Министерство образования Российской Федерации Красноярская Государственная архитектурно-строительная академия Экономический факультет ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ«ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ»Декан факультета_________________ /Мошкович Л.И./«_____» _______________ 2003 г.ДИПЛОМНАЯ РАБОТАРАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ООО «ВАЛЕО»Студент-дипломник ВАНЕТИК Евгений ИсааковичРуководитель доц. Бутакова Н.М.Консультанты ______________________________________________________ _ ______________________________________________________Красноярск 2003 г. РЕФЕРАТДипломная работа Ванетика Е.И. «Разработка системы контроллинга ООО «Валео», выполненная под руководством доцента Бутаковой Н.М., посвящена актуальному вопросу современной экономики управления предприятием—контроллингу финансово-хозяйственной деятельности. Актуальность работы связана с необходимостью оптимизации управленческого учета, внедрением новых систем получения информации о затратах, калькулирования себестоимости, контролю и планированию финансовых результатов. В работе отражены современные представления о контроллинге на предприятии, выявлены основные составляющие системы контроллинга и проанализированы задачи, стоящие перед службой контроллинга. С помощью литературных данных изучены методические основы этапов контроллинга, а также описаны методики расчета и анализа отклонений. Практическая часть работы связана с внедрением контроллинга затрат на примере ООО «Валео»-розничной фармацевтической организации, имеющей специфические особенности деятельности в условиях современного рынка. В иллюстративной форме представленны данные о современном состоянии и особенностях финансовой деятельности фармацевтических организаций. Проанализированы взаимосвязи объемов продаж, ценовой характеристики товаров и прибыли. Анализ за 2001-2002 гг. показал, что повышение суммы постоянных расходов предприятия сдвинуло точку безубыточности с 720,86 тыс. рублей в 2001 году до 1187,22 тыс. рублей в 2002 году, то есть в 2002 году предприятию для покрытия своих постоянных расходов требуется продать на 466,62 тыс. рублей товарной продукции больше, чем в 2001 году. Издержки обращения снизились с 7,11% до 5,8% в структуре товарооборота; что привело к увеличению прибыли от продаж на 349,5тыс. руб. Анализ безубыточности, проведенный в разрезе товарных групп и ценовых диапазонов, показал, что: все группы товарооборота приносят прибыль, и точки безубыточности всех групп товаров ниже объемов товарооборота по исследуемым группам. Группировка товаров по ценовым диапазонам подтверждает вывод о положительной работе предприятия: точки безубыточности продаж по всем группам товарооборота в разрезе ценовых категорий ниже, чем фактический объем продаж по данным группам товаров На основе проведенного анализа руководству ООО «Валео» рекомендовано внедрение системы управленческого учета с применением методов и приемов контроллинга, а также составление на его основе бизнес-планов, позволяющих планировать работу предприятия на будущие периоды и выявлять отклонения фактических затрат от плановых показателей, анализировать причины таких отклонений, то есть контролировать достижение поставленных перед предприятием оперативных и стратегических целей. Результаты данной работы имеют существенное практическое значение для совершенствования не только финансовой, но и маркетинговой деятельности фармацевтического предприятия аптечного звена. Дипломная работа изложена на 65 страницах, содержит 14 таблиц, 15 рисунков и 11 приложений. Список литературы включает в себя 39 источников отечественных и иностранных авторов.СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………….………………………………………………. 4 Глава 1. Место и роль системы контроллинга в производственно-хозяйственной деятельности предприятия 1.1 Понятие и сущность контроллинга…………………………………..... 6 1.2 Временные параметры контроллинга……………………….….….….. 13 1.3 Основные составляющие системы контроллинга…………….……… 15 1.4 Служба контроллинга на предприятии…………………………….….. 24 ^ Глава 2. Разработка методических основ формирования системы контроллинга на предприятии 2.1 Методические основы этапов и шагов контроллинга…………….….... 28 2.2 Методика расчёта и анализа отклонений….……………………….…... 33 ^ Глава 3. Формирование и разработка системы контроллинга в условиях ООО «Валео» 3.1 Особенности деятельности фармацевтических организаций………………………………………………………………..……….. 39 3.2 Характеристика деятельности ООО «Валео»………………………… 45 3.3 Разделение косвенных затрат на постоянные и переменные части………… 52 3.4 Анализ взаимосвязи объёмов продаж, ценовой характеристики товара и прибыли…………………………………………………………………... 55 Заключение………………………………………………..………………….. 61 Литература……………………………………………………………………. 