Реферат по предмету "Разное"


«Применение информационных технологий в преподавании литературы»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по«Основам информационных технологий»Аспирант кафедры методики преподаванияАбархам МехразинРуководители:профессор Царева Ольга Ивановна,Кожич Павел Павлович Минск – 2010 г. Содержание Содержание 3Реферат на тему «Применение информационных технологий в преподавании литературы» 4Введение 41. Информационные технологии 52. Использование информационных технологий в преподавании 7^ 3. Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе 14Использование информационных технологий на занятиях по литературе 17Заключение 21Литература 22Предметный указатель 24Интернет источники в предметной области 25Личный сайт 26Презентация диссертации 27Список литературы 28Приложения 29 ^ Реферат на тему «Применение информационных технологий в преподавании литературы» Введение Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках литературы пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условия современного быстро меняющегося мира.Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.На сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.^ 1. Информационные технологии Восьмидесятые годы двадцатого века характеризуются сменой "индустриального" общества "информационным". В усложняющихся условиях жизни решающим становится отношение людей к информации. Наше общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Это составляет основу процесса информатизации, информация становится стратегическим ресурсом общества, превращается в товарный продукт.Вся накопленная человечеством к концу ХХ века и вновь генерируемая информация переводится в компьютерное представление. Возникают мировые информационные сети, охватывающие рабочие места пользователей и их домашние хозяйства. Современный специалист должен владеть компьютером, понимать функциональные возможности информационных технологий и уметь определять их место в профессиональной деятельности, в быту.Эти тенденции обусловлены острой необходимостью в увеличении объема доступной информации, разнообразием форм ее представления.Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. 5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. 6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet. В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии»."Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс перестройки в жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". Этот процесс, включает в себя перестройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения информационных технологий.Образованный человек "информационного" общества должен иметь возможность:доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;понимать различные способы и формы представления данных;знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;уметь пользоваться техниками анализа статистической информации;уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.Информатизация сопровождается бурным внедрением электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности и развитием систем связи, приводящим к созданию машинно-информационной среды и ускорению оборачиваемости знаний. Этот процесс инициирует радикальные изменения в структуре общественного производства: быстро изменяется характер технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства. Это означает, что в течение трудовой жизни большинству участников общественного производства предстоит неоднократно менять свою квалификацию, пополнять свои знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют "обучающимся обществом".^ 2. Использование информационных технологий в преподавании В ближайшие десятилетия ведущими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, совершенствование его технической базы, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника общественного производства.Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в новых условиях.Быстрое расширение спектра применения компьютеров и их периферийного оборудования привело к появлению новых общеупотребительных понятий: "информационные технологии обучения", "компьютерные технологии обучения", "новые информационные технологии" в обучении (НИТ). В качестве синонима НИТ очень часто выступает такое понятие, как "компьютерная технология", однако, в первом понятии выделяется объект технологической обработки - информация (в отношении обучения - учебная информация), а во втором - техническое средство реализации информационной технологии - компьютер. Здесь важно подчеркнуть, что техническими средствами НИТ обучения являются не только компьютеры. НИТ предполагает использование всего многообразия современных устройств обработки информации, включая ЭВМ, их периферийное оборудование (видеоматериалы, принтеры, устройства для преобразования данных из графической и звуковой формы представления в числовую и обратно и т.п.), средства связи, видеотехнику и т.д. Это техническая база разворачивающегося на наших глазах процесса информатизации общества.Информационные технологии обучения не могут быть изучены и объяснены вне процесса общего технологического развития, являющегося по своей сути глубоким социальным процессом. Сведение информационных технологий исключительно к техническому прогрессу, отказ от рассмотрения в контексте комплексного экономического, социального, политического, культурного и общественного развития ограничивают или даже делают невозможным изучение феномена новых технологий обучения, как в комплексе, так и в отдельных конкретных случаях. Поэтому, исходя из того, что технологическая революция есть процесс глобального социального преобразования, следует предположить, что: системы образования войдут в XI век, обогатившись коренным образом измененными философией, целями, структурой, содержанием, организацией и методами образования и воспитания, появившимися в результате внедрения новых информационных технологий в учебных заведениях.Наиболее существенные изменения как следствие развития информационных технологий, произойдут, по мнению Б.М. Влаховича, в следующих четырех направлениях:модернизация макро - и микроструктур;дифференцированная ориентация на индивидуальные и групповые методы обучения;эффективное использование современных средств коммуникаций в учебном процессе;расширенное использование различных средств обучения и форм так называемого "мобильного обучения".