ПРОЕКТ на Олимпиаду по развитию малого инновационного предпринимательства в муниципальных образованиях Белгородской области«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ»РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Гончарова Лариса Николаевна БЕЛГОРОД 2010СОДЕРЖАНИЕ I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО СЕГМЕНТА ЭКОНОМИКИ 8II. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 11III. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА 12IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 17^ V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ 19VI. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ 22 ГЛОССАРИЙОпределения:Заказчики инноваций – субъекты, в организационно-хозяйственной деятельности которых будет осуществляться использование инноваций.^ Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.Инновационная идея – первичный элемент инновационного процесса, представляющий собой направление совершенствования продукта (его свойства), или технологического процесса, используемого в практической деятельности.^ Инновационное развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение состояния системы хозяйствующих субъектов, основанное на использовании результатов инновационной деятельности.^ Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).^ Территориальные кластеры – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.^ Малое инновационное предпринимательство - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. к малым предприятиям, деятельность которых включается в понятие инновационной деятельности.^ Программа развития – комплекс мероприятий направленных на достижение определенных целей, измененного состояния объекта, характеризуемого рядом вещественных показателей.^ Предметная база инновационного развития - люди, идеи, технологии, объекты.Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г., к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.Сокращения:ВУЗ – высшее учебное заведение.^ МУ – муниципальные учреждения.НИИ – научно-исследовательский институт.НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.^ НТП – научно технический прогресс.Объект ИС – объект интеллектуальной собственности.СМИП – субъекты малого инновационного предпринимательства.^ УС – управляющий совет.ФПГ – функциональные проектные группы.ХС – хозяйствующие субъекты.ЦМП – целевые муниципальные программы.ПРЕДПОСЫЛКИ«Новые технологии, которые нами создаются, позволяют снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, а, следовательно, в конечном счёте, и обеспечивать повышение уровня благосостояния в нашей стране. Чем современнее технологии, тем выше уровень жизни, тем надёжнее социальные гарантии» Д.А. Медведев Научно-технический прогресс, признанный во всём мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, всё чаще связывают с понятием инновационного процесса, который объединяет науку, технику, экономику и предпринимательство, цель которого состоит в получении новации от зарождения идеи до её коммерческой реализации. В настоящее время, именно, уровень активности инновационной составляющей экономики является важнейшим фактором формирования центров силы, определяет границы между богатыми и бедными странами, создаёт основу динамичного экономического роста, становится главным конкурентным преимуществом различных стран и регионов. В декабре 2009 года глава государства в рамках заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России говорил о необходимости более активного участия бизнеса в модернизации отечественной экономики. Министерством экономического развития РФ предпринимаются системные усилия по совершенствованию законодательства в сфере инновационной деятельности, развитию инфраструктуры инновационного технологического предпринимательства, повышению спроса на инновации. В этих целях поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № СИ-П7-4455 утвержден План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годах основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в котором основной акцент в плане сделан на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора. При этом необходимо помнить о том, что мировой опыт свидетельствует - главными проводниками радикальных технических нововведений являются средние и малые научно-технические и инновационные фирмы и предприятия, опирающиеся в своей деятельности, в основном, на государственную (бюджетную) поддержку. Поэтому, неслучайно, другим ключевым элементом экономического развития страны Президент РФ считает малый бизнес, поддержка развития которого является определяющим фактором развития экономики. На уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов осуществляется формирование программ по поддержке малого предпринимательства. Исходя из этого, формирование системы поддержки малого инновационного предпринимательства воспринимается нами как реализация основного функционального направления в среде хозяйствующих субъектов, развитие которых является базисным для всей экономической архитектуры муниципалитета, региона и страны в целом. Считаем крайне важным, чтобы инновационные процессы не вели к расколу общества и противостоянию предпринимателей и наёмных работников, производителей и потребителей, а выступали фактором, связующим различные слои и экономические субъекты в тесно взаимодействующее национальное сообщество, способное смягчить возможные социальные противоречия и конфликты.^ I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО СЕГМЕНТА ЭКОНОМИКИ В контексте изложения содержания настоящего раздела программы, инновационный сегмент экономики города и региона будем рассматривать в разрезе предметной базы (люди, идеи, технологии и объекты) инновационного развития, формирования основных направлений инновационного поиска, практического внедрения результатов инновационного процесса. В настоящее время инновационное развитие реального сектора экономики Российской Федерации базируется на принципах региональных кластеров. В соответствии с кластерным принципом развития, инновационное развитие Белгородской области распределяется следующим образом: 1. Горно-металлургический кластер; 2. Зона опережающего развития «Агропромышленный комплекс»: 2.1. Кластер по развитию птицеводства; 2.2. Кластер по развитию свиноводства; 2.3. Кластер по развитию молочного животноводства; 3. Строительный кластер; 4. Зона опережающего развития «Региональная инновационная система»; 5. Транспортно-логистический кластер; 6. Туристско-рекреационный кластер.В оценке результатов развития предметной базы немаловажную роль играет отражение результатов развития предметной области инновационной деятельности. Одним из критериев развития инновационной деятельности является уровень динамики формирования предметной базы инноваций. Критерием оценки динамики инновационной деятельности может служить количество и динамика подачи заявок и регистраций объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть охарактеризованы как инновации. К таковым относятся изобретения, полезные модели, топологии интегральных микросхем, программные продукты, базы данных (Таблица 1).Таблица 1 № п/п Наименование объекта интеллектуальной собственности Количество объектов 1. Изобретения 1823326 2. Товарные знаки 326785 3. Промышленные образцы 37834 4. Полезные модели 91663 ИТОГО 2279608 Источник: www1.fips.ruКоличество документов в базе данных Роспатента по состоянию на 26.02.2010 года. В разрезе отраслей промышленности срез предметной базы инноваций имеет следующий вид (Табл.2): Таблица 2 № п/п Наименование объекта интеллектуальной собственности Количество объектов 1. Изобретения 172076 2. Полезные модели 48781 3. Промышленные образцы 22401 Источник: www1.fips.ruКоличество документов в базе данных Роспатента по состоянию на 26.02.2010 года Вместе с тем если рассматривать инновационное развитие применительно к Белгородской области, то ситуация здесь выглядит следующим образом (Табл. 3): ^ Региональная специфика использования объектов интеллектуальной собственностиТаблица 3 ^ ОКРУГОБЛАСТЬ Вид объекта интеллектуальной собственности Изобретения ^ Полезные модели Промышленные образцы Базы данных Программы для ЭВМ ^ Топологии интегральных микросхем ВСЕГО 1 2 3 4 5 6 7 8 Центральный федеральный округ Белгородская область 27 10 1 2 40 Брянская область 25 26 31 4 86 Владимирская область 158 83 25 2 29 297 Воронежская область 156 49 8 2 6 221 Ивановская область 49 3 2 54 Тверская область 158 76 6 15 255 Калужская область 73 36 22 4 135 Костромская область 8 22 21 51 Курская область 101 30 67 1 5 204 Липецкая область 136 14 14 1 2 167 Город Москва 1308 443 182 21 413 50 2417 Московская область 658 84 42 2 18 804 Орловская область 39 47 7 6 99 Рязанская область 188 88 48 2 107 433 Смоленская область 40 9 8 3 60 Тамбовская область 35 6 6 16 63 Тульская область 625 44 34 703 Ярославская область 211 83 42 3 13 352 Итого по ЦФО: 3995 1153 564 38 637 54 6441 ИТОГО по РФ: 10293 3893 1535 241 1917 65 17944 Источник: www1.fips.ru Из таблицы 3 видно, что использование собственных инновационных разработок в Белгороде незначительное и, следовательно, данное направление требует расширенной поддержки и развития.