«О текущем моменте» № 1 (85), 2009 г.«Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный»???1— есть ли альтернатива?В предлагаемой вниманию читателя аналитической записке мы не будем заниматься рассмотрением разного рода «мелких» событий ближайшего прошлого ― таких, как: фактическая победа И.В.Сталина в проекте «Имя России», хотя формально в нём победил Александр Невский2; крушение на Алтае вертолёта Ми-171 с VIP-браконьерами3 на борту — холопами, дорвавшимися до власти и впавшими во вседозволенность барства; обнажённо-марионеточный характер поведения в вопросе о транзите газа и оплате его поставок для собственных нужд Украины, чей режим заправилы США норовят приспособить к делу опосредованного управления Россией и Европейским союзом в своих интересах; «мировой финансово-экономический кризис» во всех его аспектах от политического шоу до мошенничества в особо сверх-крупных размерах, и т.п. скоротечные (по историческим меркам) эпизоды, включая и избрание нового «предстоятеля» РПЦ взамен скончавшегося А.М.Ридигера. Обратимся к более значимой проблематике первого приоритета обобщённых средств управления / оружия.ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Место культуры в спектре общебиологических явлений 22. Генетически запрограммированный познавательно-творческий потенциал человека и характер культуры 53. Методология познания и творчества: как таковая; иллюзия её освоения и освоение 8 3.1. Методология познания и творчества как таковая 8 3.2. Методология: иллюзия освоения и освоение 93.2.1. Суть проблемы 93.2.2. Некоторые организационно-политические аспекты перехода к культуре на основе общедоступности методологии познания и творчества 143.2.3. Иллюзия освоения: иллюстрации 184. Некоторые перспективы жизни без освоения методологии 255. Некоторые «задачки» для освоения методологии 25 ^ 1. Место культуры в спектре общебиологических явлений Начнём с общебиологических явлений, поскольку биология вида «Человек разумный» — фундамент его социальности и культуры, вследствие чего, адекватное понимание сути и перспектив человечества без понимания взаимосвязей социальных и общебиосферных явлений — невозможно. Всякий биологический вид многоклеточных может быть отнесён к одной из двух категорий: виды, в которых информационно-алгоритмическое обеспечение поведения взрослых особей полностью запрограммировано генетически (таковы растения, моллюски, кишечнополостные, насекомые) — оно передаётся в готовом к употреблению виде по наследству от поколения к поколению на основе генетического механизма вида и «инсталлируется» в организме в процессе выполнения генетической программы развития организма, начиная от момента образования зиготы (первой клетки нового организма);виды, в которых информационно-алгоритмическое поведение взрослых особей включает в себя две составляющие:генетически обусловленную, которая (как и в первом случае) передаётся в готовом к употреблению виде от поколения к поколению и «инсталлируется» в процессе выполнения генетической программы развития организма;индивидуально нарабатываемое особью в процессе взаимодействия со средой на протяжении всей её жизни. Виды, относимые ко второй категории, отличаются друг от друга как общим объёмом и функционально ориентированным составом каждой из компонент информационно-алгоритмического обеспечения поведения взрослых особей, так и соотношением их долей. Кроме того, среди видов, относящихся к этой категории, есть виды, в которых отсутствует какая бы то ни было забота и воспитание со стороны представителей старших поколений в отношении молодняка, вследствие чего все особи нарабатывают внегенетически обусловленную компоненту своего информационно-алгоритмического обеспечения самостоятельно (таковы почти все рыбы и многие «яйцекладущие»1). Но в этой же категории есть виды, в которых забота родителей или иных представителей старших поколений о молодняке и воспитание старшими младших в большей или меньшей мере выражены, благодаря чему некоторая доля внегенетически обусловленного информационно-алгоритмического обеспечения перенимается молодняком у других особей (и прежде всего у взрослых) или вырабатывается под их руководством в процессе внутрипопуляционного общения. Соответственно этим видовым особенностям и внегенетическая составляющая информационно-алгоритмического обеспечения во многих видах не однородна по своему