Trešā kursā kursa darbs 3 Course paper Курсовая работа (3 курс) 1. Уровень учебной дисциплины D 2. Кредитные пункты 3. Автор ^ Л.Бабич, Ms.sc.oec., доцент кафедры менеджмента и маркетинга 4. Форма контроля зачет 5. Предварительные знания Курсовая работа выполняется студентами 3 курса по специальности «Руководитель предпринимательской деятельности в туризме». Знание студентами, будущими организаторами туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка, основ туризма, его мировых, национальных и региональных особенностей и закономерностей, его философии и технологии, систем управления и продаж позволит подчинить туристский бум логике регулирования, квалифицированных умений и навыков молодых специалистов. 6. Аннотация Целью написания курсовой работы является получить практические навыки в разработке туристского продукта (тура) и расчете его стоимости. 7. Код 8. Название курсовой работы «Разработка тура и расчет стоимости туристского продукта». 9. Требования к учащимся для получения полного объема кредитных пунктов ^ Требования стандарта профессий:Анализировать и оценивать местную и международную экономическую среду относительно сферы туризма, определять тенденции развития туристского рынка, перспективы, конкурентную ситуацию; знать и контролировать основные функциональные сферы деятельности туристского предприятия; анализировать деятельность предприятия и достигнутые результаты.^ Основные знания и умения:В результате написания курсовой работы студент должен знать: - особенности мотивации и поведения современного потребителя туристских услуг - туристское производство, затраты, необходимые на создание туристского продукта - особенности формирования цены на туристский продукт - методику оценки эффективности туристской деятельностиВ результате написания работы студент должен уметь: - осознавать целостность мира, взаимозависимости и взаимосвязанности общества и природы - поставить цель и сформулировать задачи, связанные с туристской деятельностью - осуществлять комплексный анализ проблем, возникающих у потребителей туристского продукта и находить грамотные решения по их устранению на основе системного подхода - уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ - планировать стратегию и выбирать тактику деятельности турпредприятия - экономически правильно оценивать перспективы и особенности хозяйственного управления туризмом на уровне турпредприятия- определить стоимость турпродукта и установить цену на него- определить эффективность деятельности предприятия.Распределение кредитных пунктов:Написание курсовой работы – 60%.Защита курсовой работы – 30%. 10. Литература Рекомендуемая литература:Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 176 с.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000. -368 с.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.Экономика современного туризма / Под ред. д.э.н. Карповой Г.А. – М. – СПб.: Издательский Торговый Дом Герда, 1998. – 417 с.Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 328 с. ^ 11. Задание на курсовую работу Основные задачи, которые необходимо решить:Выявить потребности туриста (покупателя туристского продукта) и цель приобретения туристского продукта (тура).Разработать тур. - Определить общие условия. - Описать дестинацию. - Разработать программу тура. - Выбрать вид транспорта и транспортные средства. - Выбрать места проживания и питания.Привести смету расходов (приняв условные цифры) предприятий, принимающих туристов.Определить цену на туристский продукт (тур).Определить маржинальный доход предприятия от тура.. В качестве отчетных материалов должны быть представлены: - описание портрета потребителя туристского продукта (тура), его потребностей, целей приобретения туристского продукта (тура); - описание дестинации; - программа тура; - описание транспортных средств, мест гостеприимства и других объектов инфраструктуры туризма; - структура себестоимости тура; - результаты расчета цены на туристский продукт (стоимости туристской путевки); - результаты расчета маржинального дохода предприятия от тура.^ 12. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.Национальная и международная туристская деятельность являются неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов. Люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Изобретение денег и развитие торговли положили начало современной эры путешествий. Феноменом ХХ века является массовый туризм, который приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов. Туризм и путешествия – неразрывно связанные понятия, характеризующие определенный образ жизнедеятельности человека - познание окружающего мира, лечение, отдых, развлечение, спорт, торговля, обучение, бизнес и множество других видов деятельности. ^ Цели туризма.Важнейшей категорией является цель туризма. Главные цели туризма:- развлекательные (аттрактивные), - рекреационные,- познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные. Далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.^ Транспорт и транспортные средства. Туризм – это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. Развитие транспорта и транспортных средств предоставляет вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Транспортные компании и организации – одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка. В настоящее время основными видами транспорта в туризме являются: - автобусный;- автомобильный;- авиационный;- водный;- железнодорожныйДо сих пор в некоторых местах сохранились ранние виды транспорта – упряжки, лодки, колесные повозки.^ Гостиницы и средства размещения.Средства размещения – это любой объект, регулярно или эпизодически представляющий туристам места для ночевки.