Реферат по предмету "Разное"


«Прп. Иосиф Волоцкий как автор первого свода русского богословия (учение о Пресвятой Троице, Христология, учение о Святом Духе)» Автор: Щировский И. К. Дата Научный Зав кафедрой, к богословия, доц. Малков П. Ю

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА ТЕОЛОГИИДопущена к защитеЗав. кафедрой Теологии___________/Малков П.Ю/ подписьДата__________________Аттестационная работа«Прп. Иосиф Волоцкий как автор первого свода русского богословия (учение о Пресвятой Троице, Христология, учение о Святом Духе)»Автор: Щировский И.К.ДатаНаучный руководитель:Зав. кафедрой, к.богословия, доц. Малков П.Ю.^ Дата Гельзенкирхен2010 г.ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА КАК БОГОСЛОВА И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЕГО ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ.................................................................16 1.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРП.ИОСИФА КАК БОГОСЛОВА..................16 1.2 ИСТОЧНИКИ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ПРП.ИОСИФА.....25 1.3 ВЫВОДЫ................................................................................................31ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ ПРП.ИСИФА ВОЛОЦКОГО О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ............................................................................................................32 2.1 ТРОИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПРП.ИОСИФА В «ПОСЛАНИИ АРХМТУ ВАССИАНУ О ТРОИЦЕ».........................................................32 2.2 РАЗВИТИЕ ПРП.ИОСИФОМ УЧЕНИЯ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ В ПРОСВЕТИТЕЛЕ.....................................................................................36 2.3 ВЫВОДЫ................................................................................................47ГЛАВА 3. ХРИСТОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ ПРП.ИОСИФА ИГУМЕНА ВОЛОЦКОГО...............................................49 3.1 ХРИСТОЛОГИЯ ПРП.ИОСИФА ВОЛОЦКОГО...............................49 3.2 УЧЕНИЕ ПРП.ИОСИФА ВОЛОЦКОГО О СВЯТОМ ДУХЕ...........60 3.3 ВЫВОДЫ................................................................................................64ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................66ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.................................................................71ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................79ВведениеДанная работа посвящена изучению богословского наследия одного из выдающихся святых, церковных писателей и общественных деятелей к.XV- н.XVI вв., игумена монастыря Успения Божией Матери на Волоке Ламском прп.Иосифа Волоцкого (1440-1515), прославленного в лике святых преподобных отцов РПЦ на Московском Соборе 1572 года, а на Соборе 1591 года патриарх Иов «свидетельствовал составленную преподобному Иосифу службу, внес имя его в Минеи и велел повсюду совершать в честь него праздник»1. Никак нельзя сказать, что личность, житие, творения прп.Иосифа Волоцкого были обойдены вниманием. Наоборот, вокруг деятельности святого велись споры, образовывались целые группы его последователей и его критиков уже при жизни преподобного. А по преставлении, уже в 1538 году, в июльские Четьи Минеи вводится «Просветитель» прп.Иосифа, в 1546 году по инициативе свт.митр.Макария еп.Саввой Крутицким пишется первое Житие Волоцкого игумена и также вносится в Макарьевские Четьи Минеи, а в 1553 году на Соборе против еретика М.Башкина «Книга на новгородских еретиков» получает свое название «Просветитель»2. Затем пишутся еще два его жития, написанные разными авторами и т.н. «Летописчик Иосифа Санина»(он составлен, видимо, ранее других жизнеописаний). Быстро складывается богатейшая рукописная традиция творений Волоцкого игумена, особенно его «Просветителя», который сохранился в двух редакциях, нескольких изводах и многочисленных списках, немало обогатив рукописное наследие Древней Руси. Собственно научное исследование жизни и творчества святого начинается в XIX веке. Прп.Иосиф Волоцкий предстает как основатель Волоколамского в честь Успения Божией Матери общежительного монастыря и автор Устава обители, как выдающийся игумен, организатор и устроитель жизни братии монастыря, собиратель его книжных богатств, строитель, поборник активного социального служения обители и ее хозяйственного благоустроения. В большинстве исследований прп.