составу и включает в себя две взаимосвязанные компоненты: первая представляет индивидуальные наработки особей, которые если и распространены в популяции достаточно широко, то только благодаря тому, что все их носители выработали их более или менее единообразно (в этом единообразии проявляется объективность Меры — матрицы возможных состояний) независимо друг от друга во взаимодействии со средой; вторая наличествует не во всех биологических видах и невозможна без первой — она включает в себя такие наработки, которые распространяются в популяции за счёт того, что наработки одних особей перенимаются в готовом к употреблению виде другими особями, чьё непосредственное взаимодействие с факторами среды, послужившими причиной возникновения в популяции соответствующих наработок, — не является обязательным, по крайней мере, в ходе перенятия этих наработок у других. По сути вторая компонента внегенетической составляющей информационно-алгоритмического обеспечения в совокупности с первой представляет собой культуру вне зависимости от природы и характера тех каналов информационного обмена между особями, на основе которых наработки одних становятся достоянием других (без первой компоненты культура не может ни возникнуть, ни развиваться и, если первая компонента в ней подавлена, то такая культура обречена на деградацию вплоть до полного исчезновения). Как уже неоднократно говорилось в материалах Концепции общественной безопасности (КОБ)2: культура человеческих обществ — совокупность всего информационно-алгоритмического обеспечения жизни людей, не передаваемого от поколения к поколению в готовом к употреблению виде на основе генетического механизма вида «Человек разумный».3 И по существу своему первая из двух названных выше компонент культуры представляет собой генетически запрограммированный познавательно-творческий потенциал в процессе его реализации. Но сама возможность культуры и потенциал её развития тоже запрограммированы генетически. Во всём многообразии биологических видов в биосфере Земли человек (Homo sapiens — «Человек разумный») выделяется наибольшим объёмом и наибольшей долей внегенетически обусловленного информационно-алгоритмического обеспечения особей. При этом культура человечества наиболее многогранна и содержит такой объём информации, что один индивид не в состоянии освоить её во всей полноте и детальности не только до вступления в пору взрослости, но и за всю жизнь: объёмы информации в ней на порядки превосходят «информационную ёмкость» индивида, по крайней мере при том способе существования, который ведёт человечество ныне и вело в обозримом историческом прошлом. Это соотношение объёма информации в культуре и «информационной ёмкости» индивида — объективная данность, — фактор, вынуждающий людей к объединению и взаимопомощи в делах и в жизни вне зависимости от того, осознают люди этот факт и осознанно волевым порядком строят своё поведение соответственно, или же — вопреки нему осознанно либо бессознательно пытаются упражняться в индивидуалистическом превознесении друг над другом. В культуре всякого человеческого общества можно выделить её фундаментальную часть — то, что определяет суть (характер) жизни общества, и нечто сопутствующее и быстро (по отношению к продолжительности жизни поколений) преходящее. Если рассматривать жизнь общества на исторически продолжительных интервалах времени, то к фундаментальной части можно отнести такие компоненты культуры, как: жизненные идеалы1 и верования (поскольку они очень сильно взаимосвязаны и во многом обуславливают друг друга, то мы их объединили в одном пункте), фактически действующие организационно-этические принципы и выражающие их нормы поведения, на которых строится взаимодействие людей в обществе и общественные институты (исторически реально они могут очень далеко отходить от идеалов), наработки фундаментальной науки, прикладные знания и навыки, на основе которых строится вся хозяйственная деятельность людей в этом обществе. При этом необходимо отметить, что фундаментальная часть, сохраняя свою значимость в жизни общества в преемственности поколений, содержательно изменяется в ходе общественно-исторического развития. И хотя культура во многом изменчива и пластична, что выражается в изменении её элементов на протяжении жизни одного поколения, в ней имеются элементы, неизменные в преемственности поколений: в силу