«ПСИХОТЕЯ - ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СТЕРЕОТИПОВ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ».РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.Н. РОССИЯ Понятие «стереотип» (от греч. Stereos - твердый и typos - отпечаток, клеймо, знак). Первоначальное значение: в полиграфии «стереотип» - копия печатной формы высокой печати, применяется при печатании больших тиражей; в физиологии понятие «динамический стереотип» - относительно устойчивая система условно рефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители; в психологии и социологии - американский журналист У. Липман ввел термин «социальный стереотип» означающий: относительно устойчивый и упрощенный образ социального объект» (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в результате обобщения личного опыта индивида и, нередко, предвзятых представлений принятых в обществе. Многие ученые, психологи, так или иначе обращались к теме стереотипов в поведении человека, пытаясь найти причины, порождающие стереотипное поведение. Можно, например, выделить работы Э.Берна, который ввел понятие «игра», «роль», «сценарий». Существует также и ряд других исследований. Известны различные тренинговые программы, направленные на создание новых навыков, которые могли бы прийти на место старых поведенческих стереотипов. Онтопсихология определяет стереотип, как мнемоническую структуру, координирующую поведение субъекта в соответствии с функцией адаптации. Стереотип сам по себе нейтрален. Может быть позитивным, когда является техническим средством, облегчающим экзистенциальный процесс (например, речь, письмо), нейтральным, или негативным, когда создает фиксированное поведение субъекта, является фиксированной памятью и никогда не подвергается сомнению. Любая привычка - феноменология стереотипа. Онтопсихология, опираясь на клиническую практику и более чем 30-летний опыт научной работы, открыла критерий здоровья и успеха - онто Ин-се, природное ИЗО, природный проект. Все, что не соответствует этому проекту, ведет к поражению, не позволяя человеку креативно реализоваться в социуме. С точки зрения онтопсихологии негативные стереотипы являются результатом действия структуры комплексов субъекта. Стереотипы поведения - это те отпечатки, те видимые проявления действия бессознательного, которые мы можем наблюдать каждодневно. Бессознательное - мощнейший энергетический квант, составляющий индивида, живущий и действующий в нем, но неосознаваемый. Поэтому и стереотипы не могут быть осознаны человеком в полной мере без применения специальных методов и техник. В онтопсихологической школе «психотея» является одним из таких инструментов, позволяющих продемонстрировать зрителям и участникам-актерам реальность действия бессознательного. Психотея - (от греч. психе - душа, тея - корень слова театр)- театр души, представление психической деятельности. Театр - (от греч. Теос - бог, тот кто устанавливает, и андрос - человек,) - «как бог действует в человеке» Психотея - это воссоздание в сценическом действии различных моделей поведения и научный анализ психической интенциональности субъекта, которая усматривается именно в занимаемой им во время психотеи позиции. Используя мировой опыт - от греческого театра до психодрамы Морено- онтопсихологическая наука, исходя из собственного критерия истины, создала психотею. Психотея отличается от всех других сценических форм, потому что руководствуется онтопсихологической методикой исследования и действия. Онтопсихология использовала театральную форму для создания своего инструмента потому, что театр способен увлечь человека, как никакое другое действие. Театр естественно существует в жизни каждого из нас. Первый театр, биологически разыгрываемый жизнью внутри индивидуума- сновидение. Человек любит театр потому, что сам является образом, живет в образе, понимает через образ. В течение двух лет в Москве был проведен ряд занятий - психотеи. Занятия проходили в рамках учебной программы отделения «Онтопсихология» Санкт-Петербургского Государственного университета, а также в группах слушателей Школы онтопсихологического знания при Славянской ассоциации Онтопсихологии и на выездных семинарах-резиденсах, организуемых той же ассоциацией. В результате проведения около 30 психотеи можно сделать следующие выводы: психотея наглядно демонстрирует ее участникам и зрителям элементы нефункционального поведения, используемые стереотипы, типы устанавливаемых диад, проблемные зоны и т.п. Психотея безжалостно обнажает перед участниками-актерами и зрителями те специфические формы поведения и реакций, те «роли», которые навязывает им комплекс. При психотее логико-историческое «Я» терпит крах, оно разбито, человек видит, что действует стереотипно; используя те модели поведения, которые в Данной сцене (умело простроенной ведущим) использовать не функционально: Понимая реальность (интерпретации, памяти, проекции, комплекса), человек обязан научиться изобретать разнообразные возможности, способы реагирования. Задача онтопсихологической терапии, прежде всего, призвать индивидуума к личной ответственности за все, что с ним происходит. Мы - результат наших выборов, наших поступков. Человек способен изменить любую ситуацию в своей жизни, если он осознает ее нефункциональность и твердо уверен в необходимости ее изменения. Пафос великих древнегреческих трагедий учил человека быть внимательным к самому себе: любое его проявление, даже если он участвовал в своем «здесь и сейчас», было делом рук божества и, если субъект не стремился к совершенству своей природы, то погибал от рук того же божества. Процедура проведения психотеи. 