Отчет о выполнении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848 «О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»)»по линии Комитета по образованию в первом квартале 2009 года №п/п Мероприятия Информация о реализации мероприятия ^ Оценка результатовмероприятия 1.4 Создание системы дополнительного внеклассного образования учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга по изучению культурного наследия народов России и мира при участии национально-культурных объединений Санкт-Петербурга В Санкт-Петербургской академии постдпломного педагогического образования (далее - СПбАППО) проведены лекции: для педагогов, родителей, классных руководителей, зам директоров по ОВР (300 чел) «Молодежные субкультуры: проблемы нетерпимости»,«Молодежные субкультуры: педагогический анализ», где рассмотрены понятия субкультуры, основные подходы к профилактике ксенофобии, экстеремизма и интолерантности; В марте для ст. воспитателей ДОУ проведено занятие «Методические аспекты формирования основ толерантности у дошкольников», в рамках которого обсуждены вопросы содержания, форм и методов формирования основ толерантности у дошкольниковВ рамках годичных курсов для учителей начальных классов проведены занятия по теме «Адаптация и аккультурация детей-мигрантов в начальной школе»(125 человек) Работа направлена на ознакомление педагогов с основными тенденциями современных молодежных движений в Санкт-Петербурге, разработаны рекомендации по профилактике молодежного экстремизма, разработана презентация «Молодежные субкультуры», освоены новые методики работы с детьми группы «непринимаемых» в начальной школе, методы организации методической работы с кадрами по формированию основ толерантного сознания у дошкольников В СПбАППО проведены семинары: для методистов по начальной школе и учителей 5-8 классов проведены занятия «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009», (100 чел) «Методы и формы социализации детей-мигрантов», на базе лицей № 486 проведен семинар для районных методистов «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории».В феврале проведен семинар для логопедов «Дифференцированный подход к коррекции письменной речи у детей с билингвизмом», рассмотрены особенности работы с детьми-билингвами, методики учета дифференцированного подхода к работе в полиэтнических группах Активное использование «Этнокалендаря» в начальной школе и средней на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга, МХК, литературы, истории, расширение спектра приемов работы с «Этнокалендарем» на уроке;Использование материалов семинара в работе методических объединений учителей города. Подготовлены статьи по проблемам формирования толерантности для публикации в сборнике «Любить меня таким, какой я есть» (кафедра специального образования) В СПбАППО проведены Круглые столы: для представителей общественности, правоохранительных органов и системы образования по воспитанию толерантности у учащейся молодежи,12.02.09 проведен круглый стол «Стратегии современного географического образования: географическая культура школьника» для методистов и учителей географии, рассмотрены новые стратегии в воспитании географической культуры современного человека Работа направлена на осмысление концепции современного географического образования, предложены материалы для использования в учебной и внеклассной работе В январе – марте для педагогов ДОУ Фрунзенского и Центрального р-на проведены консультации «Методические аспекты формирования у дошкольников основ толерантности», для творческого актива педагогов ДОУ «Формирование толерантности у дошкольников художественными средствами», для педагогов и психологов «Воспитание толерантности» Актуализирована проблема формирования толерантности, разработаны методические материалы для педагогических коллективов ДОУ.Начата подготовка к Ярмарке педагогических идей 1.5 Разработка методических рекомендация по совершенствованию системы воспитания толерантности Опубликован «Академический вестник», посвященный вопросам реализации целевых программ, в.т.ч. программы «Толерантность», 1,5 п.л. В сборнике представлен обзор нормативных документов по реализации городской целевой программы «Толерантность», структур, участвующих в ее реализации, программ и мероприятий, разработанных СПбАППО для работников сферы образования в рамках реализации программы «Толерантность 1.6 Организация курсов повышения квалификации для учителей, преподающих русский язык в школах, работающих с мигрантами; оценка функционирования специализированных групп изучения русского языка по программе «Русский язык как неродной» в общеобразовательных учреждениях (для учащихся, слабо владеющих русским языком); подготовка учебно-методических пособий 1.7 1.9 1.10 Организация и проведение мероприятий для школьников, направленных на воспитание взаимоуважения