разных причин как биологического и природно-географического, так и социально обусловленного характера. Такие элементы культуры становятся факторами давления среды обитания на биологический вид, и к ним генетический механизм вида при смене поколений так или иначе подстраивает генетику соответствующей культурно своеобразной популяции2: те индивиды, которые не вписываются в этот процесс адаптации — подчинения личности устойчивой в преемственности поколений культуре, — либо отторгаются обществом носителей этой культуры, либо погибают в нём, либо прилагают усилия к целенаправленному изменению культуры так, чтобы они сами и другие люди, в чём-то им аналогичные, могли жить в изменённой ими культуре этого общества.3 «Человек разумный» — единственный биологический вид в биосфере Земли, биологическое и культурологическое будущее которого (вплоть до свершения следующего эволюционного шага в биологической эволюции осмысленно-целесообразно по своему осознанному выбору) во многом обусловлено его осознанно-осмысленным отношением к самому себе непосредственно (а опосредованно — к самому себе через его отношение к Мирозданию), его собственными устремлениями. И потому: Особая тема в социологии и культурологии как одной из её ветвей — это вопросы о том, 1) что именно из генетически запрограммированного потенциала развития человека мы не осваиваем по причине невостребованности этих генетически заложенных способностей в исторически сложившейся порочной культуре, и 2) как изменить культуру, чтобы она стимулировала полное освоение генетического потенциала, предопределённого Промыслом. Возможность дать адекватнее ответы на эти вопросы обусловлена прежде всего прочего тем, как культура (представляющая собой информационно-алгоритмическую систему) «относится»4 к познавательно-творческому потенциалу людей, составляющих культурно своеобразное общество.^ 2. Генетически запрограммированный познавательно-творческий потенциал человека и характер культуры Варианты «отношения» культуры к познавательно-творческому потенциалу как к объективному фактору могут быть различными. Во-первых, культуру всякого общества можно отнести к одному из двух классов:культуры, в которых эта проблематика не осознаётся никем;культуры, в которых эта проблематика осознаётся хотя бы некоторыми.Во-вторых, в каждом из двух названных выше классов культур также возможны варианты:культуры, алгоритмика которых безразлична к деятельности индивидов, направленной на освоение их познавательно-творческого потенциала, в том смысле, что каждый со своим познавательно-творческим потенциалом делает всё, что ему угодно: хочет — осваивает и развивает, а хочет — занимается чем-то другим;культуры, алгоритмика которых направлена на подавление познавательно-творческого потенциала большинства в угоду тем или иным меньшинствам — вплоть до генетического закрепления эффекта подавления или уничтожения познавательно-творческого потенциала;культуры, алгоритмика которых направлена на как можно более полное освоение познавательно-творческого потенциала всеми и развитие его в последующих поколениях. Три последних утверждения следует понимать в том смысле, что они касаются основной статистической массы живущих в соответствующей культуре, а в «хвостах» статистического распределения могут быть и отличия от доминирующего характера, которые могут оказывать своё воздействие на изменение характера культуры в целом, а могут и не оказывать сколь-нибудь ощутимого воздействия на характер культуры в целом, вследствие чего культура сохраняет своё качество в преемственности поколений. Однако такое понимание в статистическом смысле не относится к первым двум утверждениям, поскольку первые два утверждения разделяют множество культур на два класса по качественному признаку, а не по количественным, с какими имеет дело математическая статистика и теория вероятностей. Если говорить о культурах, алгоритмика которых направлена на подавление познавательно-творческого потенциала большинства, то встаёт вопрос о характере субкультуры меньшинства, в интересах которого так или иначе подавляется познавательно-творческий потенциал большинства. Субкультуры такого рода меньшинств, с поправкой на то, что они ― субкультуры неких социальных групп, а не культуры общества в целом, также могут быть соотнесены с описанной выше классификацией. Если вдаваться в этнографический и исторический