е.Е.Кравцова, Е.А.Медведева, Н.Я.Михайленко, В.С.Мухина, К.В.Тарасова, О.А.Христ, М.М.Рыбакова и другие).^ Словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как "деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов» (М.М. Алексеева, В.И. Яшнина, 2000), что играет важную роль в полноценной подготовке детей к школе. Проблема развития словесного творчества у детей с ЗПР, ОНР и его взаимосвязи с развитием личности изучена недостаточно. В настоящее время проблема творчества у детей с отклонениями в развитии в дошкольном возрасте раскрывается: косвенно, при изучении процессов обучения чтению детей с ЗПР (Н.А.Цыпина), развития речи, рассказывания у детей с ОНР (В.П.Глухов), проявления творчества у умственно отсталых дошкольников, детей с ЗПР в изобразительной деятельности (Е.А.Екжанова), выражения творчества в игровой деятельности (Е.С.Слепович); как самостоятельный процесс: развитие воображения в театрализованной деятельности у детей с ЗПР (Е.А.Медведева), творчество как средство коррекции общего недоразвития речи у детей с ЗПР (Е.П.Фуреева), развитие художественно-творческого компонента личности детей с проблемами как составляющего социокультурного развития (Е.А.Медведева). На сегодняшний день можно констатировать наличие противоречия между значимостью формирования словесного творчества для развития у дошкольников с ЗПР и ОНР в контексте социокультурного становления таких субъектных качеств личности, как самостоятельность, решительность, речевая активность, воля, ответственность, и неизученностью данного вида художественно-творческой деятельности в системе психологической помощи таким детям в образовательном учреждении. В связи с этим на этапе поиска технологий психологического сопровождения детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР в их социокультурном развитии изучение процесса формирования словесного творчества у детей данной категории нам представляется достаточно актуальным.^ Цель исследования: изучение особенностей становления психологических компонентов словесного творчества как условия социокультурного развития личности старших дошкольников с ЗПР и ОНР. ^ Объект исследования – специфика формирования психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР в коррекционно-развивающем пространстве. ^ Предмет исследования – особенности проявления словесного творчества, содержание и технология его формирования у детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР как условия оптимизации социокультурного становления их личности. ^ Гипотеза исследования: - недостаточность творческих проявлений, в том числе в художественно-словесной деятельности, проявляющаяся в разной степени у старших дошкольников с ЗПР и ОНР, затрудняет их социокультурное развитие. Своевременная и целенаправленная коррекционно-развивающая работа с этими детьми по формированию психологических компонентов словесного творчества (социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов) способствует активизации их потенциальных возможностей в формировании самостоятельности, инициативности, речевой активности, привычки к эмоционально-волевым усилиям в деятельности, к овладению способами творческого действия, что создает условия для их социокультурного развития. Общая гипотеза исследования конкретизирована в частных гипотезах: - старшие дошкольники с ЗПР и ОНР в силу причин объективного характера (биологических и социальных) не достигают возрастных уровней развития словесного творчества, что проявляется в незрелости мотивации, самостоятельности и находчивости, речевой активности, эмоционально-волевой регуляции, в несформированности на уровне возраста способов творческого действия, знакового выражения и качества словесно-творческого продукта; -использование специально подобранных диагностических методик позволяет выявить особенности, актуальные и потенциальные возможности проявления психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников с ОНР, ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; -«художественная среда», специально организуемая педагогами, психологами, обеспечивает необходимые условия формирования психологических компонентов словесного творчества, обогащения литературного опыта и способствует социокультурному развитию дошкольников с ОНР и ЗПР; - словесное творчество выступает одним из видов художественной деятельности, который в период дошкольного детства способствует развитию речевой активности и словесной формы воображения, в том числе и у детей с ЗПР и ОНР. В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: 1) изучить и проанализировать философскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования; 2) разработать диагностический инструментарий для определения возможностей детей с ЗПР и ОНР в словесном творчестве; 3) выявить особенности развития психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР; 4) определить характер взаимосвязи и взаимообусловленности проявления психологических компонентов словесного творчества у детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР; 5) разработать содержание и технологию формирования психологических компонентов словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с ЗПР, направленных на оптимизацию их социокультурного развития; 6) апробировать коррекционно-развивающую программу формирования словесного творчества детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР в специально созданном образовательном пространстве.