64 ВВЕДЕНИЕНа данном этапе развития экономики могут возникнуть возражения, что сейчас невозможно серьезно говорить об управлении себестоимостью, так как можно наблюдать следующую ситуацию. В стране имеет место инфляция, монополизированная экономика, мало вновь возникающих субъектов рынка занимаются производством, а те, кто производил вчера, находятся зачастую в предбанкротном состоянии. О каком управлении себестоимостью с целью ее снижения можно говорить, если оно нередко сводится к рекомендациям по поводу того, как лучше завысить себестоимость, чтобы показать меньшую прибыль, а значит, заплатить меньший налог? Однако своеобразие российской экономики заключается в том, что, с одной стороны, мы вынуждены осваивать и применять то, что является для Запада днем вчерашним, а с другой стороны, пусть медленно, но происходят интеграционные процессы, поэтому необходимо адаптировать и применять новейшие методы теории и практики управления. Нельзя согласиться с теми, кто считает, что говорить об управленческом учете или о контроллинге сегодня преждевременно. Изучив тенденции развития систем и методов управления на Западе и овладев теорией и практикой применения отечественных методов учета, анализа, планирования и контроля, наши специалисты должны уже сегодня понять, какие проблемы встанут перед предпринимателями в условиях реального рынка. Проблема заключается в том, чтобы переориентировать отечественную теорию и накопленный практический опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Другой задачей в формировании концепции отечественного управленческого учета является, по нашему мнению, создание и освоение на практике новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. Главная особенность и ценность для нас западных методов управления заключается в том, что их освоение позволяет формировать у наших менеджеров альтернативное мышление, возможность неоднозначного подхода к решению тех или иных задач по управлению предприятием. Однако разработка новых подходов к калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), подсчету результатов хозяйственной деятельности, а значит, и проблема управленческого учета - это проблема не только теории и практики. Она намного острее, глубже и шире, имеет прямое отношение к налоговому законодательству, а, следовательно, и к вопросам его взаимодействия с методологией бухгалтерского учета. Контроллинг является новейшей областью в экономической теории и практике. Но, несмотря на это, о нем упоминают многие зарубежные издания, что нельзя сказать об отечественной практике. За рубежом вопросом контроллинга уделено внимание во многих монографиях и практических пособиях, посвященных управлению предприятием, контролю его деятельности или учету затрат. Многие специалисты склоняются к тому, что современный бизнес не может обойтись без системы контроллинга. Он, подобно современному навигационному оборудованию корабля, позволяет предприятию лучше ориентироваться в бурном море рыночных отношений, нежели прежние системы планирования и учета, которые в лучшем случае выполняют роль обычного компаса. Обычно экономическая служба небольших фирм состоит из одного или нескольких бухгалтеров и финансиста - специалиста по налогам. Как у большинства практиков, у них нет времени, да и желания читать объемные теоретические труды по современным проблемам планирования, учета и анализа, монографии по контроллингу. Пригласить высококвалифицированных специалистов со стороны, чтобы они разработали и внедрили систему контроллинга, а потом возглавили соответствующую службу, многим небольшим и средним фирмам не по карману: такого рода услуги дорого стоят. Но даже если бы нашлись деньги для этого, вряд ли есть смысл их тратить на то, что управляющий персонал предприятия может сделать самостоятельно. Целью данной работы является разработка методики по формированию и внедрению систем контроллинга на предприятии, а также выявление мероприятий по улучшению управления затратами в условиях ООО ”Валео”. Соответственно цели при написании дипломной работы были поставлены следующие задачи: Раскрыть понятие и сущность контроллинга; Определить временные параметры контроллинга; Выявить основные составляющие системы контроллинга и проанализировать задачи, стоящие перед службой контроллинга на предприятии; Изучить методические основы этапов и шагов контроллинга, а также исследовать методики расчета и анализа отклонений; Выявить особенности хозяйственной деятельности фармацевтических организаций; Дать краткую характеристику деятельности исследуемого предприятия ООО “Валео”; Разделить косвенные расходы ООО «Валео» на постоянные и переменные; Проанализировать взаимосвязи объемов продаж, ценовой характеристики товаров и прибыли.^ ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие и сущность контроллинга Контроллинг является новейшей областью в экономической теории и практике. Многие специалисты склоняются к тому, что современный бизнес не может обойтись без системы контроллинга. Он, подобно современному навигационному оборудованию корабля, позволяет предприятию лучше ориентироваться в бурном море рыночных отношений, нежели прежние системы планирования и учета. Контроллинг, судя по зарубежной литературе,—понятие широкое. По аналогии с примерно одинаковым по звучанию словом в русском языке напрашивается вывод о том, что контроллинг, возможно, представляет собой систему контроля, а контроллер выполняет работу своеобразного контролёра состояния экономики и финансов предприятия. Отчасти это так, но не полностью. Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Затем это понятие стали толковать шире: к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, то есть как систему управления прибылью предприятия. Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга анализирует полученную отчетность предприятия, определяет направления будущего развития фирмы и тем самым оказывает значительную помощь в принятии управленческих решений. Концепция контроллинга позволяет интегрировать традиционный учет, планирование и маркетинг в рамках отдельного предприятия в единую систему управления и, следовательно, должна координировать оба вида мышления—системное и прямолинейное. Очень важно, чтобы определяемые предприятием цели, принципы управления этими целями, способы достижения поставленных целей были известны каждому сотруднику фирмы. Они должны быть сформулированы письменно, документально закреплены и реализованы согласно соответствующему распорядку работы всех подразделений предприятия. Далее, для более четкого представления о понятии контроллинга предлагается рассмотреть сущность финансово-экономического управления с точки зрения концепции контроллинга. Финансово-экономическое управление состоит из трех блоков: управление ассортиментом, себестоимостью и финансами (рис. 1.1). Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоянному обмену информацией, что и создает оптимальную картину в целом по предприятию. То есть, учет одного из факторов не дает объективной картины в целом. Очевидно, что перечисленные функции управления не могут обходиться без структурированной информации. А сбор и обработка информации - это обязанность службы маркетинга на предприятии. Причем она не ограничивается только традиционным так называемым внешним маркетингом, цель которого - сбор информации о ценах, конкурентах и многое другое. Не меньшее значение имеет и внутренний маркетинг, который занимается изучением самого предприятия. Именно так можно получить полную и объективную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятия в каждый отрезок времени. Финансово-экономическоеуправление Управление Управление себестоимостью финансами Управление ассортиментом Внутренний маркетинг Внешний маркетингРис. 1.1 Схема финансово-экономического управления Управление ассортиментомЗадачи управления ассортиментом вытекают из переменчивости следующих параметров: колебание спроса на продукцию с учетом сроков ее выпуска и поставки, колебание темпов производства, наличие некоторых издержек, связанных с колебанием численности рабочей силы, определенные условия спроса и производительности оборудования, требующие выпуска продукции партиями, наличие некоторых издержек, связанных с дефицитом или запаздыванием доставки. Все эти проблемы приводят к созданию запасов, которыми необходимо эффективно управлять. Если у предприятия отсутствуют запасы на складе готовой продукции, то предприятие может потерять клиентов, которые не захотят ждать, пока будет произведена эта продукция. Если же предприятие имеет слишком много продукции, то это омертвленные деньги, которые не участвуют в обороте, и поэтому возникает упущенная выгода. Более того, в условиях недостатка оборотных средств излишняя «запасливость» смертельно опасна для предприятия. Во время довольно большого роста цен или при определенных изменениях издержек, а также при колебаниях сбыта в пределах обозримого времени представляет интерес спекулятивный мотив. Этот мотив ставит в зависимость принятие решения при управлении ассортиментом от своевременности. Управление ассортиментом функционально подразделяется на стратегическое планирование ассортимента и текущее управление. Если в первом случае планируется распределение средств с учетом возможностей рынка и предприятия, то во втором - происходит постоянное корректирование запланированного в реальном времени. Возможности рынка подразумевают факторы, изучаемые внешним маркетингом (конкуренты, потребители, поставщики, партнеры), на основе которых выделяются тенденции рынка и сегмента, занимаемого предприятием, как по объемам, так и по ценам и качеству. Управление финансамиПредприятие может спланировать план продаж и производства, иметь большую рентабельность, но в один момент денег может не оказаться на счету и предприятие станет банкротом. С другой стороны, если на предприятии постоянно избыток денег, то это значит, что не эффективно работают финансовые службы, так как деньги не должны лежать без дела. Управление финансами подразумевает финансовое планирование и текущее управление финансами. Финансовое планирование состоит из трех основных блоков: анализ прибыли и убытков, планирование денежных потоков и планирование агрегированного баланса. Следует отметить, что планирование осуществляется с учетом уровня инфляции; это наиболее существенно для перерабатывающих и посреднических предприятий, для которых увеличение срока оборачиваемости может привести к прямым убыткам за счет роста закупочных цен. Управление себестоимостьюЗадача управления себестоимостью предусматривает внедрения на предприятии управленческого учета. Суть управленческого учета заключается в том, что он создан именно для управления предприятием, а не для отчетности перед налоговыми службами. Управленческим учетом должна заниматься не бухгалтерия, это скорее функция планового экономического отдела предприятия. Сравним основные характеристики бухгалтерского и управленческого учета (табл. 1.1). Таблица 1.1 Сравнение основных характеристик бухгалтерского и управленческого учёта Показатели Бухгалтерский учет Управленческий учет Потребители информации Государственные органы, предприятие Сотрудники предприятия, принимающие решения Виды систем Система двойной бухгалтерии Одна система Свобода выбора В рамках положений и инструкций Полная свобода выбора Измерители Рубли и натуральные единицы Любая удобная единица Группировка затрат По статьям По построенной схеме затрат Основной объект учета Предприятие в целом Предприятие и его подразделения Периодичность отчетов Квартал, полугодие, год Любая разумная Точность показателей Абсолютная точность Использование приблизительных величин Обязательность ведения Обязательно По мере необходимости В системе управленческого учёта, прежде всего, создается информация об издержках. Издержки производства—один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат - это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.) Под носителями затрат понимают виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке. В системе управленческого учета обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности». Управление издержками происходит через деятельность людей, которые должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности - структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов. Администрация решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности. Другим объектом управленческого учета являются результаты, которые могут также учитываться по местам возникновения затрат и по носителям затрат. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия создается система трансфертного ценообразования. Трансфертная цена (также представляющая собой объект управленческого учета) - это цена, используемая при расчетах между структурными внутренними подразделениями предприятия за передаваемые друг другу продукцию, услуги. Роль метода трансфертного ценообразования на базе переменных затрат повышается при определении хозяйственной политики фирмы в условиях укрупнения производства. Расширяясь, предприятия уменьшают сумму общих накладных расходов, распределив их на большее число участков. Чтобы не увеличить убытки, необходимо знать цену, сформированную на основе переменных затрат, так как если рыночная цена будет ниже расчетной трансфертной цены, то убытки увеличатся, если же рыночная цена выше, то излишек, получаемый сверх переменных затрат, покроет часть или все постоянные расходы, а следовательно, уменьшит убыток. Это очевидно, поскольку, продавая полуфабрикат по трансфертной цене ниже расчетной, центр ответственности не только лишается прибыли, но может не покрыть часть переменных затрат и сумму постоянных расходов, которые без продажи полуфабриката все равно остаются убытком. Информация управленческого учета обычно представляет собой коммерческую тайну предприятия, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности, которая является также одним из объектов управленческого учета. Важнейшая характеристика западных систем управленческого учета—оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает разработку стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования. Под другим вариантом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных только с изготовлением данной продукции. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включается в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). Рыночные процессы, влияющие на колебание объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных по неполной производственной себестоимости и маржинальном доходе (сумме покрытия) - разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом - дает система «директ-костинг». Сейчас директ-костинг применяется в нескольких вариантах: классический директ-костинг, предполагающий калькулирование по прямым (основным) затратам (все переменные); система переменных затрат—калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые, переменные и косвенные расходы; система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей - в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности. Общее в том, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость. В условиях постоянно развивающего рынка менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, вне зависимости от того, каков размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому на Западе декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции [25, с.29]. Применяя систему «директ-костинг» (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится график точки критического объема производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета:К = Зпост./ МДизд. , (1.1)где: Зпост.- величина условно постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода; МДизд.- величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости исчисленной по условно-переменным расходам).Система «директ-костинг» акцентирует внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. Основное достоинство системы учёта сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь, это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке. Многих зарубежных специалистов интересует вопрос, в каком отношении находятся стандарт - кост, директ - кост и контроллинг. По своей сущности контроллинг более ёмок, чем системы « стандарт - кост» и «директ - кост», разнообразнее по задачам стоящим перед ним, и целям, функциям, и методам планирования, учета и анализа, степени использования информации. Контроллинг—это не только контроль издержек (это функция стандарт-коста применительно к издержкам производства) и рентабельность выпуска и реализации отдельных продуктов и услуг (чем в основном занимается директ-кост), но и обеспечение достижения поставленной предприятием цели, как правило, - получения максимальной прибыли. В контроллинге выделяют следующие направления расчета затрат: по видам (какие затраты возникли в процессе деятельности?); по местам возникновения затрат (где возникли затраты?. Распределенные по сферам ответственности косвенные затраты легче контролировать, а также это промежуточный этап для более полного распределения издержек по их носителям (продуктам, договорам)); по носителям затрат (зачем возникли издержки?) Издержки обращения рассчитываются по реализуемым на рынке продуктам или внутрифирменной продукции)). Предлагаемые методы распределения косвенных затрат