Реферат по предмету "Разное"


«Путь в никуда»

Муниципальное общеобразовательное учреждение» Вурнарская средняя общеобразовательная школа№2»Урок на тему «Путь в никуда»Работу выполнила АЛЕКСЕЕВА Т. А. Учитель МОУ « Вурнарская средняя общеобразовательная школа№2»п . ВУРНАРЫ, 2009 г.Урок на тему «Путь в никуда» Мы живем под собою, не чуя страны. О.Мандельштам.1. Методическое обоснование темы урока.1.1 Ступень общего образования: ступень основного общего образования1.2 Курс истории: история Отечества1.3 Уровень исторического образования: первый концентр1.4 Класс: 81.5 Место в учебной теме ( тематическом блоке): первый урок новой темы1.6 Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение выстраивается на основе образовательной программы . Структура и объём часов данной программы отвечают требования, предъявляемым Министерством образования.2. Развёрнутая целевая установка урока. 2.1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока. Цели урока Образовательные продолжить знакомство обучающихся с политическим режимом большевиков; рассказать о нечеловеческих условиях, в которых жили узники ГУЛАГа; привести конкретные примеры нарушения законности и правопорядка в стране со стороны власти;Развивающие развитие навыков работы с историческими источниками, схемами, иллюстрациями; развитие навыков работы с исторической картой; развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение). расширить историческую память;Воспитательные воспитание интереса к истории; воспитание толерантности, уважения к истории обычаям и традициям других народов. способствовать воспитанию у обучающихся чувства непримиримости к фактам, свидетельствующим об унижении человеческого достоинства; воспитывать чувства уважения к тем, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.Оборудование урока:1.Выставка книг: - А.Н.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»; - В.Шаламов «Колымские рассказы»; - С.Волков «Погружение во тьму»; - книги из серии «Антология выстраивания и преображения»; - Театр ГУЛАГа;- «История политических репрессий и сопротивления несвободы в СССР» и др.2.Компьютер и проектор.3.Магнитофон4.Карта РФ.5.Запись: Моцарт «Реквием» (часть «Лакреоза»)6.А.Ахматова «Реквием»7.Работа ученицы Сердюк Е. «О политических репрессиях».8.Литература общества «Мемориал».9.Воспоминания репрессированных, детей репрессированных.10.Бетховен «Сюита №3»11.Стихотворения.План урока:Вступительные слова учителя (мотивация выбора темы)Основная часть. Путь в ГУЛАГВведение в тему урока – учитель. Узники ГУЛАГа (сообщение учеников).ГУЛАГ – это…(информация ученика)Путь в ГУЛАГ – рассказ учителя.А судьи кто? - сообщение учеников.В лагере (жизнь за колючей проволокой). Письмо заключенного Лосева (работа с текстом). Из воспоминаний В.Я Дворжецкого (работа с документом, он есть у каждого, учитель озвучивает текст, затем идет работа по вопросам).Наши земляки - узники ГУЛАГА - сообщение учащихся.Заключительное слово учителя. Во время урока время от времени звучит музыка Моцарта «Реквием»- часть «Лакреоза»Ход урока. Краткий конспект + приложение (документальный материал)^ Мотивация выбора темы урока.-мое детство (до 8 лет) прошло в нескольких (лагпунктах) Унженских лагерей (стык Горьковской, Костромской областей), где работали мои родители в первое послевоенные годы. Я не по картинкам и не по кадрам из к/ф знаю, как выглядит зона, колонна заключенных в сопровождении автоматчиков и собак, идущая на лесоповал; -мне нравились фильмы с участием Георгия Жженова, актера, проведшего долгий срок в том аду; - я была на спектаклях с участием актера В.