Реферат по предмету "Психология"


Сознание и самосознание в стректуре его психологической активности. Теория оперантного научения Д.Скинера: респондентное и оперантное поведение Методика «творческие особенности»

Содержание Введение 3 Сознание 4 Понятие сознания и его определение 2. Отличительные черты психики и сознания 3. Структура и источники сознания 4. Функции сознания 5. Активность сознания 6. Общественная природа сознания 11 Самосознание 1.Понятие самосознания 2.Структура и формы самосознания 13 Респондентное и оперантное поведение 14 Методики диагностики творческих способностей 18

Заключение 20 Список литературы I. Введение Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные

подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя

особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на

определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»

вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом.

Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения. II. Сознание 1. Понятие сознания и его определение Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб¬щённые образы внешней действитель¬ности и реагировать на эти отображе¬ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные,

но и подсознательные и бес¬сознательные процессы. Сознательны¬ми называются такие психические яв¬ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь¬но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз¬никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп¬ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются при¬рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя¬ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при¬роде и обществе

(а также о людях как природных и об¬щественных существах). Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши¬ны». Но природа детерминирует сознание не только гене¬тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си¬стему действительности и изменяя

характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест¬венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот¬ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло¬гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс¬лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством

воспри¬нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича¬ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив¬ный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло¬виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру¬де, создала человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз¬рывный комплекс двоякого рода факторов, определив¬ших и определяющих развитие психики человека, факто¬ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече¬ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической

природы, а также факторы пси¬хологические, подвластные двум указанным детерминаторам. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об¬щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси¬хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется

внутри организма, яв¬ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус¬ловленность — вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру¬ются законами и категориями физиологической и пси¬хологической

наук. Это ощущения, восприятия и пред¬ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе¬ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы¬ходит за пределы психологических процессов. Содержание и форма сознания не вполне идентич¬ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ.

Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст¬во объективного и субъективного на основе объективно¬го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че¬рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым

жизненным опытом. В отдельных областях сознания последнее подчиня¬ется также и более специальным законам. Так, в обла¬сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.

Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи¬нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю¬щих сложный характер детерминации сознания, осуще¬ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете¬нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ¬фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего: а) как производительную силу, как природную «маши¬ну», производящую

продукт; б) как члена общества, т. е. как социальную единицу в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает. Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека. 2. Отличительные черты психики и сознания Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих по¬следних сторон сознания необходимо, учитывать дости¬жения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция со¬знания, но и сознание в целом включают

в себя две сту¬пени, или формы, — чувственную и рациональную. Осо¬бенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотноше¬ниях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека от¬личается от психики животных лишь развитием рацио¬нальной ступени, является, с нашей точки зрения, не¬полным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами

чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсут¬ствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувст¬венность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроско¬пом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д знают о вещах и их свойствах

несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некото¬рых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличитель¬ной особенностью сознания человека. Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы со¬знания сравнительно с чувственной. Все развитие куль¬туры вело не только к тому, что действия человека ста¬новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому,

что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу. Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступе¬ни, состоящей: а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений; б) в уменьшении роли в них чувственного элемента; в) во все большем отходе аб¬стракций от непосредственного практического приложе¬ния. Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно

с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мыш¬ление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобще¬ниями, Четвертая особенность сознания связана с развити¬ем у человека особых, новых сравнительно с животны¬ми форм рационального познания: понятийного мыш¬ления и связанной с ним членораздельной речи, оценоч¬ного мышления и целевого характера мышления и поведения.

Эти особенности человеческого сознания также име¬ют свои предпосылки в животном мире. Но в своей раз¬витой форме они присущи лишь человеку. Отличительной особенностью сознания человека яв¬ляется, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще¬ственное сознание есть не только достояние всего чело¬вечества, но и входит в содержание сознания

каждого человека. 3. Структура и источники сознания Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже¬ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу¬ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразу¬мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Создание здесь структурно организовано, представляет собой це¬лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих¬ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше¬ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред¬полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом

человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте¬пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст¬венный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, воспри¬ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со¬знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый

компо¬нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен¬ный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от¬ношения к внешним воздействиям. Чув¬ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное

целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи¬лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк¬ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного

от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза¬имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде¬алы, правовые нормы, накопленные обществом

знания; здесь и сред¬ства, способы, формы познавательной деятельности. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди¬вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п. Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при¬родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес¬печивающая на клеточном (или клеточно-

тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими¬ческая организация воздействуют на сознание, его состояние. Отметим, что при формировании актуального содер¬жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю¬чается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное

отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража¬емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб¬страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. 4. Функции сознания Функции сознания — это такие его свойства, кото¬рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средст¬во для действия. Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о

природе, обществе и человеке. Отражательная функция сознания, яв¬ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью. Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутству¬ет субъективная сторона отношения.