анализ (его в настоящей записке мы опустим), то можно увидеть, что разные по своему характеру культуры обладают разной устойчивостью в преемственности поколений. И среди них есть самоубийственные варианты, переход к которым означает гибель общества в течение жизни одного — нескольких поколений. Термин «гибель общества» в данном случае подразумевает не только вымирание носителей самоубийственной культуры, но и поглощение выживших иными культурами и утрату ими прежнего культурного своеобразия в большей или меньшей мере. Однако наряду с этим можно выявить и общую тенденцию развития культур, устойчивых в преемственности поколений. Эта тенденция состоит в переходе к культуре, в которой:проблематика освоения личностного познавательно-творческого потенциала всеми в русле Промысла Божиего осознаётся каждым психически здоровым индивидом;алгоритмика личностно-эгрегориального и личностно-социального взаимодействия направлена на освоение познавательно-творческого потенциала всеми в русле Промысла Божиего. Если кризисное развитие России на протяжении нескольких веков, в интегральной культуре которой наличествовало и наличествует множество субкультур, относящихся ко всем выше перечисленным типам и их подтипам, соотнести с тем фактом, что Вы читаете настоящую записку, то это означает: Русская многонациональная региональная цивилизация — лидер человечества в этом процессе, поскольку в культурах прочих региональных цивилизаций и их народов эта проблематика публично по её существу не обсуждается. Осознанность проблематики познавательно-творческого потенциала и ориентация культуры как информационно-алгоритмической системы на освоение его всеми означает, что в обществе неизбежно должна возникнуть и развиваться метрологически состоятельная1 теория познания и творчества, соотнося которую с Жизнью, каждый бы мог осваивать свой личностный познавательно-творческий потенциала, помогать в этом деле другим и воспитывать детей так, чтобы их познавательно-творческий потенциал безпрепятственно раскрывался и осваивался. Т.е. в жизни общества теория познания и творчества (компонента культуры, общественное достояние) должна выражаться в эффективных познавательно-творческих навыках всех людей — в их личностной культуре психической деятельности (это — неотчуждаемое и неотъемлемое личное достояние). Познание и творчество взаимосвязаны: познание включает в себя познание существующего и познание возможностей существования того, что ещё не существует, по крайней мере в пределах восприятия субъекта; а творчество включает в себя воплощение в жизнь выявленных в процессе познания возможностей осуществления чего-либо. Организация психической деятельности человека такова, что познание и творчество в своей основе носят внелексический характер. Но исторически реально членораздельная речь — основной канал информационного обмена людей друг с другом, и соответственно языковая культура в виде изустно передаваемых преданий и сказаний, а с появлением письменности — и текстов — скелетная основа культуры всех человеческих обществ. Поэтому те познавательно-творческие достижения, которые не нашли своего адекватного метрологически состоятельного выражения в языковой культуре общества, большей частью утрачиваются, хотя некоторая часть из них может передаваться другим людям (в том числе и в преемственности поколений) на основе внеязыковых средств в личностном общении носителей соответствующих достижений: большей частью на тех же принципах, на основе которых мама-кошка учит жизни своих котят. В особенности это касается навыков, а не теоретических знаний: освоение навыков требует от индивида выработки в нём самом соответствующей личностной культуры психической деятельности — алгоритмики получения и переработки информации и управления на её основе своим организмом (прежде всего) и обстоятельствами в жизни. Хотя практически любой навык может быть описан словами (вопрос только в том, сколько слов потребуется для передачи того минимума информации, который позволит освоить навык на основе изустного повествования или текста), но неизбежно наступает момент, описываемый древнегреческой поговоркой: «Здесь Родос — здесь и прыгай»1 — она представляет собой метафорическое выражение принципа «практика — критерий истины». В культурах, алгоритмика которых направлена на то, чтобы все владели эффективными познавательно-творческими