Я Дворжецкого в Горьковском театре драмы, видела фильмы с его участием. Он тоже был узником ГУЛАГа;-я была участником семинара в городе Москва, который проводило правозащитное общество «Мемориал»;-мне пришлось побывать в музее этого общества, экспонаты которого оставили неизгладимый след в памяти;-в годы учебы в Горьковском университете, я была знакома со студентами, которых исключили из ВУЗа с формулировкой «за поведение, несовместимое со званием советского студента». Что скрывалось за этими словами – преследование тех, кто критиковал, царившие тогда в стране порядки, подвергал сомнению правильность выбранного КПСС пути в светлое будущее. Нескольких не просто исключили - отправили в тюрьму. Среди них - В.Пономарев, нынешний директор музея известнейшего правозащитника А.Д Сахарова; -чтение книг В. Шаламова, В. Сложеницина, О. Волкова и других;- и, наконец, в конце прошлого, начале нынешнего 2007г, несколько памятных дат, связанных с известными узниками ГУЛАГа. Это: - 100 лет со дня рождения конструктора космических кораблей С.П. Королева и писателя В.Т Шаламова, - годовщина (январь) смерти в лагере поэта О. Мандельштама, - а в конце 2006г - семнадцатая годовщина со дня смерти А.Д Сахарова и т.д.^ Введение в тему урока. Репрессии, т.е. преследование инакомыслящих, тех, чьи взгляды не совпадали с официальной идеологией, начались в нашей стране сразу же после прихода большевиков к власти. Их преследовали, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря, физически уничтожали. Шли годы, а количество политических заключенных, «политиков», как их называли, не уменьшалось, большевики постоянно выискивали «врагов народа». Особенно много их находили тогда, когда в стране что-то не ладилось. Среди тех, кто испытал тяготы лагерной жизни - писатели, ученые, актеры, военные, рабочие, крестьяне. Их миллионы. (На экране, сменяя кадр за кадром портреты Икрамова, Соостера, Терентьева, Д.Лихачева, Варпаховского, А.Варпаховской и др.). Ученики дают краткую биографическую справку о каждом из них. Завершается зрительный ряд риторическим вопросом учителя: «За что?». За что они и тысячи, им подобных, попадали в лагеря?» -Кто за что! А иногда и ни за что, по оговору. За не аккуратно высказанную мысль вслух, за анекдот на политическую тему, за оговорку или описку в статье, за выступление …. Все – «за антисоветскую деятельность» - под этим подразумевался широкий круг для домыслов. Беда усугублялось тем, что «сверху» спускались планы. В каждой области республике знали, в какой год, сколько человек должно быть репрессировано по 1 и 2 категориям. (первая категория-расстрел, вторая - 10 лет заключения ). (На экране – таблица: планы репрессии на 1937 г). Ребята находят строку «Чувашская Республика» и анализируют данные: 300 чел. – по 1 категории,- 1500 – по 2 категории подлежали репрессиям. А кто их судил, определял степень их вины, выносил наказание? (Сообщения 3 учеников). После последнего – на экране таблица «Количество репрессированных в 1934-1938 г». Осужденных по 2 разряду отправляли в лагеря, где они валили лес, добывали руду, уголь строили ж/д. мосты, каналы, выполняли другую работу. Сообщение ученика о наиболее известных лагерях. На карте появляются красные флажки – Карелия, г. Воркута, г. Ухта, р. Печора, р. Унжа, р. Колыма, г. Норильск, г. Магадан, г. Пермь, г. Караганда, г. Акмолинск, Соловецкие острова, рес. Мордовия, Казахстан, Забайкалье и т.д. В итоге – флажки повсюду. Вся страна – сплошной лагерь.Среди тех, кто прошел через ужас лагерей и наши земляки – вурнарцы. В живых сегодня осталось несколько человек. Идут они на контакты не охотно. Все еще боятся. Одна из репрессированных И.Павлова рассказывала: «Я пробыла в лагере в Норильске 10 лет, 10 месяцев и 10 дней. Меня обвинили во вредительстве годы войны. В зерне, я работала в « Заготзерно», появились жучки-червяки. Нам поставили это в вину».При подготовке к уроку мы встретили с детьми репрессированных. Попросили их рассказать о родителях. Ученики рассказывают о В.