Реферат по предмету "Разное"


«Производство серной кислоты контактным способом Урок путешествие «По Солянокислотным островам»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»Республика Саха (Якутия)ПОРТФОЛИОучителя химииОглоблиной Ольги ИвановныАлдан – 2009 Оглавление Эссе Педагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе Обоснование выбора образовательной программы Педагогические технологии, методики, используемые в практике преподавания химии Комбинированная система уроков Информационные технологии в обучении химии Система самостоятельных работ на уроках химии Деловая игра как метод активного обучения Ключевые компетенции в обучении химии Личностно-ориентированный подход Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам Комплекс уроков по комбинированной системе Урок по модульной технологии «Гидролиз солей» Интегрированный урок по теме «Белки» Урок – экскурсия по теме «Производство серной кислоты контактным способом Урок – путешествие «По Солянокислотным островам» Урок – ролевая игра «Аттестация рабочих мест» Фрагмент презентации исследовательской работы обучающегося, представленной на республиканской конференции «Шаг в будущее» Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности Информация об обобщении и распространении опыта ПриложенияРаздел I1. Эссе Нам каждый год встречать и провожать И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать С каждым мигом становиться чище, лучше.Вот уже 21-й год я работаю в школе с детьми. Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где все время спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться не опоздать. Главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. Все годы работы в школе – это годы поисков, раздумий, разочарований колебаний, открытий и постоянного педагогического поиска. Для Учителя, какой бы предмет ни преподавал – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Ему надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Каждому, кто преступил порог класса, закрыл за собой дверь и остался один на один с учениками, предоставляется возможность стать не просто учителем химии и физики, словесности или физической культуры – учителем жизни на всю жизнь. За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что может сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Учителю необходимо постепенно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, свое место в этом огромном мире. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. В наш, бурно меняющийся век, профессия перетерпела изменения. Сейчас мало хорошо просто владеть своим предметом. Сегодня необходимыми качествами современного учителя являются обладание профессиональными педагогическими умениями и навыками, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, активность и творчество во всех начинаниях. Только Учитель каждый день с радостью отдает себя детям, может приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные проблемы, разделить с ними радость и горе, успех и неудачу. Учитель – творец человеческих судеб. Мне кажется, основой, душой и сердцем системы образования был и остается Учитель. Учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом неповторимость, единственность учительской профессии. Я горжусь своей профессией Учителя. Ведь изо дня в день я гляжу в добрые и умные глаза моих учеников и обращаюсь к их душе. Нужно, чтобы дети воспринимали тебя не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга. Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела. Каждый из нас должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, вдохновить подростка, пробудить в нем неповторимую личность. От веры учителя в возможности каждого ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания. И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Звенит звонок, класс замер в ожидании. Учитель – дети, все в этой паре слов. Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!» И начинается урок. Раздел IIПедагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе^ Обоснование выбора образовательной программы После детального анализа многообразия учеников химии, исходя из личного понимания и представления изучения школьного курса химии, выбор остановила на программе и учебниках О.С. Габриеляна. Методической основной программой О.С. Габриеляна послужил принцип использования укрупненной дидактической единицы и принцип концентризма. Для воплощения этого принципа в программе и учебнике выделена укрупненная дидактическая единица – основополагающее понятие «Химический элемент». Химический элемент может существовать в виде атомов, образовывать простые вещества и входить в состав сложных, поэтому эта особенность позволяет постепенно перейти к изучению состава, строения и свойств вещества, подтвердив тем самым принцип – от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Отдельным блоком выделены в этой программе практические работы – в виде химического практикума. Это новшество позволяет более эффективно сформировать у учащихся представления о веществах и умения выполнять различные операции с ними. В учебниках О.С. Габриеляна реализованы идеи гуманитаризации (исторические экскурсы, этимологические начала в формировании химических понятий, постоянное обобщение к литературным источникам) и гуманизации («очеловечивание» теорий и фактов науки, постоянное обращение к мнению учащихся, доступное и занимательное изложение сложных вопросов науки и т.