навыками (их совокупность можно назвать «методологией познания и творчества») вопрос об описании методологии познания и творчества может не вставать, как в нашей культуре не встаёт вопрос об описании навыка ходьбы на двух ногах. Не будет этот вопрос вставать и в культуре, алгоритмика которой достаточно эффективно и уже давно подавила познавательно-творческий потенциала большинства, подобно тому как не вставал бы вопрос об описании ходьбы на двух ногах в гипотетически воображаемой субкультуре тех, кого во младенчестве ослепили и вырастили со спелёнутыми ногами. Освоение личностью познавательно-творческих навыков от этого гипотетического кошмара в стиле дурных сказок жанра «фэнтази» отличается тем, что генетическая программа развития организма человека, которой сопутствует процесс личностного становления, предполагает освоение определённых жизненных навыков в определённые возрастные периоды: отсюда в русском языке поговорка «не научился Ванечкой — Иван-Иванычем не научишься». Если в эти возрастные периоды соответствующие навыки не востребованы, то не будут развиты ни несущие их структуры организма, ни информационно-алгоритмическое обеспечение их деятельности. В более зрелом возрасте эти, не востребованные своевременно, навыки либо не могут быть освоены вообще, либо не могут быть освоены в полной мере. Это своего рода эквивалент ослепления и пеленания из приведённой выше аналогии в стиле «фэнтази», который в силу каких-то причин может нести алгоритмика культуры, направленная на подавление познавательно-творческого потенциала большинства. Соответственно, если этому большинству в жизни общества сопутствует некое меньшинство, чья субкультура в меньшей степени подавляет познавательно-творческие навыки, а тем более, если субкультура меньшинства стимулирует их развитие, то у этого меньшинства тоже нет причин задумываться о том, как в лексике выразить метрологически состоятельно методологию познания и творчества. Более того, у них может быть потребность в том, чтобы этого не было сделано, поскольку распространение в обществе познавательно-творческих навыков лишает их монополии на некий корпоративный социальный статус. Поэтому: Разрешение проблемы адекватного метрологически состоятельного описания методологии познания и творчества становится актуальным в процессе осмысленно волевого перехода от культуры, подавляющей познавательно-творческий потенциал общества, к культуре, в которой проблематика его освоения в наиболее полной мере в русле Промысла осознаётся всеми психически здоровыми людьми и алгоритмика которой направлена как на его наиболее полное освоение живущими, так и на развитие его в последующих поколениях. Однако это далеко не самая простая задача, поскольку: Познавательно-творческие навыки не существуют как некий формализованный универсальный алгоритм процесса познания, в который в его практическом применении в конкретике жизни надо всего лишь тупо подставить исходные данные, сформулировать требования к результату познавательно-творческого процесса1 (или выбрать подходящее в управляющем «меню»), после чего запустить алгоритм в действие и ждать выдачи заказанного результата. В силу этого обстоятельства невозможно метрологически состоятельно описать то, что объективно не существует.Познавательно-творческие навыки всегда выражаются в конкретных действиях в конкретной обстановке, которые сами по себе их затмевают, вследствие чего описание познавательно-творческих действий в их конкретике не является описанием познавательно-творческих навыков — методологии познания и творчества как таковой.2 Оба высказанных положения относятся и к обратному процессу — освоению познавательно-творческих навыков на основе описаний.^ 3. Методология познания и творчества: как таковая; иллюзия её освоения и освоение 3.1. Методология познания и творчества как таковая3 Психика человека организована так, что познание и творчество это — разрешение разного рода неопределённостей в системах взаимосвязей мировоззренческих и понятийных пар «это — не это», образующих множество, и увеличение количества элементов этого множества. Это касается как знания, выраженного языковыми средствами, так внелексического знания и навыков. Познавательно-творческий процесс (а равно процесс разрешения неопределённостей) представляет собой: постановку определённых по смыслу вопросов и нахождение определённых по смыслу ответов на каждый из вопросов. При этом элементарные звенья процесса, представляющие собой пару «вопрос — ответ» могут образовывать последовательности «вопросов — ответов», а могут — многомерные «сети» из последовательностей. При этом сами вопросы могут оставаться где-то в глубине безсознательного (личностного или эгрегориального) и не формулироваться ни в прямой, ни в опосредованной форме на уровне сознания личности. В сказанном нет ничего принципиально нового. Так «Советский энциклопедический словарь» (1987 г.) в статье, посвященной Сократу (древнегреческий философ, годы жизни: около 470 — 399 гг. до н.