^ Методологические основы исследования разрабатывались на основе: - культурно-исторического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитии (Л.С.Выготский, ТА.Власова, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.А.Петровский, Л.Ф.Обухова, У.В.Ульенкова, Д.И.Фельдштейн и другие); - ориентации в образовании на положение о культуросообразности детерминации развития человека как личности, как субъекта культуры (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, В.М.Межуев, М.С.Каган и другие); - гуманизации, интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.В.Волосовец, Л.В.Выготский, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М.Шипицина и другие); - личностно ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и воспитательном процессе, способствующего формированию индивидуальности, раскрытию творческого потенциала и социализации, «врастанию» в культуру и личностному развитию ребенка (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Е.Е.Дмитриева, Т.Н.Князева, И.Ю.Левченко, Е.А.Медведева, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, У.В.Ульенкова, Н.В.Шутова и другие); - положения о единстве и сложном взаимодействии факторов органического и социального в развитии ребенка с проблемами психической организации и ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И.Божович, Т.Н.Волковская, Л.С.Выготский, Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, К.С.Лебединская, И.Ю.Левченко, Е.А.Медведева, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова и другие); - положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, Ж.И.Шиф и другие); -деятельностного подхода с позиций социально-личностного развития (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и другие); -о значении коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зон актуального и «ближайшего развития» (Л.С.Выготский); - «субъектно-художественного» подхода в социокультурном становлении личности ребенка с проблемами в развитии (Е.А.Медведева); - теоретических взглядов на взаимосвязь процесса развивающего обучения и формирования детского творчества (Н.А. Ветлугина, А.А.Волкова, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова и другие).^ Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми в процессе художественной деятельности; изучение продуктов художественно-творческой деятельности, метод беседы; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; качественный и количественный (статистический) анализ экспериментальных данных.^ Организация исследования: опытно-экспериментальная работа велась в период с 2007 по 2010 гг. на базе следующих образовательных учреждений города Москвы: ГОУ ДОУ компенсирующего типа № 735 САО, ГОУ ЦМТ «Гермес» САО, ГОУ ДОУ комбинированного типа № 610, ЦППРиК «Ирида» СВАО. В экспериментальном исследовании принимало участие 295 человек: 150 детей в возрасте 6-7 лет (60 детей с ЗПР, 60 детей с ОНР и 30 - нормально развивающихся сверстников), 115 родителей, 30 педагогов и специалистов (дефектологов, психологов, логопедов). Диагноз старшим дошкольникам с ЗПР и ОНР специализированных образовательных учреждений был подтвержден на ПМПК СВАО и САО. Экспериментальное исследование проводилось поэтапно:^ Первый этап (2007/2008 гг.) - поисково-теоретический: изучение научной литературы.Второй этап (2008/2009) - диагностический: проведение констатирующего эксперимента, анализ качественных и количественных показателей статистических данных.^ Третий этап (2009/2010 гг.) - формирующий психолого-педагогический эксперимент: проведение формирующего и контрольного экспериментов.Четвертый этап (2010/2011 гг.) - обобщающий: анализ и систематизация результатов исследования, формулирование теоретических положений и выводов исследования .^ Научная новизна исследования определяется тем, что оно является одной из первых попыток специального экспериментального изучения процесса формирования психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества у дошкольников 6-7 лет с ЗПР и ОНР: - выявлены общие закономерности развития психологических компонентов словесного творчества у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников; - разработан диагностический инструментарий изучения психологических компонентов словесного творчества у детей; - проведено сравнительное исследование проявления словесного творчества у дошкольников с ЗПР, ОНР, нормально развивающихся сверстников, имеющих разные актуальные и потенциальные возможности; - получен и обработан большой массив эмпирических данных об особенностях проявления психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества детей 6-7 лет с ОНР, ЗПР и нормально развивающихся сверстников; - получены качественные характеристики социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов единого процесса словесного творчества у детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР; - показана роль художественно-средового фактора в формировании