Реферат по предмету "Разное"


«Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии»

«Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии» (А. С. Пушкин) Постановка в двух действиях для среднего и старшего школьного возрастаСцена разделена на две части и попеременно освещается. Одну половину занимают декорации, изображающие светский салон, где расположены кресла, которые занимают участники беседы (дамы и господа); вторая половина сцены предназначена для одного актера (юноша в роли поэта), на ней расположен письменный стол, на котором лежат в беспорядке исписанные листы бумаги, книги.1 действиеСвет потушен. Звучит голос автораАвтор: Чем усердней вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков…^ Светом освещается салон1 дама: (обращаясь к одному из гостей) Были вы вчера у графа? Там, говорят, был благородный театр… и еще говорят: как отделаны комнаты были…это чудо…по-царски!1 господин: Как же-с – я был там. До пяти часов утра танцевали; и всего было довольно, всякого рода людей…2 дама: Какие вы насмешники! А кто там был из кавалеров?1 господин: два князя Шумовых, Белинский, Арбенин…и другие; одних не помню, других позабыл…Знаете вы Лермонтова? – премилый малый. Не правда ли?2 дама: Да, я слыхала.1 дама: Скажите, пожалуйста, кто такое этот Лермонтов? Мне об нем много рассказывали.1 господин: Во-первых, он ужасный повеса, насмешник и злой насмешник; дерзок и все, что вы хотите; впрочем, очень умный человек2 дама: Я не так думаю о нем. Я его знаю давно, он к нам ездит, и я не заметила его злости, по крайней мере, он ни о ком так не говорил, как вы теперь про него.2 господин: О! Это совсем другое; с вами он, может быть, очень любезен, но…1 дама: Я сама слышала, что Лермонтова стоит опасаться…^ Освещается вторая половина сценыЮноша в роли поэта читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»Свет гаснет. Звучит голос автораАвтор: Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…2 действиеСалон сменяется литературной гостиной, участники которой (юноши и девушки) читают воспоминания о Лермонтове; вторая часть сцены остается без изменений^ Освещается гостиная1 участник: Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся меж собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запоминали выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Глаза маленькие и быстрые? Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, неподвижно-темных глаз».2 участник: Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: « То были скорее длинные щели, а не глаза, щели, полные злости и ума» На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И – сардоническая улыбка…3 участник: А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой: «необыкновенно высокий лоб». И снова: «большие глаза». И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные»4 участник: И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные, как уголь», «с двумя углями вместо глаз». По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой».^ Освещается другая часть сценыЮноша в роли поэта читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…»Во время чтения на экран проецируются портреты М. Ю. Лермонтова Свет гаснет. Звучит голос автораАвтор: Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным. Желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица». «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», - читаем мы в записках светской красавицы. «Скучен и угрюм», - вторит другая… ^ Освещается гостиная1 участник: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки…» -, вспоминает князь Лобанов-Раевский, с которым Лермонтов встречался в Петербурге.2 участник: «Когда бывал задумчив, - пишет узнавший его на войне артиллерийский поручик Мамацев, - что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьезно-грустным; но как только являлся в компании своих гвардейских товарищей, он предавался тому же банальному разгулу, как и все другие; в это время делался более разговорчив, остер и насмешлив, и часто доставалось от его острот дюжинным его товарищам».3 участник: Лермонтов терпеть не мог рисоваться и, как пишет один из его современников, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности. «Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более, чем драгоценность» Эти строки взяты из журнальной статьи писателя Дружинина, высоко ценившего поэзию Лермонтова^ Освещается другая часть сценыЮноша в роли поэта читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк»Гаснет свет. Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»Звучит голос автораАвтор: Лермонтов не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. Он оставался доверчивым и неосторожным. И больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. И чувство одиночества в царстве произвола и мглы было для него неизбежным и сообщало его поэзии характер трагический. Но при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию,, к подвигу…^ Освещается первая половина сценыЮноша в роли поэта читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»Освещается гостиная4 участник: Все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы. В строках «Люблю отчизну я…» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…1 участник: Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, - поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. ^ Освещается первая половина сценыЮноша в роли поэта читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»Свет гаснет. Звучит голос автораАвтор: Десять лет писал он стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Еще три года понадобилось для того, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник. Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Вот такой и был Лермонтов. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.Звучит романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»Использованная литература1. И. Л. Андронников «Образ Лермонтова». – М.: Правда, 19882. М. Ю. Лермонтов Сочинения в двух томах /Сост. и комм. И. С. Чистовой. – М.: Правда, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Восстание в Тургае в 1916 г
Реферат Виды и масштабы воздействий нефтедобывающей промышленности на лесной фонд Ханты-Мансийского автономного округа
Реферат Транспортний комплекс світу
Реферат Jonathon Swift Essay Research Paper It is
Реферат Налогообложение на Украине (Система оподаткування в Українії податкова політика в сучасних умовах)
Реферат Национальный Банк Украины, как главный элемент банковской сиситемы
Реферат Рынок ссудного капитала
Реферат 2. "о развитии маршрутной сети и реконструкции путевого хозяйства мп нижегородэлектротранс"
Реферат Современная буржуазная философско-религиозная антропология (концепции Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена)
Реферат Приоритет гносеологии. Проблемы достоверности знания: рационализм Р.Декарта.
Реферат Фирма и условия её функционирования’
Реферат Рынок ценных бумаг: тенденции и перспективы
Реферат Poverty During The 6080s Essay Research Paper
Реферат Трансформація біблійних образів у містерії Івана Огієнка Каїн і Авель
Реферат Выполнение операций алгебраического сложения и сдвига в ЭВМ