Животное — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель¬ность. Человек же делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея¬тельность — сознательная. Творческая функция созна¬ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз¬действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности.

Жи¬вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це¬лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело¬век должен сознавать свое отделение от объекта. В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а и понятии отношения

применительно к сознанию — главным образом обрат¬ное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетож¬дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна¬тельный. Твор¬ческое сознание является моментом перехода от отра¬жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич¬ный от образа

внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого челове¬ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже¬нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи¬тельности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте¬пени

развития технических средств наблюдения и экс¬перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подхо¬дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки.

Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя¬тельна, автономна. Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отно¬шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре¬шения человека о том, как надо практически действо¬вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, су¬ществует в конечном счете для практики, для регулиро¬вания

и управления поведением человека, его деятель¬ностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст¬венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма. Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого.

Эти образы направляют деятельность живого организма к дости¬жению ожидаемого результата. Наконец, в самом про¬цессе деятельности происходит корректирование дейст¬вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре¬зультата. В производственной области функ¬ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом

их характере, вытекающем из диалек¬тической же природы сознания - как единства объектив¬ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ¬екта с объектов. 5. Активность сознания Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте¬кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль¬ном. Психика вообще и сознание человека в частности об¬ладают рядом свойств, проистекающих

из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен¬ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде¬лить два атрибута психики: свойства отражения и ак¬тивности. Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это¬го назначения.

Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш¬него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под¬нимает значение активности сознания на неизмеримо большую

высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб¬лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео¬рий активность рассматривается так же, как субстанци¬ональное качество «души», духовного начала, приводя¬щего в движение косную материю.

Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой¬ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со¬знания необходимо рассматривать в широком философ¬ском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы,

цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож¬дают активность, являются ее основаниями, «генерато¬рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст¬венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со¬циального коллектива. Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления

в деятельности. Всякая дея¬тельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внут¬реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель¬ности).

Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике. Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте¬ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д.

Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа». Решение проблемы активности сознания, взя¬той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв¬ляется предпосылкой и подготовкой второй.

Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по¬требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли¬нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив¬ность начинается непосредственно с чувственных импуль¬сов, в других — с рациональных, познавательных про¬цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности.

Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике. 6. Общественная природа сознания Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию

и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации,

выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения. Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно

данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности. Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества.

Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир. II. Самосознание 1. Понятие самосознания Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом

всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо¬знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объ¬ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате¬риалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания.

Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи¬тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка¬жется странным для обычного мышления, является оче¬видным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти¬воположности

объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле¬ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз¬деления сознания на объект и субъект в акте самосо¬знания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го¬ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна¬ние людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания. Наибольшую гносеологическую трудность представ¬ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо¬знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает¬ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы¬ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель¬ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми).

В индиви¬дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект. Идеалистическая философия и психология рассмат¬ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де¬лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те¬кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло¬гия, физиология и психопатология накопили уже боль¬шой материал

для научного объяснения явления само¬сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак¬товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со¬знания: предметное сознание и самосознание. Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв¬ляется созерцанием собственного изолированного

инди¬вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических

ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту¬пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж¬ду собой или с внешним миром. Однако способность «я» в процессе самосознания от¬влекаться от всех переживаемых

им состояний (от ощу¬щений до мышления), способность рассмотрения субъек¬том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы¬ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по¬стоянный, вследствие которого человек сознает,

отличает себя как субъекта от меняющегося объекта. Проблема внутреннего тождества «я», единства само¬сознания была предметом размышлений многих филосо¬фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс¬цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна¬ния или продуктом развитого сознания,

его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание—это процесс, проходящий раз¬личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или

личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания. 2.Структура и формы самосознания Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего

тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел

– как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать

свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается чело¬век, способный правильно понять

действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания

общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. РЕСПОНДЕНТНОЕ И ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний

всегда предшествует первой во времени. Хорошо знакомые примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между стимулом (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное, это происходит всегда. Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему.

Однако респондентному поведению можно и научить. Например, актриса, которая очень потеет и у которой "сосет под ложечкой" от страха перед выходом на публику, возможно, демонстрирует респондентное поведение. Для того, чтобы понять, как можно изучать то или другое респондентное поведение, полезно познакомиться с трудами И. П. Павлова, первого ученого, чье имя связывают с бихевиоризмом. Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение

может быть классически обусловленным. Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение - это безусловная реакция или, как Павлов назвал это, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то в конце концов нейтральный стимул приобретал способность вызывать

БР и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Например, если колокольчик звонит каждый раз непосредственно перед тем, как пища оказывается в пасти собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна при звуке колокольчика, даже если пищи нет. Новая реакция (слюноотделение на звук колокольчика) называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральный, вызывающий ее стимул (звук колокольчика) получил название условный стимул (УС). На рисунке можно видеть процесс классического обусловливания.