д.). Так последняя глава учебника носит название «Шеренга великих химиков», в ней речь идет о жизни и деятельности ученых, осуществивших открытия. В сознании учащихся возникают ассоциативные связи между основными понятиями, законами и теориями химии с конкретными историческими личностями, а, кроме того, появляется возможность еще раз повторить и обобщить изученное. В изложении сложных вопросов курса использованы моделирование и прогнозирование, что нацеливает учащихся не на заучивание того или иного материала, а на формирования выводов, основанных на собственных умозаключениях. В учебниках реализована и методическая идея алгоритмизированного обучения. При выводе химических формул, составлении уравнений или решении задач школьники учатся выполнять действия в определенной последовательности и таким образом быстро и эффективно справляться с заданиями. Принцип дифференцированного подхода реализован в учебниках через систему заданий разного уровня сложности. Важна возможность гибких изменений тем – модулей программы. В рамках ее модификации введен модуль национально-регионального компонента «Химия Якутии» с использованием рекомендаций К.Е. Егоровой и С.М. Сабарайкина и учебного пособия по химии «Модуль регионального содержания» М.П. Андреевой. Тема представлена тремя блоками: «Вещество», в котором даются сведения о химических элементах, веществах – природных ископаемых в недрах республики, методах их добычи: кальции и его соединениях, алюминии и его соединениях, фосфоре, углероде, металлах. «Химическая реакция», где изучаются химические процессы, лежащие в основе переработки угля, нефти, газа, черной и цветной металлургии. «Познание и применение веществ и химических реакций человеком», в котором рассматривается экологическая ситуация на территории Якутии, глобальное загрязнение окружающей среды. Именно здесь мы ищем ответ на вопрос: почему нашу республику называют «Сырьевым придатком» и чем это грозит? Рассматриваем перспективы развития промышленности Якутии. С целью некоторой разгрузки учебного материала изучаемого в 8 классе, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, интеграции химии в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины введен пропедевтический курс изучения химии с 7 класса «Введение в химию», рассчитанный на 1 час в неделю.^ Педагогические технологии, методики, используемые в практике преподавания химии Для реализации ведущих идей при изучении химии – интегративности, методологизации, экологизации, гуманизации важно правильно выбрать эффективные педагогические технологии, методики, методы и приемы и грамотно их использовать в педагогической практике. Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания химии, все многообразие приемов и методов обучения должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. Школьники должны стать активными участниками процесса обучения. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, сто обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способность контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.^ Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств, методов дифференцированного обучения. Применение в работе элементов «комбинированной системы обучения» позволяет сочетать общеклассную, групповую и индивидуальную работу и разнообразить формы: работа в группах, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, индивидуализированное консультирование. Лекционно-семинарская система, используемая мною при изучении тем в старших классах построена по схеме: обзорная лекция по всей теме; урок изучения нового материала; семинар совершенствования знаний и формирования умений; обобщающий урок; практикум по решению задач; практическое занятие; тематический учет знаний.Информационные технологии в обучении химии В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением стала и химия. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваивается. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке не возможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы: урок-презентация; виртуальный эксперимент; урок-исследование; электронная лабораторная работа; тематический проект; электронная викторина; дистанционное обучение; электронный урок; электронное тестирование; организация индивидуального обучения.Система самостоятельных работ на уроках химии Один из приоритетных направлений моей работы является развитие мыслительной деятельности учащихся через систему самостоятельных работ на уроках химии. Для успешного решения этой проблемы были определены цели педагогической деятельности.Цель: Создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках химии через систему самостоятельных работ.Задачи: Провести водную диагностику уровня интеллектуальных способностей учащихся. Проанализировать, отобрать и отструктурировать учебный материал с целью организации разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся. Разработать дидактический материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся. Организовать мониторинг и отслеживание результатов применяемой педагогической технологии. Критерии достижения результата отслеживаются в трех основных направлениях: в сфере мыслительной деятельности; в сфере самостоятельности; в психо-эмоциональной сфере. Структурирование учебного содержания осуществлялось согласно следующим единым принципам. Все задания для самостоятельных работ направлены на постепенное формирование и развитие основных понятий химии. Задания для самостоятельных работ подчинены целям развития как общеучебных знаний и умений (таких как умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, наблюдать), так и специальных (умение проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с явлениями, происходящими с атомами, ионами, молекулами, проводить мыслительный химический эксперимент, моделировать сущность процессов т. д.). Задания для самостоятельных работ постепенно усложняются как по содержанию, так и по типу (характеру) учебной деятельности: от репродуктивных заданий к частично-поисковым, а затем исследовательским. При отборе содержания для самостоятельных работ учащихся возможно учитывать также, какие дидактические цели преследуются: повторение и подготовка к восприятию нового материала или изучение нового материала, систематизация знаний, закрепление знаний и умений или контроль знаний и умений. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы учащиеся хотели идти к нему на урок и активно работали на уроке. Для этого существуют разные приемы мотивации учащихся к учебной деятельности. В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы мотивации: интересная подача материала; создание ситуации успешности; стимулирующие факторы. Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающихся: вырабатывается активная жизненная позиция; развивается самостоятельность – умение самостоятельно развивать знания; умение находить главное, определять цели и задачи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение применять знания на практике. Проведение мониторинга степени сформированности мыслительных действий, уровня развития познавательной активности учащихся показывает положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности используемой педагогической технологии.^ Деловая игра как метод активного обучения В качестве методических средств, реализующих подход на создание условий для творческой активности, для творческого поиска, все больше признания находят активные методы обучения, в частности деловая игра. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специальной разработанными правилами, в процессе игры участника постоянно ставят в неожиданные положения, принуждают разрешать конфликты, улаживать проблемы и т.п. Следствием условности игровых ситуаций являются ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением. На уроках используются разные виды деловых игр: учебные, практические, проектные, исследовательские. Каждый цикл игры организуется в четыре этапа: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры; общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп; рефлексивный анализ процессов игры и действий участников; организационные решения.Ключевые компетенции в обучении химии Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущая технология, была выбрана исследовательская. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание. На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций: Задачи Умения, навыки Формируемые компетенции ^ Приобретение учащимися общеучебных умений Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. ^ Общение, саморазвитие, информационные компетенции Приобретение учащимися специальных умений Усвоение фактического материала по предмету Предметные компетенции ^ Приобретение учащимися интеллектуальных умений Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. Решение проблем, саморазвитие Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений ^ Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности используя следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.Личностно-ориентированный подход на уроках осуществляется через: Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся; Использование в работе взаимо- и самоконтроля; Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты; Организацию индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп; Индивидуализацию домашнего задания; Использование проектных технологий; Организацию работы учащихся в группах как на уроке, так и дома; Организацию исследовательского эксперимента; Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся; Постановку проблемы и поиск ее решения (проблемный метод); Организацию самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих. Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.^ Раздел IIIМатериалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам^ Комплекс уроков по комбинированной системеУрок I(урок разбора нового материала)Тема: Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Образование связей в соединениях углерода. Углеродные цепи, кольца. Изомерия.График – расписание урока Ознакомление учащихся с учебной темой и основополагающими знаниями. Ознакомление класса с инструкцией по изучению темы. Изучение учащимися материала по инструкции. Смысловая группировка материала. Объяснение материала учителем и составление конспектов учащимися. Закрепление нового материала при помощи практических упражнений (моделирование).^ Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели бутана, изобутана, циклобутана. Компьютерное оборудование.Дидактический материал в виде компьютерных слайдовИнструкция по изучению темы«Теория строения органических веществ. Изомерия» Ознакомьтесь со слайдами по теме и выделите следующие смысловые группы материала: А.М. Бутлеров – творец теории химического строения (1861г.); химическое строение по А.