э.), характеризует его следующими словами: «один из родоначальников ДИАЛЕКТИКИ, КАК МЕТОДА ОТЫСКАНИЯ ИСТИНЫ ПУТЁМ ПОСТАНОВКИ НАВОДЯЩИХ ВОПРОСОВ». Все пары «это — не это» в мировоззрении индивида возникают как результат того, что Бог даёт индивиду Различение — по его нравственности, обуславливающей цели и характер деятельности индивида1. При озарении Различением в осознанном восприятии индивида Мир предстаёт как пара «это» на фоне «не это», и эту пару надо осмыслить в познавательно-творческом процессе во взаимосвязи её компонент с компонентами таких же пар, данных человеку в Различение ранее. В силу того, что над Различением властен только Бог (Коран, 8:29) эффективная личностная познавательно-творческая культура адекватная Жизни вне личностной искренней религиозности невозможна. Познавательно-творческий процесс опирается на мировоззрение и миропонимание индивида — такие, каковы они есть, и первым результатом познания является совершенствование мировоззрения и миропонимания, освобождающихся от разного рода неопределённостей, что подтверждается на основе принципа «практика — критерий истины». В процессе познавательно творческой деятельности совершенствуется и сама личностная культура познания и творчества. В силу этих обстоятельств: прочитать, запомнить — и даже понять — описание методологии познания и творчества (в том числе и со сдачей некоего «зачёта» квалификационной комиссии) — это одно, а освоить её и действовать на основе адекватной Промыслу осмысленно выработанной в себе самом личностной познавательно-творческой культуры — это совершенно другое.^ 3.2. Методология: иллюзия освоения и освоение 3.2.1. Суть проблемы Обратимся к рассмотрению процессов, протекающих в обществе в «эпоху перемен», когда его культура, исторически сложившаяся как подавляющая познавательно-творческий потенциал большинства на протяжении многих веков2, осмысленно волевыми действиями некоторой части общества преобразуется в тип, в котором алгоритмика культуры поддерживает освоение всеми познавательно-творческого потенциала в русле Божиего Промысла и эта проблематика осознаётся всеми как ключевая в деле обеспечения безопасности общественного развития. «Эпоха перемен» именно такого качества начинается тогда, когда кто-то:осознаёт роль методологии познания и творчества в жизни общества;начинает решать задачу метрологически состоятельного описания методологии познания и творчества; начинает обсуждать эту проблематику с окружающими без различия между ними по характеристикам социальной статусности в прежней культуре, т.е. информация даётся всем, кто не отказывается слушать и читать; Если при этом такие люди не встречают противодействия со стороны общества и его институтов (тем более доходящего до их изоляции от общества или физической ликвидации), то это обстоятельство служит катализатором вхождения общества в «эпоху перемен» названного выше качества. Отсутствие противодействия их деятельности может быть обусловлено двумя факторами: Во-первых, те, кто в самόм обществе и в его институтах мог бы своевременно оказать эффективное противодействие, просто не понимают «про что это? про какую такую “методологию” эти “придурки” говорят?», поскольку для них самих «методология познания» — пустые слова, за которыми они не видят никаких реальных явлений ни в своей собственной психике, ни в психике окружающих, и не считают, что обсуждение этой “проблематики” как-то затрагивает их собственные шкурные интересы. Такая их позиция — следствие того, что в них самих познавательно-творческий потенциал подавлен культурой, в которой они выросли. С их точки зрения люди бывают умные и глупые (от природы, «от породы», сами по себе и т.