Иосиф характеризуется как выдающийся общественный деятель, полемист и публицист, выступавший по важнейшим вопросам церковно-государственных отношений; писавший о месте и роли царской власти в деле защиты и укрепления Православия, о прямой зависимости отношения Церкви и общества к царю от отношения царя к Православию; начавший формировать учение о Святой Руси как хранительнице мирового Православия; защищавший теорию о сильной в политическом и социально-хозяйственном отношении Церкви, о монастыре, сочетавшем в себе личную нестяжательность монахов с монастырским землевладением. Не остались без внимания и такие события как спор прп.Иосифа с новгородским владыкой свт.Серапионом или его взаимоотношения с прп.Нилом Сорским и нестяжателями. Наконец, фактически все исследования и обобщающие труды обращались к такой теме как обличение и искоренение прп.Иосифом ереси жидовствующих. И тем не менее авторы юбилейного издания 1915 года, посвященного 400-летию преставления преподобного пишут о малоизвестности его жития и творений1. А более чем через 70 лет, в 1989 году, митр. Питирим (Нечаев) приводит слова немецкого ученого проф. Гюнтера Шульца, где он говорит, что прп.Иосиф Волоцкий «до сих пор совершенно не изучен, хотя он – ключ к XVI веку»!2 Дело тут, на наш взгляд, не только в том, что многие вопросы, относящиеся к жизни и деятельности святого, хотя и имеют обширную историографию, но до сих пор не нашли своего разрешения, вызывают научные дискуссии и требуют дальнейших уточнений (например, «ересь жидовствующих»; прп.Иосиф и нестяжатели...). Оказалось, что богословие прп.Иосифа Волоцкого изучено совершенно недостаточно. Автор «Просветителя» предстает как полемист, идеолог, публицист, общественный деятель, организатор, строитель. И за всей этой многогранностью теряется богослов, догматист, составитель первого систематического свода русского богословия, создатель первой русской догматической системы, основанной на Священном Писании и творениях отцов Церкви и которую отличают, по словам иерод. Романа (А.Г.Тамберг), «удивительная целостность мировоззрения, нераздробленность сознания»1. Главный труд основателя Волоцкой обители отличает фундаментальность и энциклопедический характер, где «сведены воедино догматические свидетельства всех знаемых тогда на Руси святых отцов и учителей Церкви», - пишет митр.Питирим (Нечаев)2. Интересные мысли высказывает А.В.Карташев в своих «Очерках по истории Русской Церкви». Он отмечает, что несмотря на обилие переводов святых отцов, в том числе и богословской системы прп.Иоанна Дамаскина, им затруднительно было стать учебником по богословию, поскольку они не исходили из конкретной исторической ситуации, из необходимости опровержения ереси жидовствующих. И «Просветитель» здесь оказался чрезвычайно ценен именно на Руси и для научения в вере русских православных, подвергавшихся духовному соблазну от еретиков-жидовствующих. Следующий важный вывод ученого заключается в том, что он подчеркивает независимость прп.Иосифа от западной схоластики, которую он и не ведал, отсюда бессистемность и публицистичность стиля, сочетающиеся с «ясностью мысли», «сокрушительной логикой» и «обширными знаниями текстов»1. В этой связи актуально звучат и мысли издателей «Просветителя» прп.Иосифа Волоцкого на русском языке о том, что в данной книге автор «коснулся всех важнейших сторон вероучения», «собрал в единое целое... фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви»2. Он стал фактически подобен отцам Церкви первых веков, которые излагали догматы праовславной веры, «противостоя ересям и ограждая паству от растлительного влияния богоборческих сил»3. И Волоцкий игумен действовал в полном соответствии с вселенскими учителями Древней Церкви, составляя свой труд, дабы «противостать лжеучению новых христоненавистников...»4. Другой современный исследователь творчества прп.Иосифа среди прочего особо отмечает, что «Книга на новгородских еретиков» есть «первый в отечественной книжности самостоятельный дискурсивный и довольно систематический обзор основных... положений православного вероучения»; в ней читатель находит «проникновенные размышления о Боге, Благовестии, Спасении...»5. Более того, автор полагает, что освоение «Просветителя» сохраняет свою актуальность и сегодня как для стимулирования богословской мысли, так и для углубления духовной жизни православных людей6. Ученый видит в «Книге» Волоцкого игумена «теоретическое оружие» не только для борьбы с ересью, но и для утверждения в вере, просвещения в Православии людей мало в нем сведущих1. Т.