Тема: Русский язык «Пейзажная зарисовка» Подготовка к сочинению – описанию.Изобразительное искусство «Пейзажная зарисовка. Цвет в произведениях живописи »Цели: Дать понятие о пейзажной зарисовке.Закрепить и углубить представления об описании; закрепить навыки работы над сочинением – описанием. 3. Закрепить понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония. 4. Воспитывать наблюдательность, формировать потребность в самовыражении. 5. Создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.Оборудование: репродукции картин: Левитан «Золотая осень», Шишкин «Корабельная роща», рисунки учащихся, памятки №1, №3Ход урока.Организационный момент.Запись в тетради числа.Словарный диктант.а) объяснить орфограммы в выделенных словах Природа, пейзаж, повествования, описания, рассуждения, сочинения, устное рисование (записаны на доске)б) Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином? Повествование, рассуждение, описание - типы речи. 1. Какой тип речи называют повествованием? 2. Что называется рассуждением? 3. Что такое описание? 4. По какому плану строится описание (прочитать памятку)? 5. Что может быть объектом описания (природа, человек, животные, памятник и т.д.)? Сегодня на уроке мы будем говорить об описании. Запись темы урока. - перед вами репродукции картин великих русских художников. Этих художников называют художниками – пейзажистами. (слово учителя рисования) Работа по репродукциям.Что такое пейзаж? Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В переводе с французского – означает вид, какой либо местности и картины природы. Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. пейзажные мотивы мы можем встретить в искусстве любой страны и эпохи. Лишь 500 лет назад в европейской живописи пейзажный фон становиться важным элементом картины, а затем пейзаж утверждается как самостоятельный жанр. Понятие пейзаж постепенно из живописи перешел в литературу и поэзию. Послушайте внимательно отрывки из некоторых произведений русских поэтов:Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора, Весь день стоит как бы хрустальныйИ лучезарны вечера…ТютчевЛьет дождь, холодный, словно лед,Кружатся листья над поляной, И гуси длинным караванномНад лесом держат перелет…И. Бунин(Слово учителя русского языка и литературы) - О чем говорится в данных стихотворениях? (о природе, пейзаже) Поэтому стихи, посвященные описанию природы, называют пейзажными стихами. Какие чувства стараются передать поэты через стихотворения, а художники через картины? (любовь к родной природе, чувство печали о прошедших днях, величаво монументальное и поэтическое звучание русской природы). - Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А. С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин. Но более всего любил поэт Осень. Вспомним строки:«Унылая пора! Очей очарованье.Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданьеВ багрец и золото, одетые леса» - Какие чудные слова поэта об осени. Какая из этих репродукций отображает на ваш взгляд строки поэта? (Слово учителя изобразительного искусства)работа по картине Левитана «Золотая осень» - Что изображено на данной картине? - Вам нравится эта картина? - Что вас в ней привлекает? - По каким признакам мы узнаем, что на картине изображена осень? - Каким настроением пронизана картина Левитана «золотая осень»?III. Практическая часть. (Учитель русского языка и литературы) Осень - это не только красота листвы шуршащей под ногами, караваны журавлей, но это еще и цветы. - Мы поговорим лишь об одном цветке. Сохранилось предание, что этот цветок вырос из пыли, упавшей со звезды. В тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с этим цветком слышится слабый шепот, это цветок беседует с родными звездами (знакомство с текстом стихотворения Рождественского). - О каком цветке идет речь? - Как бы вы его прочитали?Осень над парком тенистым ложится,Золотом кленом на воды пруда,Кружатся листья. Умолкнули птицы.В похолодевшее небо глядядитсяАстра – лучистая, астра – звезда.Астра с прямыми ее лепестками С Древних времен называли «Звездой»Так бы ее вы назвали и сами.В ней лепестки разбежались лучамиОт сердцевинки совсем золотой.(чтение вслух, выразительно) - Назовите средства выразительности, используемые автором (метафора, сравнение, эпитет)? - Разбейте текст на микротемы? - Сколько микротем можно выделить?(обсуждение)работа учителя изобразительного искусства - А теперь попробуем воплотить эти поэтические строки в рисунок. А для этого вам надо для себя решить, будет ли картина радостной или грустной, создает ли она у вас в душе образ яркий, красочный или немного грустный печальный.^ Как скомпоновать рисунок? перед тем как приступить к работе, прочитайте еще раз стихотворение и немного прислушайтесь к себе и своим чувствам. работать с вами мы будем без предварительного наброска, сразу средствами художественной выразительности (фломастера, цветные карандаши). Практическая работа. Выполнение целевого обхода.IV. Итог урока.Анализ выполненных работ. У вас было дано одно и тоже задание, одинаковый формат бумаги. Но каждая работа получилась своеобразной, интересной и оригинальной: по подбору красок, сюжету, настроению. Владея изобразительно-выразительными средствами рисунка и живописи, вы сумели передать свои чувства и настроение. Ваши работы показывают, что вы учитесь понимать возможности цвета, что помогло вам создать художественный образ, выразить собственное отношение к изобразительному искусству.^ Слово учителя русского языка и литературы. - что же используют поэты и художники в изображении пейзажной зарисовки (краски, строки) Очень хочется, чтобы мы научились создавать пейзажные зарисовки. А сейчас попытаемся определить порядок работы над сочинением (работа с памяткой)Домашнее задание. дома вы будете создавать свою пейзажную зарисовку (сочинение - описание). Примерные темы: «Тихо в лесу», «Иней», «падающие листья», «Морозный вечер» и одновременно выполните пейзажную зарисовку к своему сочинению описанию.МОУ «Мугунская средняя общеобразовательная школа»Тема: «Пейзажная зарисовка»Подготовка к сочинению – описанию.Тип урока:Повторение знаний, умений и навыков с углублением межпредметных связей русский язык – изобразительное искусство.Учитель изобразительного искусства: Зайцева Н. Н.Учитель русского языка и литературы: Стародубова П. Н. 2009 год.