словесного творчества дошкольников, приобретении ими литературного опыта, обогащении социокультурного развития. - обоснована необходимость и возможность психолого-педагогической коррекционной работы по формированию социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов словесного творчества у старших дошкольников с ЗПР и ОНР как условия их социокультурного развития;^ Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что: - подтверждена роль искусства, в частности, художественно-вербальной деятельности в формировании словесного творчества и социокультурного развития детей 6-7 лет с ОНР, ЗПР; - выявлены особенности и диффенциально-диагностические показатели степени выраженности психологических компонентов словесного творчества у детей 6-7 лет с ОНР, с ЗПР и нормально развивающихся сверстников; - впервые выявлены и описаны модели проявления словесного творчества у детей 6-7 лет с ЗПР, ОНР и нормально развивающихся сверстников; -показана взаимосвязь и взаимообусловленность проявления психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР; - выявлены индивидуальные (актуальные и потенциальные возможности) проявления словесного творчества старших дошкольников с ЗПР и ОНР в условиях образовательного пространства; - обоснована эффективность использования коррекционно-развивающей программы по формированию психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников с ЗПР, ОНР как условия социокультурного развития.^ Практическая значимость исследования: - по результатам исследования написаны две монографии: «Особенности развития словесного творчества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи», «Основы словесного творчества детей с задержкой психического развития». - разработана диагностическая программа и определены качественные критерии оценки возможности детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР в словесном творчестве; - разработана программа для использования в системе повышения квалификации психологов и педагогов коррекционных учреждений по формированию психологических компонентов словесного творчества у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР; - разработано содержание и технологии формирования психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников с ОНР и ЗПР как условия их социокультурного развития в образовательном пространстве. - проанализирована динамика развития психологических компонентов словесного творчества, что имеет значение для дифференциальной диагностики детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР в практической службе специальной психологии.^ Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений психологии и педагогики, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследования; большим количеством испытуемых и длительностью наблюдения; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала; проверкой гипотезы и практическими рекомендациями; реализацией результатов исследования в системе психолого-коррекционной работы в дошкольном и школьном звене специального обучения. ^ Апробация и внедрение осуществлялись:- в системе коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях г. Москвы: ГОУ ДОУ компенсирующего типа № 735 САО, ГОУ ДОУ комбинированного типа № 610, ЦППРиК «Ирида» СВАО; - в системе повышение квалификации педагогов и психологов коррекционных образовательных учреждений г. Москвы; - в выступлениях и докладах: на заседаниях кафедры специальной педагогики МГПУ, на научно-практических конференциях факультета специальной педагогики МГПУ с темами «Особенности формирования психолого-педагогических основ словесного творчества у детей с ОНР», «Диагностический инструментарий изучения психолого-педагогических основ словесного творчества детей с ЗПР и ОНР»; на семинарах и педагогических чтениях СВАО г. Москвы по теме «Методы определения уровня развития словесного творчества у старших дошкольников с ЗПР и ОНР».^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Словесное творчество, включающее психологические компоненты (социально-личностный и операционально-деятельностный), способствует активизации потенциальных возможностей, развитию самостоятельности, творческой активности старших дошкольников с ЗПР и ОНР, что обеспечивает успешность социокультурного развития таких детей. 2. Общая психическая и личностная незрелость детей 6-7 лет с ОНР, ЗПР (в силу биологических и социальных причин) определяет слабость творческих проявлений, выраженных в разной степени у дошкольников изучаемой категории. Вне целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию словесного творчества дети 6-7 лет с ОНР, ЗПР не достигают возрастных уровней в проявлении социально-личностного (мотивации, самостоятельности и находчивости, речевой активности, эмоционально-волевых усилий) и операционально-деятельностного (способов творческой деятельности, знакового выражения и качества художественно-словесного продукта) компонентов данного вида творчества, что затрудняет их социокультурное развитие. 