БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по«Основам информационных технологий» Магистранткафедры таможенного дела Мытник Наталья Михайловна Руководители: кандидат экономических наук Ярошевич В.И. старший преподаватель Громко Н.И.Минск – 2008 г. Оглавление Оглавление 3Список обозначений ко всей выпускной работе 4Реферат на тему «Применение современных информационных технологий при изучении вопросов нетарифного регулирования внешней торговли» 5Введение 5Общая характеристика работы 7Глава 1 9Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9Глава 2 11Анализ развития информационной среды в таможенном деле ЕС и СНГ 11Глава 3 13Основные базы данных, применяемые во внешней торговле 13Глава 4 17Направления внедрения современных информационных технологий в таможенную практику Республики Беларусь 17Заключение 20Библиографический список к реферату 22Предметный указатель к реферату 24Интернет ресурсы в предметной области исследования 26Действующий личный сайт в WWW 29Граф научных интересов 30Презентация магистерской диссертации 31Библиографический список к выпускной работе 32Приложение 34 ^ Список обозначений ко всей выпускной работе АРМ – автоматизированное рабочее место БД – база данных ВТО – Всемирная таможенная организация ВЭД – внешнеэкономическая деятельность ВЭС – внешнеэкономические связи ГТК – Государственный таможенный комитет ЕАИС – единая автоматизированная информационная система ИВЦ – Информационно-вычислительный центр ИТ – информационные технологии ИТТ – информационные таможенные технологии НМР – нетарифные меры регулирования ПО – программное обеспечение СТАИ - Система торгового анализа и информации ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию NCTS - New Computerized Transit System UN/EDIFACT – United Nation/Electronic Data Interchange For Administration, Commerce, and Transport WITS - World Integrated Trade Solution XML - eXtensible Markup Language^ Реферат на тему «Применение современных информационных технологий при изучении вопросов нетарифного регулирования внешней торговли» Введение Общемировые тенденции постиндустриального развития привели к необходимости существенно изменить информационные отношения в обществе. Информация из вспомогательного и второстепенного фактора общественного производства превращается в фактор, решающим образом влияющий на экономику, обороноспособность и политику. Более того, она становится непосредственным фактором экономического развития, вовлекая в работу с собой значительную часть материальных ресурсов, и в этом качестве является информационным потенциалом или информационными ресурсами социально-экономической системы. Поэтому большую актуальность приобретает проблема рационального формирования и использования информационных ресурсов в интересах развития социально-экономических систем [1]. Формирование рыночных механизмов экономики, создание необходимых условий функционирования основных субъектов рынка— товаропроизводителей и потребителей, требуют создания адекватной этим механизмам среды деловой информации. Эта среда должна обеспечивать информационную поддержку субъектов рыночного механизма на всех стадиях производства и потребления продукции и услуг, а также во всех областях их деятельности. Субъекту хозяйствования нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей политической и экономической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и многом другом. Поэтому важнейшей задачей формирования информационной инфраструктуры Республики Беларусь на современном этапе является создание максимально благоприятных условий доступа участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к информации, которую в мире принято называть деловой (business information). В вопросах доступа на мировой рынок нетарифные меры регулирования внешней торговли все больше и больше выходят на первый план, приобретая характер барьеров, или препятствий, что сильно сказывается на открытости и прозрачности торговли в целом и на торговле, развитии и перспективах отдельных стран в частности. Многие наблюдатели высказываются о том, что нетарифные барьеры приобретают новую форму протекционизма, которую сложнее обнаружить и охарактеризовать [2, c. 3-4]. Процесс вхождения Республики Беларусь в мировое хозяйство, ее утверждение в качестве равноправного участника международного разделения труда находится в стадии активного развития, что требует изменения многих принципов и правил в сфере правового обеспечения внешней торговли как основного вида внешнеэкономических связей (ВЭС), а, следовательно, делает особенно актуальным вопрос о приведении системы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с международными стандартами, а это, в свою очередь, требует внедрения современных информационных технологий (ИТ) на всех уровнях регулирования ВЭД. ^ Общая характеристика работы Цель работы состоит в обосновании теоретико-методологических основ использования ИТ во внешней торговле в целом и при изучении «нетарифной» картины мира в частности, а также в разработке практических рекомендаций по применению данных технологий во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь с целью повышения ее конкурентоспособности на международном рынке, и как следствие улучшения возможности интеграции Беларуси в мировое сообщество. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач : определение роли информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела; анализ развития информационной среды в таможенном деле в Республике Беларусь, Европейском Союзе, СНГ; изучение и сравнительный анализ международных информационных систем, применяемых во внешней торговле; оценка действенности существующей автоматизированной информационной системы и баз данных в условиях роста количества нетарифных барьеров и увеличивающихся потребностей участников ВЭД в автоматизации процесса торговли; разработка предложения по совершенствованию автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь с учетом мирового и регионального опыта. Предметом исследования являются информационные системы, применяемые для организации международной торговли в целом и для преодоления нетарифных барьеров в торговле в частности. Объектом исследования выступает деятельность международных организаций по разработке и внедрению информационных систем внешней торговли и баз данных нетарифных мер регулирования, а также современные информационные и телекоммуникационные технологии и примеры их использования во ВЭД Беларуси. Теоретическую основу работы составили научные работы отечественных и зарубежных ученых-правоведов и экономистов, исследования международных организаций, публикации в периодической печати, статистические данные, а также электронные ресурсы сети Интернет, посвященные изучаемой проблематике. В дипломной работе реализован комплексный подход к исследованию ИТ, базирующийся на общенаучных методах исследования. Методологической основой являются такие методы познания, как экономико-статистический, логический и сравнительный анализ, обобщение, систематизация, учитываются методы и государственные стандарты разработки информационных систем, а также экспертные оценки. На защиту выносится следующее положение: несмотря на все сложности и конфликты, возникающие в связи с применением нетарифных ограничений, невозможно оспорить право государств на их применение, а следовательно, задача участников международного разделения труда заключается в максимальном внедрении современных ИТ на всех уровнях организации ВЭД с целью ее унификации и гармонизации на мировом уровне. ^ Глава 1 Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела С конца XX века в мировом хозяйстве происходят существенные изменения, связанные с глобализацией рынков и либерализацией международной торговли в целом. Они приводят к уменьшению значения конкурентных преимуществ более низкого порядка — дешевая рабочая сила, относительно дешевая электроэнергия, наличие полезных ископаемых и др. Все большее значение приобретают конкурентные преимущества высокого порядка— потенциал и способность стран развивать высокотехнологичные производства с применением самых современных ИТ, производить и экспортировать товары с большей степенью переработки и с содержанием интеллектуального компонента. Эти технологии и производства являются конкурентоспособными и могут оказать положительное воздействие на реструктуризацию национальной экономики, на устойчивость экономического роста в долгосрочном плане и на эффективное развитие ВЭС. Сегодня этот факт особенно важен для Беларуси, в ситуации, когда необходимы реальные и надежные источники устойчивого экономического роста. Таможенная система является неотъемлемой частью, а часто и ключевым элементом мировой торговли. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками ВЭД, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь) [3]. Таким образом, достижение нового качества обслуживания внешней торговли неразрывно связано с внедрением современных информационных технологий таможенного контроля, основными среди которых являются предварительное информирование о направляемых в Беларусь товарах и транспортных средствах, электронное декларирование, автоматизация анализа и управления рисками, обеспечение выборочности таможенного контроля, создание единой базы данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта работа требует решения ряда технических вопросов, включая разработку механизмов реализации рамочных стандартов и соответствующих регламентов представления и анализа электронных форм торговых и товаросопроводительных документов. При этом, по мнению специалистов в этой области, имеющиеся международные стандарты документального обмена UN/EDIFACT (United Nation/Electronic Data Interchange For Administration, Commerce, and Transport) уже не соответствуют современным представлениям об электронном документообороте и нуждаются в кардинальной переработке, в том числе с применением современных языков описания документа типа XML (eXtensible Markup Language) [4].^ Глава 2 Анализ развития информационной среды в таможенном деле ЕС и СНГ Переход на новый виток развития внешнеторговой системы немыслим без адекватного развития информационного обеспечения управления этой системой. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должна соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба. Внедрение автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поддержку процессов обработки таможенных документов, является наиболее действенной мерой, позволяющей формализовать и стандартизировать многие ролевые функции таможенных органов, а также ускорить и упростить процесс ведения внешней торговли. С этой целью в ЕС используется АТЛАС – Автоматизированная Тарифная и Локальная Система Таможенного Оформления (ATLAS – Automatisiertes Tarif und Lokales Zollabwicksystem) – способ формирования и передачи данных в электронном виде для автоматизированного оформления и контроля перевозок грузов [5,с.7]. Система АТЛАС предоставляет возможность быстрого, комфортабельного, без использования бумажных носителей осуществления таможенных формальностей при оформлении перевозки грузов под таможенным контролем в ЕС, а также независимого от режима работы таможенных пунктов. В настоящее время в системе АТЛАС в процессе реализации находятся следующие подсистемы: 1. Электронный таможенный тариф (ЭТТ/EZT – Elektronischer Zolltarif). 2. Перевозка грузов под обозначением «свободное движение» (Freier Verkehr). 3. Считываемое сообщение (СС/SumA – Summarische Anmeldung). 4. Перевозка (вывоз/ввоз) грузов (Verstand NCTS) с использованием программного продукта NCTS (New Computerized Transit System) [6,c. 79]. В рамках СНГ в сентябре 2001 г. Советом руководителей таможенных служб была утверждена Программа мероприятий по созданию единого информационного пространства таможенных служб (ЕИПТС) стран СНГ. В рамках реализации этой Программы Государственным таможенным комитетом Российской Федерации было принято решение спроектировать перспективную автоматизированную систему обмена информационными ресурсами (АСОИР), функционирующую на основе современных информационных технологий и обеспечивающую формирование ЕИПТС [7]. При проектировании АСОИР был использован принцип информационной совместимости, реализованный за счет применения единой системы классификации и кодирования информации и внедрения унифицированного стандарта обмена электронными документами. Такой подход позволил не затрагивать ни внутреннюю структуру данных, хранимых в автоматизированных системах таможенных служб СНГ, ни технологию их обработки. При построении АСОИР "Содружество" компанией РДТЕХ были предложены следующие основные проектные решения: язык структурированного описания информации XML для описания стандарта информационного обмена; продукты и технологии корпорации Oracle для создания информационного хранилища и репозитария системы; корпоративный Web-портал для доступа к информации [7]. На сегодняшний день в результате завершенных этапов проектирования АСОИР разработаны программные средства и сформулированы рекомендации по конфигурации (минимальная необходимая и оптимальная необходимая) комплекса технических средств с учетом того, что разные таможенные службы имеют различный уровень оснащенности. В то же время составлены нормативно-технические документы, которые должны стать базой для создания единого информационного пространства. ^ Глава 3 Основные базы данных, применяемые во внешней торговле Как уже отмечалось выше, количество нетарифных барьеров значительно возросло в последние годы в связи со снижением тарифов, вызванным десятилетними переговорами в рамках ГАТТ. Экономисты и эксперты в торговле пытаются документально подтвердить господство нетарифов, а также бьются над более сложной задачей – определить точную экономическую составляющую числа национальных и местных требований и правил в ограничении импорта. Нетарифные барьеры могут включать антидемпинговые меры, новые технические стандарты, применимые к импорту, новые правила безопасности, измененные санитарные требования, либо более сложные процедуры в отношении лицензирования импорта и таможенного оформления. Специалисты говорят о том, что может быть очень сложно провести грань между законными мерами, предпринимаемыми индустриальными странами с целью охраны общественного здоровья и безопасности потребителей, и требованиями, которые нарушают принципы свободной торговли и недобросовестно ограничивают импорт. Исследование нетарифных барьеров во всем мире - сложная задача, так как такие барьеры варьируются от страны к стране, постоянно меняются, и с трудом поддаются классификации и оценке. Специалисты утверждают, что отсутствие прозрачности в подобном подходе к регулированию торговлей допускает злоупотребление им. Влияние на международную торговлю, будучи всесторонним, является трудно поддающимся количественной оценке. Очевидно, что нетарифные барьеры особенно наносят ущерб экспорту из развивающихся стран и наименее развитых в частности. Согласно оценкам ЮНКТАД, проведенным в 2002 году, 40 % экспорта из наименее развитых стран оказались затронуты нетарифными мерами [2]. Обозначенный рост в использовании нетарифных барьеров в последние годы возлагает значительные и зачастую необоснованные расходы на фирмы, особенно в развивающихся странах, которые стараются соответствовать техническим, карантинным и административным требованиям, предъявляемым к их экспорту. Нетарифные барьеры оказывают влияние на возможности поставок, конкурентоспособность экспорта и доступ на рынок в развивающихся странах. Вопросы применения, классификации, количественной