^ II. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Инновация требует коллективных усилий, потому что в группе вероятнее появление действительно оригинальных комбинаций. На первых этапах инновация представляет собой всего лишь еще одно отклонение от нормы. При этом вся традиционная структура с недоверием относится к инновации, чувствует угрозу с ее стороны и в свою очередь угрожает ей сама, и поэтому новатору, как правило, необходима посторонняя помощь и поддержка. Поэтому долгосрочной целью, а, следовательно, и ключевым элементом программы развития малого инновационного предпринимательства является формирование технологии и механизмов поддержки и самовоспроизводства инноваций в городе Белгород. Под технологией мы понимаем комбинацию людей, идей и объектов, созданную для достижения конкретной цели. Объекты - это аппаратное и программное обеспечение, физические предметы, которые можно осязать и которые сравнительно неизменны. Идеи - это понимание того, как работать с этими объектами. Люди - это те, кто благодаря своим знаниям и опыту может эффективно использовать и идеи, и объекты. Данный Проект ориентирован на определение путей и мероприятий в целях решения актуальных проблем модернизации экономики города, посредством включения в данный процесс субъектов малого предпринимательства. Проект включает ряд последовательных и взаимосвязанных мероприятий по развитию малого инновационного предпринимательства в городе Белгороде.^ Целью Проекта является определение технологии формирования действенного механизма поддержки и развития субъектов малого инновационного предпринимательства в рамках города Белгорода. Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач: - заложить технологическую основу функционирования инновационных предприятий малого бизнеса в г. Белгороде; - разработать механизмы внедрения инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов экономики города; - обеспечить участие субъектов малого инновационного предпринимательства города Белгорода в реализации кластерной политики администрации Белгородской области в части инноваций.^ III. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА Система мероприятий проекта представлена в табл. 4Система мероприятий программы развития малого инновационного предпринимательства в городе БелгородеТаблица 4 № п/п Наименование мероприятия Периодичность выполнения Исполнители Результат Документ 1. Обеспечение условий реализации программы 1.1 Формирование и актуализация концепции инновационной политики по необходимости Совет депутатов, администрация г. Белгорода Формализация форм и методов реализации инновационной политики на территории г. Белгорода Концепция инновационной политики на территории г. Белгорода 1.2 Актуализация программы поддержки субъектов малого бизнеса постоянно Совет депутатов, администрация г. Белгорода Формализация форм и методов поддержки малого предпринимательства на территории г. Белгорода Программа поддержки малого бизнеса ^ 2. Реализация программы поддержки малого инновационного предпринимательства 2.1 Определение направлений инновационного поиска постоянно Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» Предметно-функциональные области (отраслевые кластеры) внедрения инноваций ТЗ для конкурса инновационных идей 2.2 Проведение конкурса инновационных идей 2 раза в год Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» – организация, СМИП - участие Отобранные победители.Структурированные по предметно-функциональным областям инновационные идеи Реестр инновационных идейДиплом победителя конкурса инновационных идейПаспорта инновационных идей 2.3 Отбор инновационных идей и формирование технических заданий для инновационных проектов в течение месяца с момента проведения конкурса инновационных идей Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород», ВУЗы, НИИ Отобранные к разработке инновационных проектов инновационные идеи ТЗ инновационных проектов 2.4 Проведение конкурса на разработку инновационных проектов в течение месяца с момента отбора инновационных идей Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород – организация, СМИП - участие Разработка конкурсной документации Распределение ролей участников. Определение форм взаимодействия между участникамиФормализация отношений в части объектов интеллектуальной собственности Договор (муниципальный контракт) на разработку инновационного проекта.План управления проектом.