п.), а ум — так или иначе выражается в их социальном статусе. Если достойного (по критериям сложившейся культуры) статуса нет, значит — дураки: нечего на них и на их бредни своё время терять1.Во-вторых, те, кто реально властвует над этим обществом на основе того, что в их субкультуре познавательно-творческий потенциал не подавлен (либо подавлен в существенно меньшей мере), в критический период развития этого общества оказываются занятыми чем-то на их взгляд более важным, в силу того, что они, будучи лишёнными Различения Свыше, проглядели или своевременно не осмыслили предпосылки к кризису и изменению качества прежней культуры. Поэтому они своевременно не отдают команду «фас!» на подавление самочинных «умников». Это касается как кураторов и кукловодов общественных институтов, так и некоторой части их участников (тех, кто всё же понимает, что обсуждение этой проблематики лишает места в будущем сложившуюся в прошлом социальную систему и её культуру). Однако отсутствие противодействия введению в публичное обсуждение проблематики познавательно-творческого потенциала — не решающий фактор, а только катализатор, в той или иной мере ускоряющий процесс изменения качества культуры в будущем. Это обусловлено тем, что после того, как знание о проблематике познавательно-творческого потенциала, его роли в жизни и необходимости освоения его в русле Божиего Промысла «выплеснулось» в общество и начало в нём распространяться, даже полное физическое уничтожение этого общества не решает для его бывших властителей проблемы возврата к прежнему качеству культуры человечества, поскольку в результате этого события необратимо изменилось информационно-алгоритмическое состояние эгрегоров ноосферы планеты1. Уничтожить же что-либо из вновь появившегося в ноосфере — в подавляющем большинстве случаев невыполнимая задача: сделать будущее идентичным по всем параметрам ушедшему прошлому2 — невозможно в силу наличия «нестираемой» памяти Мироздания и наличия в Мере его бытия «определённой направленности и уклона русла, задающих параметры развития» каждой из систем в составе Мироздания, включая и глобальный исторический процесс человечества. Но культура, алгоритмика которой подавляет познавательно-творческий потенциал, такова, что для всех покалеченных ею в процессе их личностного становления, слова «методология познания и творчества» — пустые. Это — вне зависимости от того, каким социальным статусом обладают такие люди, и как они относятся к дошедшему до них знанию о методологии познания и творчества и её разносторонней роли в жизни общества: признают предлагаемое им знание достаточно достоверным и подлежащим освоению ими и обществом в целом; считают его вздором, не заслуживающим внимания; либо под воздействием своей нравственно-интеллектуальной искалеченности культурой, в которой они выросли, осознанно предпочитают спрятаться от Жизни в её «ракушке», полагая, что предложение освоить познавательно-творческий потенциал проистекает от «лукавого», поскольку нарушает по их мнению божественный запрет на вкушение плодов от «древа познания Добра и Зла»3; либо стремятся к тому, чтобы за счёт нового знания каким-то путём решить прежде всего (либо исключительно) свои какие-то мелко-житейские проблемы, предоставив жизнь общества её собственному течению. Тех, кого алгоритмика культуры не покалечила в процессе их личностного становления, либо кто смог исцелиться под воздействием потока жизненных обстоятельств, малочисленны: их доля в составе общества — единицы на тысячи и десятки тысяч, а то и меньше. Только они, ознакомившись с описаниями методологии познания, могут сказать, что они это и так знают, поскольку пользуются этим в своей жизни, но они никогда не задумывались о том, как это всё работает в их психике и как это выразить в словах. Кто-то из них способен после этого задуматься над проблематикой описания методологии познания и творчества и в том описании, с каким он встретился, что-то уточнить, развить и дополнить, либо, не признав его адекватным, — выразить свои представления о проблеме с нуля. И это — их вклад в прохождение общества сквозь «эпоху перемен». Остальные — покалеченное исторически сложившейся культурой подавляющее большинство, — встречаясь со словами «методология познания и творчества», даже пожелав освоить свой познавательно-творческий потенциал, наталкиваются на множество проблем организационно психического характера (следствие их искалеченности культурой), которые они далеко не всегда способны осознать, но без разрешения которых, свой познавательно-творческий потенциал они освоить не могут — не могут на основе описаний выработать эффективную личностную культуру познавательно-творческой деятельности. Однако неосознанность факта наличия ошибок в организации структуры собственной психики и в алгоритмике процессов обработки информации в ней способна породить иллюзию освоения ими методологии познания и творчества, т.