и активной позиции по противодействию проявлениям национальной и религиозной розни V Городская историко-краеведческая конференция «Святыни Петербурга»07.02.09 15.00Гос. музей истории религии ул. Почтамтская ,14 Тематика конференции отражала поликонфессиональный характер религиозной жизни Петербурга в прошлом и настоящем V городская историко-краеведческая конференция «Многонациональный Петербург» 21.02.09 15.00 Дом национальностей Моховая ул., 15 На VI городской конкурс исследовательских работ учащихся «Многонациональный Петербург» было представлено более 140 работ юных краеведов. Жюри конкурса отобрало для участия в конференции 19 докладов. Их тематика отражала тот большой вклад, который внесли в развитие России и Санкт- Петербурга, его культуры, науки, просвещения представители многих национальностей, живших в нашем городе в ХVIII-ХХ веках ХIII региональный фестиваль школьных театров на немецком языке (совместно с НКЦ им. Гете) 5-6 марта 2009 10.00Аничков дворец Данное мероприятие направлено на развитие интереса у школьников к немецкому языку и немецкой культуре в целом, а также на формирование основ театрального мастерства. В отборочном туре (городской этап) приняли участие свыше 20 учебных коллективов школ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона (г. Мурманск и г. Северодвинск), в количестве свыше 300 участников. По итогам отборочного тура, 8 учебных коллективов вышли в финал (школы Санкт-Петербурга и г. Мурманска) Количество финалистов 120 чел. Фестиваль прессы детских общественных объединений «Чтоб услышали» 21.03.09 11.00 Аничков дворец VI Фестиваль прессы детских общественных объединений «Чтоб услышали» проходил в два тура: заочный (13.02.09 – 16.03.09) – экспертная оценка представленных на Фестиваль периодических изданий (41 редакция изданий детских общественных объединений); очный (21.03.09) – 150 чел . из 40 ОУ (Невский, Красносельский, Московский, Приморский, Фрунзенский, Центральный, Петродворцовый, Красногвардейский, Пушкинский, Всеволожский районы, г. Приозерск) 1.11 1.12 Организация курсов повышения квалификации для учителей, преподающих русский язык в школах, работающих с мигрантами; оценка функционирования специализированных групп изучения русского языка по программе «Русский язык как неродной» в общеобразовательных учреждениях (для учащихся, слабо владеющих русским языком); подготовка учебно-методических пособий В СПбАППО начата организационная работа по проведению второго городского конкурса переводов произведений родной литературы на русский язык: разработано положение о Конкурсе.ГОУ № 462 Пушкинского района осуществляет реализацию программы «Русский язык как неродной» 1.13 Проведение ежегодных конференций, семинаров для руководителей и педагогов образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава вузов по вопросам мультикультурализма в образовании, межкультурной коммуникации и проблемам формирования толерантного сознания образовательными средствами Проведен семинар «Межкультурная конфликтология» (совместно в КультурКонтакт – Австрия) в рамках курсов повышения квалификации «Теория и практика межкультурной конфликтологии». Количество участников – 20 человек В рамках курсов и семинара слушатели освоили методику работы с конфликтом, подготовлено к изданию учебно-методическое пособие по конфликтологии с использованием зарубежного опыта. Разработаны проекты реализации программы по конфликтологии на базе образовательных учреждений Проведены конференции: «Петербургская модель гражданско-правового образования и обучения правам человека» 1.14 1.16 2.3 Мероприятия, направленные на формирование у школьников толерантности, активной позиции противодействия проявлениям национализма и экстремизма В Колпинском районе разработаны и реализуются планы воспитательной, профилактической работы по предупреждению экстремизма, воспитанию толерантности? для учащихся 6 классов разработана программа морально-нравственного воспитания «Подросток в современном мире»; для учащихся 8 классов программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»; проведена диагностика «рисков» и стрессоустойчивости, организован классный час для учащихся я 10 классов «Учимся жить в современном мире»; подготовлена и проведена игра по воспитанию толерантности для 7 классов «Радость общения».В ГОУ СОШ № 456 Колпинского района реализуется проект гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности – «Полярность в одном мире». Воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма у несовершеннолетних, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии 4.9 Использование «Этнокалендаря» в работе по воспитанию культуры толерантности в 1-4 и 5-8 классах В течение квартала в соответствии с календарем памятных датЦелевая аудитория: заместители руководителей по воспитательной работе, в общей сложности в