о., мы видим указание на вероучительное значение «Просветителя», причем значение не связаннное с конкретным временем и эпохой. Труд преподобного явно не трактуется как памятник, имеющий только культурно-историческое значение. И в этом отношении достаточно парадоксально выглядит полное отсутствие упоминания «Книги на новгородских еретиков» в большинстве классических догматических систем XIX века, даже тогда, когда авторы посвящали специальные разделы очеркам истории догматического богословия2. И только прот.Николай (Малиновский) одним предложением упоминает труд прп.Иосифа, как первое богословие на Руси до XVII века, но при этом, однако, высказывает весьма важную в методологическом отношении мысль о том, что в «Просветителе» дано «почти полное изложение основных истин веры» и «собраны догматические свидетельства всех известных тогда на Руси отцев Церкви»3. Характерны в этом плане и многие научно-справочные издания. Их в целом отличает явно неполная, а часто и пристрастная характеристика Волоколамского игумена, где его собственно богословским трудам места почти не находится. Митр.Евгений (Болховитинов) в своем «Словаре историческом...» пишет о «начетливости и памяти» преподобного, а в «Просветителе» видит почти исключительно сборник цитат из святых отцов и церковных правил, подчеркивая богатство древнерусской переводной литературы, которой пользовался преподобный4. Свт.Филарет (Гумилевский) выделяет отчетливость и глубокомысленность изложения в «Просветителе», высокий уровень объяснения слов Св.Писания. Им делается и весьма важное замечание о связи творения прп.Иосифа с замечательным богатством переводной литературы Древней Руси1. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» Волоцкому игумену уделено всего несколько строк, из которых мы узнаем только даты жизни, преставления и канонизации, несколько слов о прп.Иосифе как основателе монастыря, авторе его Устава и борце с ересью жидовствующих. И ничего о богословии преподобного2. Статья В.Ф.Боцяновского в Энциклопедическом словаре «Христианство» также крайне неполна с тенденцией увидеть в прп.Иосифе только полемиста, обличителя и преследователя еретиков, защитника монастырского землевладения и сторонника теории о божественности царской власти. Характеристика же прп.Иосифа как писателя сводится к утверждению, что он «является древнерусским книжником, начетчиком»3. Статья Я.С.Лурье в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» отличается большей полнотой и обстоятельностью, особенно относительно литературного творчества прп.Иосифа Волоцкого. Автор видит в нем прежде всего полемиста и обличителя, отмечая начитанность, самостоятельность, логичность, последоватльность, основанные на авторитете библейских и святоотеческих текстов, ученый склонен видеть в прп.Иосифе Волоцком «своеобразного русского представителя средневековой схоластики»4. Наконец, имеет смысл, на наш взгляд, обратить внимание на характеристики, данные прп.Иосифу Волоцкому в обобщающих трудах по истории русского богословия и философии. Прот.Георгий Флоровский придерживается того мнения, что Волоцкий игумен был «несравненным начетчиком», равнодушным и недоверчивым к «богословскому творчеству»! В «Просветителе» прп.Иосиф явил себя только как мастер «выборок и свидетельств», подбора чужого материала. Подчеркивается его опытность и искусность «в первоисточниках вероучения». В целом автор отрицает за прп.Иосифом и иосифлянами тврочество и созидание, оставляя им только качества собирателей и строителей1. Прот.Василий Зеньковский пишет о прп.Иосифе Волоколамском как о «теоретике священного служения царя» и защитнике церковных имуществ, социального служения Церкви, традиционно противопоставляя прп.Иосифа прп.Нилу Сорскому. Но при этом автор обоих преподобных возводит к прп.Сергию Радонежскому, что, на наш взгляд, весьма плодотворно, имея ввиду исследование истоков богословия Волоцкого игумена2. В целом, на наш взгляд, напрашивается вывод о том, что прп.Иосиф Волоцкий как догматист сколько-нибудь достаточно неизучен и недооценен. А его главное творение «Книга на новгородских еретиков», которое младший современник прп.Иосифа свт.митр.Макарий назвал «светилом Православия»3, не воспринимается как трактат не только обличительный, но и как догматико-апологетический. С другой стороны изучение данной стороны творчества святого позволит прояснить отношение к некоторым устоявшимся штампам, приписываемым преподобному во многих работах, особенно обобщающаго и справочного характера (начетчик, схоласт, рационалист, логик...). В тоже время в последние годы мы видим возрастающий интерес именно к богословию Волоцкого игумена, как и к русскому богословию допетровского периода в целом. И здесь прп.