Урок-игра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». (8 класс)Цель: обобщение и систематизация по теме обогащение знаний учащихся по этой теме, формировать нравственные идеалы, совершенствовать устную монологическую речь; воспитывать чувство человечности, умение разграничивать понятия бесчеловечности и жестокости, несправедливости и честности, приобщать к работе в группе, участвуя в поиске, ища ответы на вопросы.Наглядность: портрет писателя; плакат «Л.Толстой и Ясная Поляна»; плакат – эпиграф «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». (М. Горький)^ Фрагменты муз. произведения: вальс А.Прокопьева.Вступление. (слово учителя) Великий русский писатель А.М.Горький не случайно говорил: « Не зная Толстого… Сегодня мы попытаемся с вами войти в художественный мир Толстого, обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили на уроках литературы, выполним основные сюжетные линии и образы в рассказе «После бала». (Поясняется условия игры, форма проведения и оценивание ответов учащихся).Разминка. В каком произведении Л.Толстой изображает партизанский отряд Денисова, участвовавший в войне 1812 года? Назвать юного героя произведения (роман «Война и мир», отрывок «Петя Ростов», главный герой - Петя Ростов). Назвать первое произведение Л. Толстого, напечатанное в журнале «Современник», автобиография характера. (1851 г. I ч. трилогии «Детство»). Где находится «родовое гнездо» Л.Толстого? (Ясная Поляна, Тульской губернии). Вспомните спутницу жизни Л.Толстого (Софья Берс, дочь московского врача, женился на ней в 34 года).II. Кто эти герои? «…высокая, стройная, грациозная и величественная. Держалась всегда необыкновенно прямо - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид…» (Варенька). «Был очень веселый и бойкий малый, да еще богатый. Был … иноходец лихой, катался с гор барышнями, кутил с товарищами … главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал … хорошо и был не безобразен…» (раз-к Иван Вас.). «… добродушный старичок, богач-хлебосол и камергер» (губернский предводитель). «… очень красивый, статный, высокий и свежий старик» (отец Вареньки – Петр Владисл.)Составить устный словесный рассказ по рисунку. «Сквозь строй», «На балу». IV. В рассказе «После бала» звучат различные мелодии вальса, польки, кадрили, мазурки.Отгадать каждую мелодию (звучит музыкальный фрагмент). V. Подбор нужных слов из текста.1 команде: 1. Но в молодости, 18-ти лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и … (величественная). 2. Был я в то время студентом в провинциальном … (университете). 3. Бал был чудесный: зала … (прекрасная), музыканты … (знаменитые), буфет … (великолепный). 4. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер … (Анисимов). 5. Подать свежих … (шприцрутенов). 6. так заговорил всеми уважаемый …(Иван Васильевич).2 команде: 1. Позади солдат стояли (кто?) … (барабанщик и флейтщик). 2. Это был ее отец, с своим румяным лицом, белыми усами и … (бакенбардами). 3. Я мельком увидал спину наказываемого. Это было что-то такое … (пестрое, мокрое, красное). 4. Шествие стало удаляться …, и все так же били … (барабаны) и свистела … (флейта). 5. Между рядами двигалась высокая, статная фигура … (полковника). 6. Всю дорогу в ушах у меня слышались слова татарина … (братцы, …помилосердуйте).VI. Определить лексическое значение слова.1 команде: 1. портупея – ременная перевязь, перекинутая через плечо для ношения оружия. 2. опойковые (сапоги) – тонкая кожа, выделанная из шкуры молодых телят, сапоги полковника. 3. фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб. 4. хоры – открытая галерея, балкон в верхней части зала.2 команде: 1. эполеты – парадные офицерские погоны. 2. камергер - почетное придворное звание. 3. иноходец – лошадь, которая бежит иноходно. 4. грациозная – изящная (синоним).Подведение итогов. Награждение.Заключительное слово учителя.