Повышение конкурентоспособности предприятий Программа семинара Основные сведения Название семинара – «Повышение конкурентоспособности предприятий» Японский центр МГУ, 23 сентября (вт) 2003 г. – 26 сентября (пт)2003 г. Место проведения: Японский центр МГУЦель семинара① Направление семинара Важной задачей наших дней в менеджменте российских предприятий является усиление конкурентного потенциала, что требует введения рациональных и эффективных управленческих ноу-хау. В ходе данного семинара особое внимание будет уделено методам стратегического планирования. Также будут рассмотрены другие элементы – наиболее значимые пункты и технологии в менеджменте, способы развертывания предприятия, практика организации бизнеса -, действенные в повышении конкурентоспособности, реорганизации управления и развитии предприятия.②^ Содержание семинара В ходе лекций будут рассмотрены основные положения в повышении конкурентоспособности предприятий не только с теоретической точки зрения, но и на фоне интересных примеров из практики. Российские предприниматели будут ознакомлены с трактовкой конкурентоспособности в Японии и на Западе и с практикой внедрения ноу-хау по повышению конкурентоспособности. Особенно подробно будет изучен процесс стратегического планирования: определение ориентиров при вступлению в новую область деятельности( новый рынок и новый товар), маркетинговая стратегия для достижения выделенных ориентиров, ключевые факторы, ведущие к успеху в новой деятельности. В заключении семинара будет проведена самостоятельная работа с целью закрепления знаний и навыков по формированию бизнес-модели. ③ ^ О слушателях семинара Около 40 человек. Руководители предприятий и менеджеры среднего звена, заинтересованные в углублении знаний по теме. ④ Ориентиры семинара Слушатели овладеют практическими методами повышения конкурентного потенциала и основами мышления, необходимого для осуществления менеджмента ради усиления конкурентных позиций предприятия. Конечным результатом семинара является выдвижение слушателями собственной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и защита ее в ходе практического занятия.^ Учебный план① Краткий учебный план 1-ый день Что такое рыночная конкуренция с позиции предприятия? Понятие «конкуренция» и основные положения конкурентной стратегии. Какой должна быть стратегия предприятия, направленная на повышение конкурентного потенциала? SWOT-анализ рыночной среды. Метод BSC( сбалансированно-учетная карта ) для оценки внутренней среды на предприятии. Тип менеджмента №1 «Основное конкурентное преимущество» (core competence), применяемый для усиления конкурентных позиций предприятия. 2-ой день Тип менеджмента №2 «Маркетинг на основе базы данных». Тип менеджмента №3 «Брэндинг». Тип менеджмента №4 «Управление на основе потока денежных средств». Примеры усиления конкурентного потенциала из практики ведущих предприятий. Повышение конкурентоспособности в различных областях экономики. Составление плана по повышению конкурентоспособности предприятия. 3-ий день Практическое занятие «Составление стратегического по повышению конкурентоспособности предприятия» 4-ый день Презентация планов и критический обзор ②^ Содержание лекций и практического занятияЛекция 1 Что такое рыночная конкуренция с позиции предприятия? Усиление конкурентоспособности достигается не по отдельным позициям, а всем предприятием, поэтому важно чутко отслеживать общие тенденции в компании. Необходимо определиться с управленческой философией, сферой деятельности, дать ответ на вопрос «Что несет наша компания в общество? ». Таким образом, нужно конкретизировать ценность предприятия. Данная лекция знакомит с успешным опытом нескольких предприятий, на основе чего предлагается еще раз дать определение рыночной конкуренции с позиций предприятия.^ Лекция 2 Понятие «конкуренция» и основные положения конкурентной стратегии. В рамках конкурентной борьбы необходимо заручиться сравнительным преимуществом по отношению к конкуренту. Конкурентное преимущество, выводимое на базе сравнительного анализа, является одним из элементов конкурентной стратегии. Целью конкурентной стратегии называют наработку конкурентного преимущества. Управленец обязан уяснить, в чем заключается смысл конкуренции для его предприятия, каковы управленческие ресурсы и какие стратегические ходы буду наиболее эффективными. Лекция посвящена конкретным методам наработки стратегического превосходства.^ Лекция 3 Стратегия предприятия, направленная на повышение конкурентного потенциала. Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо провести анализ внутренней и внешней среды и выделить меры упрочения конкурентного потенциала с позиций всего предприятия. В рамках данной лекции будет рассмотрен процесс от анализа среды до усиления позиций предприятия с акцентом на конкретные методы и приемы.^ Лекция 4 SWOT-анализ рыночной среды Для анализа внешней среды предприятия может быть использован SWOT-анализ. Это метод, позволяющий описать среду, окружающую предприятие или товар, с позиций сильных и слабых сторон, шансов и опасностей. SWOT-анализ конкретизирует область соперничества с другими компаниями. Слушатели подробно ознакомятся с данным методом анализа рыночной среды, помогающим в укреплении позиций предприятия.^ Лекция 5 Метод BSC ( сбалансированно-учетная карта ) для оценки внутренней среды на предприятии Анализ внутренней среды заключается в объективном оценивании управленческих ресурсов и выделении стратегически важных методов для укреплении позиции предприятия. Метод BSC состоит в в количественном оценивании и контроле в колебании 4 основных ресурсов (финансы, клиенты, товар, поглощение новых знаний и навыков). Лекция в доступной форме познакомит слушателей с практикой использования метода BSC.