Иосиф играет несомненно выдающуюся роль создателя первого свода русского богословия, основанного на Святом Писании и святоотеческом наследии, свободного от западных влияний, созданного как раз на том рубеже, в тот исторический момент, когда богомыслие на Руси еще не было подвержено влиянию реформационных и контрреформационных теологических аргументаций и принципов и питалось из святоотеческого источника и из характерного для русской духовности образного восприятия истин Православия, свободного от голых схем, холодной логики и изощренной систематизации. Это придает особую актуальность теме и позволяет сформулировать основные цели и задачи работы. ^ Цели данной работы заключаются в том, чтобы, во-первых, выявить и показать значение прп.Иосифа Волоцкого как догматиста, его место не только в русском богословии XV-XVII веков, но и в целом для русского и мирового Православия; во-вторых, раскрыть внутреннюю связь богословия преподобного с библейским Откровением и святоотеческой традицией; наконец, показать необходимость не только изучать, издавать творения прп.Иосифа, но и использовать их в учебных целях, вводить в курсы не только церковно-исторического направления, но и догматики. Указанные цели предполагают решение следующих поставленных нами задач работы: изучить процесс формирования прп.Иосифа как богослова. Выявить истоки его богословия, чем оно питалось и обогащалось, какие идеи и традиции явились его основанием и что нового внес Волоцкий игумен в деле осмысления истин Православия; изучить Тринитарное богословие прп.Иосифа как основу и фундамент всего богословствования Волоцкого игумена. Расмотреть метод и характер изложения догмата о Пресвятой Троице преподобным отцом, особенности подбора и толкования ветхозаветных текстов, связь догмата с иконой Ветхозаветной Троицы; показать особенности изложения преподобным догматов о Боговоплощении и о Святом Духе, причины приведения им преимущественно ветхозаветных свидетельств; соотношение Нового и Ветхого заветов в догматике автора «Просветителя»; Святой Дух в Ветхом Завете, Святой Дух и дары Святого Духа, полемика с католиками об исхождении Святого Духа. Главным источником работы будут слова «Просветителя» прп.Иосифа Волоцкого, повествующие о святой Троице (слова 1; 5; 7); о Боговоплощении (слова 2; 3; 4; 7); о Святом Духе (слова 1; 7). Причем за основу будет взят оригинальный славянский текст по 3-му казанскому его изданию 1896 года и по современному репринтному воспроизведению 5-7 слов1. При этом будет использоваться и русский перевод «Просветителя» 1993 года2, но с учетом его критики со стороны В.М. Кириллина, который заметил, что переводчики «слишком вольно обращались с оригинальным текстом... отнесясь с очевидным равнодушием к его поэтике, стилю, духу», слишком осовременили текст, что усложнило понимание богословской аргументации автора, усвоение «логики философских рассуждений и выводов»3. Имеется также и иной перевод слов об иконах «Просветителя», сделанный иерод.Романом (А.Г.Тамбергом)1. Кроме того догмату о Святой Троице посвящено и специальное Послание прп.Иосифа архимандриту Вассиану, которое интересно тем, что отражает ранний период богословского творчества игумена Волоколамского2. Следующими важными источниками работы являются пространные жития прп.Иосифа Волоцкого, которые подробно повествуют о жизни и деяниях святого и из которых можно почерпнуть важные сведения о становлении прп.Иосифа как богослова, о той духовной атмосфере, в которой он возрастал, научался вере, изучал Святое Писание, постигал святоотеческую мудрость, писал свои послания и слова3. Интерес также вызывают и краткие биографические сведения о Волоцком игумене, собранные в т.н. Летописчике Иосифа Санина и предшествующие по времени написания житиям святого4. Историография, посвященная прп.Иосифу Волоцкому как догматисту достаточно ограничена. Работ исключительно посвященных данной теме нет. Богословие преподобного отца изучается в рамках исследований о его жизни и деятельности, прежде всего, в связи с его борьбой против ереси жидовствующих. Одна из ранних работ, посвященных Волоколамскому подвижнику, принадлежит П.С.