На основе рассмотрения процесса информатизации образования как комплексного по своей сути, определяющей становится тенденция создания модели среды, в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество участников учебного процесса. В связи с этим, наблюдается тенденция использования форм обучения, направленных на самостоятельное приобретение знаний на основе использования развитых форм гипер- и мультимедиа технологий, в которых сочетаются звуковые, графические, анимационные, видео возможности компьютера.Перед образованием стоит задача освоения педагогических информационных технологий (под которыми будем понимать комплексный, интегративный процесс обучения с использованием информационно-вычислительной техники), введения в учебный процесс интенсифицирующих методов и форм. Возникает необходимость ускорения адаптации преподавателей и обучаемых в условиях быстро развивающихся научных областей и педагогических знаний.Средства информационных технологий имеют двойственный характер: с одной стороны - это предмет изучения, с другой - средство обучения. Учитель перестает быть первоисточником информации, превращаясь в посредника, облегчающего ее получение.Условно можно выделить ряд этапов информатизации образования.Компьютеры используются как предмет изучения в рамках школьного курса информатики.Использование компьютеров в рамках традиционных курсов.Использование компьютеров в профессиональной деятельности учителя для снятия рутинной нагрузки.Освоение новых средств: мультимедиа технологий, локальных и глобальных баз данных, организация сетевых проектов и т.п.С увеличением объема научных и профессиональных знаний возникает потребность в создании единого информационного пространства педагогической информации.Под информационным пространством некоторого объекта (или множества) понимается совокупность всех информационных компонентов этого объекта (или множества) независимо от способов и средств отображения этих компонентов.В системе образования отдельные информационные компоненты информационного пространства разрабатываются уже сегодня. Например, создаются информационные базы со статистическими данными учебно-методического, кадрового, материально-технического состояния образовательных учреждений регионов, средства телекоммуникации используются для передачи управленческой и методической информации.Актуальной является проблема использования средств информационных технологий (аппаратных и программных) для обработки профессионально-важной информации. Вообще под обработкой педагогической информации можно понимать: процесс переработки преподавателем учебного материала и представление его в форме, понятной ученику; процесс анализа результатов обучения.Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий (менее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. печатного станка.Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, способствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение - печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств быстро увеличивалось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из признанных европейских культурных и торговых центров, в типографиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способствовало более широкому распространению знаний и, соответственно, большей доступности образования, достижений науки и культуры.В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией - от газет до телевидения и Internet.Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и "интернетизации", потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.В контексте образования мы будем руководствоваться последним определением. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит "в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.Для соответствующих ИТО в зарубежной практике принята следующая классификация: CBL Computer Based Learning Изучение на базе компьютера CBT Computer Based Training Обучение на базе компьютера CAA Computer Aided Assessment Оценивание с помощью компьютера CMC Computer Mediated Communications Компьютерные коммуникации Таблица 1 – классификация ИТОВ определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио - и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.Не отрицая важности классификации ИТО, заметим, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения - дорогостоящее дело, поскольку для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:обучающие, контролирующие и тренировочные системы,системы для поиска информации,моделирующие программы,микромиры,инструментальные средства познавательного характера,инструментальные средства универсального характера,инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.^ 3. Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе Всплеск интереса к этой теме использования информационных технологий в преподавании в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д.Н. Никифоров и др.). С течением времени школы утратили старые пособия и сегодня не имеют возможности приобрести новые, ввиду их отсутствия старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность. Не смотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются учителями, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных сторонах их применения. Этот опыт привлёк внимание представителей педагогический науки. Появилось большое количество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И.Г. Захарова в своей работе "информационные технологии в образовании" положительными сторонами применения ИТО считает:1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта - через локальную сеть.2. ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.4. Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.2. Повышение производительности труда.3. Установление межпредметных связей с информатикой.4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей.5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от литературы, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе "родственную душу".7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении материала.Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них:1. Сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;2. Отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;3. Нарушение взаимодействия учитель-ученик, так как компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те, или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.Не смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:1. Формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;2. Повышают интенсивность обучения;3. Позволяют достигнуть индивидуализации обучения;4. Обеспечивают объективность оценивания результатов;5. Увеличивают долю самостоятельной работы.^ Использование информационных технологий на занятиях по литературе Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.