3. Создание художественной среды обусловливает формирование психологических компонентов словесного творчества, обогащение литературного опыта и социокультурное развитие старших дошкольников с ЗПР и ОНР. 4. Словесное творчество выступает одним из видов художественной деятельности, который в период дошкольного детства способствует речевой активности и проявлению словесной формы воображения детей 6-7 лет с ЗПР и ОНР. 5. Своевременная и целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию словесного творчества создает возможность качественных изменений социально-личностных и операционально-деятельностных компонентов данного процесса у старших дошкольников с ЗПР и ОНР как условия их социокультурного развития личности. ^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (244 наименований) и 2 приложений, иллюстрирована 5 таблицами, 3 схемами, 19 диаграммами. ^ Основное содержание диссертацииВо введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема диссертационного исследования, его объект и предмет, формируются общая и частные гипотезы, цель, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая значимость, указываются положения, выносимые на защиту, освещаются формы апробации и внедрения результатов в практику.^ В первой главе «Современное состояние проблемы творчества в философской, психологической и педагогической литературе» прослежены общие теоретические, философско-психологические представления о творчестве как виде человеческой деятельности в социокультурном пространстве, раскрывается природа и сущность творчества, особенности детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе, рассматривается словесное творчество у детей с нормой и с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Завершается глава постановкой проблемы исследования. В первом параграфе рассматривается творчество как вид человеческой деятельности в социокультурном пространстве. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, отражающий проблему творчества, позволил выделить наиболее значимые для нашего исследования положения, определяющие словесное творчество как жизненно важную, коммуникативную и социально-личностную функцию, формирующуюся в процессе деятельности под влиянием среды. Исследованию проблемы творчества посвящены труды известных философов, психологов, педагогов. Неизменным во всех философских изысканиях остается рассмотрение искусства и творчества: как специфической формы человеческой деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, Я.А.Пономарев, А.Г.Спиркина, А.Г.Схиртладзе и другие); как способа развития человека в культуре (Е.В.Бондаревская и другие), природы творчества и механизма развития (Я.А.Пономарев). Проблема творчества разрабатывалась в психофизиологическом аспекте изучения: механизмов творчества (В.М.Бехтерев, В.Я.Курбатов, И.С.Павлов, П.Сеченов и др.), с точки зрения рефлекторной деятельности в психологических и психотерапевтических исследованиях (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Маслоу, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.), рассмотрение которой можно условно дифференцировать на несколько направлений. ^ Первое направление - изучение творчества как феномена жизнедеятельности: универсальная способность, обеспечивающая успешность выполнения разнообразных видов деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Маслоу, Б.Тепловым, С.Л.Рубинштейн и другие); творческая мотивация (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшин, А.А.Мелик-Пашаев, В.И. Тютюнник и другие), социальные факторы, влияющие на процесс творчества (Е.Питчер, Е.Прелингер и другие), где авторы раскрывают обращенность творческой деятельности человека к будущему, к развитию, что выступает необходимым условием человеческого существования.^ Второе направление раскрывает влияние творчества на результативность разных компонентов: психических процессов, в частности, мышления (F.Barron, А.Я.Дудецкий, Е.И.Игнатьев, А.Storr, C.W.Taylor и другие), креативности и творческого мышления (P.Bottril, Н.Е.Веракса, Ч.Д.Лукова, S.W.Russ, С.М.Чурбанова, и другие), практические навыки выполнения замыслов (В.А.Крутецкий, Ю.А.Самарин, Б.М.Теплов, А.В.Петровский); закономерности творчества в интеллектуальных и эмоциональных явлениях (И.М.Розет и другие); творческий продукт (Е.Бассин, Л.С.Выготский, В.Вундт, А.П.Огурцов, А.Потебня и другие). ^ Третье направление раскрывает роль творчества в развитии и становлении личности: индивидуально-психологические особенности личности (А.Л.Галин, В.Л.Дранков, Н.Д.Левидов, В.С.Мерлин, В.Э.Чудновский и другие); личности творца (Б.Г. Ананьев, С.Грузенберг, И.Лапшин, Д.Овсянико-Куликовский, А.А.Потебня, П.М.Якобсон и другие); управление развитием творческой личности (Б.Г.Иванченко), роль ценностных ориентаций личности в творческой деятельности (З.В.Иванова и другие). Большой вклад в исследование проблемы творчества внес Л.С.Выготский, который, рассматривая природу и сущность творчества, выделяет три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Значительный материал по проблемам творчества накоплен в отечественной педагогике: о необходимости развития творческих способностей (Н.К.Крупская, К.Д.Ушинский и другие), влиянии обучения на развитие творчества (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и другие), творческой активности детей в различных видах деятельности (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Н.