е. искреннюю убеждённость в том, что их личностная культура психической деятельности в познавательно-творческих аспектах достаточно адекватна для деятельности в избранной ими той или иной предметной области. Прежде, чем по существу говорить о проблематике иллюзии освоения методологии познания и творчества, необходимо указать на два принципиальных обстоятельства:Освоение всякого знания, выраженного в тех или иных языковых формах, это — сопоставление языковым конструкциям (словам, словосочетаниям, фразам, символам, тексту или речи в целом) субъективных образных представлений (компонент личностного мировоззрения) — как из числа уже наличествующих в психике индивида, так и новых, которые должны быть выработаны им самим в процессе освоения знания.Преобразование освоенного таким образом знания в практический навык на основе знания это — выработка в себе самом определённо-целесообразных алгоритмов обработки информации и управления организмом (телом, биополем, собственной психической деятельностью) и включение вырабатываемых алгоритмов (стереотипов поведения) в алгоритмику собственной психики в целом, что может дополняться поиском и активизацией соответствующих генетически заложенных программ или перекачкой их из эгрегоров ноосферы или психики других людей в готовом к употреблению виде. Это — два разных процесса, причём далеко не во всех случаях они могут протекать параллельно друг другу, поскольку во многих случаях для того, чтобы начать второй процесс, — необходимо завершить первый. Если критические по своему качеству и количеству сбои происходят на стадии освоения знания, то человек либо честно признаётся, что освоение этого знания на основе доступного текста ему не удалось, либо, освоив лексикон, в котором новое для него знание нашло выражение, он становится пустословом (если соответствующие лексике образные представления у него не сформировались) или извратителем знания (если образные представления у него сформировались неправильно либо между компонентами мировоззрения и миропонимания сложились ошибочные взаимосвязи). При этом пустословы и извратители могут не осознавать того, кем они являются, и быть искренне убеждёнными в том, что они освоили не только знание, но и преобразовали его в эффективно работающий жизненный навык. Если сбои происходят на стадии преобразования знания в навык на его основе, то это подобно тому, что человек может знать, как надо ездить на велосипеде или плавать, но не уметь этого делать. Однако может возникнуть парадоксальная ситуация, когда такого рода не умеющий, но знающий, может оказаться достаточно успешным распространителем знания (т.е. учителем) или руководить процессом преобразования знания в навык (т.е. стать «не играющим тренером»), «производя» эффективных носителей навыка и знания. Если говорить об искалеченных культурой взрослых, то одна из проблем состоит в том, что их мировоззрение, миропонимание, организация психики и алгоритмика психической деятельности к тому времени, когда они встречаются с описаниями методологии познания и творчества, уже сформировались и представляют собой системы, обладающие некоторой инерционностью. И когда такой человек, чья психика на протяжении нескольких десятилетий его жизни формировалась большей частью социально-стихийным порядком (а не целенаправленно в соответствии с определёнными требованиями), сталкивается с проблематикой освоения методологии познания и творчества, то сама возможность войти в этот процесс и его «быстродействие» в нём ограничены тем бременем ошибок в мировоззрении, миропонимании, в организации психики и в алгоритмике психической деятельности, которые он успел накопить. Практически это означает, что без помощи других людей:одни в принципе не смогут войти в этот процесс, поскольку показатели их личностного развития недостаточны;другие смогут войти, но им не хватит оставшегося биологического ресурса организма для того, чтобы