Гостиницы рассматриваются как главный, классический тип предприятий размещения, обладающий определенными специфическими признаками.Первые предприятия гостиничной индустрии возникли в Древнем Риме. Современный гостиничный и ресторанный комплекс занимает важное место в социальной сфере любой страны и способствует удовлетворению первостепенных потребностей путешествующих в проживании и питании. Без гостиниц и ресторанов невозможно создание современной индустрии туризма. Все гостиницы сгруппированы в классы и категории в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг. При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы ,которых на сегодняшний день существует более 30. Самыми распространенными классификациями являются:- система звезд;- система букв;- система «корон», или «ключей»;- система разрядов и др.На эффективность работы гостиничного хозяйства влияют следующие факторы:- экономические;- социально-экономические;- законодательство.На экономические показатели гостиниц влияют и внутренние факторы. Влияние любого из перечисленных факторов сказывается, прежде всего, на коэффициенте загрузки гостиницы – важнейшем показателе работы гостиницы, определяющем её рентабельность.Дестинация.Дестинация – важнейший элемент туристской системы. Цель путешествия – это регион туристской дестинации. Дестинация описывается как географическая территория, имеющая определенные границы. Согласно другой точки зрения - это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов. Для того, чтобы она могла называться дестинацией, она должна отвечать следующим основным требованиям: - наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов;- иметь определенный набор одного или более достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов;- наличие информационных систем, которые являются необходимым «инструментом» дестинации на туристском рынке. Таким образом, дестинация – это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.^ Туристский бизнес. Туризм представляет собой сложную социально-экономическую систему, включающую в себя различные взаимосвязанные и взаимообусловленные системы.В современных условиях постоянно возрастает роль туризма в развитии личности. Огромно влияние туризма на международные, в том числе межправительственные и межличностные отношения. Туризм следует рассматривать прежде всего в контексте экономических отношений стран и континентов. Туристский бизнес – это вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке с целью извлечения прибыли. ^ Экономика туризма.Экономика туризма – это мир бизнеса, удовлетворяющего потребности и спрос туристов и приносящего значительный доход государству и районам, его развивающим. В экономическом расчете по обоснованию эффективности производства туристских услуг необходимо оценить конечный результат деятельности предприятия - маржинальный доход и прибыль. Цена является инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта. Цена является действенным рычагом, который позволяет предприятию существовать на рынке в условиях жесткой конкуренции со стороны большого количества туроператоров и турагентств.Себестоимость произведенного продукта (услуги) выступает нижним пределом цены, а верхний предел устанавливается самим хозяйствующим субъектом на основе спроса на данный товар (услугу).Величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Ценообразование в сфере туризма имеет ряд особенностей:цены на услуги в сфере туризма – это розничные цены;на стадии конечной реализации туристского продукта отклонения цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населению между различными группами населения (потребителей и производителей);при установлении цен на туристские услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс – цена не должна вызывать у покупателя отрицательных эмоций;так как спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер, в сфере услуг туризма применяется сезонная дифференциация цен и тарифов;цены на услуги туризма для иностранных туристов устанавливаются более высокие, чем для отечественных туристов;цены на услуги туризма должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (продукт овеществленного прошлого труда или не являются продуктами труда, а созданы природой).Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции. В большинстве случаев туристский продукт представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В эту группу входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу. Цена туристского пакета на одного туриста (Ц), т.е. стоимость туристской путевки определяется по формуле:, усл.ден.ед.где И – себестоимость услуг, входящих в туристский пакет, усл.ден.ед.; Н – косвенные налоги по отельным видам услуг туризма, усл.ден.ед.; П – прибыль туроператора, усл.ден.ед.; С – скидка, предоставляемая туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих у туристский пакет, усл.ден.ед.; ±К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего туристский пакет, («+» означает надбавку к цене туристского пакета, «–» означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), усл.ден.ед.; Ч – количество туристов в группе, чел; К – количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.Необходимо учитывать:в стоимость туристского пакета не входят цены на определенные виды услу, они оплачиваются каждым туристом в отдельности (фото услуги, экскурсии и т.п.);чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет;цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека;чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;на многие услуги туризма детям и школьникам предоставляются скидки (экскурсии, проживание в гостинице и т.п.).Прибыль, закладываемая в стоимость туристского продукта, устанавливается турпредприятием в процентах к себестоимости. Размер процента зависит от спроса на данный туристский продукт и может колебаться от 5 до 100% и более.