П.Карпинская, Р.М.Чумичева, А.Е.Шибицкая и другие). Изучение проблемы творчества осуществлялось в разных направлениях: в изобразительной деятельности (Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и другие); в музыкальной деятельности (О.П.Радынова, Р.М.Чумичева); в театрализованно-игровой деятельности (А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина); конструировании (О.А.Христ), словесном творчестве (М.М.Рыбакова). Общим для педагогических исследований является обсуждение возможности развития творчества в процессе обучения, создания определенных педагогических условий, необходимости мотивировать личность к овладению способами творческой деятельности, в которой важно разнообразить формы и средства.^ В специальной психологии и педагогике исследования В.И.Лубовского, А.Р.Лурии, М.С.Певзнер и других показывают, что воображение как сложный процесс, выступающий основой творчества детей с проблемами в развитии, в частности, с умственной отсталостью, с задержкой психофизического развития, с нарушениями анализаторов, имеет специфические особенности, обусловленные причинами и характером нарушения, но развивается по тем же законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Изучение процессов творчества и воображения у дошкольников с проблемами в развитии (Е.В.Аханькова, В.П.Глухов, Е.А. Екжанова, В.П.Ермаков, В.Зайкаускас, А.Г.Литвак, В.И.Лубовский, А.Р.Лурия, Е.А.Медведева, М.С.Певзнер, В.М.Сорокин, Т.Б.Филичева, Е.П.Фуреева, Н.А.Цыпина, Г.А.Якунин и др.) показывает своеобразие и репродуктивный характер данных процессов, слабость творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, затрудняет усвоение программного материала, подготовку к школе, тормозит развитие личностных качеств ребенка. Современные исследования, раскрывая творческие возможности детей: с нарушениями зрения (Т.О.Побединская), с ЗПР (Е.А.Медведева), с ЗПР и умственной отсталостью (Е.А.Екжанова), младших школьников с умственной отсталостью (О.В.Боровик) подтверждают у детей с проблемами в развитии сниженный интерес к продуктивной творческой деятельности, недостаточную сформированность способности к эстетическому восприятию мира, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства, трудности при обыгрывании образа в театральной деятельности, сложности при словесной передаче роли, проблемы с просодикой речи, дыханием. ^ Во втором параграфе «Детское творчество в онтогенезе и дизонтогенезе и влияние художественной среды на его развитие» дается анализ исследований по детскому творчеству у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными проблемами в развитии и влиянию художественной среды на их развитие. Период дошкольного детства как значимый этап в развитии у ребенка творческих качеств успешно изучался по двум направлениям. Исследователи первого направления (О.М.Дьяченко, Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, Л.С.Славина, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин и другие) указывали на возможности развития воображения и творчества через содержание игры, овладение знаково-символической функцией, вариативное использование отдельных предметов и ролевых действий. Второе направление (Л.П.Бокарева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин Н.А.Ветлугина, Е.В.Зворыгина, Е.А.Медведева, Н.Я.Михайленко, В.С.Мухина, М.М.Рыбакова, К.В.Тарасова О.А.Христ и другие) рассматривает формирование способностей к творчеству через художественные виды деятельности: рисование, лепку, музыкально-ритмическую, конструктивную, театрализованную, словесную, поскольку оно способствует развитию личности ребенка, формированию познавательной и социальной активности. ^ Детское творчество - форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя (Психология развития. Словарь/ Под.ред А.Л.Венгера). Важную роль в этом процессе играет взрослый, который не только обогащает его представления о мире, но и помогает в овладении им средствами выражения эмоциональных переживаний, смыслом построения существующих в мире отношений, законов, ценностей (М.В.Ермолаева, Е.Л.Яковлева) Основой детского творчества является процесс воображения, который в старшем дошкольном возрасте является психологическим новообразованием и играет важную роль в формировании личности (Л.С.Выготский). Под влиянием социальной среды, обучения и воспитания проходит его становление от непроизвольного, пассивного к произвольному, творческому (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.В.Гусева, М.С.Каган, Е.А.Лазарь, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина и др.). Важной составляющей среды являются «художественная среда» и совместная деятельность в ней ребенка с проблемами в развитии, взрослого и сверстников, которые способствуют приобщению его к общечеловеческим ценностям, первоначальному становлению личности, развитию позиции внутреннего «Я» через накопление эстетических впечатлений, освоение различных «языков искусства», знаков и символов культуры к зарождению сначала избирательного и предпочтительного, а потом оценочного отношения к художественным произведениям (Е.А.