Казанскому и носит преимущественно информативный характер. Интерес вызывает перечисление автором святых отцов и церковных писателей, на которых ссылается преподобный в «Просветителе», выделение им основных догматических тем – «Об источниках христианского учения; о Святой Троице; о волощении Сына Божия1. В Православном собеседнике в 1859 году вышло целое небольшое исследование о творении прп.Иосифа. Автор данной работы утверждает полную несамостоятельность богословия «Просветителя», который есть собственно только «выбор из творений отеческих». Сами отцы церкви, использованные преподобным также перечислены. А главный вывод базируется на утверждении о неготовности Руси создать свое самостоятельное богословие, что и привело к написанию кампиляции из святых отцов. Важным является попытка автора определить места конкретных заимствований из отцов Церкви, идентифицировать их2. Следующим по хронологии является исследование священника Н.А.Булгакова. Оно напрямую полемизирует с авторами казанского издания, подчеркивая оригинальность творения Волоцкого игумена. Само по себе цитирование, использование святоотеческого наследия никак не говорит о несамостоятельности. Это наоборот есть основа для построения своей системы и создания своего порядка расположения материала. Стремление же на все утверждения иметь свидетельство от Писания и отцов есть характерная черта православного богословия, полагает свящ.Н.А.Булгаков. Особо автор останавливается на содержании 1 и 2-го слов «Просветителя», излагающих Троический и Христологический догматы и обращает внимание на библейские доказательства истинности учения о Троице и о Воплощении и на соединении в учении Волоцкого игумена «верности Святому Писанию, учению Церкви и понятиям здравого разума»3. И.Хрущов написал отдельную работу о сочинениях прп.Иосифа Санина, игумена Волоцкого. При этом автор кратко разбирает содержание каждого из слов «Просветителя». Интерсно сравнение 1-го слова с посланием архмту Вассиану о Троице или определение 4-го слова как «глубоко богословского сочинения о вочеловечении Сына Божия». При изложении пятого слова И.Хрущов обращает внимание читателя на методе согласования кажущихся противоречий в библейских толкованиях отцов церкви1. Важное значение для нас имеет исследование митр. Макария (Булгакова). Оно ценно тем, что митрополит сам являлся не только замечательным историком Церкви, но и выдающимся догматистом, поэтому его мнение имеет особый интерес. Автор выделяет в прп.Иосифе диалектический подход, логику, систематичность, глубокое знание Писания и отцов Церкви, и при этом его оригинальность и самостоятельность в богословском смысле. Митр.Макарий, полемизируя со сторонниками несамостоятельности творения преподобного, подчеркивает, что всякая православная догматика заимствует материал из Св.Писания и писаний отцов, из предания Церкви. Достоинством же ее является умелое использование материала, извлечение нужных свидетельств, умелое усвоение их и распоряжение ими. Затем уже идет расположение и объединение материала сообразно идее, его оживление, добавление своих соображений и создание целостного труда. Именно так, по мнению автора, пишутся богословские системы, так творил прп.Иоанн Дамаскин и также создавал свою «Книгу на новгородских еретиков» прп.Иосиф Волоцкий2. Эти мысли маститого церковного историка и догматиста очень важны в методологическом плане, указывая на то, что самостоятельность в православном богословии не отделяет себя от Предания Церкви, но основывается на нем, пребывает в нем, черпает в нем мысли, идеи, формулы. Между тем митр.Макарий полагает, что в своих толкованиях прп.Иосиф не всегда был убедителен, правда примеры этому не приводит. Пожалуй на этом заканчиваются крупные работы, где важное место занимает разбор догматики Волоцкого игумена. При ссылках на Святое Писание мы будем использовать в первую очередь Острожскую Библию, как наиболее приближенный вариант Писания ко времени прп.Иосифа и по тексту наиболее близкий к библейским текстам, которые были в распоряжении автора «Просветителя». Однако, будем пользоваться также и Елизаветинской редакцией славянской Библии, и Синодальным переводом на русский язык. Сразу следует оговориться, что изложение не подразумевает анализ всей догматической системы Волоцкого игумена. Речь пойдет только о трех основных догматах веры, разбираемых в творениях преподобного. При этом возможны обращения и к некоторым другим темам, например к иконопочитанию, поскольку учение прп.