оценки и влияния мер нетарифного регулирования в мировой торговле постоянно обсуждаются на сессиях ЮНКТАД в процессе заседаний Комиссии по торговле товарами и услугами. Согласно оценкам специалистов, наиболее совершенным собранием общественно-доступной информации о нетарифных барьерах является база данных СТАИ (Система торгового анализа и информации) ЮНКТАД, которая была разработана совместно с Всемирным Банком [8]. Данная база данных (БД) явилась результатом тесного сотрудничества с региональными организациями, такими как Латиноамериканская ассоциация интеграции, Секретариат экономической интеграции Латинской Америки, Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества, а также с Межамериканским банком развития. Среди данных партнерских организаций Латиноамериканская ассоциация интеграции разработала единую базу данных о НМР, применяемых в ее странах-членах, из которой впоследствии данные были включены в СТАИ [8]. Данные о НМР, содержащиеся в СТАИ, указывают на наличие категорий НМР, классифицированных в соответствие с Системой кодирования мер торгового контроля ЮНКТАД, в отношении отдельных товаров или групп товаров. Также по возможности предоставлена дополнительная информация, такая как краткое описание каждой меры нетарифного регулирования, указание на страны, затронутые данной мерой или исключенные из нее, примечания о покрытии конкретного продукта. База данных СТАИ доступна посредством программного обеспечения (ПО) WITS (World Integrated Trade Solution). Данное ПО было разработано Всемирным Банком в тесном сотрудничестве с ЮНКТАД и позволяет получить доступ к базам данных о торговле и тарифах, которая собирается следующими международными организациями: База данных Статистического отдела ООН - COMTRADE (Commodity Trade), которая содержит информацию по импорту и экспорту, распределенную по странам-партнерам и товарам. База данных содержит информацию о более, чем 130 странах, некоторые их которых предоставляли данный вид статистических сведений в ООН с 1962 года. Данные представлены в соответствии с шестью признанными на международном уровне классификациями торговли и тарифов [9]. База данных СТАИ ЮНКТАД, которая содержит информацию по импорту, тарифам, пара-тарифным и нетарифным мерам регулирования для 150 стран. Данные доступны на самом детализированном товарном уровне национальных тарифных линии и представлены в соответствии с тремя признанными на международном уровне классификациями [10]. Интегрированная база данных (IDB) Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая содержит данные по импорту, распределенные по странам-партнерам и товарам, а также данные о тарифным ставках, применяемых в отношении стран с режимом наиболее благоприятствуемой нации для более чем 80 стран на самом детализированном товарном уровне национальной тарифной линии [9]. База данных консолидированного тарифа (CTS - Consolidated Tariff Schedule) ВТО, которая содержит данные по связанным тарифным ставкам ВТО, INR (Initial Negotiating Rights) и другие индикаторы. Данная БД является официальным источником связанных тарифов, которые являются уступками, сделанными странами в результате переговоров. Данные представлены в соответствии с двумя признанными на международном уровне классификациями [9]. Для целей изучения вопросов нетарифного регулирования наибольший интерес, как уже отмечалось, представляет база данных СТАИ, которая предоставляет доступ в режиме он-лайн к индикаторам Мер торгового контроля, в том числе и нетарифным. Однако данная база не дает никакой оценки «ограничивающего» эффекта данных мер, а также нуждается в усовершенствовании относительно качества данных, территории покрытия и требует постоянного обновления. Среди основных недостатков данной БД можно отметить следующие: БД основывается только на информации, полученной от импортирующих стран, которой явно недостаточно для оценки реальной ситуации в любой данной стране. Необходимо также рассматривать информацию, поступающую от экспортирующих стран в качестве дополнительного источника; некоторые из нетарифных мер применяются на уровне более обобщенном, чем тарифная линия, что, в свою очередь, весьма усложняет процесс определения товаров, реально затронутых данной мерой; некоторые из нетарифных мер применяются, напротив, на менее агрегированных уровнях, чем тарифная линия, без особого указания на товары, к которым данные меры не применяются; данные не отражают уровня ограничительного действия нетарифных барьеров [8]. Таким образом, на сегодняшний день ЮНКТАД проделана огромная работа в отношении упрощения и ускорения торговли посредством предоставления участникам международного разделения труда необходимой информации. Однако это, в свою очередь, предполагает максимальное участие стран в соответствующих проектах, что требует внедрения ими современных информационных технологий на всех стадиях осуществления ВЭД, а следовательно – и в таможенной практике. ^ Глава 4 Направления внедрения современных информационных технологий в таможенную практику Республики Беларусь По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и сертификационные органы и мн. др. Число различных документов, которыми они обмениваются