Безусловный стимул (БС) ПИЩА Безусловная реакция (БР) СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Условный стимул (УС) КОЛОКОЛЬЧИК Условная реакция (УР) СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ В более поздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать пищу после звука колокольчика, у собаки в конце концов совсем прекращалось слюноотделение на этот звук. Этот процесс называется угасание и демонстрирует, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения,

так и для сохранения респондентного научения. Павлов также обнаружил, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это явление соответственно называется самопроизвольное восстановление. Несмотря на то, что вначале Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического обусловливания на людях.

Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика, известного в анналах психологии под именем "Маленький Альберт". Как и многие дети, Альберт вначале не боялся живых белых крыс.

К тому же его никогда не видели в состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное.

Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы, напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания.

К сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводилось исследование) до того, как Уотсон и Рейнер смогли угасить у ребенка страхи, которые они обусловили. О "Маленьком Альберте" больше никогда не слышали. Позже многие резко критиковали авторов за то, что они не убедились в отсутствии у Альберта стойких болезненных последствий эксперимента.

Хотя ретроспективно этот случай можно назвать жестоким, он действительно поясняет, как подобные страхи (боязнь незнакомых людей, зубных врачей и докторов) можно приобрести в процессе классического обусловливания. Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или классического обусловливания. Он также называл его обусловливание типа С, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять

в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Пример для иллюстрации: рассматривая поведение, вы непосредственно сейчас занимаетесь чтением. Определенно, это не рефлекс, и стимул, управляющий этим процессом (экзамены и оценки), не предшествует ему. Наоборот, в основном на ваше поведение чтения воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно - его последствия.

Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Р, чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять

данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление.

Оно происходит спонтанно. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают

поведение, устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его. Подобным же образом, если вы паркуете свою машину в том месте, где есть надпись "Только для президента" и в результате на ветровом стекле машины находите штрафной талон, вы, несомненно, скоро прекратите парковаться там. Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скиннер придумал на первый взгляд простую процедуру, названную свободным оперантным методом.

Полуголодную крысу поместили в пустую "свободно-оперантную камеру" (известную как "ящик Скиннера"), где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая

шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой ситуации.

Это делается при помощи метода, называющегося научение через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой

депривации. В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание. Теперь будет полезно рассмотреть пример ситуации, встречающейся почти в каждой семье, где есть маленькие

дети, а именно - оперантное научение поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленная реакция родителей - выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет.

Хотя большинство родителей утверждают, что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием внимания, все же многие родители упорно подкрепляют последний. Могут ли родители устранить обусловленное поведение плача или ребенку уготована судьба быть "плаксой" на всю жизнь? сообщает о случае, который показывает, как обусловленный плач был подавлен у 21-месячного ребенка. Из-за серьезного заболевания в течение первых 18 месяцев жизни ребенок получал повышенное внимание

от своих обеспокоенных родителей. Фактически, из-за его крика и плача, когда он ложился спать, кто-то из родителей или тетя, жившая вместе с этой семьей, оставались в его спальне до тех пор, пока он не засыпал. Такое ночное бодрствование обычно занимало два-три часа. Оставаясь в комнате, пока он не засыпал, родители, несомненно, давали позитивное подкрепление поведению плача у ребенка. Он прекрасно контролировал своих родителей.

Чтобы подавить это неприятное поведение, врачи велели родителям оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. Через семь ночей поведение плача фактически прекратилось. К десятой ночи ребенок даже улыбался, когда его родители уходили из комнаты, и можно было слышать его довольный лепет, когда он засыпал. Через неделю, однако, ребенок сразу начал кричать, когда тетя уложила его в постель и вышла из комнаты. Она возвратилась и осталась там, пока ребенок не заснул.

Этого одного примера позитивного подкрепления было достаточно, чтобы стало необходимым во второй раз пройти через весь процесс угасания. К девятой ночи плач ребенка наконец прекратился, и Уильямс сообщил об отсутствии рецидивов в течение двух лет. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей 1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного

решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности. 2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным. 3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное

мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности. 4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие

принципы оценки креативности: а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий; б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов; в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству. 5. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров

креативной среды, как:  отсутствие ограничения по времени;  минимизация мотивации достижения;  отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;  отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных

выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов . Заключение В заключении подведем итоги проделанной работы. Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания

является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.

Самосо¬знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои

поступки. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования чело¬века. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных соци¬альных норм. Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся

и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений. Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.

Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской

мыслью. Список литературы: 1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г. 2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г. 3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г. 4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. 5. Политиздат 1989г. 6. Алексеев П.В Панин А.В.

Философия. Москва 1999г. 7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с. 8. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.

Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с. 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с. 11. Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск, Унiверсiтэцкае, 1998 12. Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М Педагогика, 1971.–280 с. 13. Скинер



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.