^ Лекция 6 Тип менеджмента №1 «Основное конкурентное преимущество» Стратегический выбор направления в бизнесе, ведущий к усилению конкурентных позиций, часто осуществляется в рамках менеджмента «основное конкурентное преимущество»(core competence). Данный тип менеджмента позволяет сконцентрировать управленческие ресурсы в в перспективной области и создать предпосылки для формирования конкурентного преимущества. «Основное конкурентное преимущество» будет подробно рассматриваться на конкретных примерах из практики.^ Лекция 7 Тип менеджмента №2 «Маркетинг на основе базы данных» Стратегия коммерческой деятельности предприятия серьезно влияет на повышение конкурентного потенциала компании. В прошлом ушла эпоха превалирования интересов производственников product-out. Наше время характеризуется термином market-in, когда акцент делается на способность предприятия реализовать созданное. Большим подспорьем для коммерческой деятельности становится маркетинг на основе базы данных. В ходе лекции будут освящены теоретические основы и конкретные примеры данного типа менеджмента. Обширное представление маркетинга на основе базы данных призвано стимулировать использование этого подхода в российских условиях.^ Лекция 8 Тип менеджмента №3 «Брэндинг» В последнее время серьезное внимание уделяется брэндингу, как способу усиления конкурентного потенциала. Установление брэнда ведет к гарантированному охвату покупателей, разработке производных товаров, увеличению добавленной стоимости и т.д. Лекция посвящена не только методам создания брэнда на примерах из практики, но и способам упрочения и развития брэнда, а также управлению предприятием на основе брэндинга.^ Лекция 9 Тип менеджмента №4 «Управление на основе потока денежных средств» Контролирование денежного потока помогает внедрить быстрое управление, сократить издержки и использовать предоставляющиеся шансы в бизнесе. Также управление на основе денежных потоков позволяет избежать бездефицитного банкротства и способствует переходу к наиболее современным типам управления. В ходе лекции вслед за определение «потока денежных средств» последует тренинг по подсчету денежного потока и ознакомление с удачными примерами ведения бизнеса на основе данного типа менеджмента.^ Лекция 10 Примеры усиления конкурентного потенциала из практики ведущих предприятий Как удалось ныне известным предприятиям успешно увеличить свой конкурентный потенциал? Слушатели будут познакомлены с выдающимися примерами из практики японских предприятий. Затем последует анализ японского опыта с акцентированием полезных для российских предприятий моментов.^ Лекция 11 Повышение конкурентоспособности в различных областях экономики. В каждой области экономики существуют свои технологии повышения конкурентоспособности. Внимание будет уделено наиболее характерным для России видам деятельности с рассмотрением конкретных примеров увеличения конкурентного потенциала. Слушателям предлагается поразмышлять над эффективностью конкретных технологий.^ Лекция 12 Составление плана по повышению конкурентоспособности предприятия План по повышению конкурентоспособности предприятия является важной частью общего плана стратегии, подробно освещающей процесс достижения конкурентного превосходства. Слушатели предлагается выдвинуть новую бизнес-модель и проработать такие модули, как стратегию маркетинга, стратегию коммерческой деятельности и стратегию продаж, соответствующие основной цели – повышению конкурентоспособности предприятия. Составленный план должен обладать сбалансированной структурой и убедительно свидетельствовать о будущем конкурентном потенциале компании.^ Практическое занятие «Составление стратегического плана по повышению конкурентоспособности предприятия» План повышения конкурентоспособности предприятия важен не только на этапе создания новой компании или развертывания нового направления, но и при периодическом обновлении стратегии развития предприятия. Для углубления полученных знаний и для устранения барьеров при внедрении данных знаний и навыков на практике будет проведено практическое занятие. Слушателям будет предложено разделиться на группы , разработать план и защитить план перед аудиторией, что будет способствовать шлифованию мастерства в презентации.^ Презентация планов и критический обзор Каждая группа представляет свой план повышения конкурентоспособности предприятия. По окончании выступления лектор делает критический обзор.③^ Расписание семинара 1-ый день 2-ой день 3-ий день 4-ый день AM Открытие семинара Лекция 1 Что такое рыночная конкуренция с позиции предприятия?Лекция 2 Понятие «конкуренция» и основные положения конкурентной стратегииЛекция 3 Стратегия предприятия, направленная на повышение конкурентного потенциала. Лекция 7 Тип менеджмента №2 «Маркетинг на основе базы данных»Лекция 8 Тип менеджмента №3 «Брэндинг»Лекция 9 Тип менеджмента №4 «Управление на основе потока денежных средств» ^ Практическое занятие «Составление стратегического плана по повышению конкурентоспособности предприятия» Практическое занятие «Составление стратегического плана по повышению конкурентоспособности предприятия» PM Лекция 4 SWOT-анализ рыночной средыЛекция 5 Метод BSC( сбалансированно-учетная карта ) для оценки внутренней среды на предприятииЛекция 6 Тип менеджмента №1 «Основное конкурентное преимущество» (core competence) Лекция 10 Примеры усиления конкурентного потенциала из практики ведущих предприятийЛекция 11 Повышение конкурентоспособности в различных областях экономики.Лекция 12 Составление плана по повышению конкурентоспособности предприятия ^ Практическое занятие «Составление стратегического плана по повышению конкурентоспособности предприятия» Презентация - Презентация планов Критический обзор-Оценка и комментарии лектора Вопросы и ответы Вопросы и ответы Вопросы и ответы Закрытие семинара Сведения о лекторе и переводчике Лектор: Ядзима Такаси, ведущий специалист-исследователь, Институт Комплексных Исследований Мицубиси Переводчик: Ширезданова Виктория, Институт комплексных исследований Мицубиси