1. Требования к ведущему психотеи. Ведущий-психотерапевт должен: а) обладать видением психической причинности, быть знакомым с теорией науки онтопсихологии, уметь использовать онтопсихологический способ анализа субъекта. б) иметь необходимые знания в области построения сценического пространства и театрального искусства в целом. 2. Выбор произведения или темы для постановки психотеи, построение действия. Психотея, в сценической форме провоцируя конкретное вовлечение и развлечение участников, воссоздает модель жизни, любого ее момента. В основу психотеи могут лечь различные ситуации: профессиональный контакт, отноше-ния членов семьи, прием у психотерапевта, а так же любая пьеса, трагедия, комедия, сказка,разыгрываемые импровизационно, любое произведение, — но ведущий-психотерапевт должен четко представлять - себе, какую область психологических проблематик участников он хочет затронуть и обнажить. Онтопсихология утверждает - фантазия не свободна. Любая фантазия, спонтанность являются продуктом действия бессознательного и, если комплексуальные структуры энергетически наполнены, активны, то любой продукт человеческого творчества: живопись, музыка, сценическое действие и т.д. — всегда будет отражать реальность комплекса. Опытный ведущий-психотерапевт может прогнозировать развитие действия психотеи, предугадывать, как будет выглядеть рисунок импровизационной роли того или иного участника, основываясь на умении прочитывать, ведущие бессознательные динамики. Для анализа бессознательного человека онтопсихология использует пять инструментов познания, пять языков, которым говорит с нами бессознательное: - лингвистический анамнез; - анализ симптома или проблемы; - кинетико-проксемический анализ; - онейрический анализ; - анализ семантического поля (основная форма связи, устанавливаемая природой междусвоими индивидуациями). Психотея не ставит своей задачей проработку проблемы или поиск ее решения. Цель психотеи - показать с очевидностью то, что трудно объяснить на словах, то, во что сам человекобычно не верит стереотипы поведения, фиксированные модели поведения, выявить затруднения, вызванные участием в том или ином социальном контексте, воссоздавая сценически его модель.^ 3. Процесс обсуждения. Обсуждение действия не менее важная часть в проведении психотеи, чем само действие. Обсуждение проходит обычно в три этапа, где первыми высказывают свои впечатления от участия в психотее актеры, затем зрители и в последнюю очередь подводит итог-анализ ведущий- психотерапевт. Обсуждение психотеи позволяет: - увидеть психотерапевту-ведущему степень ответственности участников-актеров за тесобытия, которые с ними происходили во время психотеи (кто-то из участников уже во время своего высказывания обнаруживает понимание своей конкретной проблематики, а кому-то, возможно, потребуются высказывания других, индивидуальная психотерапия или просто время для осмысления всей психотеи в целом); зрители могут проверить точность своего ума, анализируя действие психотеи; обсуждение психотеи помогает выявить отождествление кого-либо из зрителей с учас-тником-актером, обычно свидетельствующее о наличии сходных проблематик, давая такимобразом материал для дальнейшей психотерапевтической работы со зрителями. В целом, результат психотеи сводится к следующим функциям: как возможность получить прекрасный проективный материал для диагностики личностных черт и психотерапевтической работы. как групповая форма работы, способная снизить уровень сопротивления субъекта,особенно в случаях сопротивления личности психотерапевта, так как вводит оценки от третьих лиц; аналитический катарсис участников и зрителей (когда проблема и ее решение становятся очевидными); педагогическая функция: актеры и зрители приобретают привычку к наблюдению засвоими реакциями и их анализу во время любых социальных контактов — на работе, всемье, с друзьями и т.п., что повышает общий уровень ответственности субъектов; повышение эффективности межличностных контактов (психотея не ставит своей целью тренирование навыков общения и т.п., но, как показал опыт, люди, прошедшие несколько психотей, меняют тактику своего проявления как в спонтанном сценическом действии,так и в социальном контексте — становятся более лабильными); 6. развлечение. Сферы применения психотей: группы личностного роста при проведении индивидуальной психотерапевтической работы (лечебной или аутенти-фитцирующей), как усиливающий инструмент; как инструмент диагностики личности в профессиональном контексте (может быть ис-пользован в бизнесконсультировании, работе с кадрами). В заключении хотелось бы сказать о том, что онтопсихология предлагает свой оригинальный подход к природе творчества человека. Понимание законов психики человека, с помощью онтопсихологической методики, способно в будущем полностью изменить направление развития искусства в целом и театрального искусства в частности. На сегодняшний день основная масса постановок в театре и кино служит лишь усилению у человека чувства тоски и безысходности существования или заставляет, не задумываясь, прожигать жизненную энергию, погружаясь в иллюзорный мир. Настоящее искусство должно рождаться не из памяти, не из навязчивой потребности комплекса к повторению, а из великого сущностного ядра субъекта, которое онтопсихология определила, как Ин-се.