между собой, может достигать 40, а после их тиражирования – до 360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и обработке достигают от 7% до 15% общей цены торговой сделки. По некоторым оценкам, суммы, расходуемые на документооборот, составляют сотни миллиардов долларов в год [11, с.13]. Снижению этих расходов способствует внедрение в практику международной торговли электронного документооборота, в том числе и электронного декларирования. С точки зрения организации таможенного дела электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде таможенных документов, а также способствует ускорению и упрощению процесса ведения внешней торговли. Внедрение информационных таможенных технологий (ИТТ) в деятельность таможенных органов Республики Беларусь осуществляет Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) Минской центральной таможни. ИВЦ обеспечивает сбор и обработку поступающей от таможен информации, ведение и анализ центральной базы данных государственной статистики внешней торговли, а также специальной таможенной статистики и информационное взаимодействие с различными ведомствами государственного управления [12]. Сложившаяся в Республике Беларусь система таможенного оформления и контроля уже не устраивает ни таможню, ни участников ВЭД. Исправить данную ситуацию и поможет внедрение электронного декларирования. Для этого необходимо: 1. Внедрить в практику международной торговли электронный документооборот, основанный на применении коммерческих и товаросопроводительных документов, рекомендуемых международными организациями – ООН, ВТО и рядом других. Это - действительно необходимая предпосылка интеграции с мировым сообществом. 2. Создать систему электронного документооборота между органами государственного управления, уполномоченными в области нетарифного регулирования. Дело в том, что относительно товаров, таможенная очистка которых связана с нетарифным регулированием платежей разрешительные документы на это дают 13 ведомств. Поэтому, чтобы перевести весь комплекс таможенных документов на электронные носители информации, необходимо вовлечь в процесс внедрения технических новшеств и другие органы [13, с.12]. 3. Создать электронную систему учета движения таможенных платежей путем интеграции банковских и таможенных информационных систем [11, с.14]. 4. Разработать соответствующую нормативно-правовую базу. Решение этих задач – дело не одного года, поэтому уже сейчас начинается поэтапная реализация проекта в той части, которая зависит от воли ГТК и которая может быть решена таможенными органами. У нас есть предпосылки, которые позволяют надеяться на успешное продвижение данного проекта. В процессе реализации данного проекта необходимо решить следующие задачи: 1) Разработать нормативно-правовую базу, дающую юридическую основу для подачи декларации в виде электронного документа. 2) Разработать новые технологии таможенного оформления и таможенного контроля. 3) Завершить работы по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры. Что касается внедрения электронного документооборота, то если рассматривать информационную систему таможенных органов как замкнутую, узковедомственную систему, то эта проблема в такой системе может быть решена достаточно просто и быстро. Однако информационная система таможенных органов имеет множество источников информации, сама является источником информации, и поэтому переход на электронный документооборот в такой системе возможен только при применении общепринятого стандарта [14, с.345]. Применение интегрированных информационных систем с участием стран Евросоюза предполагает изучение международного опыта по использованию EDI (Electronic Data Interchange) -технологии. Именно использование рекомендаций UN/EDIFACT позволяет наиболее быстро решать обозначенные выше проблемы [15, с. 90]. Кроме того, для приема-передачи электронных документов необходимо стандартизировать интерфейс взаимодействия участников ВЭД с автоматизированной информационной системой таможенных органов. Вполне очевидно, что для работы с EDIFACT- или XML-документами может быть использована только система, способная обеспечить электронный обмен структурированными сообщениями [16]. На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и о транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. Данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления торгового баланса республики и т. д. [14; с. 336]. Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных – полноту, достоверность и актуальность. Заключение Быстрое развитие информационных технологий дает возможность решать задачи повышенной сложности, а их интеграция в различные процессы регулирования внешней торговли и обеспечение безопасности являются одним из важных факторов развития международных торговых отношений и экономики страны в целом, а также служат для быстрого включения Беларуси в общемировые информационные процессы и процессы формирования информационного общества. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение и для таможенного дела. В соответствии с поставленными задачами в первой главе работы была определена ключевая роль современных информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела. Анализ развития информационной среды в таможенном деле в Европейском Союзе и СНГ показал интенсивность интеграционных процессов в обоих регионах, а также активную политику в отношении внедрения современных информационных технологий во все сферы регулирования ВЭД, что нашло свое отражение во второй главе работы. Изучив основные международные информационные системы, применяемые во внешней торговле, и, в частности, для оценки интенсивности использования нетарифных мер регулирования во ВЭД, а также рассмотрев соответствующие базы данных, мы пришли к выводу о наличии значительных недостатков большинства из них и необходимости их дальнейшего совершенствования. Однако это возможно лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества, а также требует значительных денежных затрат. И наконец, исследовав состояние развития информационных таможенных технологий в Республике Беларусь, можно со всей уверенностью заявить, что многое в этом направлении уже сделано, но еще большее нуждается в доработке и улучшении. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие: упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления; использование системы управления рисками; накопление информации об участниках ВЭД и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством; ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и внешней торговли; оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством [3]. Таким образом, учитывая современное состояние таможенной службы и тенденции ее развития, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения таможенной системы в Республике Беларусь: изучение современных проблем и тенденций развития таможенной системы, исследование места, роли и эволюции информационного обеспечения в таможенной системе, системный переход в анализе законодательно-правовых основ информационного обеспечения, задач и функций управления, информационных потоков и иерархий в таможенной системе, разработка макро- и микромоделей информационного обеспечения в таможенной системе, разработка методологии построения автоматизированной информационной системы, разработка информационно-таможенной технологии управления, создание эффективных АРМов для сотрудников таможенных органов, разработка основ информационного обеспечения интегрированных таможенных систем. Реализация вышеперечисленных задач, на наш взгляд, позволит решить существующие проблемы, отмеченные в последней главе работы, а также будет способствовать дальнейшей интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество и ее утверждению в качестве равноправного участника международного разделения труда.^ Библиографический список к реферату А.Г.Чесноков. Автореферат "Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности" / В.А. Федоров // Российское образование [Электрон. ресурс] . – 10.11.2004. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/63427 . – Дата доступа: 14.11.2008. Methodologies, Classifications, Quantification and Development Impacts of Non-Tariff Barriers // UNCTAD [Electronic resource]. – Geneva, 5–7 September 2005. – Mode of access: http://www.unctad.org/en/docs/c1em27d2_en.pdf . – Date of access: 16.11.2008. Будаковский Д. Значение информационных технологий и роль компьютерной безопасности в таможенном деле / Д. Будаковский // Центр исследования компьютерной безопасности [Электрон. ресурс] . – 26.03.2008. – Режим доступа: http://www.crime-research.ru/articles/budakovsky08 . – Дата доступа: 14.11.2008. Ухлинов Л. Информационные технологии и проблема безопасности международной торговли / Л.Ухлинов // Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы России [Электрон. ресурс] . – 15.06.2005. – Режим доступа: http://ctu.customs.ru/ru/reviews/pressservice/index.php?id695=6875. – Дата доступа: 14.11.2008. Мацкевич В. Электронная система формирования и передачи данных NCTS в ЕС. // Таможня и ВЭД. – 2004. - №6. – С. 7 – 16. Мацкевич В. Европейский таможенный транзит / Мацкевич В. – Мн.: РУП «Белтаможсервис» - 2004. – 184 с. Создание Автоматизированной системы обмена информационными ресурсами в едином информационном пространстве с таможенными службами стран Содружества Независимых Государств: проект / РДТЕХ [Электрон. ресурс] . – 2008. – Режим доступа: http://www.rdtex.ru/iso/root/project_sodrujestvo.html . – Дата доступа: 14.11.2008. Report of the expert meeting on methodologies, classification, quantification and development impacts of non-tariff barriers // UNCTAD [Electronic resource]. – Geneva, 5–7 September 2005. – Mode of access: http://www.unctad.org/en/docs/c1em27d3_en.pdf. – Date of access: 16.11.2008. World Integrated Trade Solution / Presentation // WITS [Electronic resource]. – 2008. – Mode of access: http://wits.worldbank.org/witsweb/default.aspx. – Date of access: 16.11.2008. UNCTAD – TRAINS: Statistical databases online // UNCTAD [Electronic resource]. – 2008. - Mode of access: http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=1907〈=1. – Date of access: 16.11.2008. Кузьмич Л. Система электронного декларирования / Кузьмич Л. // Таможня и ВЭД. – 2005. - №1. – С. 13 – 15. Концепция создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы. –