Иосифа о Троице теснейшим образом связано у него с защитой и анализом иконы Троицы Ветхозаветной. Поразительная сплетенность этих тем образует особую целостность учения и не позволяет искусственно отделять их друг от друга, не повреждая этой целостности. Передача славянского текста будет производится точно по изданию, но с раскрытием титлов и сокращений, заменой вышедших из употребления букв (ятей, ижицы, пси, кси, юсов, омеги, «и» десятеричного) и славянских цифр, кроме «ъ» и «ь». Библейские цитаты выделены курсивом. Иногда сноски даются параллельно на славянский текст и русский перевод. ГЛАВА I^ Формирование преподобного Иосифа как богослова и основные истоки его догматического учения.1. Формирование прп.Иосифа как богословаПри написании данной главы мы не ставили своей задачей подробно изложить жизненный путь святого, который хорошо известен и многократно описан. Нам важны те вехи, события, обстоятельства, внутренние побуждения, которые способствовали формированию прп.Иосифа-богослова, сумевшего создать вполне самостоятельный (как мы постараемся показать) труд, в тоже время вобравший в себя духовные и вероучительные сокровища Православия, собранные из книг Святого Писания, святых отцов и учителей Церкви, церковных писателей, трудов по истории, житий святых. Преподобный Иосиф Волоцкий, названный при рождении Иоанном, родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище. Место было весьма отдаленное, о котором в Житии прп.Иосифа, написанном еп. Саввой Крутицким сказано, что «весь бе не от славныхъ... в ней же храмъ Пречистыа Богородица честнаго Ея Покрова...»1. Здесь находилась отчина Иосифова прадеда Александра, по прозвищу Саня, которая была ему подарена еще свт.блгв.вл.кн.Дмитрием Донским, по приезде Александра Сани из Литовской земли. По его прозвищу и стал называться род – Санины. Дедом преподобного был Григорий, сын которого Иван и стал отцом будущего Волоцкого игумена Иосифа, а пока Иоанна Санина. По сведениям того же жития родители святого (мать звали Марина) «живяше во всякомъ благоговеиньстве и въ воздержании, и въ молитвах.... и моляшеся о чадехъ Богу... и услыша Богъ молитву ихъ»1. Так родился Иоанн Санин, под Покровом Богородицы, в благочестивой семье. Он принадлежал к роду из 19-ти известных имен которого, 18 были монашескими, что позволило Г.П.Федотову написать, что он «как бы по крови был предназначен к иночеству»2. Так начинался путь будущего русского «светилника, по Святей Троици поборника и православной вере от еретиковъ великаго заступника... и истинную веру православную светло утвердившаго...»3. Когда отроку исполнилось 7 лет, родители отдают его на «учение грамоте во обитель Воздвижениа честнаго Креста Господня старцу честному именемъ Арсению, пореклу Леженке...»4. И тут с самого начала маленький Иоанн Санин отличается особыми способностями, сочетающими в себе веру со стремлением познавать и учиться. Он сразу «божественнымъ возрасте страхомъ, учашеся разумно и всех сверстникъ превзыде», за один год не только научившись читать и писать, но и выучив Псалтырь, а на другой год «вся Божественая Писания навыче», став певцом и чтецом в Церкви5. Уже тогда окружающие люди отмечали, что «благодать Божиа бе на немъ», - продолжает еп.Савва6. Следующий этап жизни Иоанна Санина связан с монастырем Пречистой Богородицы на Возмище, где он прожил, будучи мирянином до 20-летнего возраста. Здесь начинается его аскетический подвиг. Он фактически не покидает Церкви, окунаясь в живительную стихию богослужения, божественного пения, остальное же время проводя в тишине и молитве и в строгом соблюдении церковного правила. Именно здесь он предается глубоким размышлениям о смысле жизни, о суете мира сего и его славы. Эти юношеские рассуждения уже были основаны на определенном опыте молитвы, на знании богослужения, текстов Св.Писания и отцов Церкви. Именно в этот период Иоанн Санин начинает преобразовываться в прп.Иосифа Волоцкого, инока-аскета и богослова, начинает обретать целостность мировоззрения, характерную для Православия. Недаром неизвестный автор другого Жития преподобного (вероятно Лев Аникита Филолог) выделил такое качество Иоанна Санина как одновременное желание напитаться благодати из книжного разума и стремление достичь добродетельной жизни1. В этой связи заметим, что многие исследователи прошлого и настоящего высказывались в том смысле, что образование в Древней Руси было лишь в зачаточном состоянии, абсолютно недостаточном для создания самостоятельных богословских систем (теологических сумм). Так, например, авторы статьи из «Православного собеседника» о «Просветителе» преподобного пишут даже об упадке просвещения на Руси того периода2. Следует на эти утверждения возразить. Дело не в отсутствии образования, а в его инаковости по сравнению с западным регулярным образованием. Русское образование отличалось целостностью. Как мы видим и на примере прп.