Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


«психотея онтопсихологический инструмент анализа стереотипов в поведении личности»

«ПСИХОТЕЯ - ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СТЕРЕОТИПОВ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ».РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.Н. РОССИЯ Понятие «стереотип» (от греч. Stereos - твердый и typos - отпечаток, клеймо, знак). Первоначальное значение: в полиграфии «стереотип» - копия печатной формы высокой печати, применяется при печатании больших тиражей; в физиологии понятие «динамический стереотип» - относительно устойчивая система условно рефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привыч­ные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители; в психологии и социологии - американский журналист У. Липман ввел термин «социальный стереотип» означающий: относительно устойчивый и упрощенный образ социального объект» (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в результате обоб­щения личного опыта индивида и, нередко, предвзятых представлений принятых в обще­стве. Многие ученые, психологи, так или иначе обращались к теме стереотипов в поведении человека, пытаясь найти причины, порождающие стереотипное поведение. Можно, напри­мер, выделить работы Э.Берна, который ввел понятие «игра», «роль», «сценарий». Суще­ствует также и ряд других исследований. Известны различные тренинговые программы, направленные на создание новых навы­ков, которые могли бы прийти на место старых поведенческих стереотипов. Онтопсихология определяет стереотип, как мнемоническую структуру, координирующую поведение субъекта в соответствии с функцией адаптации. Стереотип сам по себе нейтра­лен. Может быть позитивным, когда является техническим средством, облегчающим экзис­тенциальный процесс (например, речь, письмо), нейтральным, или негативным, когда созда­ет фиксированное поведение субъекта, является фиксированной памятью и никогда не под­вергается сомнению. Любая привычка - феноменология стереотипа. Онтопсихология, опираясь на клиническую практику и более чем 30-летний опыт науч­ной работы, открыла критерий здоровья и успеха - онто Ин-се, природное ИЗО, природный проект. Все, что не соответствует этому проекту, ведет к поражению, не позволяя человеку креативно реализоваться в социуме. С точки зрения онтопсихологии негативные стереотипы являются результатом действия структуры комплексов субъекта. Стереотипы поведения - это те отпечатки, те видимые про­явления действия бессознательного, которые мы можем наблюдать каждодневно. Бессозна­тельное - мощнейший энергетический квант, составляющий индивида, живущий и дей­ствующий в нем, но неосознаваемый. Поэтому и стереотипы не могут быть осознаны чело­веком в полной мере без применения специальных методов и техник. В онтопсихологической школе «психотея» является одним из таких инструментов, позволяющих продемонстри­ровать зрителям и участникам-актерам реальность действия бессознательного. Психотея - (от греч. психе - душа, тея - корень слова театр)- театр души, представление психической деятельности. Театр - (от греч. Теос - бог, тот кто устанавливает, и андрос - человек,) - «как бог дей­ствует в человеке» Психотея - это воссоздание в сценическом действии различных моделей поведения и на­учный анализ психической интенциональности субъекта, которая усматривается именно в занимаемой им во время психотеи позиции. Используя мировой опыт - от греческого театра до психодрамы Морено- онтопсихологическая наука, исходя из собственного критерия истины, создала психотею. Психотея отличается от всех других сценических форм, потому что руководствуется онтопсихологической методикой исследования и действия. Онтопсихология использовала театральную форму для создания своего инструмента по­тому, что театр способен увлечь человека, как никакое другое действие. Театр естественно существует в жизни каждого из нас. Первый театр, биологически разыгрываемый жизнью внутри индивидуума- сновидение. Человек любит театр потому, что сам является образом, живет в образе, понимает через образ. В течение двух лет в Москве был проведен ряд занятий - психотеи. Занятия проходили в рамках учебной программы отделения «Онтопсихология» Санкт-Петербургского Государ­ственного университета, а также в группах слушателей Школы онтопсихологического зна­ния при Славянской ассоциации Онтопсихологии и на выездных семинарах-резиденсах, орга­низуемых той же ассоциацией. В результате проведения около 30 психотеи можно сделать следующие выводы: психотея наглядно демонстрирует ее участникам и зрителям элементы нефункционального поведе­ния, используемые стереотипы, типы устанавливаемых диад, проблемные зоны и т.п. Пси­хотея безжалостно обнажает перед участниками-актерами и зрителями те специфические формы поведения и реакций, те «роли», которые навязывает им комплекс. При психотее логико-историческое «Я» терпит крах, оно разбито, человек видит, что действует стереотип­но; используя те модели поведения, которые в Данной сцене (умело простроенной ведущим) использовать не функционально: Понимая реальность (интерпретации, памяти, проекции, комплекса), человек обязан на­учиться изобретать разнообразные возможности, способы реагирования. Задача онтопсихологической терапии, прежде всего, призвать индивидуума к личной от­ветственности за все, что с ним происходит. Мы - результат наших выборов, наших поступ­ков. Человек способен изменить любую ситуацию в своей жизни, если он осознает ее не­функциональность и твердо уверен в необходимости ее изменения. Пафос великих древнегреческих трагедий учил человека быть внимательным к самому себе: любое его проявление, даже если он участвовал в своем «здесь и сейчас», было делом рук божества и, если субъект не стремился к совершенству своей природы, то погибал от рук того же божества. Процедура проведения психотеи. 1. Требования к ведущему психотеи. Ведущий-психотерапевт должен: а) обладать видением психической причинности, быть знакомым с теорией науки онтоп­сихологии, уметь использовать онтопсихологический способ анализа субъекта. б) иметь необходимые знания в области построения сценического пространства и теат­рального искусства в целом. 