МОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского муниципального района Московской областиУРОК – ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Полезные ископаемые»3 классУчитель Калошина Ольга Валерьевна2010 годУрок – практикум Тема: «Полезные ископаемые»Цели и задачи: - познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиям людей, добывающих полезные ископаемые; - развивать логическое мышление, речь; - воспитывать бережное отношение к природе; - учить экономно использовать богатства нашей планеты.^ Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств предметов.Основной структурный элемент: практическая работа.^ Дополнительные структурные элементы: Постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий.Оборудование: Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых. Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).^ Ход урокаI.Организационный момент Перед уроком на доске выписываются вопросы: - Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?- Какие виды топлива ты знаешь? - Как получают материалы? Где и используют?- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.^ II. Введение в тему Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 48) - Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топливо; метал; пища.III. Практическая работа На доске таблица:^ Полезные ископаемые Название Основные свойства Использование Гранит Зернистый, твёрдый и прочный. Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро. Известняк Белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) Строительство, мел, мрамор. Глина Очень мелкая, взвесь бурого, жёлтого, белого и др. цветов. Кирпич, посуда. Каменный уголь Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи. Нефть Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча. Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт. Железная руда Чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы. Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы. Песок В виде крупинок, сыпучий. Дороги, стекло. Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.- Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на стр. 48, определите его название. - Установите свойства данного полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение? Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.^ IV. Работа по учебнику ( стр. 49)- Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на стр. 50, расскажи о труде шахтёров. (Рассказы детей).- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? ( Ответы детей). Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (стр. 51).Беседа по прочитанному: - Почему добывать полезные ископаемые становится всё труднее и труднее?- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? ( Высказывания детей).- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом.)^ V. Фронтальный письменный опрос На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых: Горючее; 10. Сыпучее; Твёрдое; 11. Легче воды; Жидкость; 12. Газообразное; Тяжелее воды; 13. Белого цвета ; Чёрного цвета; 14. Способно плавиться; Жёлтого цвета; 15. Пластичное; Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду; Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета Хорошо пропускает воду; Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:I вариант Каменный уголь: 1, 4, 5, 7. Песок: 2, 4, 6, 10.II вариант Нефть: 1, 3, 8, 11. Глина: 4, 15, 16, 17. Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или подписать свойства, которых нет в этом списке.^ VI. Повторение изученного. Кроссворд. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ^ По горизонтали: По вертикали: 1.Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.3.Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.4.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.5.На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.6.Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, кто же это?8.Она варилась долго В доменной печи, На славу получилисьНожницы, ключи… 1.Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.2.Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение.7.Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.9.Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Ответы:По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.VII. Итог урока.- Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения? Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.- А как отвечает нам природа?VIII. Домашнее задание Выполнить задания 1 – 3 на стр. 52.