Медведеве и Н. Короткове, последнего, жителя деревни в глубинке Чувашии обвинили в подготовке вооруженного восстания.- Из лагерей, на волю шли весточки, рассказы о жизни. Перед вами одно из таких писем – письмо заключенного Лосева. Вы предварительно знакомились с его содержанием, Ученики просматривают текст повторно и отвечают на вопросы.(Звучит музыка) . Учитель читает отрывок из воспоминаний В.Я.Дворжецкого.( на столах – распечатка текста.( Звучит музыка),Обсуждение по вопросам, которые есть к тексту.^ Заключительная часть. Подведение итогов урока учителем. - Два документа из разных мест, а как похоже, что в них написано. Значит так, или почти так, было везде. Стоило ли об этом говорить здесь, сейчас. На мой взгляд – да.Я выполнила просьбу – завещание одного из заключенных, Ивана Васильевича Окунева из Липецка: «Расскажите об этом молодежи» (звучит музыка). ПРИЛОЖНИЯ^ Терентьев Игорь Герасимовичгод рождения - 1892г. Арестован в 1931гстатья-58. Срок-5лет. Место заключения - Беломорканал, освобожден в 1934г. Повторный арест-май 1937г. Приговор-"10лет без права переписки", умер 17 июня 1937г.^ Соостер Юло, 1924 год рождения арестован в 1949 г. (ст 58-1а,срок-10 лет и 5 лет поражения в правах) место заключения - Карлаг(Карелия), Песчанлаг(ОЛП-20) Освобожден в 1956г. Умер в 1970г.^ Варпаховский Леонид Викторович – 1908г. рождения. Арестован в 1938г срок – 3года ссылки, Казахстан. Повторный арест (ст.58-10,ОСО – особое совещание, срок 10 лет), места заключения – БАМЛАГ (Байкало – Амурская магистраль), Дальстрой(Дальний восток). Освобожден в 1947г. Умер в 1976г.^ Дворжецкий Вацлав Янович - год рождения – 1910. Арестован в ноябре 1929г.(статья 58, срок – 10 лет), Места заключения: УСЕВЛОН (управления северных лагерей особого назначения, СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения, ББК ( Беломоро – Балтийский канал). Освбожден в апреле 1937г. Повторный арест – осень 1941г. Статья 58. ОСО – особое совещание – 5лет, место заключения – Омский ИТЛиК (Исправительно - трудовые лагеря и колонии). Освобожден в 1945г. Умер в 1933г.^ Молитва безбожникаО боже, я в тебя не верюНе славлю мудрого творцаИ для меня закрыты двериВ тот мир, где счастью нет концаГде нет ни горя, ни утратыГде людям радость утешеньяДарит твой мудрый, кроткий взглядО боже! Дай забвенья веры Неверью моему простиИ дух, измученный без мерыНаправь по верному пути. « А судьи кто?»Кроме законных органов, осуществлявших следствие и определивших вину осужденных, были созданы и внесудебные карательные структуры - «тройки» и « двойки». Их внесудебные полномочия ограничивались правом ссылать, высылать, заключать в лагерь сроком до 5 лет, обвиненных в уголовных преступлениях. Совсем иным правом наделялась так называемые «спецтройки». Им представлялось, право судить по « первой категории», т.е. приговаривать к расстрелу и по второй категории, т.е. заключать в лагерь или в тюрьму сроком от8 до10 лет. Порядок работы «тройки» был следующий: составлялась повестка, или так называемый «альбом». На каждой странице этого альбома значилось имя, фамилия, отчество, год рождения, совершенное « преступление» арестованного. После чего начальник областного управления НКВД красным карандашом писал на каждой странице большую букву «Р» и расписывался, что означало « расстрел». В тот же вечер или ночь приговор приводился в исполнение. Обычно на следующий день страницы «альбома- повестки» подписывали первый секретарь обкома и председатель областного исполкома. В чекистской практике 1937-1938 г.г. такая процедура внесудебной расправы получила широкое распространение и называлась « осуждение по альбому». Наряду с «тройками» в течение 1937-38г.