Описание содержания инновационного проекта. Концепция полномочий участников.Детальный календарный план-график.Документы по объектам ИС. 2.5 Формирование ФПГ для реализации инновационных проектов с момента разработки инновационных проектов Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» -определение условий участия СМИП, ХС- реализация СМИП – реализация Определение состава участников в соответствие с концепцией инновационной политики Перечень ответственных детального календарного планаСистема договоров по реализации инновационного проекта 2.6 Контроль над соблюдением требований к составу участников ФПГ инновационных проектов с момента реализации Исполнительные органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» (управление экономического развития и инвестиций) Оценка участия СМИП в реализации инновационных проектов Отчет об участии СМИП в реализации инновационных проектов ОПИСАНИЕ:^ 1. Обеспечение условий реализации программы. Данная программа предусматривает стыковку двух предметно-функциональных систем регулирования на уровне муниципального округа «Город Белгород»: 1. Развитие малого предпринимательства; 2. Реализация инновационной политики. Ввиду этого данная программа должна быть согласована и увязана с их основополагающими документами.^ 2. Реализация программы поддержки малого инновационного предпринимательства:2.1. Определение направлений инновационного поиска. Основное это практическое применение инноваций. Поэтому программа поддержки должна быть предметна. Исходя из этого, все мероприятия должны базироваться на возможности практического внедрения. Это предполагает определение направлений инновационного поиска. Последнее базируется на учете следующих факторов: - выделенных кластеров на региональном уровне; - производственно-технических возможностях хозяйствующих субъектов, имеющих экономические интересы на территории г. Белгорода; - финансовых возможностей муниципального округа г. Белгород и субъектов муниципальной экономики; - особенностей развития научной и научно-исследовательской базы на территории города Белгорода; - специфики реализации на территории города Белгорода государственных, региональных и муниципальных целевых программ; - состояния и специфики инвестиционного процесса.^ 2.2. Проведение конкурса инновационных идей. С одной стороны необходимо понимать: - имеются ли носители инновационных идей по направлениям инновационного поиска (характеристика носителей инновационных идей); - в каком виде представлены инновационные идеи (характеристика инновационных идей); - насколько их реализация возможна в условиях города (сколько и каких ресурсов необходимо для их реализации). С другой стороны необходимо учитывать следующие факторы: - никто не будет предоставлять инновационные идеи бесплатно; - предоставление их в виде, необходимом для дальнейшей работы, требует определенных трудозатрат; - отбирать будут лучшее (соревнование).^ 2.3. Отбор инновационных идей и формирование технических заданий для инновационных проектов. В соответствии с характеристикой инновационной идеи их реализация может быть сопряжена с различными формами и методами, в том числе и организационными. Механизм внедрения может быть различен и не каждая может быть реализована в условиях города Белгорода. ^ 2.4. Проведение конкурса на разработку инновационных проектов. Выбор формы (содержания) и технологии реализации инновационного проекта также немаловажен. Он влияет на стоимость проекта, сроки его реализации, состав участников и структуру ресурсов. Конкурсный отбор позволяет выбрать наиболее оптимальную форму реализации инновационного проекта.^ 2.5. Формирование ФПГ для реализации инновационных проектов. Реализация инновационного проекта требует персонификации ответственности за реализацию каждой стадии проекта и всего проекта в целом. В нашем случае поддержка будет заключаться в закреплении участия субъектов малого инновационного предпринимательства в реализации инновационных проектов.^ 2.6. Контроль над соблюдением требований к составу участников ФПГ инновационных проектов. Естественно, что заключительным элементом поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства будет являться контроль над соблюдением требований к их участию в реализации инновационных проектов. Фактически речь будет идти о соблюдении условий реализации инновационных проектов (отражается в документации инновационных проектов, вытекает из технического задания на разработку инновационных проектов на основе отобранных инновационных идей). Фактически модель развития малого инновационного предпринимательства в г. Белгород может иметь вид, показанный на рис.1ФОРМИРОВАНИЕ СМИПРис. 