Медведева, 2007). Развитие творчества у детей в онтогенезе и дизонтогенезе имеет особенности. Его истоки закладываются в раннем детстве, когда творческие проявления жизненно необходимы и выражаются в непроизвольном характере (А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, В.С.Мухина, Н.С.Лейтис и другие), имеют вид подражания и непосредственного впечатления от предметов и явлений действительности, опираются на социально усвоенный опыт художественной деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами (Н.Н. Поддьяков, Б.П. Юсов,). Позже возникают инструментально опосредованные виды художественного творчества: рисование красками, конструирование и другие, требующие сложных навыков действий, знания способов обращения с красками, бумагой и пр. На втором году жизни ребёнка проявляется начальная "интерпсихическая" (А. Валлон, Л.С. Выготский) фаза творчества, осуществляемая совместно со взрослыми, когда восприятие чужого опыта, общение со взрослыми, их реакция служат решающим стимулом художественной деятельности детей, её совершенствования. На третьем году жизни проявляется словесная форма творчества, выражающаяся в игровых отношениях к слову, отрыве условного действия от предметной опоры и выражении его в символической форме, слове (О.М.Дьяченко, Н.П.Палагина). В четыре года проявляется вторая "интрапсихическая" фаза творчества и происходит обособление мира детской фантазии, где начинается активное соотношение воображаемого образа с заданными условиями. На пятом году жизни дети увереннее отличают мир собственных образов и мир реальности. И только в 6-7 лет происходит целостное планирование воображения и проявление творчества у ребенка с нормальным развитием. В отечественной психологии и педагогике существуют разные точки зрения на проблему обучения и творчества. Первая позиция характеризуется предоставлением ребенку свободы в проявлении творчества, исключается всякое обучение (О.А.Карабанова, Е.Е.Кравцова, Р.М.Чумичева и другие). Вторая позиция определяется существующей взаимосвязью между процессом творчества и обучением, обеспечивающей не только создание новых образов, но и формирование личностных качеств ребенка. Процесс формирования творчества предполагает участие взрослого, роль которого меняется на разных этапах его проявления (Н.А. Ветлугина, А.А.Волкова, Т.Г. Казакова, И. Я. Лернер, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие). Характеризуя творческий процесс на материале художественных видов деятельности, Н.А.Ветлугина выделяет его критерии и этапы: возникновение замысла, поиск художественных средств для воплощения замысла, получение творческого продукта и определяет значимые характеристики личностных качеств ребенка: «интересы и склонности, умения находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях, самостоятельность и инициативность».^ В специальной психологии и педагогике проблема детского творчества изучалась у детей с разными вариантами дизонтогенеза: особенности его проявления у детей с нарушениями слуха (М.М.Нудельман, Л.И.Фомичева, М.Ф.Рау, Е.А.Сошина, Е.Г.Речицкая), характеризующиеся несформированнМодели проявления словесного творчества у детей экспериментальной группы^ 1 Модель - творческая включила 60% нормально развивающихся старших дошкольников, 20% детей с ОНР, старших дошкольников с ЗПР в данной модели не оказалось.Социально-личностный компонент словесного творчества у этих детей характеризуется выраженной мотивацией к словесному творчеству, оригинальностью при решении творческой задачи, проявлением находчивости, инициативности, ответственности, самостоятельности, преодолением стереотипов, адекватной речевой активностью и эмоциональными реакциями, целеустремленностью и решительностью при преодолении трудностей. ^ Операционально-деятельностный компонент словесного творчества можно охарактеризовать высокой степенью выраженности творческого воображения, владением разными способами творческого действия, владением адекватными художественными средствами для создания выразительного образа, оригинальной манерой выражения, индивидуальным «почерком», адекватностью художественного продукта, наличием замысла, целостного сюжета и раскрытием темы.^ 2 Модель - элементарно-творческая проявилась у 33% нормально развивающихся старших дошкольников, у 40% детей с ОНР и у 30% детей с ЗПР.Социально-личностный компонент словесного творчества у этих детей характеризуется частично игровыми моментами в поведении, относительно выраженной мотивацией к творчеству, стандартностью, относительной находчивостью, речевой активностью, проявлением стандартных эмоциональных реакций и наличием полярных чувственных проявлений. Требовалась помощь взрослого при необходимости проявления настойчивости, решительности в преодолении препятствий, поддержании инициативности, ответственности и самостоятельности.^ Операционально-деятельностный компонент словесного творчества можно охарактеризовать средней степенью выраженности воображения, склонностью детей к импровизации, преобладанием чувственных побуждений, необходимостью поддержки взрослого, применения стимулирующих художественных средств, комбинированием образа из старых знакомых элементов, традиционным знаковым выражением продукта т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.