г. активно работали « двойки» созданные специально для того, чтобы уничтожать людей, арестованных в порядке проведения массовых операций. Аресту подлежали и жены, а также разведенные, знавшие о контрреволюционной деятельности осужденного. Не подлежали аресту лишь жены, разоблачавшие своих мужей. Осужденные женщины, как правило, ничего не знавшие о судьбе своих арестованных мужей, быстро догадались: если жена получала 5 лет, значит, муж жив, если 8 лет – расстрелян. Дети репрессивных, старше 15 лет тоже осуждались. Завершалась массовая карательная операция в 30-е г.г. Также централизованно, как и началась, Директивой СНК и ЦК ВКП(б) 1938г. Деятельность «двоек» и «троек» была прекращена. Через неделю Ежов был освобожден от должности наркома внутренних дел и на его место назначен Берия, который продолжил политику своего предшественника в послевоенные годы. Только в течение 1947-48г.г. в лагеря и колонии ГУЛАГА поступило более 2,5 млн. вновь осужденных, для их размещения было дополнительно организованно 42 лагеря. По данным МВД СССР в 1954г. на спецпоселении находилось около 3 млн. чел, в том числе более 800тысяч детей, не достигших 16-летнего возраста – В основном (от 2 млн. чел ) - это народы Сев. Кавказа, Крыма, Поволжья, выселенные во время ВОВ …Подлежащие репрессии 1937г. Перваякатегория Вторая категория Всего 7. Туркменская ССР 500 1500 2000 8. Узбекская ССР 750 4000 4750 9. Башкирская АССР 500 1500 2000 10. Бурят-Монгольская АССР 350 1500 1850 И. Дагестанская АССР 500 2500 3000 12. Карельская АССР 300 700 1000 13. Кабардино-Балкарская АССР 300 700 1000 14. Крымская АССР 300 1200 1500 15. Коми АССР 100 300 400 16. Калмыцкая АССР 100 300 400 17. Марийская АССР 300 1500 1800 18. Мордовская АССР 300 1500 1800 19. Немцев Поволжья АССР 200 700 900 20. Северо-Осетинская АССР 200 500 700 21. Татарская АССР 500 1500 2000 22. Удмуртская АССР 200 500 700 23. Чечено-Ингушская АССР 500 1500 2000 24. Чувашская АССР 300 1500 1800 25. Азово-Черноморскнй край 5000 8000 13 000 26. Дальне-Восточный край 2000 4000 6000 27. Западно-Сибирский край 5000 12 000 17 000 28. Красноярский край 750 2500 3250 29. Орджонокидзевскнй край 1000 4000 5000 30. Восточно-Сибирский край 1000 4000 5000 31. Воронежская область 1000 3500 4500 32. Горьковская область 1000 3500 4500 33. Западная область 1000 5000 6000 34. Ивановская область 750 2000 2750 35. Калининская область 1000 3000 4000 36. Курская область 1000 3000 4000 37. Куйбышевская область 1000 4000 5000 38. Кировская область 500 1500 2000 39. Ленинградская область 4000 10 000 14 000 40. Московская область 5000 30 000 35 000 Перваякатегория Вторая категория Всего 41. Омская область 1000 2500 3500 42. Оренбургская область 1500 3000 4500 43. Саратовская область 1000 2000 3000 44. Сталинградская область 1000 3000 4000 45. Свердловская область 4000 6000 10 000 46. Северная область 750 2000 2750 47. Челябинская область 1500 4500 6000 48. Ярославская область 750 1250 2000 ^ УКРАИНСКАЯ ССР 1. Харьковская область 1500 4000 5500 2 3 • 4. Донецкая область 1000 3000 4000 5. Одесская область 1000 3500 4500 6, Днепропетровская область 1000 2000 3000 7. Черниговская область 300 1300 1600 8. Молдавская АССР 200 500 700 ^ КАЗАХСКАЯ ССР 1. Северо-Казахстанская] область 650 300 950 2. Южно-Казахстанская] область 350 600 950 3. Западно-Казахстанская] область 100 200 300 4. Кустанайская область 150 450 600 5. Восточно-Казахстанская] область 300 1050 1350 6. Актюбинская область 350 1000 1350 7. Карагандинская область 400 600 1000 8. Алма-Атинская область 200 800 1000 Лагеря НКВД 10 000 — 10 000 3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники К. Икрамов, Москва, 1980 Ю. Соостер И.Г.Терентьев, около 1917г. Д.С.Лихачев на Соловках, 1929г. Л.И.Варпаховский И.С.Варпаховская


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.