1 Модель развития малого инновационного предпринимательства в г. Белгород^ IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Реализация любого проекта в нашем случае «Программы развития малого инвестиционного предпринимательства в городе Белгороде» требует соответствующих ресурсов (Табл. 5).^ Ресурсное обеспечение программы развития малого инновационного предпринимательства в городе БелгородеТаблица 5 № п/п Вид ресурсов1 Назначение Механизм использования 1 Организационные Формализация отношений участников Подготовка организационно-распорядительных документов (постановления, регламенты, положения, уставы и т.д.) Контроль над ходом реализации Отчеты Обеспечение доступа к средствам НИОКР и результатам НТП Предоставление доступа к научной литературе, предоставление доступа к научно-исследовательскому оборудованию 2 Финансовые Формирование материальной базы для осуществление НИОКР Приобретение научно-исследовательского оборудования Финансирование доступа к фондам научной и научно-исследовательской литературы (в рамках ЦМП и бюджетов МУ) Финансирование лицензионных договоров на использование патентов правообладателей (в рамках ЦМП и бюджетов МУ) Стимулирование носителей (разработчиков) инновационных идей Премии победителям конкурсов инновационных идей Обеспечение разработки и реализации инновационных проектов Договоры (контракты) на разработку и реализацию инновационных проектов.Премии членам ФПГ Обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности у хозяйствующих субъектов Инвестиционные проекты (договоры по совместному хозяйственному ведению, договоры о разделе продукции, фьючерсные контракты и т.д.) ^ V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ Руководство, оперативное управление, контроль над ходом выполнения мероприятий, мониторинг достижения целевых показателей Проекта должны осуществлять органы исполнительной власти муниципалитета. Необходима персонификация ответственности за общую координацию работ по подготовке проекта, его реализации и контроля над ходом его выполнения. Данные функции частично могут быть возложены на управление экономического развития и инвестиций департамента экономики, финансов и инвестиционной политики г. Белгорода.^ Рис. 2 Структура Управляющего Совета Проекта В рамках оперативного управления Проектом целесообразно формирование проектной структуры управления, включающей в себя Управляющий Совет (УС) (рис. 2) и функциональные рабочие группы (ФПГ) (рис. 3). ^ Рис. 3 Структура функциональных проектных групп Состав участников функциональных проектных групп может включать: представителей органов исполнительной власти муниципалитета, инвесторов, представителей научных и научно-исследовательских организаций, функционирующих и(или) имеющих интересы на территории города. В качестве инструмента оперативного управления Проектом может быть использована электронная система организации документооборота (СОУД «МОТИВ», «S-energy», «DOCUMENTUM» либо любое другое средство аналог), в которой должен быть создан проект и задачи, необходимые для его выполнения. Структура оперативного управления Проектом с использованием электронной системы организации документооборота может иметь вид (Табл. 6):^ Структура Оперативного управления проектом с использованием электронной системы организации документооборота Таблица 6 № п/п Наименование Уровень Ответственности Персонификация ответственности 1 ПРОЕКТ УС Управление экономического развития и инвестиций департамента экономики, финансов и инвестиционной политики администрации г. Белгорода 1.1 Задача в рамках проекта ФПГ Субъекты малого инновационного предпринимательства, подразделения департаментов администрации г. Белгорода Концепцию полномочий участников в рамках реализации «Программы развития малого инновационного предпринимательства в городе Белгороде» можно представить следующим образом (Табл. 7).^ Концепция полномочий участников в рамках реализации «Программы развития малого инновационного предпринимательства в городе Белгороде»Таблица 7. № Организация Роль Функции 1 Администрация города Белгорода, хозяйствующие субъекты Заказчик проекта Определяет ключевые требования к результатам Проекта, контролирует процесс его реализации, утверждает проектные планы и результаты Проекта, финансирует Проект 2 Управление экономического развития и инвестиций департамента экономики, финансов и инвестиционной политики, профильные департаменты, ВУЗы города Белгорода, НИИ