Реферат по предмету "Разное"


«Организация сюжетно ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях доу» (методические рекомендации)

«Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»(методические рекомендации)                                          Составитель:  Кайгородцева Надежда Николаевна,                                            старший воспитатель первой                                            квалификационной категории  Содержание Введение1.            Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе2.            Проектный модуль в сюжетно-ролевой игре3.            Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 3.1.           Организация игры в первой младшей группе3.2.           Организация игры во второй младшей группе3.3.           Организация игры в средней группе3.4.           Организация игры в старшей и подготовительных группах4.        Диагностика сюжетно-ролевой игры4.1.          Тест 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу4.2.          Тест 2. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся   в игре.4.3.          Тест 3. Особенности сюжетно-ролевой игры4.4.          Тест 4. Игровая комната.4.5.         Диагностика детско- родительских отношений в сюжетно- ролевой игре.5.       Диагностика и развитие воображения5.1.                Диагностика воображения.5.2.                Развитие воображения.6.        Работа с родителями6.1.            Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников6.2.            Психологические особенности детей дошкольного возраста7.     Литература8.     Приложение. Введение         Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоя­тельность, активность, творчество.      Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстников.     Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв­ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Вообра­жаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.     Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете рас­крывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.      Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрос­лого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разно­образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражает­ся в действиях, речи, мимике, пантомиме.      В сюжете дети используют два вида действий: опера­тивные и изобразительные - «как будто».      Наряду с игрушками в игру включаются разнообраз­ные вещи, при этом им придается воображаемое, игро­вое значение.      В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и мат­роса, врача и пациента и т. д.).          Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие опреде­ляется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.      Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной сто­роны, с неподготовленностью ребенка к его осуществ­лению, с другой - с растущей самостоятельностью де­тей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отно­шения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры так­же является одной из ее важнейших особенностей. Мно­гочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким обра­зом, игра есть деятельность, в которой дети сами моде­лируют общественную жизнь взрослых.         Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означа­ет, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное усло­вие для развития сюжетно-ролевых игр. ^ 1.    Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом  процессе          Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).      Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном на обучающих занятиях, - и самостоятельную свободную деятельность детей.      Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.         А что же происходит с игрой?      Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».      Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий.   Сначала   это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).      Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.      Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.      Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.     Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий спредметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, какпоследовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельностиребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем болееразнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тембольше у него свободы в самореализации.            Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это показатель высокого уровня.      Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.      В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют его — «умением играть».         Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.      Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.      Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.      Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.      Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.      Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.      Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.      Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.     Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.      В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.Эмоциональное развитие      Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.      Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют.Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.         В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.Интеллектуальное развитиеСюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.      В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.Развитие математических представлений     В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».Развитие научных понятий      Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.Подготовка к чтению      Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.^ 2. Проектный модуль в сюжетно-ролевой игре      Л.С.Выготский считал, что программа для дошкольных учреждений должна быть построена по определенной системе, благодаря чему деятельность детей будет направлена на выполнение хорошо понятной им цели. Это облегчит решение проблемы целеполагания. Он писал: «программа должна быть построена по какой-либо системе, которая ведет ребенка к определенной цели... Она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления».     В теоретическом плане мысль Л.С.Выготского была развита Н.Н.Подьяковым в 1970 г. Он предложил создавать программу (т.е. систему работы) таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области.      В том же ключе высказалась С.Н.Николаева: «Задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».      Н.М.Крылова, последователи ТРИЗ и многие другие практики предлагают широко использовать междеятельностные связи, проводить занятия, основанные не на одном, а на нескольких видах деятельности.      Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.      Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи развития:·         Обеспечение   психологического   благополучия   и   здоровья детей;·                Развитие познавательных способностей;·                Развитие творческого воображения;·                Развитие творческого мышления;·                Развитие коммуникативных навыков.Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:·        Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая рольпедагога);·        Активизация    желания    искать    пути    разрешения    проблемнойситуации (вместе с педагогом);·        Формирование      начальных      предпосылок      исследовательскойдеятельности (практические опыты).В старшем дошкольном возрасте — это:·        Формирование         предпосылок         поисковой         деятельности,интеллектуальной инициативы;·        Развитие умения определять возможные методы решения проблемыне с помощью взрослого, а самостоятельно;·        Формирование умения применять данные методы, способствующиерешению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;·        Развитие    желания    пользоваться    специальной    терминологией,ведение       конструктивной       беседы       в       процессе        совместнойисследовательской деятельности.·         Эти задачи тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой.^ 3. Развитие сюжетно-ролевой игры 3.1 Организация игры в 1 младшей группе      Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения.Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.3.2 Организация игры во 2-ой младшей группе      Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?      Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.      Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.      Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:·        развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельностиспецифических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  накукольных персонажей;·        парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающееназывание своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.3.3 Организация игры в средней группе      Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.      Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.         Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:1.  Использование    многоперсональных    сюжетов    с    определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в  непосредственные связи со всеми остальными;2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.     На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.      Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.3.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах      Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.     Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.         Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?      Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.      Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему:1.     обнаруживается желание иметь какой-то объект, вследствие чего герой сказки отсылается за ним;2.     герой встречается с «дарителем» волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание; 3.     герой   получает   от   «дарителя»   волшебное   средство   или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый объект; 4.     герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание; 5.     герой побеждает противника и получает искомый объект;6.     герой возвращается домой и получает заслуженную награду.      При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных сказок, а затем и из реалистических историй, кинофильмов.Как конкретно начинать игру-придумывание с детьми?     Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.^ 4.Диагностика игровой деятельности4.1 Тест 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу(по Д.Б. Эльконину)         Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.      Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».      Ход исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируется с учетом возраста и пола детей.Взрослый организует следующие ситуации:1    ситуация - экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает  играющим оставить своих дочек в детском саду;2    ситуация - экспериментатор организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.      Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1) по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Таблица 1. Уровни развития сюжетно-ролевой игры(по Д.Б.Элъконину ^ Показатель игры I уровень II уровень III уровень IV уровень 1 2 3 4 5 Основное содержание игры Действия  с определенными предметами, направленные на соучастникаигры В  действиях  с предметами            на первый                план выдвигается соответствиеигрового      действияреальному Выполнение    роли и   вытекающих   из нее действии, среди которых   начинают выделяться действия, передающиехарактер отношении             с другим участником игры Выполнение действий, связанных          с отношением      к другим людям Характер игровой роли Роли Роли Роли Роли   фактически,    но они неназываются       и определяются характеромдействий,   а   не определяютдействие. При ролевыхразделениях функций  в игре дети   не вступают друг с другом               в типичные      для реальной   жизни отношения. Намечается разделение функций Выполнение       роли. сводится                   к реализации действий, связанных с данной ролью очерчены               и выделены называются          до начала            игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по  игре, но                  иногда появляются обычные неигровые отношения. выделены и очерчены, названы  до начала игры Ролевые. функции     детей взаимосвязаны Речь  носит ролевой. характер. Характер игровых действий Действия однообразны    и состоят  из  ряда повторяющихся операций. Логика        действий определяется жизненной последовательностью.          Расширяется число    действий    и выходит за пределы какого-либо    одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью.      Действия очень разнообразны. Действия  четко, последовательно воссоздают  реальную логику.          Они очень разнообразны Ясно    выделены. действия, направленные   к другим персонажам игры.  Отношение к правилам Логика действий легко нарушается    без протестов        со стороны    детей. Правила отсутствуют Нарушение последовательности действий                не принимается фактически,    но    не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в  случае  конфликта непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так    не    бывает». Вычленяется правило поведения, которому          дети подчиняют       свои действия. Оно еще не           полностью определяет поведение, но может       победить возникшее непосредственное желание. Нарушение  правил лучше    замечается со стороны. Наруше


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.