Иосифа Волоцкого, обучение грамматике, основам веры, певческому и живописному искусствам происходило не только без отрыва от духовного делания, богослужения и молитвы, но через них, путем погружения в них, когда они становились источниками знаний. «Это приводило обучающегося к внутренней духовной собранности и целостности мировоззрения... помогало сосредоточивать все свои духовные и физические силы на... соединении с Богом», - пишет иерод. Роман (А.Г.Тамберг)1. Более того, это позволяло избежать подчинения веры рассудку, его логическим выводам, как произошло на Западе, и что привело к потере целостности и перевесу «логической односторонности», о чем писал еще И.В.Киреевский2. Он подчеркивал, что в отличие от римского богословия, которое развивалось «посредством схоластической философии», восточное богомыслие не впало в «одностронность силлогических построений» и держалось «полноты и цельности умозрения»3. Отсюда складывается и «богословско-философский» способ мышления, характерный для Православия и отличный от западного, католического. Этот способ мышления у восточных отцов зиждется на заботе о «правильности внутреннего состояния мыслящего духа», на поиске «внутренней цельности разума», когда «все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство». Западный же богослов более занят «внешней связью понятий», попытками достичь истины «для разделившихся сил ума», - полагает И.В.Киреевский4. Данное отступление нам представляется уместным, поскольку, как верно, на наш взгляд, продолжает русский мыслитель, «учения св. отцов православной церкви перешли в Россию...»5 и составили то духовное богатство, на котором возрастала Русь, Русская Церковь и ее подвижники. В полной мере это касается и прп.Иосифа Волоцкого, который воспитывался и получал образование согласно православной традиции, через молитву, богослужение, через уединенное богомыслие и погружение в глубины Писания и творений Святых Отцов. Итак, находясь в постоянной молитве и духовных размышлениях, Иоанн Санин принимает важнейшее решение об удалении от мира, принятии на себя иноческого образа. В момент особого молитвенного углубления он приобретает измененный образ. Именно таким его видит отрок Борис Кутузов, также искавший иноческого жития. Этот измененный образ еп.Савва определеяет как «пребывание в целомудрии и чистоте и во всяком духовном брежении»1. Вместе с Борисом Кутузовым он начинает поиск наставника, сообразуясь при этом с учением свт.Василия Великого и готовясь принять на себя полное послушание: «быти безответну, и во всякомъ повиновании и без разсужениа, и ничесоже от помысловъ таити»2. Именно таковым предстает 20-летний Иоанн Санин перед старцем Тверского Саввина монастыря Варсонофием Неумоем, куда он отправился в поисках наставника и учителя. Варсонофий благословляет юного Иоанна отправиться в Боровск, в монастырь прп.Пафнутия, славивишийся строгостью устава и духовно-аскетическими подвигами своего настоятеля. Прп.Пафнутий Боровский и стал наставником будущему Волоцкому игумену, прозрев в нем великие дарования: «позна его во ответехъ, яко многъ въ разуме... видя его... усердие в совершенне разуме...», несмотря на совсем еще юный возраст3. Здесь очень знаковые, на наш взгляд, слова «совершенный разум», означающие как раз целостность, сочетающую знания божественных писаний с добродетелями, с духовным возрастанием. Автор иного жития отмечает остроту разума, искусность в книжном чтении, «доброгласность», замеченные прп.Пафнутием в пришедшем к нему юноше4. Это и стало причиной тому, что «в лето 6968 (1460 г.) месяца февраля в 13 на памят преподобнаго отца нашего Мартиниана пострижеся Иосиф старец у преподобнаго Пафнутиа...и жил у Пафнутиа 18 лет до успениа его, и после Пафнутиа игуменил два лета в той же обители». Так лаконично повествует Летописчик Иосифа Санина о прибывании подвижника в Боровской обители1. Но за этой краткостью кроется духовно-аскетический подвиг, сочетающий в себе постоянную молитву, послушания в поварне, пекарне, больнице, аскезу, полное предание себя благодатному наставнику и совершенствование в вере, научение божественным истинам. К этому добавились еще и пятнадцатилетние труды по уходу за парализованным отцом, который также стал иноком в монастыре у прп.Пафнутия. Наконец, прп.Иосиф становится «сотаинником» прп.Пафнутия, что явилось признанием последним за Иосифом высокой степени совершенства духовного2. Следующим этапом в духовном становлении прп.