М. Бутлерову – это последовательность соединения атомов в молекуле, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга; атомы в молекулах соединяются согласно их валентности. ^ Совет. Данное положение отработайте на шаростержневых моделях молекул состава С4Н10. Помните! Углерод в органических соединениях четырехвалентен, водород – одновалентен; свойства веществ зависят не только от количества и качества атомов, входящих в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов, от их влияния друг на друга. Совет. Для иллюстрации данного положения используйте сведения о температурах кипения бутанов и пентанов; вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но отличающимися различным строением и поэтому обладающие разными свойствами, называются изомерами. Совет. На модели молекулы С4Н10, которую вы изготовили ранее, изучите данное положение. Перестройте модель так, чтобы у вас получилась следующая структура:Н3С―СН―СН3 | СН3Убедитесь, что с изменением структуры молекулы изменяются ее свойства. Выполните упражнения: составьте четыре структурные формулы изомеров вещества состава С4Н9CL, зная, что атом хлора может занимать в углеродной цепи различное положение, а углеродная цепь может быть неразветвленной и разветвленной; приведите две структурные формулы вещества состава С4Н8, зная, что углеродный скелет в данных молекулах циклический, а именно: | | ―С―С― С | ‌‌‌‌‌‌‌‌| и ―С―С― С―С | |Урок II(практическое комбинированное семинарское занятие)Тема: Порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности атомов. Типы углеродных цепей. Структурные формулы.Девиз: Непрекращающиеся процессы изменения, перестройки молекул химических веществ – признаки движения материи.График – расписание урока Запись темы и девиза урока. Повторение опорных знаний. работа учащихся по дифференцированным программам. Контроль знаний учащихся.Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели молекул метана, бутана, изобутана, циклобутана, метилциклопропана. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомами углерода».Дифференцированные программы урокаПрограмма «А» Изготовьте шаростержневые модели молекул, имеющих следующий состав: а) С4Н8; б) С4Н10; в) С4Н10О. Запишите структурные формулы данных веществ. Отметьте типы углеродных цепей, присущие молекулам указанного состава. Что происходит со связями между атомами в молекулах при перестройке углеродных цепей? Могут ли происходить данные перестройки без затрат энергии? Свой ответ мотивируйте. Продемонстрируйте на данном материале возможность молекул перестраиваться, изменяться. Решите задачу: установите молекулярную и структурную формулы молекул вещества, если в нем содержится 16,4% углерода, 3,2% водорода, 81,4% йода. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 78,0.^ Программа «В» Изготовьте шаростержневые модели молекул, которые имеют следующие структурные формулы:Н Н Н Н Н Н | | | | | | а) Н―С―С―С―С―Н б) Н―С═С―С―Н | | | | | | Н Н Н Н Н НН Н Н Н Н С | | | в) Н―С―С―С―Н г) Н―С―С―Н | | | | | Н С Н Н Н | Н Н Н Отметьте типы углеродных цепей в данных молекулах. Запишите молекулярные формулы всех веществ и сравните их: а) по числу и виду атомов, входящих в их состав; б) по числу ковалентных связей между атомами углерода; в) по типу углеродного скелета. Исходя из данных сравнения, сделайте вывод: а) чем отличаются друг от друга изомеры; б) на сколько уменьшается число атомов водорода в молекуле при появлении двойной углерод – углеродной связи? Решите задачу: выведите молекулярную формулу вещества, в котором массовая доля углерода составляет 0,8275 (или 82,75%), водорода – 0,1725 (или 17,25%). Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Сколько изомеров имеют этот же состав молекул?^ Программа «С» Изготовьте шаростержневые модели четырехатомной углеродной цепи: а) неразветвленной; б) разветвленной; в) замкнутой (циклической). Присоедините к свободным валентностям углерода шарики, символизирующие атомы водорода. Запишите молекулярные и структурные формулы веществ, модели молекул которых вы изготовили. Ответьте на вопрос: а) что надо учитывать при определении порядка соединения атомов в молекулы; б) какую валентность проявляет углерод в молекулах органических веществ; в) какие типы углеродных цепей вы знаете? Решите задачу: массовые доли углерода и водорода в молекуле органического вещества соответственно равны 0,8275 (или 82,75%) и 0,1725 (или 17,25%). Относительная его плотность по водороду равна 29. На основании этих данных выведите молекулярную формулу данного вещества.^ Инструктивная карточка. Решение типовой задачи(компьютерное оборудование) Необходимо запомнить следующее: Вывести молекулярную формулу вещества – это значит установить качественный и количественный состав его молекул. Число атомов элемента пропорционально его массе и обратно пропорционально его атомной массе.^ Типовая задача: Массовая доля элементов в органическом веществе соответственно равна 0,8182 (или 81,82%) углерода; 0,1818 (или 18,18%) водорода. Относительная его плотность по водороду – 22. Выведите формулу вещества.Решение. Находим относительную молекулярную массу вещества: Отсюда Находим, сколько массовых частей приходится на углерод: Находим, сколько массовых частей находится на водород: Находим соотношение атомов в молекуле вещества СхНу: Следовательно, формула органического вещества – С3Н8.^ Ответ: Формула органического вещества – С3Н8.Урок III(практическое комбинированное семинарское занятие)Тема: Влияние на свойства веществ порядка соединения атомов в молекулах. Изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомеры.Девиз: Движение материи – это не только перемена места материального объекта, но и изменение его качества, существующих связей между составными его частями, взаимодействия с окружающей средой.График – расписание урока Запись темы и девиза урока. Повторение опорных знаний и разбор ошибок, допущенных учащимися в предыдущей контрольной работе. Работа учащихся над дифференцированными программами. Контроль знанийОборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых модулей молекул. Шаростержневые модели молекул бутана, 2-метилпропана, пентана, 2-метилбутана, 2,2-диметилпропана, этилового спирта, этилпропилового эфира. Реактивы: диэтиловый эфир, этиловый спирт, вода. Пробирки со штативом. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомом углерода». Инструктивная карточка «Решение типовой задачи». Компьютерное оборудование.Дифференцированные программы урокаПрограмма «А» Вам выданы два вещества, которые имеют один и тот же состав – С4Н10О (бутиловый спирт, tкип = 100˚С и диэтиловый эфир, tкип = 34,6˚С). Растворите вещества в воде. Есть ли разница в растворимости этих веществ? запишите их структурные формулы. Выявите существенный отличительный признак в строении двух данных веществ. Оперируя знаниями о взаимном влиянии атомами в молекулах, электронном строении молекулы воды, объясните, почему исследуемые вещества имеют приблизительно одинаковую растворимость в воде (в 100 г воды растворяется приблизительно 8 г каждого вещества), несмотря на неодинаковое химическое состояние их молекул. Сравните температуры кипения бутилового спирта диэтилового эфира. Постройте гипотезу, в соответствии с которой можно было бы объяснить тот факт, что первый имеет более высокую температуру кипения, чем второй. На данных примерах выявите следующие признаки движения материи: а) изменение способов связи атомов; б) изменение качества молекул; в) изменение взаимодействия молекул друг с другом. Запишите структурные формулы трех возможных изомеров каждого из веществ следующего состава: С5Н12, С5Н12О. Составьте перечень существенных признаков, по которым отличаются изомеры данных веществ. Выявите причину явления изомерии. На приведенных ранее формулах изомеров докажите, что развитие природы происходит от более простого к более сложному. В каком порядке могут соединяться атомы в молекулах вещества, в котором массовые доли углерода, водорода и фтора соответственно равны 0,6316 (или6,16%), 0,1184 (или 11,84%), 0,2500 (или 25%)? Относительная плотность второго вещества по воздуху равна 2,62.^ Программы «В» Изготовьте шаростержневые модели молекул трех изомеров пентана. Выявите существенные различия в строении углеродного скелета этих веществ, а также в линейных размерах их молекул. Найдите в справочнике данные о температуре кипения изомеров пентана. Как связаны линейные размеры молекулы с температурой кипения каждого вещества? Как связан порядок соединения атомов в молекулах с линейными размерами молекул? Является ли приведенное ниже изменении структуры молекулы пентана признаком развития данного материального объекта? Почему? Н Н Н Н Н Н Н Н | | | | | | | | Н―С―С―С―С―Н→Н―С―С――С――С―Н | | | | | | | | Н Н Н Н Н Н | Н Н―С―Н | Н Что называется: а) изомерией; б) изомериями? Запишите структурные формулы вещества состава С4Н10О так, чтобы в одном случае атом кислорода образовал две связи с атомами углерода | | | (―С―О―С―), а в другом – только одну (―С―О―Н). | | | В какой из молекул появляется подвижный атом водорода? (Подвижность атома водорода тем более, чем более полярной связью он соединен с соседними атомами. Связь ―О―Н более полярная, чем | | ―С―О―С―, потому что в первом случае разница в . | | электроотрицательности атомов больше, чем во втором). Какие особенности строения атома углерода и его свойств обусловливают изомерию углеродного скелета? Сформулируйте основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. Решите задачу: газ, пространственное строение которого вам предлагается установить, применяется для производства полиэтилена. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 0,8571 (или 85,71%), 0,1429 (или 14,29%). Относительная плотность вещества по кислороду равна 0,875.^ Программа «С» Постройте шаростержневые модели молекул бутана и его изомеров. Ознакомьтесь с температурой кипения каждого из веществ, отметьте разницу. Затем там же найдите значение температур кипения трех изомеров пентана (С5Н12). Сопоставляя температуры кипения изомеров пентана с числом разветвлений в их молекулах, определите, в какой зависимости находятся эти два свойства вещества. Запишите структурные формулы изомеров пентана. Проследите, чем отличаются между собой молекулы данных веществ. Какие типы углеродного скелета характерны для пентана и изопентана? Что называется изомерией? Какие вещества относятся к изомерам? Решите задачу: вещество, составляющее основу бензина, содержит углерод и водород, массовые доли которых соответственно равны 0,8421 (или 84,21%), 0,1579 (или 15,79%). Относительная плотность его паров по водороду составляет 57. Используя эти данные, установите молекулярную формулу вещества.^ Урок по модульной технологии «Гидролиз солей»Цель урока: знакомство с сущностью реакции гидролиза солей, овладение умениями составлять уравнения гидролиза и прогнозировать реакцию на индикатор растворов солей на основании их состава. Осуществление самообучения с регулированием темпа работы и содержания учебного материала; развитие логического мышления и умения прогнозировать.Оборудование: на столах учащихся: модульная программа, учебники О.С. Габриеляна 9 класс, таблицы растворимости; инструктивные карточки «Гидролиз солей»: реактивы: в пробирках под №№ - HCI, NaOH, H2O; метиловый оранжевый; K2SO4, Na2CO3 , AICI3 .^ Ход урока:I. 1. Знакомство с темой и формой урока: У вас на столах модульная программа, состоящая из учебногоматериала по теме с указанием заданий, которые будут выполняться походу урока; рядом с заданием - руководство по осмыслению учебногосодержания и литература, по которой вы будите работать включаяинструктивную карточку. Кроме того вам выданы реактивы с помощью которых вы будетерешать экспериментальные зад


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.