Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского районаПостэмбриональное развитие организма (разработка урока по биологии 9 класса)Автор: Пшеничникова Ирина Михайловна, учитель биологии МОУ «Кисловская СОШ» Томского района Томской областип. Кисловка 2011Пояснительная записка.Урок по теме «Постэмбриональный период развития» является вторым уроком изучения Главы 13 курса «Общие закономерности» 9 класса, авторы программы и методического комплекса – Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Тип урока – комбинированный (классический). При разработке сценария урока автор применил метод технологии проблемного обучения – проблемные задачи, а также варианты ИКТ. Время проведения 45 минут.Цель урока: изучение второго периода индивидуального развития организмов – постэмбрионального;развитие умений работать с текстом учебника; воспитание уважительного отношения к людям старшего возраста.Задачи урока:- сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных и растений;- охарактеризовать два типа постэмбрионального развития, раскрыв их значение для сохранения вида;- ознакомить с тремя периодами постэмбрионального развития человека.Урок начинается с непродолжительного опроса по результатам выполненного домашнего задания - ответить на вопросы №1 – 6, страница 161 учебника. Большая часть времени урока уделяется на изучение нового материала, закрепление построено чередой проблемных вопросов с последующим выполнением и обсуждением каждого из них. Презентация «Постэмбриональный период» является иллюстрацией к уроку. Более наглядного восприятия темы можно добиться, используя эту презентацию, на слайдах которой представлены и вопросы и задания для повторения, изучения и закрепления изученного на уроке материала. Использование фрагмента фильма о развитии зародыша земноводных помогает наглядно увидеть все этапы развития организма и является хорошим моментом перехода от темы «Эмбриональное развитие организма» к теме «Постэмбриональное развитие организма». На этом уроке автор не планирует оценивания работы учащихся в виде отметки.План урокаI. Проверка изученного материала по теме «Эмбриональный период развития». 8 - 10 мин. II. Изучение постэмбрионального развития организмов. 20 - 23 мин. 1. Постэмбриональный период развития как послезародышевый, начало которого связано с выходом организма из яйцевых оболочек; при внутриутробном развитии зародыша млекопитающих – с момента рождения. 2. Два вида постэмбрионального развития: прямое и непрямое. 3. Продолжительность постэмбрионального развития у разных видов. 4. Особенности роста организмов различных видов, сопровождающих постэмбриональный период. III. Закрепление по теме «Постэмбриональное развитие организмов». 8 - 10 мин. IV. Домашнее задание. 2 мин.Оборудование. Компьютер, проектор, экран, таблицы. При проверке знаний, изучении нового материала и закреплении используется презентация «Постэмбриональный период» - автор Пшеничникова И.М.; фрагмент фильма о развитии земноводных - Фильм. Биология. Часть 2. Класс Земноводные; для самостоятельной работы ученикам требуется только учебник - Биология. Общие закономерности. 9 кл. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Темп урока высокий.Ход урокаI. Проверка изученного материала по теме «Эмбриональный период развития». 8 - 10 мин.Учитель. Слайд 2. Ответьте на вопросыЧто такое зигота?Каким путем возникают новые клетки при дроблении?Чем заканчивается период дробления?Что такое бластула, бластомеры, бластоцель?Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?Как называется вторая стадия развития зародыша? Чем заканчивается гаструляция?Что такое зародышевые листки? Назовите их.Когда возникает третий зародышевый листок? Как он называется? (Беседа по вопросам)Учитель. Что изображено на слайде 3. (Беседа по рисункам слайда).Учитель. В повторение процессов эмбрионального периода и для перехода к следующей теме, посмотрим фрагмент фильма о развитии земноводных. (Фильм. Биология. Часть 2. Класс Земноводные. 3 мин.) На прошлом уроке мы изучили период от оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек, сегодня следующий. Он называется – Постэмбриональный.II. Изучение этапов постэмбрионального развития организмов. Изучение начать с записи темы урока в тетрадь и последующего обзора по схеме на слайде.Учитель. В фильме мы увидели развитие лягушки, начиная с оплодотворенного яйца до появления сформированного лягушонка. Однако не все организмы проходят такой путь преобразований. В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек заканчивается эмбриональный и начинается постэмбриональный период развития. Именно в этот период можно увидеть различные пути роста и развития организмов. Постэмбриональное развитие может быть прямым или сопровождаться превращением (метаморфозом). Что это означает? ( Слайд 4. Рассказ учителя по схеме). Направления постэмбрионального периода развития организма Прямое развитие(т.е. без превращении) Непрямое развитие(т.е. с превращением или с метаморфозом) Из яйцевых оболочек выходит или рождается небольшой организм, но уже с заложенными всеми основными органами (т.е. похожий на взрослую особь).Организму остается только расти и развиваться. Из яйцевых оболочек выходит организм устроенный проще и имеющий свои специальные органы – это личинка. Личинка питается, растет и со временем преобразуется во взрослый организм. При метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным. Учитель. Однако даже организмы, развивающиеся без превращения, начинают первый период жизни по-разному. Слайд 5.Задание 1. Подумайте, на какие две группы можно разделить только что рожденные организмы. Например, антилопа, пингвин, лошадь, человек, гусь, утка, мышь, цыпленок, воробей, крыса, крокодил, корова. Добавьте в список свои примеры. (Ответ учащихся. Организмы, требующие долгого ухода и заботы со стороны родителей. Это пингвины, воробьи, мыши, крысы, человек и др.Организмы, не требующие длительного ухода и заботы со стороны родителей. Это антилопы, зебры, лошади, коровы, гуси, утки, куры, крокодилы и др.)Учитель. Организмы, развивающиеся с превращением весьма оригинальны. Вспомним фильм и остановимся на примере развития капустной белянки и прудовой лягушки. Слайд 6.Задание 2. Воспользовавшись учебником, составьте рассказ о непрямом развитии капустной белянки и прудовой лягушки. (Задание распределить по группам или рядам) Через 3 – 5 минут, дать слово ученикам для обзора по рисункам.Учитель. Как вы думаете, одинакова ли продолжительность постэмбрионального развития у разных видов? Давайте выясним. Задание 3. Воспользовавшись § 33, страницы 162 – 166, найдите ответ на вопрос. Одинакова ли продолжительность постэмбрионального развития у разных видов? (Учащиеся находят в учебнике ответ на вопрос и записывают его в тетрадь).Учитель. У человека постэмбриональный период включает стадии: полового созревания, стадию зрелости и стадию старости. Эти периоды носят название: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Слайд 7 Периоды в постэмбриональном развитии дорепродуктивный пострепродуктивный репродуктивный (Далее учитель по схеме дает краткую характеристику каждого периода, особое внимание, уделяя особенностям пострепродуктивного периода. Именно в этот период, наши дедушки и бабушки, требуют особого внимания со стороны родных и окружающих)III. Закрепление по теме «Постэмбриональное развитие организмов». 8 - 10 мин.Учитель. И в заключение урока ответим на вопросы. Слайд 8.1. В чем заключается значение метаморфоза? 2. Можно ли считать непрямое развитие более примитивным, чем прямое?3. Какие факторы внешней среды влияют на развитие зародыша? (Учитель помогает ученикам сформулировать правильные ответы на вопросы, ответы записываются в тетрадь)IV. Домашнее задание. § 33, страницы 162 – 166, прочитать. Ответить на вопросы №1 – 4.Список литературы Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.Учебник. Биология. Общие закономерности. 9 кл. – М.: Дрофа, 2005. – 299 с.ил. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. – УМК.