Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14Выступление на тему«Организация проектной работы на уроках информатики»Учитель информатики: Аскарова Л.Г.г.Нефтекамск, 2010Введение В современной дидактике под методом проектов понимается — совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учителя и учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Метод проектов используется в процессе изучения предмета как способ достижения дидактической цели через самостоятельную проработку автором конкретной учебной проблемы. Проектная работа должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный "продукт" (Web-сайт, презентация и т.п.). Метод проектов (в пер. с греч. – брошенный вперед) – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если: сформулирована цель предстоящих действий; намечены основные этапы; определены результаты каждого этапа в виде задач; установлены сроки выполнения проекта; определены исполнители, распределены функции каждого; намечены источники средств для достижения цели; определена форма отчетности по результатам проекта; Проектная деятельность это – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Главная ее ценность – свершение. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Информатика» и «Информационные технологии», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными цифровыми технологиями, инструментами коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи: Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки; Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Типы учебных проектов1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:2.Творческие Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, и проч. ^ 3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. ^ 4.Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации. Проект должен содержать следующие части: титульный лист оглавление краткая аннотация эпиграф основная часть заключение (итог) библиография 1-этап. Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами: тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора, тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу, тема должна быть оригинальной, тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники. 1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. 2. ^ Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей. 3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). 4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. · Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. · Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. 5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования. Гипотеза– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. 2- этап . Проведение проектной работы: Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории. После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения. Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет. Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования. Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Эксперимент – частный случай наблюдения. Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Абстрагирование –это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. к абстракции. Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному. Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам. 3-этап. Оформление полученных результатов работы. На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию. После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание. Структура работы: - титульный лист, - оглавление, - введение, - основная часть, - заключение, - список литературы, - приложения. Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется).В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответство -вать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.^ План оформления проектной работы: Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). Заключение (выводы и результаты). Список литературы. 1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы: · Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? · Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? · Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута? 2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа)должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств. 3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). 4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц. Общеучебные умения, необходимые для решения проблем Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)Приступая к организации работы над проектами, учителю следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Обычно я использую ведение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри её. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Например, выполненный проект может служить наглядным пособием на уроке при изучении той или иной темы это могут быть презентации, Web – сайты, Delphi – приложения, Flash - модели (учебные проекты «Многогранники», «Устройства ПК», «Модель физического процесса», «Построение графиков основных математических функций»). Проект может оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу (проекты «История города Нефтекамск», «Обман зрения») Другими словами, необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны, будут ли актуальны и значимы для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Здесь важная роль отводится взаимодействию с учителем – предметником. Следует отметить, что во время выполнения проекта учащийся выполняет достаточно сложные умственные операции по преобразованию одного вида информации в другой, используя такие умственные действия как анализ, синтез, обобщение, проявляет креативные способности — создает новые информационные продукты, которые обладают новизной, как для разработчика, так и для его окружения Работая над проектом, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид опыта обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности, формирует умение творчески работать. Важная роль при подготовке проекта отводится этапу защиты, ребята учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления Учитель создает атмосферу сотрудничества, партнёрства, позитивных ожиданий и благожелательности, что способствует формированию дальнейшей мотивации и положительной самооценки у детей. Выше сказанное позволяет сделать вывод: проектная технология направлена на формирование следующих ИКТ – компетенций: определение информации — умение точно сформулировать тему проекта, детализировать тему проекта (этапы проекта) доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию необходимую в рамках данного проекта; управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников, умение исключать несоответствующую и несущественную информацию, умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию оценивание информации – умение вырабатывать критерии для отбора информации в соответствии с потребностью, выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее. сообщение информации — умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств языка и зрительного ряда), умение грамотно цитировать источники. Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Литература: Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006, стр. 4. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №2 (507), 16 – 31 января, 2006, стр. 14. Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 64стр. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000