2. Выбор произведения или темы для постановки психотеи, построение действия. Психотея, в сценической форме провоцируя конкретное вовлечение и развлечение учас­тников, воссоздает модель жизни, любого ее момента. В основу психотеи могут лечь различные ситуации: профессиональный контакт, отноше­-ния членов семьи, прием у психотерапевта, а так же любая пьеса, трагедия, комедия, сказка,разыгрываемые импровизационно, любое произведение, — но ведущий-психотерапевт дол­жен четко представлять - себе, какую область психологических проблематик участников он хочет затронуть и обнажить. Онтопсихология утверждает - фантазия не свободна. Любая фантазия, спонтанность являются продуктом действия бессознательного и, если комплексуальные структуры энер­гетически наполнены, активны, то любой продукт человеческого творчества: живопись, музыка, сценическое действие и т.д. — всегда будет отражать реальность комплекса. Опытный ведущий-психотерапевт может прогнозировать развитие действия психотеи, предугадывать, как будет выглядеть рисунок импровизационной роли того или иного участ­ника, основываясь на умении прочитывать, ведущие бессознательные динамики. Для анализа бессознательного человека онтопсихология использует пять инструментов познания, пять языков, которым говорит с нами бессознательное: - лингвистический анамнез; - анализ симптома или проблемы; - кинетико-проксемический анализ; - онейрический анализ; - анализ семантического поля (основная форма связи, устанавливаемая природой междусвоими индивидуациями). Психотея не ставит своей задачей проработку проблемы или поиск ее решения. Цель пси­хотеи - показать с очевидностью то, что трудно объяснить на словах, то, во что сам человекобычно не верит стереотипы поведения, фиксированные модели поведения, выявить затруднения, вызванные участием в том или ином социальном контексте, воссоздавая сценически его модель.^ 3. Процесс обсуждения. Обсуждение действия не менее важная часть в проведении психотеи, чем само действие. Обсуждение проходит обычно в три этапа, где первыми высказывают свои впечатления от участия в психотее актеры, затем зрители и в последнюю очередь подводит итог-анализ ведущий- психотерапевт. Обсуждение психотеи позволяет: - увидеть психотерапевту-ведущему степень ответственности участников-актеров за тесобытия, которые с ними происходили во время психотеи (кто-то из участников уже во время своего высказывания обнаруживает понимание своей конкретной проблематики, а кому-то, возможно, потребуются высказывания других, инди­видуальная психотерапия или просто время для осмысления всей психотеи в целом); зрители могут проверить точность своего ума, анализируя действие психотеи; обсуждение психотеи помогает выявить отождествление кого-либо из зрителей с учас-тником-актером, обычно свидетельствующее о наличии сходных проблематик, давая такимобразом материал для дальнейшей психотерапевтической работы со зрителями. В целом, результат психотеи сводится к следующим функциям: как возможность получить прекрасный проективный материал для диагностики личностных черт и психотерапевтической работы. как групповая форма работы, способная снизить уровень сопротивления субъекта,особенно в случаях сопротивления личности психотерапевта, так как вводит оценки от третьих лиц; аналитический катарсис участников и зрителей (когда проблема и ее решение становятся очевидными); педагогическая функция: актеры и зрители приобретают привычку к наблюдению засвоими реакциями и их анализу во время любых социальных контактов — на работе, всемье, с друзьями и т.п., что повышает общий уровень ответственности субъектов; повышение эффективности межличностных контактов (психотея не ставит своей це­лью тренирование навыков общения и т.п., но, как показал опыт, люди, прошедшие несколь­ко психотей, меняют тактику своего проявления как в спонтанном сценическом действии,так и в социальном контексте — становятся более лабильными); 6. развлечение. Сферы применения психотей: группы личностного роста при проведении индивидуальной психотерапевтической работы (лечебной или аутенти-фитцирующей), как усиливающий инструмент; как инструмент диагностики личности в профессиональном контексте (может быть ис-­пользован в бизнесконсультировании, работе с кадрами). В заключении хотелось бы сказать о том, что онтопсихология предлагает свой оригиналь­ный подход к природе творчества человека. Понимание законов психики человека, с помощью онтопсихологической методики, спо­собно в будущем полностью изменить направление развития искусства в целом и театраль­ного искусства в частности. На сегодняшний день основная масса постановок в театре и кино служит лишь усилению у человека чувства тоски и безысходности существования или заставляет, не задумываясь, прожигать жизненную энергию, погружаясь в иллюзорный мир. Настоящее искусство должно рождаться не из памяти, не из навязчивой потребности ком­плекса к повторению, а из великого сущностного ядра субъекта, которое онтопсихология определила, как Ин-се.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Построения коллектива с акцентом на решение задач или на поддержание отношений в нем
Реферат Гражданское общество и правовое государство пути формирования
Реферат Специфика правового регулирования медиапространства российского сегмента сети Интернет
Реферат Martin Luther King Essay Research Paper Martin
Реферат Хаджи-Мурат
Реферат Когда строку диктует чувство... По лирике Б.Л. Пастернака.
Реферат 1. Объекты и способы сушки. Особенности процесса сушки.
Реферат Сексуальные расстройства при шизофрении
Реферат Маркетинговое исследование рынка мобильных телефонов
Реферат Газовая сварка
Реферат Языковое манипулирование границы дозволенного
Реферат Политическая эволюция стран Востока
Реферат Роль этических комитетов в современной медицине
Реферат Эмиссия и обращение ценных бумаг
Реферат Активный гражданский подход в возрождающемся обществе: о волонтерстве, благотворительности и их роли в строительстве еврейских общин в СНГ д-р Майк Нафтали, Израиль, 19 сентября 2003 г