Иосифа стало избрание его игуменом Пафнутиево-Боровского монастыря и путешествие по монастырям Русской земли в качестве простого инока, хотя он к этому времени уже был известен своими духовными подвигами, саном и положением. Его знал и великий князь Иоанн III. Прп.Пафнутий называет прп.Иосифа своим преемником за дарования данные ему от Святого Духа, за обладание «словом разума», за добродетели, труды, терпение и любовь3. Целью же предпринятого путешествия было изучение Уставов обителей. Особенно привлек преподобного Устав Кирилло-Белозерского монастыря, следующий древним общежительным уставам монастырей Египта и Палестины4. Здесь будущий Волоцкий игумен непосредственно приобщается к живой духовной традиции идущей от преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Уже через прп.Пафнутия, который был учеником ученика прп.Сергия, прп.Иосиф связал себя с духовной линией основателя Лавры. Теперь же он еще более соединился с ней, совершив аскетический подвиг в обители прп.Кирилла1. Все это и создало ту «целостность мировоззрения, нераздробленность сознания», которые с особой силой проявились в творчестве прп.Иосифа2. Его «Просветитель» стал одним из высших проявлений древнерусской духовной письменности, вобрав в себя все духовные силы предыдущих периодов и использовав все духовные достижения Святой Руси в области освоения святоотеческого и византийского богословия, иконописного искусства, монашеского подвига, т.е. целокупного, стремящегося к наибольшей полноте, всеохватности творческого освоения Православного наследия Восточно-Римской империи и наследия Русской Православной Церкви. Недаром работа над «Книгой на новгродских еретиков» фактически продолжалась ок.35 лет, начиная с Послания о Троице архмту тверского Отроча монастыря Вассиану, написанного еще до своего игуменства, вероятно в 1477-1478 г., когда прп.Иосиф был еще «в учимом чину», и кончая написанием и включением в «Просветитель» последних его слов (12-16 слова) в 1510-1511 годах (пространная редакция). А в промежутке между этими датами были написаны «Послание иконописцу» с тремя словами в защиту икон, потом составившими 5-7 слова «Просветителя»; «Сказания о скончании седьмой тысящи»; «Рассуждения об иноческом жительстве»; целый ряд посланий к духовным лицам, вельможам и великому князю; Монастырский устав и краткая редакция «Просветителя»3. Но опять же следует подчеркнуть, что время игуменства преподобного (1479-1515 гг.) – это время не только углубленной богословской и литературной деятельности, стимулированной насущной необходимостью борьбы и опровержения ереси, но это время удивительно разноообразной жизни и служения во благо Церкви и государства, монастыря и народа Божия, во имя спасения и укрепления в вере великих и удельных князей, вельмож, бояр, крестьян – всех православных христиан Святой Руси. Это время забот о строительстве монастыря и его благоукрашении, о пропитании бедных и голодных. И, наконец, свое собственное постоянное совершенствование в добродетелях, в вере, в познании Божественных истин, сочетание аскезы, молитвы и письменных трудов, заключающихся не только в написании слов, посланий, творений, но и в переписывании отделных книг Святого Писания, творений святых отцов, богослужебных текстов, составлении сборников, а также в собирании монастырской библиотеки1. Именно прп.Иосиф заложил начало богатейшей рукописной библиотеке Волоколамского Успенского монастыря, которая затем стремительно расширялась и обогащалась (в том числе и творениями ее основателя) усилиями учеников и соратников преподобного и сохранилась до наших дней в составе Волоколамского собрания РГБ и Епархиального собрания ГИМ и других собраний2. И, повторим еще раз, Волоцкий подвижник был постоянно погружен в глубокое, внутреннее постижение, изучение Писания и святых отцов. Мы тут видим удивительную органичность и полноту жизни святого, который оказался во всеоружии знания, добродетели, духовной жизни, когда надо было выступить на поприще защиты Православия от еретиков, покусившихся на самые основы веры, на самые первые, важнейшие догматы христианства. Вот как передает свое впечатление о преподобном его племянник инок Досифей Топорков: «...во обители (Пафнутиевой) ученикъ высочайший бысть, не точию в добродетелнемъ сочетании и терпении с незлобиемъ сердца, но и в телесныхъ, и естественныхъ изященъ бе зело... ума свободное в крепости смысла стяжа, с течениемъ языка и добро


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.