обеспечивают более точный расчет себестоимости за счет более гибкого (широкого) выбора влияющих на величину затрат факторов. На размер прибыли и соответственно рентабельности аптечных организаций влияют следующие факторы: ценовая политика; переменные затраты; постоянные затраты; ассортиментная структура товарооборота; объем продаж. Для максимизации получаемой прибыли и обеспечения доходности организации все перечисленные показатели, кроме издержек обращения (затрат), должны увеличиваться; затраты - и совокупные, и по структуре - уменьшаться. При этом ценовая политика должна быть оптимальной, предусматривающей конкурентоспособность аптечной продукции и обеспечивающей доступность лекарственной помощи для населения. Уменьшение переменных затрат достигается: закупкой товаров, субстанций, сырья и материалов по более низким ценам; более эффективным использованием кадрового потенциала аптечной организации; увеличением объема производства, наращиванием товарооборота; получением оптовых скидок на закупаемую продукцию; ускорением срока расчетов с поставщиками и спонтанным финансированием за быстроту оплаты; выбором более дешевых способов доставки продукции при ее закупке. Снижение (уменьшение) постоянных затрат достигается за счет: сокращения производственных площадей; сокращения штатной численности персонала; снижения затрат на рекламу, обучение, представительских и организационных расходов, других затрат; уменьшения командировочных расходов; снижения финансовых издержек (суммы процентов за кредит) за счет отказа от банковского кредитования или кредитования на льготных условиях с более низкой среднерасчетной ставкой процента банка; снижения расходов на выплату процентов, уменьшением инвестиций в производственные запасы и дебиторскую задолженность или увеличением сроков погашения обязательств (кредиторской задолженности поставщикам и другим кредиторам); экономии коммунальных расходов; экономного использования расходных материалов на хозяйственные нужды, снижения прочих потерь; снижения налога на имущество современным списанием вышедшего из строя имущества, непригодного к эксплуатации; предотвращения недостач, хищений и потерь товарно-материальных ценностей; экономного использования расходов на соблюдение условий труда, фармпорядка, техники безопасности и т. п. Контроллинг однозначно и полностью отрицает необходимость планирования и учета всех затрат на производство и сбыт, целесообразность калькулирования полной себестоимости продукции, работ или услуг. Он базируется на системе “директ-костинг”, основанной на группировке затрат в зависимости от их связи с объемом производства и реализации изделий и услуг, количеством отработанного времени и других показателей, характеризующих степень использования производственных мощностей и возможностей предприятия. Фирмы подразделяют их на отдельные виды или комплексы, обобщенные по характеру этой зависимости: прямые затраты, непосредственно зависящие от объема деятельности и в основном пропорциональные ему; расходы на организацию производства, которые связаны с изготовлением и реализацией продукции и могут быть отнесены на определенные сферы деятельности или места формирования затрат, и, наконец, общие расходы хозяйственной деятельности предприятия, как правило, условно-постоянные, не распределяемые ни по видам продукции, или покупателям, ни по сферам деятельности. Такая группировка издержек предприятия требует существенного изменения методологии их нормирования, планирования и учета. Нормы и сметы затрат должны определяться с учетом эластичности расходов, а учет ставит главной задачей не только выявление отклонения от нормативов, но и определение так называемых ставок покрытия расходов выручкой от реализации. Цены в условиях рыночной экономики в большинстве случаев неопределенны и формируются под воздействием спроса и предложения. Степень покрытия затрат получается разной и по видам продукции (покупателей, клиентов), и по группам расходов, и по отчетным периодам. Иногда такого покрытия может и не быть совсем. Тогда сумма прямых затрат указывает нижний предел цены, на который может пойти предприятие без риска больших убытков. В настоящее время на Западе более популярны подходы к ценообразованию, при которых, прежде всего, учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому существует понятие долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделия. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену покрывающий лишь переменные затраты; он равен себестоимости в части только переменных затрат. Рассмотрим вкратце преимущества системы “директ-костинг”. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать его критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием. Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушёвывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе “директ-костинг”, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. В последнее время в странах рыночной экономики разработаны различные варианты установления цен на готовую продукцию с учетом переменных и постоянных расходов на ее производство и реализацию. Информация, получаемая в системе, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен. В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажа товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта. Все изложенное выше свидетельствует о том, что директ-костинг является важным элементом маркетинга—системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции. Еще одно важное достоинство системы отмечает С.А.Стуков: “...огран