Таким образом, цена определяется на основе себестоимости и нормативной прибыли:Ц = S + П, усл.ден.ед.где S – себестоимость туристского продукта (единицы продукта или одной услуги), усл.ден.ед.; П – допустимая для данной отрасли прибыль, приходящаяся на единицу продукции, одну услугу, усл.ден.ед. Зная ограниченную себестоимость туристского продукта и продажную цену продукта можно рассчитать маржинальный доход на одного человека и совокупный маржинальный доход предприятия за одну поездку или за год:М = Ц – Седорг., усл.ден.ед.где М – маржинальный доход с одного человека за одну поездку, усл.ден.ед.; Ц – цена тура, усл.ден.ед.; Седорг – ограниченная себестоимость тура на одного человека, усл.ден.ед.А – Общие условия:места пребывания;сроки пребывания (по местам пребывания);количество туристов в группе;питание;проживание;транспорт;трансферт;прочие.Б – Смета расходов (прямых и переменных косвенных, начисляемых непосредственно на каждый тур) с учетом мест пребывания:проживание;питание;экскурсионная программа;культурная программа;транспорт;трансферт (аэропорт-отель-аэропорт);услуги туристского предприятия (экскурсионное обслуживание, бронирование мест, и т.п.);затраты на поездку руководителя группы;страховка;визы;прочие расходы.При разработке тура кроме перечисленных выше имеют место и другие затраты (постоянные и накладные расходы). Постоянные:- аренда офиса;- заработная плата управленческого и иного персонала предприятия;- общая реклама и т.п.Накладные расходы: - транспортные; - на связь; - канцелярские принадлежности; - ремонтные расходы и т.п.Они не могут быть с достаточной точностью распределены по отдельным турам и на каждого туриста, поэтому их относят к постоянным (условно-постоянным) и не учитывают при формировании ограниченной себестоимости туристского продукта (тура). Цена должна возместить туристскому предприятию затраты на:производство;реализацию;организацию потребления услуг туризма и обеспечить соответствующий размер прибыли. Таким образом, зная все прямые и переменные косвенные затраты туроператор может рассчитать себестоимость тура по всем вариантам с учетом факторов размещения и «сезонности» тура, цену на туристский продукт (тур) и маржинальный доход.Методические указания по оформлению курсовых работ ^ 1. Структура курсовой работыТитульный листАннотацияКлючевые слова (latviešu, angļu, по-русски)СодержаниеЧасти (разделы, подразделы, параграфы)Выводы и предложенияСписок используемых источников^ 2. Технические требования к оформлению работы Работа выполняется в Word, сдаётся преподавателю на электронном носителе (диске) и в распечатанном виде. 2. 1. Основной текст^ Рекомендуемый формат для основного текста: 12 Times New Roman. Page Setup: 3 – 3 – 3 –3 см, Header-Footer 1.25 –1.5 сm.Интервал между строк 1,5.Нумерация страниц – снизу, по центру, начиная со второго листа введения (считаются страницы, начиная с титульного листа).Название частей (разделов): 14 Times New Roman Bold.Название параграфов: 12 Times New Roman Bold.^ 2.2. Формулы, таблицы, рисункиВсе формулы нумеруются арабскими цифрами. Номер формулы составляется из номера части (раздела) и порядкового номера формулы.Оформление таблиц: рекомендуемый размер шрифта: ^ 10 Times New Roman. Таблицы имеют номер и название, которые помещаются над таблицей в правой или левой части. Номер таблицы проставляется арабскими цифрами и составляется из номера части (раздела) и порядкового номера таблицы.Все иллюстрации (рисунки, диаграммы, схемы, фотографии) называются «рисунок». Каждый рисунок имеет номер и название. В каждой части (разделе) номер рисунка и его название помещаются под рисунком, номер проставляется парабскими цифрами. Номер рисунка составляется из номера части (раздела) и порядкового номера рисунка. ^ 2.3. Титульный лист Институт информационных систем менеджмента ^ Учебная программа Руководитель предпринимательской деятельности Кафедра менеджмента и маркетинга Имя, фамилия Название работы........................................................................................................................................ ^ Студент (ка) Имя, фамилия…………………………… Номер студенческого удостоверения .................................................................Группа..................................................... Подпись Дата Руководитель курсовой работы Л.А.Бабич, доцент ИСМА Рига 200.........2.4. Аннотация2.5. Ключевые слова (5 - 7 слов) Ключевые слова Key words Noteicošie vārdi 2.6. СодержаниеСодержание Стр. Введение …………………………………………………………………..............1 часть ………………………………………………………………………….. 1.1. ………………………………………………………………………….... 1.2. …………………………………………………………………………… 2 часть …………………………………………………………………………... 2.1. 2.1.1.2.1.2. …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… 2.2. …………………………………………………………………………… 9. часть …………………………………………………………………………… Выводы ……………………………………………………………………………Список используемых источников …………………………………………….Приложение ………………………………………………………………………. ^ 2.7. Список используемых источников [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] ^ 3. Порядок защиты курсовой работы1. Работа сдаётся на проверку преподавателю. 2. Студент защищает работу в группе, на презентацию отводится 3 – 5 минут. Дискуссия. 3. Преподаватель выставляет интегрированную оценку с учетом соответствия изложенного материала выбранной теме, полноты изложения, грамотности изложения, соответствия требованиям технического оформления, презентации, ответов на вопросы. Литература 1. Ю.Н. Шунин, В.Л. Члаидзе. Требования и методические указания по написанию бакалаврских и дипломных работ. ISMA, 2006. 2. Živitere M. Par maģistra darba izstrādi un aizstāvēšanu. Metodiskie norādījumi un ieteikumi. ISMA, 2007.